Конспект урока по изобразительному искусству. 5 класс. Тема "Особенности древнегреческой керамики"
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Липкина Лариса Владимировна

План-конспект урока

 изобразительного искусства в 5 классе

                                                     

 

Тема: «Особенности древнегреческой керамики».

Цели:

Обучающая: Познакомить учащихся с художественной культурой Древней Греции через основные виды, формы и декор древнегреческой керамики.

Развивающая: Развивать творческую активность, фантазию у учащихся на уроке.  Умение чувствовать ритм линий и пятен.

Воспитывающая: Воспитывать в учащихся нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с новыми понятиями «керамика», «вазопись».

2. Формировать представление об основных видах древнегреческих ваз, их форме, декоре (основные стили и сюжеты древнегреческой живописи по керамике), о разнообразии орнаментов.

3. Закреплять навыки и умение работать с художественными материалами.

4. Совершенствовать приемы построения композиции.

Оборудование:

Материалы: красная, терракотовая бумага, простые карандаши, чёрные фломастеры, маркеры, чёрные гелиевые ручки, шаблоны греческих ваз, шаблон фигуры человека, мультимедийный проектор, компьютер.

Зрительный ряд: фотографии, слайды изделий древнегреческой керамики, таблица с изображением основных видов древнегреческих ваз, сцены с древнегреческими атлетами, мифологические сюжеты.

Музыкальный ряд: древнегреческие мелодии.

 

 

План урока:

1.      Организационный момент – 1 мин.

2.      Сообщение темы и целей урока – 2 мин.

3.      Беседа – 10 мин.

4.      Физкультминутка – 1 мин.

5.      Самостоятельная работа учащихся – 20 мин.

6.      Подведение итогов урока (выставка работ учащихся) – 5 мин.

 

 

Ход урока

 

Организационный момент.(негромко звучит древнегреческая музыка).

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы опять вспомним Древнюю Грецию, которая подарила нам множество интересных мифов и легенд, великолепные архитектурные сооружения, скульптуры и олимпийские игры.

Тема сегодняшнего урока «Особенности Древнегреческой керамики».

У.: Давайте вспомним как называлась столица Древней Греции.

(Ответы учащихся)

Учитель: Правильно - это город Афины. Давайте посмотрим на план древнего города Афины и найдем на нем район Керамик. Подумайте и скажите, чем могли заниматься жители этого района?

План Афин Вид Афин с Акрополем

(Ответы учащихся)

Учитель: Вы верно предположили, что они могли изготавливать керамику. Этот район и местные гончары славились своей великолепной посудой. В переводе с греческого слово «керамик», «керамос» - это «глина», а отсюда уже и слово «керамика» - изделия из обожженной глины, глиняная посуда и само гончарное искусство.

Учитель: В Древней Греции лепка из глины считалась важным и

почетным делом. Этим делом занимались даже боги, такие как Прометей.

Керамика была спутницей всей жизни античного человека. Она украшала даже самую бедную хижину. В ней хранились семейные припасы. Она была наградой победителю на играх. Давайте заглянем в одну из мастерских древнегреческих гончаров и посмотрим, какие сосуды они изготавливали, узнаем их назначение и примем непосредственное участие в их украшении.

Учитель: Греки разрабатывали для определенных типов сосудов специальные формы :

 

Таблица видов древнегреческой керамики

 

 

1.      Канфар – чаша для вина.

2.      Ойнохоя – кувшин для воды или вина.

3.      Кратер – сосуд для смешивания вина с водой.

4.      Гидрия – сосуд для воды.

5.      Лекиф – сосуд для масла, благовоний, ритуальный сосуд.

6.      Скифос – большая чаша для вина. Греки пили вино, разбавляя его водой, пить неразбавленное вино считалось дурным тоном и называлось «пить по-скифски».

7.      Киаф –черпак для разбавленного вина.

8.      Килик – самая распространённая чаша для вина

9.      Пелика – сосуд для хранения.

Учитель: Греки разрабатывали для определенных типов сосудов специальные формы:

Амфора - вместительный сосуд с узким горлом для хранения и транспортировки масла и воды.

Кратер - сосуд с широким горлом, служивший для смешивания вина с водой.

Килик - широкая чаша с ручками для вина.

Пиксида - сосуд для хранения женских украшений.

Арибалл - сосуд с узким горлом для хранения воды и вина.

Канфар – чаша для вина

Гидрия – сосуд для наливания воды

Лекифы – сосуды с одной ручкой для хранения оливкового масла, которые спортсмены прикрепляли к поясу.

Киаф - черпак для вина

Скифос керамический сосуд служащий для питья вина. Греки пили вино, разбавляя его водой, пить неразбавленное вино считалось дурным тоном и называлось «пить по-скифски».

