Урок Изобразительного искусства в 5 классе по теме: Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства (Роспись матрешки)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Оксана Геннадиевна Литовко

Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы —

 (матрешки).       

Первые русские матрешки были созданы в Сергиевом Посаде, как забава для детей, которые помогали усвоению понятия формы, цвета, количества и размера. Спрос на них появился сразу же. Через несколько лет после появления первой матрешки  практически весь Сергиев Посад делал этих обаятельных куколок.

А что вы знаете о матрешках?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ty_sam_master._matreshka.docx31.94 КБ
Файл ty_sam_master_-_matreshkii.pptx764.05 КБ

Предварительный просмотр:

Урок Изобразительного искусства в 5 классе по теме:

Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства

(Роспись  матрешки)

Цели:

  1. Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки.
  2. Развитие у детей познавательного интереса к истории и культуре России, творческих способностей и фантазии.
  3. Воспитание у детей эстетического и художественного вкуса.

Задачи:

  1. Обучить умению выделять характерные средства художественной выразительности в работах народных мастеров, анализировать и сравнивать матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана.
  2. Научить расписывать матрешек, используя свою фантазию, создавать свой собственный стиль.
  3. Развивать умение высказывать свою точку зрения при оценке выполненных работ, уважать мнение товарища.

Оборудование: 

 для учащихся: лист бумаги, вырезанный силуэт матрешки, кисти, краски(гуашь), баночка, тряпочка.

для учителя:  компьютер, проектор

Наглядный материал

  1. Презентация
  2. Матрешки.
  3. Болванки для матрешек.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели занятия.
  3. Изучение теоретического материала по плану:
  1. Как появилась матрешка
  2. Матрешка - обобщенный образ русской красавицы.
  3. Матрешка – символ русского народного искусства
  4. Развитие до наших дней
  5. Традиционные русские матрешки и их отличительные особенности.
  6. Современные авторские.
  7. Особенности изготовления и этапы росписи.
  1. Закрепление изученного материала -  вопросы для самопроверки
  2. Самостоятельная работа.
  3. Подведение итогов.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Я рада снова приветствовать вас на занятиях. Надеюсь, что настроение у вас отличное, и вы, несомненно, готовы к новым открытиям и творческим начинаниям.

                                                             

  1. Сообщение темы занятия.

Тема урока таится в ответе на загадку, итак –

Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы —

 (матрешки).       (слайд 2   )

Действительно, сегодня поговорим о матрешке, о возникновении и видах русской матрешки, узнаем об особенностях изготовления и этапах росписи матрешки и выполним авторские матрешки.

Очень любят все матрешки
Разноцветные одежки:
Всегда расписаны на диво
Очень ярко и красиво.
Они игрушки знатные,
Складные и ладные.
Матрешки всюду славятся.
Они нам очень нравятся!

Эти русские матрешки,
Разноцветные одежки,
На секреты мастерицы,
В старшей прячутся сестрицы.
Сколько их там не поймешь,
Если младшей не найдешь.

(слайд 3)

  1. Изучение теоретического материала.
  1. Беседа о возникновении матрешки.

-  Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрешка? (слайд № 3)

А как   же было на самом деле?

По легенде, на японском о. Хонсю обосновался беглый русский монах, который соединил восточную философию с детской игрушкой.

Он вырезал фигурку буддийского божества счастья и долголетия Фукурума, у которого голова вытянулась вверх от многочисленных раздумий.   (слайд №    4  )

     Внутри неё спрятанна другая, поменьше, которая также состояла из двух половинок. Всего таких кукол насчитывалась 5

     Считается, что такую фигурку однажды привезли в усадьбу известного мецената Мамонтова, и именно с этого момента начинается история матрешки в России.

В гостях у известного мецената оказался художник Малютин, который заинтересовался диковинкой и вдохновился на создание собственного эскиза. Деревянные формы поручили выточить мастеру Звездочкину.

     Василий Звездочкин, на токарном станке выточил свою первую матрешку. Затем, известный художник Сергей Малютин    

Расписал фигурку на русский лад – это была круглая румяная девушка в цветастом платке,    сарафане, в переднике, с черным петухом в руке.   (Слайд № 5).

Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, отличались друг от друга, а последняя изображала спеленатого младенца.  

       Русскую деревянную куклу назвали матрешкой по имени Матрена, очень распространенному в народной среде.

  1. Матрешка – обобщающий образ русской красавицы.

Условны форма игрушки, изображение лица и наряда. Матрешка выражает предельно обобщенный образ русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, черные брови, маленький рот. Такой же образ красавицы воспевался в русских песнях и сказках.

3. Матрешка – символ русского народного искусства.

- Знаменитая русская матрешка в 2020 году отметила  120 лет с начала массового кустарного изготовления.

За этот небольшой период матрешка стала одним из символов русского искусства.

 В настоящее время существует несколько центров по изготовлению и росписи матрешек.

Это подмосковный Сергиев Посад, нижегородские центры в г. Семенове, в селах Полховский - Майдан.

4. Развитие до наших дней. 

Матрешка быстро стала популярной, (слайд 6). Ассортимент расширялся, и куклы уже изображали не только румяных девушек, но и пастушков, женихов и невест, дедушек и бабушек. Появлялись и тематические серии. Например, такие:

к 100-летнему юбилею Гоголя – фигурки были выполнены в виде героев произведений этого писателя; (слайд 7)

к столетию с окончания Отечественной войны 1812 года – самые большие матрешки были с лицами главных полководцев (Кутузова и Наполеона), а внутри помещались их подчиненные; (слайд 8)

в честь сказок: «Конек-Горбунок», «Жар-Птица», «Репка» – куколки изображали всем известных персонажей, (слайд 9)

5.Традиционные русские матрешки и их отличительные особенности.

Первые русские матрешки были созданы в Сергиевом Посаде, (слайд 10) как забава для детей, которые помогали усвоению понятия формы, цвета, количества и размера. Спрос на них появился сразу же. Через несколько лет после появления первой матрешки  практически весь Сергиев Посад делал этих обаятельных куколок.

Матрешка из Сергиева Посада имеет ряд отличительных черт:  плавно ровно круглится форма матрешки, медленно перетекает из одного объема в другой. Роспись гуашью  с черной графической наводкой и лаковое покрытие. Она наряжена в сарафан, кофту, передник, платок, а в руках она держит узелок, корзинку или  цветы.

Матрешки из Полховского Майдана, (слайд 11 )

Полхов – Майданские матрешки можно сразу узнать по необычной форме головы, удлиненному силуэту, характерному цветку и традиционному для этой росписи малиновому цвету. Яркие сочные краски звучат во всю силу. Рядом с малиновым ложиться темно-зеленый, а синий с желтым. Все объединяет черный контур.  

       Появилась игрушка в 1920-х годах в селе Полховский Майдан, Горьковской области.

У неё нет никаких конкретных деталей, как руки платок, сарафан, кофта, характерных для Сергиевской  матрешки. Лицо обрамляют «кудри» - подлинная деталь старинного местного наряда.

Женщины убирали волосы под кокошник,

Девицы – под ленты, а вокруг лица в головной убор втыкали «кудри» - черные, завитые штопором, перышки селезня.

   

Основным мотивом росписи является цветок шиповника – алый пятилистник. Часто это яркая роза, вокруг которой располагаются мелкие цветочки и зеленые листья.   Цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрывали фигурку матрешки спереди.

Семеновская матрешка из г. Семенова, горьковской области. Мастера в 1922 году заимствовали эту игрушку их Загорска, но украшать её стали по-своему, (слайд   12 )

       Сочетание красителей, желтых, зелёных, фиолетовых, красных дают выразительный колорит. 

       Ярким цветом окрашены платок, рукава, сарафан. Черные на пробор волосы обрамляют овал лица, строго смотрят небольшие глаза, собран бантиком маленький рот.

       Самое же главное – декор, крупная цветовая роспись, заполняющая весь центр фигурки. Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды, листья собраны в разнообразные букеты.

Основной цвет в росписи – красный, черный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове платок, украшенный по кайме.

Ой ты барышня-матрёшка,
Разноцветная одёжка,
Знает весь огромный мир
Этот русский сувенир!

(слайд   13)

6. Современные авторские матрешки.

В современном мире русская матрешка переживает своеобразное возрождение. Наибольший интерес стала представлять матрешка выполненная художником – индивидуалом, профессионалом или любителем по собственному замыслу. Появились различные варианты русской матрешки, одетой в народную одежду.    (Слайд 14 ). 

    Фантазии современных художников нет границ. Матрешки - девушки, женщины с корзинками фруктов, самоварами, различными ковшами и кувшинами. Предметы, которые матрешки держат в руках, превращаются в своеобразные натюрморты.

По типу росписи фартука различают несколько разновидностей матрешек.

На фартуках изображены сюжеты народных сказок, живописные пейзажи, известные картины русских художников – пейзажистов, приемы традиционной Хохломской росписи, «под Гжель»,  «под Жостово»,   памятники архитектуры, стилизованные изображения людей, животных,

       Русская расписная матрешка представляет собой уникальное явление в современной мировой культуре. Недаром она привлекает внимание любителей и коллекционеров изобразительного искусства, как в нашей стране и за рубежом. 

7. Особенности изготовления и этапы росписи матрешки.

Как же рождается матрешка?

Делают матрешки из лиственницы, липы и осины, срубленных обязательно ранней весной.

Древесина выдерживается два-три года, затем обтачивается на станках, тщательно обрабатывается

Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтобы не было ни сучка, ни трещинки, и только убедившись в качестве заготовки, приступает к работе.

Сначала точит самую маленькую, порой она бывает совсем крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше…

Этапы росписи

  • Шлифовка заготовки
  • Обводка контура узора
  • Прорисовывание фона
  • Прорисовывание деталей
  • Окончательная обводка.
  1. Закрепление изученного материала в игре  - вопросы для самопроверки

С какими видами русской матрешки мы познакомились сегодня на уроке?

Полхов - Майданская матрёшка, Сергиево-Посадская матрёшка, Семеновская матрешка

Что нового о них узнали? (слайд 15)

По картинкам угадать какая матрешка, (слайд 16     )

  1. Самостоятельная работа.

 Ребята создадим свою матрешку не похожую на другие.

Последовательность выполнения работы.

  1. Обведите по контуру матрешку.
  2. Нарисуйте платок
  3. По середине нахождения платка, нарисуйте кружочек – в нем рисуем личико. Верхнюю часть круга занимают волосы, в средней части – глаза, в нижней – губы и щёки. Носик обозначим двумя точками на нижней горизонтальной линии
  4. Обратите внимание, как у матрешки нарисованы руки.
  5. Заполните передний фон сарафана букетом цветов.
  6. Раскрасьте матрешку. Сначала основные части одежды, затем декоративные цветы.

А теперь  создайте образ матрешки, авторский, то, что вам подсказывает ваша фантазия..

Закончив практическую работу, дети вместе с учителем располагают работы на доске и проводят анализ получившихся работ.

  1. Подведение итога.

Итогами работы является выставка рисунков.

-   Молодцы! Вы сегодня великолепно работали. Жду вас на следующем занятии, До свидания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок изобразительного искусства 5 класс Тема: Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства (Роспись матрешки)

Слайд 2

Эти яркие сестрички, Дружно спрятали косички И живут семьей одной. Только старшую открой, В ней сидит сестра другая, В той еще сестра меньшая. Доберешься ты до крошки, Эти девицы — матрешки

Слайд 3

Эти русские матрешки, Разноцветные одежки, На секреты мастерицы, В старшей прячутся сестрицы. Сколько их там не поймешь, Если младшей не найдешь. Очень любят все матрешки Разноцветные одежки: Всегда расписаны на диво Очень ярко и красиво. Они игрушки знатные, Складные и ладные. Матрешки всюду славятся. Они нам очень нравятся !

Слайд 4

Матрешка — самый желанный сувенир из России, известный во всем мире. Традиционная куколка выполнена в образе молодой русской женщины в национальном костюме. Она вмещает в себя несколько фигурок, количество которых может варьироваться . Первую матрешку сделали в 1890-х годах. Забавная куколка изначально должна была демонстрировать традиционные наряды жителей различных губерний. Прототипом послужила увиденная им фигурка Фукурумы — одного из японских богов, отвечающего за мудрость. Как появилась матрешка?

