Воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к своей малой Родине через приобщение к русскому народному музыкальному творчеству.
статья по музыке на тему

Андронова Инна Сергеевна

В статье рассматривается разработка технологии патриотического воспитания через приобщение к русскому народному музыкальному творчеству. Представлен детский народный календарь, в котором обозначаются календарные праздники, праздничные дни, тематические недели; подобран и систематизирован музыкальный репертуар, в который включены песни авторов г. Ишима; приведены условия, при которых будет происходить эффективное воспитание патриотизма старших дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx31.86 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Андронова Инна Сергеевна,  музыкальный руководитель

МАДОУ ЦРР «Детский сад № 24» г. Ишима

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к своей малой Родине через приобщение к русскому народному музыкальному творчеству.

Аннотация: В статье рассматривается разработка технологии патриотического воспитания через приобщение к русскому народному музыкальному творчеству. Представлен детский народный календарь, в котором обозначаются календарные праздники, праздничные дни, тематические недели; подобран и систематизирован музыкальный репертуар, в который включены песни авторов г. Ишима; приведены условия, при которых будет происходить эффективное воспитание патриотизма старших дошкольников.

Ключевые слова и фразы: патриотическое воспитание, народное музыкальное творчество, дошкольное образование, малая Родина, фольклор.

Чувство любви к Родине закладывается в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования любви к Родине являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Вспомним слова академика Д.С. Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». [4, с. 63]

Невозможно переоценить роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников. Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. Духовное начало народного наследия отмечалось в работах Н.А. Бердяева, В.С. Библера, И.А. Ильина, П.А. Флоренского и др. Фольклор как музыка устной традиции изучается Э.Е. Алексеевым, Н.Н. Гиляровой, Е.В. Гиппиусом, И.И. Земцовским, А.М. Мехнецовым, Е.В. Рудневой и др. Исследования детского фольклора в свете фактов традиционной народной культуры выполнены Г.С. Виноградовым, Т.И. Калужниковой, С.М. Лойтер, А.Н. Мартыновой, М.Н. Мельниковым, А.Ф. Некрыловой, М.Ю. Новицкой, М.В. Осориной, М.П. Чередниковой и др.

Сейчас лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, в частности народный музыкальный фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, и любовь к Родине в целом.

Музыкальный руководитель Рагозина О.Н., педагог высшей категории в рамках Городской экспериментальной площадки разработала проект «Роль русского народного музыкального творчества в воспитании любви к своей малой Родине детей старшего дошкольного возраста», который успешно апробировался в детском саду № 24 г. Ишима Тюменской области в течение трех лет. Как показал опыт О.Н. Рагозиной, данный проект явился эффективным в воспитании у дошкольников чувства патриотизма, любви к малой Родине.

 Однако, эта область деятельности настолько широка, что возникла необходимость в разработке технологии по данному проекту, целью которого является комплексный подход в ознакомлении дошкольников с народной культурой с учетом выполнения следующих условий:

  • включение ребенка в традиционную народную культуру будет происходить посредством специально организованной педагогической деятельности, содержание которой обусловлено тесной взаимосвязью духовного, музыкально-фольклорного, познавательного и бытийно-практического компонентов;
  • в процессе приобщения детей к народному музыкальному творчеству будут учитываться традиции, обычаи, обряды малой Родины;
  • содержание развивающей предметной среды будет удовлетворять потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития ребенка, становления базиса его личностной культуры, способностей, духовного развития;
  • методика приобщения детей к русскому народному музыкальному творчеству будет являть собой совокупность педагогических форм, методов и приемов наследования подлинных народных традиций в современных условиях.

 Так как музыкальный фольклор в старшем дошкольном предлагается в более обширном музыкальном материале, то работу по знакомству с народным музыкальным творчеством мы построили по календарному кругу народных праздников. В музыкальный репертуар внесены не только хорошо известные детям народные песни, но и песни Ишима и Ишимского района, тематика которых разнообразна и тесно связана с главными событиями жизнедеятельности по календарному кругу. Кроме песен были подобраны народные игры, потешки, прибаутки, частушки и другие жанры фольклора.

