Главные вкладки

    Развитие речи на уроках изобразительного искусства через приобщение к русскому народному фольклору и декоративно-прикладному искусству
    методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

    Крестникова Ольга Ивановна

    В настоящее время каждому человеку необходимо уметь чётко и ясно излагать свои мысли. Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека. А поэтому знания по вопросам культуры речи, умение и готовность безошибочно и свободно пользоваться разнообразными языковыми средствами, необходимы преподавателю любого предмета. Изобразительное искусство занимает особое место в  системе школьных предметов, т. к. способствует формированию личности, духовного мира  ребёнка, формирует у детей подлинную любовь и уважение к своей Родине, к её историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvitie_rechi.docx15.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Учитель ИЗО Крестникова О.И.

    Развитие речи на уроках изобразительного искусства через приобщение к русскому народному фольклору и декоративно-прикладному искусству

    В настоящее время каждому человеку необходимо уметь чётко и ясно излагать свои мысли. Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека. Внимательное вдумчивое отношение к своей речи должно формироваться, прежде всего, в школе. А поэтому знания по вопросам культуры речи, умение и готовность безошибочно и свободно пользоваться разнообразными языковыми средствами, необходимы преподавателю любого предмета. Изобразительное искусство занимает особое место в  системе школьных предметов, т. к. способствует формированию личности, духовного мира  ребёнка, формирует у детей подлинную любовь и уважение к своей Родине, к её историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.

    В наше время дети живут в условиях всё возрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы: философские, нравственные, эстетические. Нарушена связь между поколениями, дети не знают своих предков, теряют свои корни, поэтому воспитание детей на традициях народной культуры является одним из главных  направлений при обновлении содержания и организации образовательного процесса.

    Программа 5 класса общеобразовательной школы посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых соприкасается наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусства.

    Анализ имеющихся знаний о русской народной культуре показал, что учащиеся недостаточно знают о русских народных традициях, обычаях и народных праздниках, о местных промыслах и изделиях народных мастеров. Редко используют в активной речи народный фольклор. На основе выделенных проблем были сформулированы следующие задачи:

    - воспитывать звуковую культуру речи через малые фольклорные формы(загадки, пословицы, поговорки);

    - совершенствовать грамматическую правильность речи, формировать диалогическую речь, используя искусствоведческие беседы или рассказы;

    -  развивать интерес к родному краю, народным традициям, обычаям, воспитывать уважение к труду народных мастеров, используя художественное слово, декоративно – прикладное искусство;

    - обогащать, закреплять и активизировать словарь, обучать языку изобразительного, народного декоративно – прикладного искусства через ознакомление детей с предметами русского быта, народных промыслов, народных традиций.

    Фольклор открывает перед детьми притягательную силу народного слова, родного языка. Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему слову, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Что помогает развивать языковую компетенцию и речевое поведение учеников? Решение данной проблемы нахожу в привлечении на уроках изобразительного искусства загадок пословиц, поговорок. Например, при изучении темы «Древние образы в народном искусстве» учащимся в качестве домашнего задания предлагается найти пословицы, поговорки, загадки о солярных знаках и образах, присутствующих в русском народном орнаменте, так как именно малые фольклорные формы содержат многообразие сведений, позволяющих понять значение и смысл узоров, украшающих предметы декоративно – прикладного искусства.

    Развивать и активизировать словарь учащихся помогает знакомство с предметами русского быта наших предков: чугунок, туесок, валёк, прялка, ушат, коромысло. При изучении темы «Убранство русской избы» особое внимание уделяю осмыслению значения термина, его этимологии. Например, слово «причелина» происходит от сл. «чело» - часть головы. Усвоить орфографию новых терминов помогают аншлаги и записи в тетрадях учащихся.

    Формированию и совершенствованию грамматически правильной речи способствуют публичные выступления поисковых групп с отчётами о народных традициях, обычаях, праздниках. Оценивание выступлений осуществляется по следующим критериям:

    - полная ясность выражаемых мыслей

    - научность (точное использование терминов, точность формулировок и       т.д.)

    - соблюдение правил морфологии и синтаксиса

    - устранение речевых недостатков

    - стилистическая обоснованность.

    Изучение местных  народных  промыслов начинаю со знакомства с камнерезным  и керамическим промыслами, с полезными ископаемыми: глиной, селенитом, гипсом, талькохлоридом. Обогащаю речь и побуждаю активно использовать слова, обозначающие их свойства. Из экскурсий в местные музеи учащиеся узнают, что изделия из местного камня и глины пользуются популярностью не только у нас в России, но и в Германии, Швеции, Канаде, США. Воспитываю уважение к труду народных мастеров, чувство бережного отношения к предметам рукотворного мира, гордость за достижения родного края.

    Организация работы по развитию речи на уроках изобразительного искусства, приобщение учащихся к русскому народному творчеству  способствует формированию целостного оптимистического мироощущения, восприятию духовно – эстетических ценностей, заключённых в звуках родного языка, народной поэзии и прозы, играх и обрядах, народной музыке.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Русское народное творчество в декоративно- прикладном искусстве

    Описание видов декоративно-прикладного искусства...

    Нравственно-эстетическое воспитание детей через приобщение к русской народной культуре на занятиях декоративно-прикладного творчества

    Текст  на районную  конференцию педагогов дополнительного образования «Формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общност...

    Проект "Развитие духовности детей школьного возраста через приобщение к русской народной культуре"

    ПАСПОРТ ПРОЕКТАПамять о минувшем, уважение к минувшему – вот отличающая черта образованности.А.С. Пушкин...

    Доклад на МО воспитателей на тему «Приобщение глухих и слабослышащих детей к истокам русской народной культуры средствами декоративно - прикладного искусства» (из опыта работы).

    Сегодня перед школой стоит сложнейшая задача - воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти своё место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Найти нравственную, патриотическу...

    Статья "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно-прикладного искусства"

    Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно-прикладного искусства...

    Воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к своей малой Родине через приобщение к русскому народному музыкальному творчеству.

    В статье рассматривается разработка технологии патриотического воспитания через приобщение к русскому народному музыкальному творчеству. Представлен детский народный календарь, в котором обозначаются ...

    Развитие речи на уроках изобразительного искусства.

    Как развивать речь на уроках изобразительного искусства?  Какие специальные задачи по развитию речи решает сам процесс рисования? А также, в этой статье постараемся ответить на вопрос, как органи...