Конспект урока по изобразительному искусству 5 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Лебедева Екатерина Борисовна

 

Конспект урока изобразительного искусства (5-й класс, 3 четверть) по теме: «Изготовление куклы- берегини в русском народном костюме».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_izo_5kl._opendocument.odt27.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

изобразительного искусства

(5-й класс, 3 четверть)

по теме: «Изготовление куклы- берегини  в русском народном костюме».

Лебедева Екатерина Борисовна,

учитель изобразительного искусства

БОУ г.Омска «Гимназия №12»

Цель урока:

Расширение представлений о русских народных промыслах, мастерах и умельцах России.

Задачи урока:

-познакомить учащихся с  историей возникновения куклы-оберега в Древней Руси;

-обучение учащихся способам изготовления куклы – оберега;

-духовное оздоровление школьников через знакомство с изделиями русских мастеров.

Материалы к уроку:

Образцы кукол-оберегов, мультимедийная презентация, лоскуты ткани, вата, ножницы,  нитки мулине, атласная лента, тесьма.

Ход урока:

1.Вводная беседа

Ребята, отгадайте загадку.

“Вот весёлая девчонка:

 Нос в веснушках, вьётся чёлка,

 И играть мне не лень

 С той игрушкой целый день” (кукла)

Правильно, это кукла!  Мы сегодня на уроке поговорим об истории возникновения в древней Руси  куклы-оберега, узнаем о способах изготовления  куклы.

Издавна человек был соединён с куклой куда более прочно, чем мы можем себе представить. Кукла появилась на Руси более 1000 лет назад. Это подтверждается раскопками под Новгородом. На Руси было поверье: если изготовить для семьи такую куклу, то она способна защищать и охранять всех членов семьи. Сначала у куклы было предназначение оберегать семью, а немного позже деревенские ребятишки стали играть с этими куклами. Куклы делались из лоскутов ткани. Куклой – оберегом пользовались, когда хотели избавиться от любой напасти. Её брали в руки, три раза поворачивали её против часовой стрелки и приговаривали: “Отвернись злом, повернись добром”.

В современном мире куклы считаются атрибутом детей. Ребёнок, играя с ними, растёт и развивается, учиться жить.

В русских деревнях девочек учили изготавливать кукол, начиная с пяти лет. Ведь это было совсем не трудным занятием. Крестьянские куклы – обереги были совсем простыми в изготовлении и выполнялись с помощью простых приёмов: скручивания ткани. Лицо кукле не прорисовывалось. Так как деревенские жители считали, что кукла может приобрести свой характер и не будет больше оберегать семью.

С самого раннего детства деревенских девочек и мальчиков учили трудиться своим примером. Часто пожилые деревенские люди говорили своим внукам пословицы и поговорки о труде.

“Дерево сильно корнями, а человек – трудом”

“Деревья смотри в плодах, а человека – в делах”

2.Объяснение нового материала

Для изготовления куклы - оберега нам понадобятся следующие инструменты и материалы :

-вата,

-5 квадратов 10+10(1квадрат из белой ткани, 4 из цветной),

-лента атласная,

-тесьма,

-ножницы,  

-нитки мулине,

-ткань для фартука и косынки.

Этапы изготовления:

1. На середину белого квадрата положить кусок ваты и сформировать тампон перевязав ниткой (деталь головы куклы).

  1. На середину 2х цветных квадратов положить кусочки ваты и сформировать тампоны перевязав ниткой (2 детали грудки куклы).
  2. Из 2х цветных квадратов сформировать рукава кофты, перевязав концы ниткой.
  1. Соединить деталь головы с 2мя деталями грудки 3-4 оборотами нитки(нитку не обрывать).
  2. Рукава перекрестить и примотать несколькими оборотами нитки к уже готовой форме.
  3. Из цветного куска ткани вырезать фартук по шаблону.
  4. Фартук приложить к верхней части куклы и примотать ниткой. Нитку завязать под фартуком и обрезать. Фартук отогнуть.
  5. На голове у куклы завязать повязку.
  6. Одеть на голову куклы косынку и завязать сзади.

