Воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к своей малой Родине через приобщение к русскому народному музыкальному творчеству.
статья по музыке на тему
В статье рассматривается разработка технологии патриотического воспитания через приобщение к русскому народному музыкальному творчеству. Представлен детский народный календарь, в котором обозначаются календарные праздники, праздничные дни, тематические недели; подобран и систематизирован музыкальный репертуар, в который включены песни авторов г. Ишима; приведены условия, при которых будет происходить эффективное воспитание патриотизма старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 31.86 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Андронова Инна Сергеевна, музыкальный руководитель
МАДОУ ЦРР «Детский сад № 24» г. Ишима
Воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к своей малой Родине через приобщение к русскому народному музыкальному творчеству.
Аннотация: В статье рассматривается разработка технологии патриотического воспитания через приобщение к русскому народному музыкальному творчеству. Представлен детский народный календарь, в котором обозначаются календарные праздники, праздничные дни, тематические недели; подобран и систематизирован музыкальный репертуар, в который включены песни авторов г. Ишима; приведены условия, при которых будет происходить эффективное воспитание патриотизма старших дошкольников.
Ключевые слова и фразы: патриотическое воспитание, народное музыкальное творчество, дошкольное образование, малая Родина, фольклор.
Чувство любви к Родине закладывается в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования любви к Родине являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Вспомним слова академика Д.С. Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». [4, с. 63]
Невозможно переоценить роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников. Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. Духовное начало народного наследия отмечалось в работах Н.А. Бердяева, В.С. Библера, И.А. Ильина, П.А. Флоренского и др. Фольклор как музыка устной традиции изучается Э.Е. Алексеевым, Н.Н. Гиляровой, Е.В. Гиппиусом, И.И. Земцовским, А.М. Мехнецовым, Е.В. Рудневой и др. Исследования детского фольклора в свете фактов традиционной народной культуры выполнены Г.С. Виноградовым, Т.И. Калужниковой, С.М. Лойтер, А.Н. Мартыновой, М.Н. Мельниковым, А.Ф. Некрыловой, М.Ю. Новицкой, М.В. Осориной, М.П. Чередниковой и др.
Сейчас лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, в частности народный музыкальный фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, и любовь к Родине в целом.
Музыкальный руководитель Рагозина О.Н., педагог высшей категории в рамках Городской экспериментальной площадки разработала проект «Роль русского народного музыкального творчества в воспитании любви к своей малой Родине детей старшего дошкольного возраста», который успешно апробировался в детском саду № 24 г. Ишима Тюменской области в течение трех лет. Как показал опыт О.Н. Рагозиной, данный проект явился эффективным в воспитании у дошкольников чувства патриотизма, любви к малой Родине.
Однако, эта область деятельности настолько широка, что возникла необходимость в разработке технологии по данному проекту, целью которого является комплексный подход в ознакомлении дошкольников с народной культурой с учетом выполнения следующих условий:
- включение ребенка в традиционную народную культуру будет происходить посредством специально организованной педагогической деятельности, содержание которой обусловлено тесной взаимосвязью духовного, музыкально-фольклорного, познавательного и бытийно-практического компонентов;
- в процессе приобщения детей к народному музыкальному творчеству будут учитываться традиции, обычаи, обряды малой Родины;
- содержание развивающей предметной среды будет удовлетворять потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития ребенка, становления базиса его личностной культуры, способностей, духовного развития;
- методика приобщения детей к русскому народному музыкальному творчеству будет являть собой совокупность педагогических форм, методов и приемов наследования подлинных народных традиций в современных условиях.
Так как музыкальный фольклор в старшем дошкольном предлагается в более обширном музыкальном материале, то работу по знакомству с народным музыкальным творчеством мы построили по календарному кругу народных праздников. В музыкальный репертуар внесены не только хорошо известные детям народные песни, но и песни Ишима и Ишимского района, тематика которых разнообразна и тесно связана с главными событиями жизнедеятельности по календарному кругу. Кроме песен были подобраны народные игры, потешки, прибаутки, частушки и другие жанры фольклора.
Мудрость народа заложена в русском народном земледельческом календаре и сегодня заинтересованное и внимательное ознакомление с Народным земледельческим календарем станет доверительным диалогом нынешнего, вступающего в жизнь молодого поколения с их далекими и близкими предками, станет той духовной осью, которая соединяет время минувшее и будущее, обеспечит органичное вхождение малыша в мир природы и культуры родного края.
На основе русского народного земледельческого календаря мы составили детский народный календарь, в котором обозначаются календарные праздники и праздничные дни, тематические недели. Для повышения уровня знаний у детей о родном городе и их мотивации к дальнейшей деятельности, в план работы были включены городские традиционные народные мероприятия, такие, как праздник «Никольская ярмарка», День города.
Детский народный календарь праздников
Дата, название праздника по народному календарю | Название досуга | Репертуар |
1 сентября День-тепляк | Вечер игр «Конный праздник» | Русская народная потешка «Едет Ваня», Упражнение «Наши кони чисты» Е. Тиличевой, русская народная игра «Молчанка», песня «Лошадка Зорька» Т.Ломовой |
27 сентября Воздвижение | Вечер хороводных игр «Капустница» | Русская народная песня «Во саду ли, в огороде», русская народная потешка «Ваня-простота», русская народная игра «Дождик», русская народная игра «Капустонька», хороводная игра «Гости в огороде», русская народная пляска «Ты, капуста» |
1 октября Арина-Шиповница | Кукольный театр «Волшебный шиповник» | Русская народная песня «Ладушки», песня «В огороде заинька» В. Карасевой, русская народная песня-прибаутка «Чики-чики, чикалочки», музыкально-дидактическая игра «Тихо-громко» Е. Тиличевой |
17 октября Ерофей-Лешегон | Вечер загадок «Леший день» | Пьеса «Октябрь» П. Чайковского, русская народная игра «Солнышко», частушки про лес, грибы, ягоды, русская народная игра «Дождик» |
1 ноября Святой садок | Осенний праздник «Именины осени» | Песня «Моя Россия» Г. Струве, «Ишимская осень» М. Зуйкова, грибные частушки, хоровод «Урожай собери» А. Филиппенко, северная скоморошина «Во зеленом во бору», песня «Осенины» Т. Тютюнниковой |
14 ноября Козьма и Домиан-Рукомесленники | Вечер игр «Город мастеров» | Русская народная песня «Ах вы, сени», русская народная песня «Во кузнице», «Песенка об Ишиме» О.Котлярова, Т.Сажиной, коммуникативная игра «Иголка и нитка» М. Чистяковой |
7 декабря Екатерина-Санница | Спортивное развлечение на улице «Санный праздник» | Ишимский спорт М.Зуйков, В.Финкель, Русская народная песня – «Эх вы, сани», русские плясовые песни |
20 декабря Никольская ярмарка | «Никольская ярмарка приглашает гостей» | «Ярмарка» (В.Толкачев, М.Зуйков, Ишимский вальс А.Финкеля, О.Чернышевой, Мой город В.Финкеля, М.Зуйкова, русская народная песня «Ярмарка», частушки о ярмарке, скоморошьи кричалки, зазывалки |
25 декабря Новогодние утренники | Новогодняя сказка «Морозко» | Русская народная песня «Тарантасик на смазе», русская народная песня «Ой, мороз, мороз», новогодние хороводы |
С Рождества (7 января) по Крещение (19 января) Святки | Вечер игр с музыкальными инструментами «Новогодний сапожок» | Ритмическая игра «Бубен», колядки, игра «Догонялки», русская народная песня «Как на горке», русская народная песня «Барыня», Танец -хоровод «Прялица» |
10 февраля Ефремов день | Фольклорное развлечение «Кудесы» | Песня «Барабашка» А. Пинегина, Песня «Домовой» А. Пинегина, русская народная мелодия «Полянка», хороводная игра «Клубок», русская народная песня «Ворон», потешки, народная игра «Кот и мыши», песня «Котик в избушке» Я. Дубравина |
24 февраля Власьев день | Театрализованно-игровая программа «Коровий праздник» | Хороводная игра «Работники», песня «Корова» М. Раухвергера, подвижная игра «Стадо», песня «Игра с лошадкой» И. Кишко, русская народная хороводная игра «Каравай», русская народная песня «Блины» |
3 марта Овсянничек | Весенний праздник «Встреча весны» | Русская народная закличка «Весна-красна», русская народная закличка «Жаворонки прилетали», народная игра «Бай, бай, качи», русская народная игра «Тетера шла» |
30 марта Алексий Теплый | Игровая программа «День рыбака» | Игра «Веселый рыболов», русская народная песня «Кот Васька», русская народная игра «Жмурки», русская народная игра «Ручеек», небылицы о рыбаках |
Апрель Пасха | Театрализованное представление «Пасха» | Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я», хоровод «Цветы» Н. Бахутовой, русская народная песня «Где был, Иванушка», русская народная игра «Метелица», русская народная закличка «Весна-красна», русская народная закличка «Жаворонушки», русская народная игра «Горелки», песня «Пасха» М. Лазарева |
6 мая Георгий Победоносец | Игровая программа «Георгий Победоносец и Змей» | Пьеса «Приход весны» В.А. Моцарта, увертюра к опере «Кармен» Ж. Бизе, песня «Дорогою добра» М. Минкова |
22 мая Никола Вешний | Фольклорный праздник «Ночные гуляния» | Русский народный хоровод «Во поле береза стояла», русская народная прибаутка «Чики, чики, чикалочки», русская народная игра «А мы просо сеяли», потешки, девичьи частушки, русская народная игра «Шел козел по лесу» |
«Народность» праздника, т.е. участие всего народа – от мала до велика, позволяет естественным путем освоить духовный опыт своего народа: дети старшего возраста, взрослые передают усвоенное малышам, заботятся о них переходя постепенно от зрелища к активным действиям, малыши осваивают все более сложный материал, подражая старшим, обретают навыки общения.
К проживанию календарного праздника детей готовили в течение определенного времени: разучивали песни, заклички, играли хороводы, знакомили с обрядами, их значением в жизни человека, предметами быта и т.д.