Мудрость народа заложена в русском народном земледельческом календаре и сегодня заинтересованное и внимательное ознакомление с Народным земледельческим календарем станет доверительным диалогом нынешнего, вступающего в жизнь молодого поколения с их далекими и близкими предками, станет той духовной осью, которая соединяет время минувшее и будущее, обеспечит органичное вхождение малыша в мир природы и культуры родного края.

На основе русского народного земледельческого календаря мы составили детский народный календарь, в котором обозначаются календарные праздники и праздничные дни, тематические недели. Для повышения уровня знаний у детей о родном городе и их мотивации к дальнейшей деятельности, в план работы были включены городские традиционные народные мероприятия, такие, как праздник «Никольская ярмарка», День города.

Детский народный календарь праздников

Дата,

название праздника по народному календарю

Название досуга

Репертуар

1 сентября

День-тепляк

Вечер игр «Конный праздник»

Русская народная потешка «Едет Ваня», Упражнение «Наши кони чисты» Е. Тиличевой, русская народная игра «Молчанка», песня «Лошадка Зорька» Т.Ломовой

27 сентября

Воздвижение

Вечер хороводных игр «Капустница»

Русская народная песня «Во саду ли, в огороде», русская народная потешка «Ваня-простота», русская народная игра «Дождик», русская народная игра «Капустонька», хороводная игра «Гости в огороде», русская народная пляска «Ты, капуста»

1 октября

Арина-Шиповница

Кукольный театр «Волшебный шиповник»

Русская народная песня «Ладушки», песня «В огороде заинька» В. Карасевой, русская народная песня-прибаутка «Чики-чики, чикалочки», музыкально-дидактическая игра «Тихо-громко» Е. Тиличевой

17 октября

Ерофей-Лешегон

Вечер загадок «Леший день»

Пьеса «Октябрь» П. Чайковского, русская народная игра «Солнышко», частушки про лес, грибы, ягоды, русская народная игра «Дождик»

1 ноября

Святой садок

Осенний праздник «Именины осени»

Песня «Моя Россия» Г. Струве, «Ишимская осень» М. Зуйкова, грибные частушки, хоровод «Урожай собери» А. Филиппенко, северная скоморошина «Во зеленом во бору», песня «Осенины» Т. Тютюнниковой

14 ноября

Козьма и Домиан-Рукомесленники

Вечер игр «Город мастеров»

Русская народная песня «Ах вы, сени», русская народная песня «Во кузнице», «Песенка об Ишиме» О.Котлярова, Т.Сажиной, коммуникативная игра «Иголка и нитка» М. Чистяковой

7 декабря

Екатерина-Санница

Спортивное развлечение на улице «Санный праздник»

Ишимский спорт М.Зуйков, В.Финкель, Русская народная песня – «Эх вы, сани», русские плясовые песни

20 декабря

Никольская ярмарка

«Никольская ярмарка приглашает гостей»

«Ярмарка» (В.Толкачев, М.Зуйков, Ишимский вальс А.Финкеля, О.Чернышевой, Мой город В.Финкеля, М.Зуйкова, русская народная песня «Ярмарка», частушки о ярмарке, скоморошьи кричалки, зазывалки

25 декабря

Новогодние утренники

Новогодняя сказка «Морозко»

Русская народная песня «Тарантасик на смазе», русская народная песня «Ой, мороз, мороз», новогодние хороводы

С Рождества (7 января) по Крещение (19 января)

Святки

Вечер игр с музыкальными инструментами «Новогодний сапожок»

Ритмическая игра «Бубен», колядки, игра «Догонялки», русская народная песня «Как на горке», русская народная песня «Барыня», Танец -хоровод «Прялица»