3.Повторение правил техники безопасности

 -Вспомним правила при работе с ножницами (ответы учащихся — повторение).

4.Практическая работа

5.Подведение итогов урока. Выставка работ

Давайте устроим выставку ваших кукол. Вот какие красивые куклы у вас получились. Пусть они оберегают вас и живут вместе с вами в ваших домах.

- Что нового узнали  на уроке?

- Почему тряпичную куклу деревенские жители назвали оберегом?

- Как воспитывали деревенские жители своих детей?

  1. - Из чего изготавливается кукла – оберег?

-Какие инструменты, материалы и приспособления необходимы для изготовления куклы?

6.Уборка рабочих мест

Дополнительный материал к уроку

   Древние образы в народном искусстве. Сказочная птица, горделивый конек, женская фигура, диковинное дерево, лучистые круги... Кто и когда придумал эти образы, передаваемые из века в век? Что они значили?

   Еще наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная - воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор.

   Древний земледелец наделял природные явления действиями, чувствами, присущими живым существам, облекая их в форму птиц, животных, фантастических существ. Таким образом человек выражал свои представления о мире в образах. Шли века - русская вышивка не изчезла, переходя из поколения в поколение.

   Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами. "Не земля родит, а небо", - говорит русская пословица. Как нарядно, празднично выглядят предметы крестьянского быта, украшенные солярными кругами - символами солнца! Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного творчества.

   Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери. Женская фигура - это божество, выражавшее представления о земле, которая родит, и о женщине - продолжательнице рода. Называют этот образ по - разному :великая богиня земли, плодородия, мать - сыра земля, Макошь, что означает "мать хорошего урожая".

   Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Посмотри, как условно она решена. Из тела богини нередко прорастают ветви, а вместо головы у нее изображение ромба - древнего знака солнца. Иногда ее фигура напоминает дерево.

 

   Прекрасным примером использования орнамента является народная вышивка. Вышивкой украшались полотенца, свадебные подзоры, скатерти, занавесы, праздничные рубахи, белые холщовые сарафаны, легкая верхняя одежда, головные уборы и платки.

   Существует предположение, что вышивкой украшались те части костюма, через которые, по представлению наших предков, злые силы могли проникнуть к телу человека. Отсюда и основное значение вышивки в древности - охранительное. Охранительным узором вышивались ворот, манжеты, подол, разрез горловины. Сама ткань считалась непроницаемой для злых духов, так как в ее изготовлении участвовали предметы, обильно снабженные заклинательным орнаментом. Поэтому важно было защитить те места, где кончалась заколдованная ткань одежды и начиналось тело человека.

   Вышивка выполнялась в основном нитками красного цвета, ему придавалось особое значение. Оттенки его разнообразны: алый, смородиновый, маковый, брусничный, вишневый, кирпичный... Швы, которыми выполнены старинные вышивки - счетные. То есть для каждого стежка считаются нити ткани. Предварительно рисунок на ткань не переводится, а лишь может намечаться крупными стежками только его место и размер. Наибольшее распространение получили такие счетные швы, как "роспись", "набор", "счетная гладь".

   Хлопковые нити лучше всего подходят для постоянной защиты от сглаза и порчи. Шелк хорош для сохранения ясности мышления, помогает в сложных ситуациях, связанных с карьерой. Лен действует умиротворяюще, особенно хорошо "работает" при использовании древних символических узоров - при изображении солнца, звезд, птиц, деревьев.

   Шерсть защищает тех людей, которых зло уже, увы, коснулось. Она закрывает пробои в вашей энергетике. Вышивки шерстью выполняются на одежде в области шеи, сердца, в области солнечного сплетения, низа живота, то есть там, где расположены основные чакры человека. Шерстью обычно вышивают силуэты животных (тех, которые нравятся вам, к которым вы интуитивно тянетесь), реже - деревья и плоды. Не стоит вышивать шерстью птиц и звезды. А вот солнце вполне подойдет, будет постоянно оберегать вас от холода и тьмы в жизни!

   Внимание! Не следует на какой-то одной вещи вышивать несколько различных по назначению обережных узоров, лучше для каждого из них выбрать отдельную вещь - иначе результатом такой вышивки получится некая энергетическая сумятица. Это относится и к материалу, из которого сделаны нитки, - не надо в одном узоре использовать несколько видов материала. Кроме того, знайте: обережную вышивку принято делать гладкой, без узелков - узлы обрывают энергетическую связь вышивки с ее носителем, затрудняют плавное течение энергий.

 

   Важно делать обережную вышивку без узелков, так как узлы обрывают энергетические связи вышивки с носителем. Места расположения вышивки: традиционные - круговые (ворот, пояс, рукава, подол). Нетрадиционные, то есть любые, выполняющие разные защитные функции:

   - защита любовной сферы - красно-оранжевые узоры, в которых преобладают круговые и крестовидные формы;

   - защита маленького ребенка от напастей - силуэт коня или петуха, нитки красные или черные; для ребенка постарше, школьника - сине-фиолетовая гамма, которая защищает от сильного умственного переутомления;

   - голубая или золотисто-зеленая вышивка помогает успешному ведению дел в любой сфере деятельности.

   Обереги своими руками

   Создавая обереги, надо соблюдать некоторые правила. Правило первое. Обереги не могут быть изготовлены для себя. Правило второе. Никто не может заставить кого-либо изготовить для себя оберег или упросить сделать это. Обереги изготавливаются только по доброй воле и от чистой души. Правило третье. Самые сильные обереги - те, которые изготовлены, сделаны для вас вашими кровными родственниками: отцом, матерью, братом, детьми. Супружеские связи по традиции не считаются кровным родством, но, если супружество гармоничное и счастливое, взаимно созданные обереги тоже имеют большую силу.

   Кстати, тут и придумывать-то ничего не надо: самые сильные супружеские обереги - это обручальные кольца. Правда, лучше, если они будут, как встарь, серебряными, а не золотыми. К тому же обручальные кольца обязательно должны быть гладкими, без всяких узоров и камней. В отличие от других магических предметов обручальные кольца теряют значительную часть своей магической силы от вставок из камней, даже драгоценных. Обручальные кольца нужно носить постоянно, не снимая их даже во время сна. Снятое хотя бы одним из супругов кольцо ослабляет защитные силы, настолько неразрывно слиты воедино эти кольца. Это пример так называемых парных магических предметов.

   Правило четвертое. Нужно очень тщательно относиться к выбору материалов для оберегов, ведь часто материал (камень, дерево), который хорош для вас, совершенно не подходит для того, кому вы этот оберег создаете. Правило пятое. В процессе создания оберега вы должны постоянно думать о том человеке, для которого вы его делаете, держать перед мысленным взглядом его образ, ощущать его энергетику, настрой, характер, потребности.

   Если вы будете неукоснительно соблюдать все пять правил, вероятно, сделанный вами оберег действительно сумеет защитить своего хозяина от множества бед и напастей. Самые безопасные, доступные и удобные для изготовления оберегов материалы - это обыкновенные нитки: шерстяные, льняные, хлопковые. А самым простым оберегом с давних времен считалась вышивка. Она традиционно присутствовала на любой ткани, полотенце, одежде. Главное в вышивке-обереге - цвет и узор. Цветовая гамма должна соответствовать той части спектра, которую вышивка призвана защищать.

   Обережная вышивка детской одежды славян

   Детскую одежду обычно шили из старой одежды родителей – не только и не столько потому, что она уже много раз стираная и потому мягкая, не повредит, не натрет кожу ребенка, а потому, что она впитала в себя родительскую энергию и силу, и ею защитит, убережет ребенка от дурного глаза, порчи, несчастий. Девочке одежду шили из материнской, мальчику, разумеется, из отцовской, таким образом предрешая правильное развитие в зависимости от пола – девочке передавалась сила материнства, мальчику – мужская сила.

