Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему «Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Блажнова Галина Алексеевна

Конспект урока по изобразительному искусству

в 5 классе на тему  «Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по изобразительному искусству

в 5 классе на тему  «Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка»

Учитель: Блажнова Галина Алексеевна

Тип урока:  введения нового знания.

Цель: Познакомить учащихся с Дымковской игрушкой,   научить выполнять роспись в технике мазкового письма и печаткой-тычком при росписи формы (модели).

Задачи:

  1.  Закрепить знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).
  2. Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
  3. Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Планируемые образовательные результаты урока:

   Личностные: : имеют мотивацию учебной деятельности; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

  Метапредметные:  овладеют способностью понимать учебную задачу урока; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, признают свою гражданскую идентичность по отношению к своей Родине, ее культуре, народным традициям, искусству; осознают свою этническую принадлежность и культурную идентичность как гражданина России.

 Предметные: узнают, как дымковские мастера лепят и украшают глиняную игрушку, из каких элементов состоит    дымковский узор, какова его палитра, в какой последовательности он расписывается дымковскую игрушку.

 представление о народном промысле - глиняная Дымковская (вятская) игрушка (Кировская область);

 умение видеть форму, цвет, декор игрушки и передавать единство этих качеств в рисунках;

  умение выполнять вариации орнаментальных композиций на основе дымковской росписи;

  умение выполнять роспись в технике мазкового письма, печаткой-тычком

   Базовый уровень: Умение видеть форму, цвет, декор игрушки и передавать единство этих качеств

в рисунках и объемных работах.

   Повышенный уровень: Умение выполнять вариации орнаментальных композиций

Оборудование и технические средства обучения:

Учителю: Мультимедийная презентация, электронные музыкальные носители, компьютер – видеопроектор, образцы дымковской игрушки, модели (макеты) дымковских игрушек, цветные иллюстрации с изображением дымковских игрушек, таблицы с элементами узоров дымковской росписи.

Учащимся: модель для раскрашивания  Дымковская игрушка на каждого ребенка, печатки-тычки, краски гуашевые, кисти, палитры, салфетки.

Дидактические материалы:

Автор учебника:  Н.А. Горяева О.В. Островская

№п/п

Этапы  урока, продолжительность

Содержание этапа,

деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1.

 Организационный момент

(Проверка готовности к занятию)

                                          Здравствуйте, ребята!
                                         Готовы ль мы начать урок?
                                         Всё ль на месте, всё ль в порядке:
                                         Модели, кисти, краски!
                                         Проверили? Садитесь!
                                         С усердием трудитесь!

Ребята, у вас на партах  лежат смайлики. Если у вас хорошее настроение, то поднимите  веселый смайлик, а если плохое – грустный.

А сейчас улыбнитесь друг другу. Улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только такое настроение понадобится для работы. Я желаю вам успехов и хорошего настроения.

Взаимодействуют  с учителем и друг  с другом во  фронтальном режиме.

2.

 Сообщение темы. Актуализация знаний.

Сегодня, ребята, мы поговорим об игрушках. Но не об обычных, а о народных игрушках.  Совершим с вами увлекательное путешествие в далёкое прошлое  к мастерам глиняной  игрушки, узнаем её особенности, научимся её расписывать.  

         Издавна славится наша Родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо-мастеров,  умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Сегодня мы познакомимся с одним из них.

Прослушайте стихотворение и скажите, с каким видом народного промысла мы познакомимся сегодня на уроке?

Слайд 1 Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!

(Ответы учащихся)

Слайд 2 Тема сегодняшнего урока «Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка». Стр. учебника 66-67

3.

Открытие нового знания и первичное закрепление.

Слайд  3 Дымковская слобода, что на реке Вятке, славится своими мастерами, своими дымковскими игрушками.

Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка.

Слайд 4

Ели спят у большака

В инее седом,

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок,

Дым идет из труб столбом

Точно в дымке все кругом,

Голубые дали,

И село большое

«Дымково» назвали.

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо - сказки,

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины

Все игрушки непростые

А волшебно – расписные:

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не силах взор.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право,

Говорят о ней повсюду,

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз

Глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке, под названием «Свистунья »  где народные мастера продавали свои игрушки.