Псиктер - сосуд для охлаждения жидкостей

Пелика форма амфоры. В отличие от обычных амфор имеют основание, которое позволяет им сохранять вертикальное положение.

Учитель: Ребята, вы заметили, что все вазы имеют роспись и украшение? Вспомните, как называют узор, предназначенный для украшения предметов?

(Ответы учащихся)

Учитель: Верно, орнамент. Какие виды орнамента вы знаете?

(Ответы учащихся)

Учитель: Слова «сосуды», «посуда» на латинском языке - «вазы». Древнегреческую керамику невозможно представить без росписи. Именно она подчеркивала красоту формы сосуда. Вазопись – роспись керамических сосудов. Греки считали, что предмет должен быть удобен и красив.

Сейчас мы познакомимся со стилями и сюжетами древнегреческой живописи по керамике или вазописью.

Современные ученые выделяют несколько стилей вазописи

1.Геометрический стиль - линейно-геометрический орнамент из узоров-знаков в виде квадратов, треугольников и окружностей, а также условные стилизованные изображения людей и животных. Появляется строгий геометрический орнамент в виде изогнутой под прямым углом линией. Такой орнамент называется меандр (волна).

 

 

Меандр и волна

2. Ковровый стиль - этот стиль вобрал в себя восточные мотивы. Геометрические узоры уступают место растительному орнаменту. Роспись заполняет весь сосуд, покрывая его ковром. На вазах особенно часто изображаются пасущиеся или спокойно идущие друг за другом звери, птицы, порой реальные, но нередко и фантастические. Пальметта – стилизованное изображение пальмового листа и бутон лотоса. Это знак мира и любви.

 

 

 

               Пальметта Бутон лотоса

3. Чернофигурный стиль - рисунок наводился густым черным лаком, секрет которого до сих пор не разгадан. Лак наносился на желтый, розовый или оранжевый фон сосуда, детали рисунка процарапывались.Чернофигурная роспись отличалась декоративностью и силуэтностью, отсутствием объема и условностью изображения. Крупнейшим вазописцем того времени был Эксекий.

Демонстрируются вазы чернофигурного стиля.

4. Краснофигурный стиль - на черном фоне покрытого лаком сосуда эффектно выделялись неокрашенные светлые фигуры цвета глины. Детали уже не процарапывались, а прорисовывались тонкой черной линией. Эта техника позволяла более свободно изображать фигуры людей и животных. Естественный красноватый цвет позволял четко передавать анатомию и пластику, что дало мощный толчок в развитии рисунка и композиции. Выдающимся представителем краснофигурного стиля был Ефроний.

Демонстрируются вазы краснофигурного стиля.

Учитель: Ребята. Какие стили древнегреческой вазописи вы запомнили?

(Ответы учащихся)

Учитель: Правильно - геометрический, ковровый, краснофигурный, чернофигурный.

Учитель: В чем их различие?

(Ответы учащихся)

Учитель: ПравильноА еще чернофигурный и краснофигурный стили вазописи отличаются от остальных стилей наличием сюжетов. Прекрасные эти античные вазы

Росписи на различной посуде – это носитель искусства, живописи и даже истории. До наших дней дошло множество черепков и целых сосудов, повествующих нам о деяниях героев и богов, а также дающих нам представление о том, как жили древние греки, чем занимались. Давайте посмотрим слайды с вазами с сюжетным изображением различных древнегреческих героев и богов.

 

Ахилл и Аякс, играющие в кости. 

Древнегреческие актеры.

Прощание с воином. Стамнос. Мастер Клеофона.

 

 

Учитель: Ребята, давайте повторим, какие сюжеты для росписи ваз использовали древнегреческие художники?

(Ответы учащихся)

Учитель: Да - это сцены повседневной жизни, легенды и мифы, спортивные состязания атлетов.

Физкультминутка.

Упражнение для мышц глаз: Посмотрите прямо вперед. Не поворачивая головы, переведите взгляд направо и сохраните такое положение, считая про себя до 3. Поступайте таким же образом, переводя глаза вниз, налево и вверх. Не забывайте, что голову поворачивать нельзя.

Учитель: А теперь мы будем выполнять практическую работу на уроке. Не забывайте, что мы на экскурсии в древнегреческой керамической мастерской. Греческий гончар просит вас расписать предложенный сосуд в краснофигурном стиле. Для этого вы берете шаблон вазы, обводите его на терракотовой бумаге, располагаете на горлышке и донце орнамент, а в тулове вы придумываете сюжет с античными богами, спортсменами, героями. (Учащиеся приступают к работе).

Учитель: Для передачи пропорций фигур людей не забудьте воспользоваться бумажным шаблоном человека. Помогать в выполнении рисунка вам будут иллюстрации, напоминающие о том, как одевались древние греки и музыка.Помните, что мы выполняем вазу в краснофигурном стиле, поэтому нужно закрасить красный (терракотовый фон) черным маркером, а фигуры и орнамент оставить красным. Мелкие детали можно проделать черной гелиевой ручкой.