   Когда дети подрастали и уже обретали какую-то свою собственную защитную силу, им полагалась своя первая рубаха, из новины. Это обычно приурочивалось к моменту первой возрастной инициации – в три года. С двенадцати лет девочка получала право носить собственную (правда, пока девичью) поневу, мальчику полагались первые штаны-порты.

 

   Так как для детей до трех лет одежда была часто переделанной из родительской, то и обережная вышивка, разумеется, на ней оставалась та же, родительская. Ее менять было не только неудобно и непрактично, но и нецелесообразно – ведь она обеспечивала кроме оберегающей функции еще и связь поколений, родство и преемственность. Так, если отец ребенка бы охотником, то и обереги на его одежде были связаны с охотой, и именно они передавались с этой одеждой мальчику. Точно также по женской линии ремесло “передавалось” девочке. Вернее, не само ремесло, а сила многолетнего родительского опыта в нем защищала дитя. Каждый же защищает по-своему, верно? Ткачиха защитит особым узором полотна, пряха – наузами, охотник – клыком животного… А результат будет одним и тем же.

   А вот обережная вышивка для собственной одежды ребенка уже отличалась от оберегов взрослых. Во-первых, цвет обережной вышивки для детей был всегда красным, тогда как для взрослой одежды он мог быть различным. Так, женщины часто использовали в вышивке кроме красного черный цвет – цвет матери-земли, пытаясь таким образом защитить свое чрево от бесплодия. Мужчинам же часто был нужен для оберега синий или зеленый цвета – синий защищал от гибели от стихий, зеленый – от ран. У детей этого не было. Считалось, что дети находятся под опекой и защитой своего рода. На рубахе девочки-девушки вышивка в основном шла по подолу, рукавам и ожерелью, а у замужней женщины – грудь, ворот, вышивка по подолу была шире – в ней отражалось еще и новое родство, принадлежность к роду мужа.

 

   Основными охранительными символами для девочки были: Богини-покровительницы судьбы, символ рода, древесные орнаменты, символ покровителя дня ее рождения, символы земли (опять же, отличающиеся от женских символов земли – у тех в основном она представлялась либо распаханной, либо уже засеянной) и женских ремесел.

   Мальчики (как и девочки) до двенадцати лет носили рубахи без поясов. Основными символами, охраняющими мальчиков, считались: символы огня, солнечные символы, изображения тотемных животных, разумеется, также символ рода-покровителя и духа-покровителя дня рождения, колокольчики-бубенчики и символы мужских ремесел.

   До совершеннолетия мальчики и девочки могли также носить общие обереги. Проходя инициацию в двенадцать лет, обереги мальчика менялись, становились (как и у девочки) более поло-определенными. Появлялся пояс и, разумеется, оберегов становилось меньше – ведь росла своя собственная сила.

   В вышивке уже появлялись изображения Богов (для детей они были попросту чересчур сильны, не позволяя ребенку вырабатывать свой “иммунитет”), уже не столько для оберегания, сколько для покровительства, у молодых девушек – символы плодородия, у молодых юношей – воинские. Разумеется, ни девочке, ни мальчику они были не нужны. Кроме вышивки на одежде часто детскими оберегами служило множество предметов, которые вешались над колыбелью малыша, кроватью девочки или мальчика, потом носились на плече или на поясе. Все это выполняло не только охранительную и защитную функции, но и служило связующим звеном между человеком и Природой.