Слайд 5

Почему «Свистунья»? А вот послушайте, что об этом рассказывает легенда.

Однажды город окружили враги. Много пришло их из чужой земли, сила несметная… Казалось, нет от них спасения . Но вятичи – люди  находчивые. Придумали горожане «военную» хитрость. Все жители, и стар, и млад, взяли глиняные свистульки и тёмной ночью незаметно подкрались к врагам. И так сильно засвистели! Заметались испуганные  враги , показалось им, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в  страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают свою победу весёлой ярмаркой «Свистуньей».

Слайд 6

Лепили из глины дымковские мастерицы фигурки барынь и кавалеров, водоносов и всадников, коней и медведей, важных  индюков, задиристых петухов, уток с утятами, барашков с золотыми рогами.

Слайд 7
– Дымковская барыня очень нарядна. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины.

Посмотри, как хороша
Эта девица-краса,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.

(Народное творчество)

Слайд 8

- Дымковские кавалеры с чувством собственного достоинства чаще изображаются верхом или в паре с барыней.

С лентами да бантами,
Да под ручку с франтами
Мы гуляем парами,
Проплываем павами.

(П. Синявский)

Слайд 9

– Особой выдумкой отличаются игрушки, изображающие животных и птиц. Дымковские кони с пышной гривой и хвостом.

Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.           (Народное творчество)

Слайд 10

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост –

Точно солнечный цветок,

А высокий гребешок,

Красной краскою горя,

Как корона у царя.

Слайд 11

- Народная фантазия, любовь к красочности проявляется и в образе обычного петушка. Он кажется экзотическим, со своим пышным хвостом и красным гребнем, похожим на причудливый цветок. Дымковский петушок полон достоинства и боевого задора. На его груди всегда сияет круг - символ солнца.

Голосисты эти птицы
И нарядны, словно ситцы!

(Народное творчество)

 Слайд (современное искусство) 12

- И по сей день дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью.

Слайд 13

Мы игрушки знатные,
Складные да ладные,
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!

(П. Синявский)

Слайд 14

Вопрос: Что общего у всех этих игрушек?

Ответ: Веселые, праздничные, нарядные.

Вопрос: Нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше всего? Почему?

Вопрос: Какие элементы используют мастера для росписи игрушек?

Ответ: Кружки, полоски, волны, кольца, точки, ромбы и др.

Вопрос: Какие цвета любят мастера Дымково?

Ответ: Яркие нарядные: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.

Учитель предлагает детям стать настоящими народными мастерами и расписать модели дымковской игрушки.

Отвечая на вопросы, просматривая слайды презентации, открывают новые знания, планируют способы достижения намеченной цели

Физкультминутка

Итог урока

Оценивание учащихся

Рефлексия

Учебник  Стр. 66 читают второй абзац

Слайд 5

Глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке, под названием «Свистунья»   где народные мастера продавали свои игрушки.

Слайд 6

Почему «Свистунья»? А вот послушайте, что об этом рассказывает легенда.

Однажды город окружили враги. Много пришло их из чужой земли, сила несметная… Казалось, нет от них спасения . Но вятичи – люди  находчивые. Придумали горожане «военную» хитрость. Все жители, и стар, и млад, взяли глиняные свистульки и тёмной ночью незаметно подкрались к врагам. И так сильно засвистели! Заметались испуганные  враги, показалось им, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в  страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают свою победу весёлой ярмаркой «Свистуньей».

Слайд 7

Лепили из глины дымковские мастерицы фигурки барынь и кавалеров, водоносов и всадников, коней и медведей, важных  индюков, задиристых петухов, уток с утятами, барашков с золотыми рогами.

Слайд 8
– Дымковская барыня очень нарядна. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины.

Посмотри, как хороша
Эта девица-краса,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.

(Народное творчество)

Слайд 9

- Дымковские кавалеры с чувством собственного достоинства чаще изображаются верхом или в паре с барыней.

С лентами да бантами,
Да под ручку с франтами
Мы гуляем парами,
Проплываем павами.

(П. Синявский)

Слайд 10

– Особой выдумкой отличаются игрушки, изображающие животных и птиц. Дымковские кони с пышной гривой и хвостом.

Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.           (Народное творчество)

Слайд 11

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост –

Точно солнечный цветок,

А высокий гребешок,

Красной краскою горя,

Как корона у царя.

Слайд 12

- Народная фантазия, любовь к красочности проявляется и в образе обычного петушка. Он кажется экзотическим, со своим пышным хвостом и красным гребнем, похожим на причудливый цветок. Дымковский петушок полон достоинства и боевого задора. На его груди всегда сияет круг - символ солнца.

Голосисты эти птицы
И нарядны, словно ситцы!

(Народное творчество)

 Слайд (современное искусство) 13

- И по сей день дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью.

Слайд 14

Мы игрушки знатные,
Складные да ладные,
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!

(П. Синявский)

Слайд 15

Вопрос: Что общего у всех этих игрушек?

Ответ: Веселые, праздничные, нарядные.

Вопрос: Нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше всего? Почему?

Слайд 16

Вопрос: Какие элементы используют мастера для росписи игрушек?

Ответ: Кружки, полоски, волны, кольца, точки, ромбы и др.

Вопрос: Какие цвета любят мастера Дымково?

Слайд 17

Ответ: Яркие нарядные: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.

Слайд 18

Учитель предлагает детям стать настоящими народными мастерами и расписать модели дымковской игрушки.

Слайд 19, 20

Последовательность выполнения работы

Вначале распределите по поверхности игрушки цветовые пятна, сохранив, где это возможно, белую основу. Белый в сочетании с другими цветами придаст игрушке праздничную нарядность. Все мелкие детали росписи  выполняйте после того, как основные цветовые пятна уже будут найдены. Украшая игрушку декоративными элементами, ритмически выстраивая их, фантазируйте, но старайтесь делать роспись в традициях промысла.

Перед работой хочу пожелать вам, чтобы ваша игрушка была не только красивой, а еще доброй и веселой. Украсьте так, чтобы глядя на нее, душа радовалась. 

Слайд 21

Физкультминутка

А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Вправо — влево повернитесь

И в умельцев превратитесь!

Практическая работа.

Слайд 22

Учитель: Ребята посмотрите еще раз на слайд и решите для себя:

-Сколько цветов вы будете использовать для росписи Дымковской игрушки?

-Какие?

-Какие элементы росписи будете использовать?

-Приступайте к работе.

 Во время самостоятельной работы детей звучит народная музыка.

-Подпишите свою лошадку, напишите фамилию.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

контроль организации рабочего места;

контроль правильности выполнения приемов работы;

оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

контроль объема и качества выполненной работы.

В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои игрушки на специальную подставку. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.

Итог урока

Выставка и анализ работ.

Ребята, перед вами расположены «Ступеньки успеха».

«Ступеньки успеха»

Вы должны подумать и сами оценить свою работу. Каким образом? Если вы считаете, что работа выполнена хорошо, то ставите на первую ступень, а если у вас получилась отличная игрушка, то ставите на самую высокую ступень.

     Молодцы ребята, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились мастера дымковской игрушки!

Рефлексия

- сегодня я узнал…

- было интересно…

- было трудно…

- теперь я могу…

- я научился…

- у меня получилось …

- мне захотелось…

Д/З  Придумать историю про дымковскую  лошадку.

Выполняют комплекс гимнастики

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану Применяется индивидуальный метод

Осуществляют контроль (применяют формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам, (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей)

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительному искусству 5 класс

Конспект урока изобразительного искусства (5-й класс, 3 четверть) по теме: «Изготовление куклы- берегини в русском народном костюме»....

план - конспект урока по истории в 5 классе по теме "Древнее Двуречье"

Метедическая разработка урока по истории в 5 классе по теме "Древнее Двуречье"....

Конспект урока по изобразительному искусству 5 класс

Разработка плана конспект урока по изобразительному искусству 5 класс фгос...

Конспект урока по истории в 5 классе на тему "Древняя Спарта"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

Конспект урока по изобразительному искусству. 5 класс. Тема "Особенности древнегреческой керамики"

План-конспект урока изобразительного искусства в 5 классе                                       ...

Конспект урока по предмету Искусство 8 класс (ФГОС). Тема: Художественный образ - стиль - язык

Разработка урока для 8 класса по программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой...