Технологическая карта учебного занятия в 8 классе по теме:«Отмена крепостного права в России»
методическая разработка по истории (8 класс) по теме

Гавенко Ольга Александровна

Технологическая карта учебного занятия в 8 классе по теме:«Отмена крепостного права в России»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_uroka_v_8_klasse.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №2 г. Юрюзани

Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области

Технологическая карта учебного занятия в 8 классе по теме:

«Отмена крепостного права в России»

Составил: учитель истории высшей категории

Гавенко О.А.

Юрюзань 2011

  1. 8 класс. Примерные программы по учебным предметам

 «История» 5-9 класс: Проект М.: «Просвещение», 201-94 с-Стандарты второго поколения. Авторы учебника: Н.Н.Лазукова, О.Н.Журавлева

«История России: 8 класс». Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, - М.: Вента-граф, 2010.

  1. Учебная тема:

« Отмена крепостного права в России».

Эпиграф: «Я хочу дать свободу крестьянам… Гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу» Александр II.

  1. Цель и задачи учебного занятия.

Цель и задачи учебного занятия – знакомство учащихся с реформой отмены крепостного права, выявление ее основных положений, значение для развития страны, оценка реформы.

Задачи учебного года:

  1. Воспитание у детей патриотизма, нравственности, активной гражданской позиции на примерах деятельности выдающихся личностей эпохи реформ.
  2. Формирование представлений о важнейших исторических событиях этого времени, закрепление имеющихся знаний учащихся по изучаемой теме.
  3. Развитие навыков работы с документами, статистическими данными; умений работать в группе; оказание помощи в развитие индивидуальных, творческих и познавательных способностей обучающихся.
  1. Тип учебного занятия:

-Занятие по сообщению нового учебного материала с применением интерактивных методов.

  1. Литература:

-Н.Н.Лазукова, О.Н.Журавлева «История России: 8 класс». Учебник для учащихся образовательных учреждений. – М.Вентана-граф, 2010.

- Захарова Л.Г. «Александр II: Российские самодержцы:1801-1917» М. 1994г.

- Данилов А.А., Косулина Л.Г. поурочные разработки к учебнику «История России 19 век». М.2001 год.

- Е.В.Колганова, М.В.Сумакова поурочные разработки по истории России 19 век. 8 класс. М.Мнемозина.2004г.

-С.Г.Зубанова, Н.В.Чеботарева «занимательная история на уроках и внеклассных мероприятиях». М.изд. Глобус.2009г.

- Н.Н.Некрасов «Кому на России жить хорошо».

Источники:

-«Манифест об отмене крепостного права».

-«Общие положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

Оборудование и средства обучения:

- Мультимедийный проектор с экраном.

- Презентация по теме « Отмена крепостного права России».

- Карточка со словами.

- Разноцветные жетоны.

- Оформление доски.

6)       Этап учебного занятия:

Название этапа       Ведущая деятельности

Учитель

Учащихся

I.Организационный этап.

-Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы продолжим изучать эпоху царствования АлександрII (портрет на слайде);

- Как вы думаете, почему Александра II народ называл «царем-Освободителем»? (2 варианта ответа - воспитательный момент);

-На доске нет названия темы, как можно ее сформулировать, опираясь на содержание параграфа 18 (правильно «Отмена крепостного права в России» - запись на доске).

Ответы на вопросы учителя

Запись в тетради

II. Этап фронтальной проверки.

-Назовите причины отмены крепостного права в России;

Обращение к эпиграфу на доске «Я хочу дать свободу крестьянам… Гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, неужели снизу».

-Где, кем и когда были сказаны эти слова? Как Вы их понимаете?

Учащиеся называют экономические, политические и социальные причины (жетоны).

Ответы учащихся (жетоны)

III.Этап всесторонней проверки знаний, умений, и навыков (этим типом урока не предусмотрен)

IV.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

-Тема урока сегодня мы будем изучать по следующему плану (слайд)

План:

  1. Подготовка крестьянской реформы;
  2. Личное освобождение крестьян;
  3. Наделение крестьян землей;
  4. Выкуп земли крестьянами;
  5. Организация крестьянского самоуправления;
  6. Итоги и значения крестьянской реформы

Работа по 1 пункту плана:

Освещает учитель, сопровождая показом слайдов (Александр II, Н.А.Милютин, Я.И.Ростовцев - воспитательный момент).

Вывод на слайде: «Все что можно было сделать для ограждения выгод помещиков, сделано». Почему Александр II так сказал?  

Учащиеся слушают, рассматривают портреты, читают вслух по слайду краткую биографию.

Учащиеся отвечают на вопрос (жетоны)

V.Этапы «Усвоение новых знаний. Проверка понимания».

Для дальнейшей работы необходимо разбиться на группы согласно пункта 2,3,4,5 предложенного плана (слайд).