Для определения эффективности разработанной педагогической технологии воспитания у детей старшего дошкольного возраста средствами народного музыкального творчества был проведен контрольный эксперимент.
Эксперимент проводился по методике констатирующего эксперимента. В данном эксперименте диагностировались дети как экспериментальной, так и контрольной групп.
Проанализировав полученные результаты можно констатировать следующее:
1. В экспериментальной группе произошло значительное улучшение результатов проявления у детей интереса к культурному наследию и чувства сопричастности региональной национальной культуре. Эти результаты выразились в следующем:
- дети стали иметь представления о народном музыкальном творчестве своего края, сами с удовольствием стали петь народные песни, водить хороводы, играть в народные игры;
- в речи стали активно использовать произведения устного народного творчества (пословицы, поговорки, приметы и пр.), и с удовольствием рассказывать и обыгрывать русские народные сказки и сказки других народов;
- стали с интересом рассказывать о народных календарных праздниках, их особенностях;
- стали иметь представления о народных костюмах, играх, песнях, традициях; дети стали проявлять находчивость, сообразительность при решении разного рода задач, проблем;
- сформированная у детей любознательность стала выражаться в задаваемых вопросах, предпочтении игры, познанию чего-то нового, в желании экспериментировать;
- детей стало отличать чувство собственного достоинства, которое выражается в умении отстоять свою точку зрения, в понимании своих возможностей, своего места в окружающем мире, в чувстве ответственности перед собой и другими ("Если ему плохо - я ему помогу, ему станет хорошо - и мне тоже");
- у детей развился общинный характер, выражающийся в высокой степени развития эмпатийных качеств (чуткость, внимание, забота об окружающих).
2. В экспериментальной группе увеличилось число детей с высоким уровнем сформированности с одного человека до 6; не стало детей с уровнем ниже среднего.
3. В контрольной группе значительных изменений не произошло. На низком уровне остался один человек, это произошло за счет того, что произошло увеличение количества детей со средним уровнем. У некоторых детей данной группы произошли улучшения в ответах на некоторые вопросы. Данные этих детей улучшились за счет того, что дети экспериментальной группы в свободной деятельности делились своими знаниями с детьми контрольной группы.
4. Произошли значительные изменения отношения родителей к воспитанию своего ребенка и к детскому саду. Таким образом, детский сад стал источником развития интереса и приобщения к истории семьи, народной культуре, традициям, обычаям, природе родного края не только детей, но и их родителей.
Таким образом, мы еще раз убедились, что ведем работу в правильном направлении. Задача нашей работы – учить детей помнить, на какой земле мы живем, беречь и уважать наследие своего народа – действительно очень важна. Решая воспитательные задачи, мы стараемся научить своих воспитанников одной из самых трудных вещей в педагогике – труду любви, умению трудиться душой.
Мы очень надеемся, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, селу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.
Список литературы
- «Русское народное творчество детскому саду. Книга для воспитателей детских садов». А.П. Усова. Изд. 3-е. М.: «Просвещение», 1972.
- Русский фольклор / Под ред. В. П. Аникина; - М.: Худ. Лит., 1985.
- Т. М. Акимова, В. К. Архангельская, В. А. Бахтина/Русское народное поэтическое творчество (пособие к семинарским занятиям). – М.: Высш. Школа,1983.
- Лихачев, Д. С. Земля родная [Текст] / Д. С. Лихачев. - М.: Просвещение, 1983. - Гл. Экология культуры. - С. 62-142.
- Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 320 с.
- Народное искусство в воспитании детей [Текст] / под ред. докт. пед. н., проф. Т. С. Комаровой. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 256 с.
- Панкеев, И. Русские праздники [Текст] / / И. Панкеев. - М.: ЭКСМО-пресс, 1998. - 252 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание любви к своей малой Родине через введение регионального компонента в программу дополнительного образования детей.
Россия – родина для многих. Каждый регион, область имеют свои особенности, традиции, обычаи. Приобщить детей к культуре родного края, воспитывать любовь к своей малой Родине необходимо с детства, в эт...
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНУЮ КУЛЬТУРУ.
Материал взят с сайта«Социальная сеть работников Образования»,подготовленмузыкальным руководителемВидовой Н.Г....
Конспект музыкально-литературного вечера Тема: «Моя малая Родина» для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: совершенствовать связную речь детей.Задачи:образовательные:- обогащать, уточнять и активизировать словарь по теме, вводить в пассивный словарь слова «малая Родина», &laqu...
Нравственно-эстетическое воспитание детей через приобщение к русской народной культуре на занятиях декоративно-прикладного творчества
Текст на районную конференцию педагогов дополнительного образования «Формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общност...
Статья "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно-прикладного искусства"
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно-прикладного искусства...
Методическая разработка по воспитанию нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре.
Современные концепции развития личности ребенка в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценны...
Творческий проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа «Земля русская»
Цель проекта: Обогащать опыт детей о своей Родине через приобщение к культурному наследию своего народа.Задачи:Расширять и углублять представление о национальном костюме, его особенностях.Расширять кр...