   Орнаменты

   Орнамент возник задолго до появления письменности. Это подтверждается тем, что даже древний человек, который одевался в шкуры животных, согревался у костра, рыл себе для жилища землянки, украшал орнаментом предметы домашнего обихода. На глиняных сосудах, орудиях труда древних людей можно увидеть простейшие узоры: точки, прямые, волнистые линии, ромбы. Прочитать знаки – задача трудная. Ученые разгадывают тайны так. Известно, что древний человек был охотником. Он знал, что сила зверя заключалась в бивне – это его оружие. Бивень или его срез рисовали в виде ромба. Этот знак содержал в себе силу и могущество. Поэтому древний человек рисовал его на своем теле, предметах, которые его окружали.

   Набегающие друг на друга ромбы - знак счастливой охоты, удачи, знак жизни, плодородия. Для того чтобы поля были щедры на урожай, человек просил у Неба, Солнца и Земли удачи, творил заклинания. Для этого он повторял узоры. А также: волнистые линии символизировали воду; горизонтальные - землю; косые - дождь, пересекающий путь к солнцу; точки между ними - зерна, брошенные в нее.

   Часто древние мастера изображали знаки, которые обозначали солнце. Это солярные знаки. Солнце за тысячелетия получило великое множество вариантов изображения. К ним относятся и разнообразные кресты - как в круге, так и без него. Некоторые кресты в круге очень похожи на изображение колеса, и это неспроста: человек видел, как солнце двигалось, то есть "катилось" по небу, как огненное колесо. Вечное движение небесного светила было отмечено крючковатым крестом, свастикой. Свастика обозначала не только движущееся солнце, но и пожелание благополучия. Особенно часто она встречается в северных вышивках как полотенец и рубах, так и в браном ткачестве.

 

   Много тайн могут раскрыть древние орнаменты. Разгадывая их, мы начинаем понимать, что язык символов предков передавал нам свое отношение к природе. Преклоняясь перед ней, как бы прося у нее милости, защиты, покровительства, древний мастер выводил рукой своеобразные заклинания в виде орнамента. Заметим, что народ тщательно отбирал из множества знаков и бережно хранил лишь те, что, по его мнению, способствовали благу, хорошему урожаю, изобилию, удаче.

   Суть оберегов в точности соответствует их названию: их призвание - оберегать людей, особенно в годы лихолетия, в периоды военных конфликтов, террористических актов и других невзгод. Иными словами, защищать своего хозяина от любого направленного негативного воздействия, каким бы оно ни было и откуда бы ни исходило. Негативными воздействиями могут быть чисто физические влияния - такие, как болезни (вызванные, кстати, часто не только естественными причинами, но и одолевшие нас вследствие сглаза или порчи). Обереги могут защищать своего хозяина и от любого воздействия на его психику, на душу, на эмоциональную сферу. Они будут охранять вас от навязывания чужой воли, приворотов, внушений извне и от тяжелой депрессии.

 

   Обереги - это экспериментально, в течение многих веков подобранные магические предметы, изучив которые наши предки пришли к выводу, что они могут охранять, оберегать нас от недружелюбных сил. Обереги бывают разные. Это бусы, браслеты, обережные вышивки на одежде, узоры которых являются стилизованными символами древних богов или покровителей рода, украшения на окнах, ставнях, наличниках, над крыльцом и крышей, над воротами дома.

   Мы сегодня практически утратили навыки повседневной защиты, которые использовали наши предки. И это вряд ли может способствовать нашей спокойной жизни. С исчезновением прочной повседневной защиты мы оказываемся весьма легкой добычей для недоброжелательных сил из теневого мира. Они легко проникают в нашу жизнь, а мы чаще всего даже и не замечаем этого. Ходим по врачам, жалуясь на слабость, раздражительность, бессонницу, общее недомогание, на то, что "что-то не то со мной, доктор, творится". А чем нам может в этих случаях помочь доктор? Да ничем - подобные недомогания вовсе не его профиль.

   Воздействие оберегов связано с цветами спектра человеческой ауры. Надевая на себя оберег соответствующего цвета, мы получаем возможность быстро залатать энергетические пробои в той или иной части ауры, которые могут оказаться опасными для нашего здоровья и даже жизни. С точки зрения человека, способного видеть ауру, это будет выглядеть как усиление свечения определенного цвета ауры при надевании оберега (подробнее о цветах будет рассказано в конце статьи).