10 февраля

Ефремов день

Фольклорное развлечение «Кудесы»

Песня «Барабашка» А. Пинегина, Песня «Домовой» А. Пинегина, русская народная мелодия «Полянка», хороводная игра «Клубок», русская народная песня «Ворон», потешки, народная игра «Кот и мыши», песня «Котик в избушке» Я. Дубравина

24 февраля

Власьев день

Театрализованно-игровая программа «Коровий праздник»

Хороводная игра «Работники», песня «Корова» М. Раухвергера, подвижная игра «Стадо», песня «Игра с лошадкой» И. Кишко, русская народная хороводная игра «Каравай», русская народная песня «Блины»

3 марта

Овсянничек

Весенний праздник «Встреча весны»

Русская народная закличка «Весна-красна», русская народная закличка «Жаворонки прилетали», народная игра «Бай, бай, качи», русская народная игра «Тетера шла»

30 марта

Алексий Теплый

Игровая программа «День рыбака»

Игра «Веселый рыболов», русская народная песня «Кот Васька», русская народная игра «Жмурки», русская народная игра «Ручеек», небылицы о рыбаках

Апрель

Пасха

Театрализованное представление «Пасха»

Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я», хоровод «Цветы» Н. Бахутовой, русская народная песня «Где был, Иванушка», русская народная игра «Метелица», русская народная закличка «Весна-красна», русская народная закличка «Жаворонушки», русская народная игра «Горелки», песня «Пасха» М. Лазарева

6 мая

Георгий Победоносец

Игровая программа «Георгий Победоносец и Змей»

Пьеса «Приход весны» В.А. Моцарта, увертюра к опере «Кармен» Ж. Бизе, песня «Дорогою добра» М. Минкова

22 мая

Никола Вешний

Фольклорный праздник «Ночные гуляния»

Русский народный хоровод «Во поле береза стояла», русская народная прибаутка «Чики, чики, чикалочки», русская народная игра «А мы просо сеяли», потешки, девичьи частушки, русская народная игра «Шел козел по лесу»

 

«Народность» праздника, т.е. участие всего народа – от мала до велика, позволяет естественным путем освоить духовный опыт своего народа: дети старшего возраста, взрослые передают усвоенное малышам, заботятся о них переходя постепенно от зрелища к активным действиям, малыши осваивают все более сложный материал, подражая старшим, обретают навыки общения.

К проживанию календарного праздника детей готовили в течение определенного времени: разучивали песни, заклички, играли хороводы, знакомили с обрядами, их значением в жизни человека, предметами быта и т.д.

Для определения эффективности разработанной педагогической технологии воспитания у детей старшего дошкольного возраста средствами народного музыкального творчества был проведен контрольный эксперимент.

Эксперимент проводился по методике констатирующего эксперимента. В данном эксперименте диагностировались дети как экспериментальной, так и контрольной групп.

Проанализировав полученные результаты можно констатировать следующее:

1.         В экспериментальной группе произошло значительное улучшение результатов проявления у детей интереса к культурному наследию и чувства сопричастности региональной национальной культуре. Эти результаты выразились в следующем:

 - дети стали иметь представления о народном музыкальном творчестве своего края, сами с удовольствием стали петь народные песни, водить хороводы, играть в народные игры;

 - в речи стали активно использовать произведения устного народного творчества (пословицы, поговорки, приметы и пр.), и с удовольствием рассказывать и обыгрывать русские народные сказки и сказки других народов;

 - стали с интересом рассказывать о народных календарных праздниках, их особенностях;

 - стали иметь представления о народных костюмах, играх, песнях, традициях; дети стали проявлять находчивость, сообразительность при решении разного рода задач, проблем;

 - сформированная у детей любознательность стала выражаться в задаваемых вопросах, предпочтении игры, познанию чего-то нового, в желании экспериментировать;

 - детей стало отличать чувство собственного достоинства, которое выражается в умении отстоять свою точку зрения, в понимании своих возможностей, своего места в окружающем мире, в чувстве ответственности перед собой и другими ("Если ему плохо - я ему помогу, ему станет хорошо - и мне тоже");

 - у детей развился общинный характер, выражающийся в высокой степени развития эмпатийных качеств (чуткость, внимание, забота об окружающих).

