Главные вкладки

    Технологическая карта учебного занятия раздела «Декоративное искусство в современном мире» Тема: «Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж» 5 класс
    план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

    Учебник   «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева 5 класс. Учебное занятие раздела «Декоративное искусство в современном мире». Тема: «Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж» 5 класс

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_izo_v_5_klasse.docx29.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «СТАРОСАВРУШСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

    АКСУБАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

    ФЕСТИВАЛЬ ОТКРЫТЫХ УРОКОВ «ФГОС В ДЕЙСТВИИ»

    НОМИНАЦИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

     РАЗДЕЛА «ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

    ТЕМА: «ТЫ САМ – МАСТЕР ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА. ВИТРАЖ»

    СОСТАВИТЕЛЬ: АБРОСИМОВА ОЛЕСЯ ВАЛЕНТИНОВНА

    Технологическая карта учебного занятия раздела

    «Декоративное искусство в современном мире»

    Тема: «Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж»

    Предмет

    Изобразительное искусство 5 класс

    Раздел

    «Декоративное искусство в современном мире»

    Тема урока:

    «Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж»

    Тип урока:

    Урок комплексного использования знаний

    Цель освоения учебного содержания

    Обучающий компонент:

    Формирование умения  классифицировать современные виды витража, понимания  роли  декоративно-прикладное искусство в жизни человека.

    Развивающий компонент:  развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, умения применять новые знания, умение работать в группах.

    Воспитывающий компонент: воспитание интереса к предмету, создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества, воспитание сознательного отношения к труду.

    Задачи урока

    1.Продолжение формирования знаний о  виде декоративно-прикладного искусства «Витраж»;

    2.Формирование навыка поиска необходимой информации;

    3. Осуществление  работы по выполнению приёмов и способов витража.

    Планируемые результаты

    личностные

    метапредметные

    предметные

    осознавать необходимость  уважительного отношения к произведениям декоративно-прикладного искусства,  значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений мастеров витража и работ учащихся

    Регулятивные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время на работу, и оценивать ее результаты.

    Познавательные: Анализировать собственную  художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.

    Коммуникативные: 

    проявлять активность для решения познавательных задач

    понимать «язык» декоративного искусства, осуществить  работу по выполнению приёмов и способов витража, создать расписные витражи на тему «Весна».

    Форма работы

    Фронтальная,  индивидуальная, групповая

    Межпредметные  связи

     музыка, литература, естествознание

    Используемая литература

    Учебник   «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева 5 класс

    Наглядные и дидактические средства

    Презентация на тему  «Витраж».

     Иллюстрации (виды витражей),  пакет документов: рисунок (один большой, несколько маленьких; инструкция, информационная справка).

    Общеклассный: плакат «Витраж».

    Литературный ряд: стихотворения «Я распахну окно…»  и др.

    Музыкальный ряд:  клип «Мир, который нужен мне»

    Оборудование

    Компьютер, проектор, экран, колонки

    Ход урока

    Этапы урока

    Задачи этапа

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формируемые УУД

    1. Организация класса

    1.  Создание условий для потребности учащихся участвовать в учебном процессе.

    2. Психологически подготовить учащихся к общению на уроке.

    1.Приветствие.

    2.Проверка рабочего места.

    3.Организация внимания.

    Распределение учащихся по группам (до урока) по различным картинкам на карточках, выдаваемых при входе в класс. Приветствие уч-ся. Приветственное слово учителя:

    - Добрый день, ребята. Меня зовут  Олеся Валентиновна и сегодня урок у вас проведу я. На входе в класс вы получили карточки и каждый сел за стол с изображением, соответствующему вашему рисунку.

    1.Проверяют готовность к уроку.

    2. Слушают учителя.

    Личностные УУД: сконцентрировать внимание, настроиться на работу на уроке.

    Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

    2. Актуализация знаний учащихся.

    Мотивационно- организующий этап.

    1. Актуализировать мыслительные операции, необходимые для готовности учащихся к работе на уроке: внимание, восприятие, мышление.

    Учитель.

    (подхожу к окну)

    Я распахну окно весенней ночью –

    И теплый ветер, запахи цветов

    Ворвутся в комнату, где одиноко очень,

    И мне подскажут строки для стихов.

    Стоя у окна, автор этих строк  увидел красоту мира. Что для вас значит окно? Для чего оно нужно человеку? А что это дает человеку? Вы увидели в окне только практическое применение.

    А может ли стекло быть произведением искусства? Может быть, этот клип вам поможет ответить на этот вопрос (идет клип «Мир, который нужен мне» )

    Ребята,  о чем этот клип? Что интересного вы в нем увидели? Что вас поразило? Что необычного вы увидели в обычных вещах?

    А знаете ли вы, как называется картина, выполненная из цветного стекла? Можете ли вы сказать, над какой темой мы сегодня будем работать? С чем познакомимся? А знаете ли вы происхождение этого слова?