   Какие же обереги могут нам пригодиться? Разумеется, наиболее сильными будут обереги ваши личные, передаваемые в семье по наследству: серьги, кольца или перстни, бусы - любая вещь, которая, по преданию, приносит счастье в семейной жизни. Чаще такие предметы передаются по женской линии - кольца и серьги, по мужской реже - ножи, пряжки для ремней. Если в вашей семье таких вещей нет, их придется выбирать самим, а это непросто, если вы не обладаете ярко выраженными экстрасенсорными способностями. Поэтому поговорим о самом простом, но в то же время и очень эффективном средстве. Это - обережные вышивки. Вышивать следует цветы и фигурки, несущие традиционный охраняющий смысл: силуэты коня, собаки, петуха или сказочной птицы с женским лицом. Эти символы родом из времен культов почитания языческих богов и символизируют дружественных нам оберегающих магических существ. Особенно удобно использование обережных вышивок и аппликаций для детской одежды, так как малышам тяжело постоянно носить бусы, кольца или браслеты.

 

   ЗНАКИ

   1) Волнистая линия – знак Воды. Дождь изображается вертикальными линиями, реки, подземные воды – горизонтальными, "хляби небесные" - горизонтальными.

   2) Громовник (шестиконечный крест в круге или шестиграннике). Знак Грома (и Перуна). Использовался как оберег от молнии; также является воинским оберегом.

   3) Квадрат (или ромб), поделенный крестом на четыре части – (вспаханное поле). Если внутри есть точки – засеянное поле. Это – знаки Земли и плодородия.

   4) Колокрес (крест в круге). Знак Солнца. преграда и отвращение зла, знак закрытости.

   5) Крада ("решетка") – знак Огня. Крада – жертвенный или погребальный костер.

   6) Крест (равносторонний крест: прямой или косой) – знак Огня (и Бога Огня - Агуни).

   7) Месяц – Знак луны, месяца. Известны подвески "лунницы".

   8) Петушиный гребень с семью выступами – знак Огня.

   9) Рог изобилия. Знак богатства, изобилия.

   10) Ярга (свастика). Иначе – коловорот. Вариантов начертания существует огромное количество. Ярга – знак Солнца (и, соответственно, Богов Солнца: Хорса, Даждьбога и др). По направленности вращения (посолонь\ противосолонь) различают знак светлого Солнца (солнца Яви) и знак темного Солнца (солнца Нави). Солнце Яви – благотворная, созидательная Сила; Солнце Нави – разрушительная Сила. Согласно славянским мифам, после заката Солнце освещало Подземье (Навь), отсюда и название. Мы знаем, что Солнце ночью не находится под Землей, но в наличии разрушительного аспекта у Солнца трудно усомниться... Есть две трактовки определения направления вращения знака; традиционная, насколько мне известно, такова: концы лучей загибаются против направления вращения.

   11) Дерево (чаще всего елочка) - символ взаимосвязи всего в мире, символ долгой жизни.

   12) Спираль - символ мудрости; если цветовая гамма сине-фиолетовая - сокровенных знаний. Мощнейший отвращающий знак для всех темных сущностей теневого мира - если цвет красный, белый или же черный.

   13) Треугольник - символ человека; особенно если сопровождается небольшими точечками или кружками со стороны вершины. Символ человеческого общения.

 

   БОГИ

   Женщина с поднятыми ладонями: Макошь.

   С опущенными : Лада.

   Чеще всего они изображены с оленями по бокам. Богини эти отождествлялись с двумя северными созвездиями — Большой Медведицей и Малой. Как известно, на Руси эти созвездия раньше звались Лосиными.

   ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА

   1) Бык – знак Велеса.

   2) Волк – знак Ярилы.

   3) Ворон - знак мудрости и смерти, Велеса.