2.          В экспериментальной группе увеличилось число детей с высоким уровнем сформированности с одного человека до 6; не стало детей с уровнем ниже среднего.

3.         В контрольной группе значительных изменений не произошло. На низком уровне остался один человек, это произошло за счет того, что произошло увеличение количества детей со средним уровнем. У некоторых детей данной группы произошли улучшения в ответах на некоторые вопросы. Данные этих детей улучшились за счет того, что дети экспериментальной группы в свободной деятельности делились своими знаниями с детьми контрольной группы.

4.         Произошли значительные изменения отношения родителей к воспитанию своего ребенка и к детскому саду. Таким образом, детский сад стал источником развития интереса и приобщения к истории семьи, народной культуре, традициям, обычаям, природе родного края не только детей, но и их родителей.

Таким образом, мы еще раз убедились, что ведем работу в правильном направлении. Задача нашей работы – учить детей помнить, на какой земле мы живем, беречь и уважать наследие своего народа – действительно очень важна. Решая воспитательные задачи, мы стараемся научить своих воспитанников одной из самых трудных вещей в педагогике – труду любви, умению трудиться душой.

Мы очень надеемся, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, селу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.

Список литературы

  1. «Русское народное творчество детскому саду. Книга для воспитателей детских садов». А.П. Усова. Изд. 3-е. М.: «Просвещение», 1972.
  2. Русский фольклор / Под ред. В. П. Аникина; - М.: Худ. Лит., 1985.
  3. Т. М. Акимова, В. К. Архангельская, В. А. Бахтина/Русское народное поэтическое творчество (пособие к семинарским занятиям). – М.: Высш. Школа,1983.
  4. Лихачев, Д. С. Земля родная [Текст] / Д. С. Лихачев. - М.: Просвещение, 1983. - Гл. Экология культуры. - С. 62-142.
  5. Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 320 с.
  6. Народное искусство в воспитании детей [Текст] / под ред. докт. пед. н., проф. Т. С. Комаровой. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 256 с.
  7. Панкеев, И. Русские праздники [Текст] / / И. Панкеев. - М.: ЭКСМО-пресс, 1998. - 252 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание любви к своей малой Родине через введение регионального компонента в программу дополнительного образования детей.

Россия – родина для многих. Каждый регион, область имеют свои особенности, традиции, обычаи. Приобщить детей к культуре родного края, воспитывать любовь к своей малой Родине необходимо с детства, в эт...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНУЮ КУЛЬТУРУ.

Материал  взят  с  сайта«Социальная  сеть  работников  Образования»,подготовленмузыкальным  руководителемВидовой Н.Г....

Конспект музыкально-литературного вечера Тема: «Моя малая Родина» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: совершенствовать  связную речь детей.Задачи:образовательные:- обогащать, уточнять и активизировать словарь по теме, вводить  в пассивный словарь слова «малая Родина», &laqu...

Нравственно-эстетическое воспитание детей через приобщение к русской народной культуре на занятиях декоративно-прикладного творчества

Текст  на районную  конференцию педагогов дополнительного образования «Формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общност...

Статья "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно-прикладного искусства"

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно-прикладного искусства...

Методическая разработка по воспитанию нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре.

Современные концепции развития личности ребенка в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценны...

Творческий проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа «Земля русская»

Цель проекта: Обогащать опыт детей о своей Родине через приобщение к культурному наследию своего народа.Задачи:Расширять и углублять представление о национальном костюме, его особенностях.Расширять кр...