- Вы сами должны определить, какой группе вы относитесь и занять место в ней. В этом вам помогут карточки со словами. Если затрудняетесь – посмотрите текст на странице 152 или подойдите к учителю (карточки учащихся).

Задание №1: «Найдите свою группу»

Группа №1: Личное освобождение крестьян:

-крепостной крестьянин;

-гражданские свободы

-личное освобождение

-рекруты         

-телесное повреждение.

Группа №2: «Наделение крестьян землей»:

-земля;

-черноземные губернии;

-нечерноземные губернии;

-надел;

-отрезки.

Группа №3: «Выкуп земли крестьянами»:

-выкуп;

-временно обязанные;

-выкупная сделка;

-уставная грамота;

-старые повинности.

Группа №4: «Организация крестьянского самоуправления»:

-сельская община;

-сход;

-староста;

-мировой посредник;

-круговая порука.

Проверка задания №1(ответы на слайде, жетоны)

Задание №2: «Раскрыть свой вопрос на основе текста учебника и источников в любой форме: проект, рассказ, таблицы, схемы, рисунок, тезисы, пиктограммы, клипы и т.д.

Придумать вопрос сопернику».

Раздаточный материал.

Учитель помогает выбрать источники, указывает страницы в учебнике, координирует работу в группах.

Проверка выполнения задания.

Оценивание проектов или другой работы учителем жетонами: «5»-красный; «4»-синий; «3»-серый.

Оценивание вопросов и ответов учителем жетонами: «5»-красный; «4»-синий; «3»-серый.

Учитель делает выводы и обобщение во всем группам.

Учащиеся рассаживаются согласно карточкам по группам.

Страница 147 документа «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

Страница 148-149, текст и карта.

Страница 150, текст

Страница 150-151,текст

Работа в группах, выполнение заданий.

«Хранитель времени» (учащихся) следит за песочными часами (5-7 минут).

Защита проектов или другой работы. Оценивание проектов или другой работы учениками других групп жетонами: «5»-красный; «4»-синий; «3»-серый.

VI. Этап закрепления нового материала.

Пункт 6 плана изучается по учебнику совместно учителем с учениками.

Отрывок из поэмы А.Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»:

«Порвалась цепь великая,

Порвалась-расскочилася:

Одним концом по барину,

Другим-по мужику!...» (на доске)

-Как Вы понимаете слова Некрасова?

-Можно ли сказать, что отмена крепостного права в России - это единовременный акт?

Ответ учащихся, жетоны.

Подсчет жетонов.

VII.Этап инструктажа по выполнению домашнего задания.

  1. Обязательное задание: параграф 19, прочитать, выписать термины.
  2. Задание по выбору: страница 152, задание 2 (таблица)
  3. Задание для интеллектуалов: страница 152 «Давайте обсудим» (3 человека).

VIII.Этап подведения итогов урока.

Учитель делает выводы по изученной теме. Выставление оценок согласно результатам подсчета жетонов.

Саморефлекция деятельности учащихся: учащиеся показывают жетоны с «!» и «?», которые обозначают: «!» - материал понятен; «?»-материал не понятен.

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта учебного занятия в 8 классе по теме:«Отмена крепостного права в России»

Технологическая карта учебного занятия в 8 классе по теме:«Отмена крепостного права в России»...

технологическая карта учебного занятия 5 класс

Класс5ТемаВнутренне строение Земли. Слои «твёрдой» Земли.Цели1. Формирование  представлений о внутреннем строении Земли.2. Развитие навыка моделирования на примере модели внутреннего строения Зем...

Технологическая карта учебного занятия по обществознанию по теме "Избирательное право в Российской Федерации"

Технологическая карта учебного занятия позволяет провести учебное занятие в соответствие с современными требованиями, указав все этапы деятельности преподавателя и обучающихся, оценить обучающимся св...

"Технологическая карта учебного занятия по английскому языку в 3 классе по теме: «Традиции чаепития в России и Англии».

ТемаEnglish tea and Russian Tea (традиции)Тип учебного занятияучебное занятие общеметодологической направленностиЦель учебного занятияОсвоение новой информации, дополнительного лексического мате...

Технологическая карта урока литературы на тему "Протест Герасима против крепостного права"

Цель: помочь учащимся понять, как безмерно горе главного героя и как велико чувство радости при мысли о возможности совершить самостоятельный поступок;  рассмотреть, является ли самостоятельный п...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ 6 класс «Уход за швейной машиной.»

Цели обучения Познавательные: дать представление о техническом состояние швейной машины и правилах ухода за бытовой швейной машиной.Воспитательные:  формировать ответственное отношение к швейному...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ 7 класс «Основы рационального питания. Минеральные вещества»

Цели обучения Познавательные: дать представление о значении рационального питания в жизни человека, роли минеральных веществ, их содержание в пищевых продуктах.Воспитательные:  формирование ответ...