Подведение итогов урока: В конце урока проводится выставка работ учащихся с анализом работ.

Учитель: Спасибо за урок!

 

 

Литература:

1.      Герои Древнего мира (Пересказ К. Сторр; перевод с англ.) – М.,1993

2.      Герои Эллады: Из мифов Древней Греции (Пересказ В.Смирновой) – М.,1988

3.      Любимов Л. Искусство Древнего мира. – М.,1980

4.      Уколова В., Маринович Л. История Древнего мира: Учебник для 5 класса. – М.,2001

5.      Боннар Андре. Греческая цивилизация. Т. I. От Илиады до Парфенона, Пер. с франц. О.В. Волкова; Предисл. проф. В.И. Авдиева. - М.: Искусство, 1992 -- 269 с., ил.

6.      Менар Рене. Мифы в искусстве старом и новом. - М.: Гелеос, 2007

7.      Орнамент всех времен и стилей.- М. Арт-Родник.2004.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-_urok_vazopis.docx129.79 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

 изобразительного искусства в 5 классе

                                                       (  3 четверть  )

Тема: «Особенности древнегреческой керамики».

Цели:

Обучающая: Познакомить учащихся с художественной культурой Древней Греции через основные виды, формы и декор древнегреческой керамики.

Развивающая: Развивать творческую активность, фантазию у учащихся на уроке.  Умение чувствовать ритм линий и пятен.

Воспитывающая: Воспитывать в учащихся нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с новыми понятиями «керамика», «вазопись».

2. Формировать представление об основных видах древнегреческих ваз, их форме, декоре (основные стили и сюжеты древнегреческой живописи по керамике), о разнообразии орнаментов.

3. Закреплять навыки и умение работать с художественными материалами.

4. Совершенствовать приемы построения композиции.

Оборудование:

Материалы: красная, терракотовая бумага, простые карандаши, чёрные фломастеры, маркеры, чёрные гелиевые ручки, шаблоны греческих ваз, шаблон фигуры человека, мультимедийный проектор, компьютер.

Зрительный ряд: фотографии, слайды изделий древнегреческой керамики, таблица с изображением основных видов древнегреческих ваз, сцены с древнегреческими атлетами, мифологические сюжеты.

Музыкальный ряд: древнегреческие мелодии.

План урока:

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Сообщение темы и целей урока – 2 мин.
  3. Беседа – 10 мин.
  4. Физкультминутка – 1 мин.
  5. Самостоятельная работа учащихся – 20 мин.
  6. Подведение итогов урока (выставка работ учащихся) – 5 мин.

Ход урока

Организационный момент.(негромко звучит древнегреческая музыка).

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы опять вспомним Древнюю Грецию, которая подарила нам множество интересных мифов и легенд, великолепные архитектурные сооружения, скульптуры и олимпийские игры.

Тема сегодняшнего урока «Особенности Древнегреческой керамики».

У.: Давайте вспомним как называлась столица Древней Греции.

(Ответы учащихся)

Учитель: Правильно - это город Афины. Давайте посмотрим на план древнего города Афины и найдем на нем район Керамик. Подумайте и скажите, чем могли заниматься жители этого района?

План Афин Вид Афин с Акрополем

(Ответы учащихся)

Учитель: Вы верно предположили, что они могли изготавливать керамику. Этот район и местные гончары славились своей великолепной посудой. В переводе с греческого слово «керамик», «керамос» - это «глина», а отсюда уже и слово «керамика» - изделия из обожженной глины, глиняная посуда и само гончарное искусство.

Учитель: В Древней Греции лепка из глины считалась важным и

почетным делом. Этим делом занимались даже боги, такие как Прометей.

Керамика была спутницей всей жизни античного человека. Она украшала даже самую бедную хижину. В ней хранились семейные припасы. Она была наградой победителю на играх. Давайте заглянем в одну из мастерских древнегреческих гончаров и посмотрим, какие сосуды они изготавливали, узнаем их назначение и примем непосредственное участие в их украшении.

Учитель: Греки разрабатывали для определенных типов сосудов специальные формы :

Таблица видов древнегреческой керамики

hello_html_m1a6beca8.jpg

  1. Канфар – чаша для вина.
  2. Ойнохоя – кувшин для воды или вина.
  3. Кратер – сосуд для смешивания вина с водой.
  4. Гидрия – сосуд для воды.
  5. Лекиф – сосуд для масла, благовоний, ритуальный сосуд.
  6. Скифос – большая чаша для вина. Греки пили вино, разбавляя его водой, пить неразбавленное вино считалось дурным тоном и называлось «пить по-скифски».
  7. Киаф –черпак для разбавленного вина.
  8. Килик – самая распространённая чаша для вина
  9. Пелика – сосуд для хранения.