     Ответы детей: чувство комфорта, защиты и т.д.)

    (рисовали на стекле, украшенное окно, краски, счастливые лица)

    (варианты ответов: витраж, рисунок на стекле)

    Слушают, участвуют в формулировании цели.

    Познавательные УУД: 

     - самостоятельно выделение и формулирование познавательной цели;

    - дать свое толкование слова.

    Создание уверенности, что четко поставленная цель даст возможность эффективно получить знания

    3. Изучение нового материала

    1. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала учащимися.

    2. Подготовить учащихся к выполнению практического задания.

    1 слайд - По латыни слово «витрум» обозначало «стекло», отсюда и произошло название «витраж» .  Давайте сейчас с вами отправимся в путешествие во времени  и познакомимся с историей витражей. Витражи появились  давно, еще во времена Древнего Египта. Но истинное рождение витражей произошло в Средние века, в Западной Европе

    4 слайд – Центром средневекового города был Собор.  Во времена Средневековья церковь имела огромное влияние на общественную, политическую и личную жизнь человека. Поэтому соборы украшали особым образом.

    5 слайд – зайдем внутрь Собора, чтобы узнать, что же здесь видели средневековые горожане.

    6 слайд -            

    Есть чудеса на белом свете:

    Глядели мы, глядели дети,

    Как через узкие оконца,

    Минуя каменный портал,

    Сюда снаружи проникал

    Огонь садящегося солнца.

    7 слайд -

    Вечерний свет уже погас, оставив стены,
    И ленты витражей стемнели постепенно.

    Был давний век суров,

    Но труд для вечных истин

    Витражных мастеров

    Был вправду бескорыстен:

    Ведь вы увидите под сводами немного,

    Видны творенья те лишь адресату - Богу.

    Давно прошла эпоха Средневековья, менялись города, менялись страны, менялись художественные стили. На долгие годы витражи оставались напоминанием о «темных» веках и сохранялись только в продолжавших служить Соборах.

    Ребята, как вы думаете, существует ли витражное искусство в наши дни? Чтобы получить ответ на этот вопрос, давайте проведем небольшое исследование. У вас на столах лежат материалы, внимательно изучите их, работая по инструкции.

    РАБОТА В ГРУППАХ.

    Выдать на группу пакет документов: рисунок (один большой, несколько маленьких; инструкция, информационная справка).

    Давайте проверим, правильно ли вы заполнили свои таблицы? Оглянитесь вокруг: увидели ли вы что-то необычное в классе? (ответы) Что-то подсказывают они вам? Я предлагаю вам, собрать именно те карточки, которые, по вашему мнению,  соответствуют направлению, над которым вы только что работали.

    Примеры карточек:

    Тиффани: кусочки стекла, медная лента, паяльник, светильник, ваза

    Фьюзинг: кусочки  цветного стекла, спекание, печь, объем, часы, украшения

    Расписной витраж: контур, витражные краски, цельное стекло, плоскость, дверь, окно

      А теперь каждая группа разместит карточки по  трем колонкам. Я предлагаю вам объяснить свой выбор, а помогут вам в этом таблицы, заполненные вами. Познакомьте своих товарищей с техникой, над которой вы работали. Кратко передайте суть и сформулируйте название направления.

    1.Принимают цель, определяют учебную задачу на урок.

    2. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы.

    ответы учеников: да, существуют, не знаю.

    Получают инструкцию, работают в группах Группа №1  работает над техникой Тиффани

    Группа №2 над техникой Фьюзинг

    Группа №3 техника расписной витраж

    Для каждой группы приготовлена таблица

    Ученики, работая в группе, должны ответить на вопросы и записать (наклеить) ответы в таблицу.

    Вопросы:

     1) прочитайте информационную справку

     2)  рассмотрите рисунки

     3) каков процесс изготовления, какие материалы требуются

     4) объемные или плоские предметы получаются

    5) где применяются (виды изделий)

    6) какие навыки нужны для изготовления

    Собирают группами карточки, определяя соответствующую категорию.

    Объясняют свой выбор. Представляют «свою» технику.

    Личностные УУД: знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества. 

    Коммуникативные УУД: - эмоционально воспринимать увиденное, принимать активное участие в беседе.

    Регулятивные УУД:

    - принимают и сохраняют учебную цель и задачу;

    - осуществляют самоконтроль.

    -  Способность работать в группе, договариваться друг с другом.

    - Уметь использовать полученную информацию.

    - Уметь применять полученные знания.

    - Отбирать, классифицировать полученную информацию

    - Развивать навыки публичного выступления.

    4. Закрепление новых знаний  и способов действий.

    1. Установить правильность и осознанность изученного материала.

    2. Выявить пробелы  освоения материала, провести коррекцию.