   4) Дерево – знак жизни и плодородия; или – Мироздания (Мировое Древо).

   5) Змей – знак Земли, мудрости, Велеса. Связан с Нижним Миром.

   6) Конь – знак Солнца, Солнечных Богов.

   7) Лебедь – знак Мары, смерти, зимы.

   8) Медведь – знак Велеса.

   9) Олениха (важенка) или лосиха – знак Богинь Плодородия (Рожаниц).

   10) Орел – знак Грома, Перуна.

   11) Петух – знак Огня, Агуни.

   12) Сокол – знак Огня, Агуни. Есть мнение, что "трезуб" (герб Рюриковичей и современной Украины) – стилизованное изображение сокола в полете.

   13) Кукушка – знак жизни, Живы.

   14) Козел – знак плодородия, плодовитости.

   15) Свинья – знак плодородия, изобилия.

   ЦВЕТА

   Конкретно цвета оберега связаны с защитой одной из семи чакр человека. Красный - для самой нижней, расположенной в районе копчика и отвечающей за мочеполовую систему, прямую кишку, опорно-двигательный аппарат. Оранжевый - для второй, находящейся на несколько пальцев ниже пупка, отвечающей за половую энергию и почки. Желтый - для третьей чакры (область солнечного сплетения) - центра жизненной энергии, отвечающей также за все органы брюшной полости. Зеленый - для четвертой, сердечной чакры. Она контролирует деятельность не только сердца, но и легких, позвоночника, рук, отвечает за наши эмоции. Голубой - для пятой, горловой, ответственной за органы дыхания и слуха, горло и кожу, а также творческий потенциал человека. Синий - для шестой (зона "третьего глаза"), ответственной за наши интеллектуальные способности. Фиолетовый - для седьмой (темечко), связующей нас с Высшими силами, с Богом.

   1) Белый. Связан с идеей Света, чистоты и священности (Белый Свет, Белый Царь – над царями царь и т.п.); в то же время – цвет Смерти, траура.

   2) Красный – Огонь, (и Солнце – как небесный Огонь), кровь (жизненная Сила).

   3) Зеленый – Растительность, Жизнь.

   4) Черный – Земля.

   5) Золотой – Солнце.

   6) Синий – Небо, Воды.

   7) Фиолетовый редко встречается в русской вышивке.

 

 

 

   Источник: http://www.slav.olegern.net


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока по изобразительному искусству, рассчитанный на 2 урока. Класс: 5-6 на тему «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

Конспект урока , с помощью которого ученики подробно познакомятся с искусством ДревнегоЕгипта и выполнят практическое задание по предложенной схеме....

Конспект урока по изобразительному искусству "Искусство Гжели" (5 класс)

Базовый учебник: УМК по программе «Изобразительное  искусство» 5 кл. под руководством  Б.М.  Неменского.Тема урока:  «Искусство Гжели»Цель урока:...

ПЛАН-КОНСПЕКТ урока по изобразительному искусству во 2-м классе "Портрет кошки" ( II триместр ) Раздел: О ЧЕМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО

Целью данного урока является развиватие способности у детей  воспринимать оттенки чувств и выражение их в практической работе....

Конспект урока по изобразительному искусству. Тема:"Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла". 5 класс.

Конспект урока по изобразительному искусству. Тема "Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла". 5 класс....

Конспект урока по изобразительному искусству "Витражное искусство" 5 класс

Дать представление  с  техниками выполнения имитации витража и известными произведениями   витражного искусства (Кафедральный собор св. Иоанна Крестителя в  Лионе; Cент-Шапель...

Конспект урока по изобразительному искусству в 7 классе по теме «Ты-архитектор», учителя изобразительного искусства МБОУ «Средняя школа №1» города Гагарин, Марковой О.А.

Конспект урока по изобразительному искусству в 7  классе по теме «Ты-архитектор», учителя изобразительного искусства МБОУ «Средняя школа №1» города Гагарин, Марковой О.А.В...