Слайд 5

Как появилась матрешка? Первую матрешку выточил из дерева токарь Звездочкин , а живописец Сергей Малютин работающий в студии расписал ее на русский лад. Матрешка Малютина держала в руках темного кочета, была одета в вышитую рубаху, сарафан и белый нагрудник, на голове – платок. Внутрь вкладывалось еще 8 фигурок, на которых женские изображения чередовались с мужскими. Последняя была выполнена в виде спеленутого младенца.

Слайд 6

Развитие до наших дней Матрешка быстро стала популярной. Ассортимент расширялся, и куклы уже изображали не только румяных девушек, но и пастушков, женихов и невест, дедушек и бабушек. Появлялись и тематические серии.

Слайд 7

к 100-летнему юбилею Гоголя – фигурки были выполнены в виде героев произведений этого писателя

Слайд 8

к столетию с окончания Отечественной войны 1812 года – самые большие матрешки были с лицами главных полководцев (Кутузова и Наполеона), а внутри помещались их подчиненные

Слайд 9

в честь сказок: «Конек-Горбунок», «Жар-Птица »– куколки изображали всем известных персонажей

Слайд 10

С ергиево-посадская матрёшка ( загорская ) Матрешки расписаны сочно, контрастно и ярко простыми цветочками, листочками, кружочками, волнистыми линиями и точками.Основные цвета – красный, оранжевый, синий, желтый и зеленый. Лица и контуры предметов одеяния обводились тонкими штрихами черного цвета.

Слайд 11

Полхов - Майданская матрёшка Типичный образ— это яркие цветы красного шиповника или розы, на сарафане. Голова покрыта платком. Основные цвета - синий, фиолетовый, малиновй , красный , жёлтый, зелёный.

Слайд 12

Семеновская матрешка Для семеновской росписи матрешки характерны: большой объем незакрашенного дерева, на фартуке изображены крупные цветы. Основные цвета - красный, синий и желтый. Ассемитрично расположеный букет на фартуке .

Слайд 13

Ой ты барышня-матрёшка, Разноцветная одёжка, Знает весь огромный мир Этот русский сувенир!

Слайд 14

Рисунки современной росписи матрешек

Слайд 15

Вопросы для самопроверки С какими видами русской матрешки мы познакомились сегодня на уроке? Что нового о них узнали?

Слайд 16

Узнай матрешку Полхов - Майданская матрёшка Семеновская матрешка Сергиево-посадская матрёшка

Слайд 17

Задание Нарисовать на листе матрешку и расписать ее.

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

Урок изобразительного искусства в 5 классе.Тема «Ты –сам мастер ДПИ. Техника Декупаж».

Данная разработка урока и презентация помогут  учителю изобразительного искусства провести урок по теме, испольуя в качестве техники технику декупаж, которрая не требует от школьников больших зат...

Разработка урока изобразительного искусства 6 класс по теме «Пейзаж в графике Владимирского художника творчества Б.Ф. Французова.»

Данная разработка является  завершающим уроком при знакомстве учащихся 6 класса с темой "Человек и пространство в изобразительном искусстве.По времени занимает 40 минут. В ходе урока исполь...

Презентация к уроку изобразительного искусства (4 класс) по теме:"Деревня - деревянный мир"

Презентация выполнена по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд", на основе учебника для 4 класса начальной школы  "Изобразительное искусство. Каждый народ — ху...

Развитие речи на уроках изобразительного искусства через приобщение к русскому народному фольклору и декоративно-прикладному искусству

В настоящее время каждому человеку необходимо уметь чётко и ясно излагать свои мысли. Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятель...

Технологическая карта учебного занятия раздела «Декоративное искусство в современном мире» Тема: «Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж» 5 класс

Учебник   «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева 5 класс. Учебное занятие раздела «Декоративное искусство в современном мире». Тема: «Ты сам – мастер декоративно-пр...

Разработка урока изобразительного искусства 7 класс по теме"Тематическая картина в русском искусстве 19 века"

1. Технологическая карта урока изобразительного искусства 7 класс "Тематическая картина в русском искусстве 19 века" 2. Мозговой штурм3. Викторина4.1 Музыкальная презентация "...