    Чтобы закрепить знания, которые вы получили в ходе работы, предлагаю вам выбрать среди предложенных рисунков только те, которые соответствую вашему виду витражного искусства. (выбор иллюстраций)

     Выполняют задание по намеченному плану, анализируют, взаимопроверяют и оценивают результат.

    ЛичностныеУУД:

    осуществляют работу по выполнению задания Коммуникативные УУД:

    учатся формулировать собственное мнение и позицию.

    Регулятивные УУД:

    осуществляют взаимоконтроль, оценивание.

    Метапредметные связи:

    межпредметные связи с музыкой..

    5. Этап контроля

    Контроль за правильностью выполнения способа действия. Проверить способность учащихся работать витражными красками по стеклу.

    Итак, вы познакомились с различными видами витража. Как вы думаете, а можем ли мы сейчас все эти техники в своей работе? Почему?

    Хорошо. Предлагаю вам мастерами витражного искусства и создать расписные витражи на тему «Весна». Перед вами находятся стекла, контур, витражные краски. Ваша задача, пока играет музыка, создать коллективную картину и представить ее нам.

    1. Проверяют, дают самооценку своей деятельности и её результатов.

     (ответы: только расписной витраж).

    Выполняют творческую работу в группах, используя витражные краски и стекло.

    Представление работы.

    Познавательные УУД:

    выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

    Коммуникативные  УУД:

    рефлексия своих действий.

    Регулятивные УУД:

    осуществляют пошаговый контроль по результату.

    6. Информация о домашнем задании

    Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения ДЗ.

    Организация дифференцированного ДЗ. Представление права выбора ДЗ.

    -создать эскиз по технике тиффани…

    - найти картины по видам витража  в интернете.

    Делают выбор ДЗ, задают вопросы.

    Коммуникативные УУД:

    участвуют в обсуждении вариантов ДЗ.

    Регулятивные УУД:

    осуществляют выбор в выполнении ДЗ.

    6. Итог урока.

     Рефлексия.

    1. Выявить уровень достижения ТДЦ урока.

    2. Дать оценку результата учебной деятельности класса  и отдельных учеников.

    Подвести итог занятия вместе с учащимися. Чему научились, что нового узнали на уроке?

    А как вы считаете, пригодятся ли вам полученные сегодня навыки в жизни? Где вы их можете применить?

    Как оцениваете свою работу на уроке? Поднимите жетоны.

    Ребята, помните ли вы, о чем мы говорили в  начале урока?

    Изменилось ли ваше представление об окне?

     Что теперь оно для вас значит?

     Человек , умеющий ценить прекрасное, видит необычное в обычных вещах и я желаю вам того же.

    Спасибо за урок.

    Отвечают на вопросы.

    Рефлексия.

    Я научился……

    Я узнал……..

    Мне понравилось…..

    Свою работу я оцениваю на «…..»

    Я хотел бы поблагодарить за работу на уроке………………… (кроме учителя).

    Ответы учащихся

    2. Убирают  рабочее  место.

    Коммуникативные УУД:

    - умеют использовать речь для регуляции своего действия;

    - строят понятные для собеседника высказывания.

    Регулятивные УУД:

    - дают объективную самооценку результатов своей деятельности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта учебного занятия по изобразительному искусству в 5Р классе по теме: "Древние образы в современных народных игрушках"

    В технологической карте  учебного занятия по изобразительному искусству по теме: "Древние образы в современных народных  игрушках" представлены: ТДЦ, методы обучения, оборудование и материал...

    Технологическая карта учебного занятия в 8 классе по теме:«Отмена крепостного права в России»

    Технологическая карта учебного занятия в 8 классе по теме:«Отмена крепостного права в России»...

    Технологическая карта учебного занятия в 8 классе по теме:«Отмена крепостного права в России»

    Технологическая карта учебного занятия в 8 классе по теме:«Отмена крепостного права в России»...

    Тема урока: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Витраж», раздел программы Б. М. Неменского: «Декоративное искусство в современном мире», тема по программе Б. М. Неменского: «Витраж в оформлении интерьера».

    Наше время ставит перед современными технологами, дизайнерами, инженерами задачи, когда в начале работы уже надо представлять конечный продукт и его свойства. Для решения таких задач нужны практически...

    Технологическая карта учебного занятия в 7 классе по теме Creativity and Innovation Day

    Технологическая карта учебного занятия 7 класс Creativity and Innovation Day...

    Технологическая карта учебного занятия английского языка в 5 классе "Учебные предметы. Расписание уроков."

    Технологическая карта урока изучения нового материала по теме "Учебные предметы. Расписание уроков" в 5 классе, УМК "Английский язык" Комарова Ю.А., Ларионова И.В., Гренджер К....

    "Технологическая карта учебного занятия по английскому языку в 3 классе по теме: «Традиции чаепития в России и Англии».

    ТемаEnglish tea and Russian Tea (традиции)Тип учебного занятияучебное занятие общеметодологической направленностиЦель учебного занятияОсвоение новой информации, дополнительного лексического мате...