Учитель: Греки разрабатывали для определенных типов сосудов специальные формы:

Амфора - вместительный сосуд с узким горлом для хранения и транспортировки масла и воды.

Кратер - сосуд с широким горлом, служивший для смешивания вина с водой.

Килик - широкая чаша с ручками для вина.

Пиксида - сосуд для хранения женских украшений.

Арибалл - сосуд с узким горлом для хранения воды и вина.

Канфар – чаша для вина

Гидрия – сосуд для наливания воды

Лекифы – сосуды с одной ручкой для хранения оливкового масла, которые спортсмены прикрепляли к поясу.

Киаф - черпак для вина

Скифос керамический сосуд служащий для питья вина. Греки пили вино, разбавляя его водой, пить неразбавленное вино считалось дурным тоном и называлось «пить по-скифски».

Псиктер - сосуд для охлаждения жидкостей

Пелика форма амфоры. В отличие от обычных амфор имеют основание, которое позволяет им сохранять вертикальное положение.

Учитель: Ребята, вы заметили, что все вазы имеют роспись и украшение? Вспомните, как называют узор, предназначенный для украшения предметов?

(Ответы учащихся)

Учитель: Верно, орнамент. Какие виды орнамента вы знаете?

(Ответы учащихся)

Учитель: Слова «сосуды», «посуда» на латинском языке - «вазы». Древнегреческую керамику невозможно представить без росписи. Именно она подчеркивала красоту формы сосуда. Вазопись – роспись керамических сосудов. Греки считали, что предмет должен быть удобен и красив.

Сейчас мы познакомимся со стилями и сюжетами древнегреческой живописи по керамике или вазописью.

Современные ученые выделяют несколько стилей вазописи

1.Геометрический стиль - линейно-геометрический орнамент из узоров-знаков в виде квадратов, треугольников и окружностей, а также условные стилизованные изображения людей и животных. Появляется строгий геометрический орнамент в виде изогнутой под прямым углом линией. Такой орнамент называется меандр (волна).

hello_html_m34821e0b.pnghello_html_m1a65b681.png

Меандр и волна

hello_html_84ad67b.jpghello_html_622240f0.jpg

2. Ковровый стиль - этот стиль вобрал в себя восточные мотивы. Геометрические узоры уступают место растительному орнаменту. Роспись заполняет весь сосуд, покрывая его ковром. На вазах особенно часто изображаются пасущиеся или спокойно идущие друг за другом звери, птицы, порой реальные, но нередко и фантастические. Пальметта – стилизованное изображение пальмового листа и бутон лотоса. Это знак мира и любви.

hello_html_352eb6bc.pnghello_html_m50e28878.png

Пальметта Бутон лотоса

3. Чернофигурный стиль - рисунок наводился густым черным лаком, секрет которого до сих пор не разгадан. Лак наносился на желтый, розовый или оранжевый фон сосуда, детали рисунка процарапывались.Чернофигурная роспись отличалась декоративностью и силуэтностью, отсутствием объема и условностью изображения. Крупнейшим вазописцем того времени был Эксекий.

Демонстрируются вазы чернофигурного стиля.

4. Краснофигурный стиль - на черном фоне покрытого лаком сосуда эффектно выделялись неокрашенные светлые фигуры цвета глины. Детали уже не процарапывались, а прорисовывались тонкой черной линией. Эта техника позволяла более свободно изображать фигуры людей и животных. Естественный красноватый цвет позволял четко передавать анатомию и пластику, что дало мощный толчок в развитии рисунка и композиции. Выдающимся представителем краснофигурного стиля был Ефроний.

Демонстрируются вазы краснофигурного стиля.

Учитель: Ребята. Какие стили древнегреческой вазописи вы запомнили?

(Ответы учащихся)

Учитель: Правильно - геометрический, ковровый, краснофигурный, чернофигурный.

Учитель: В чем их различие?

(Ответы учащихся)

Учитель: ПравильноА еще чернофигурный и краснофигурный стили вазописи отличаются от остальных стилей наличием сюжетов. Прекрасные эти античные вазы

Росписи на различной посуде – это носитель искусства, живописи и даже истории. До наших дней дошло множество черепков и целых сосудов, повествующих нам о деяниях героев и богов, а также дающих нам представление о том, как жили древние греки, чем занимались. Давайте посмотрим слайды с вазами с сюжетным изображением различных древнегреческих героев и богов.

Ахилл и Аякс, играющие в кости. 

Древнегреческие актеры.

Прощание с воином. Стамнос. Мастер Клеофона.

Учитель: Ребята, давайте повторим, какие сюжеты для росписи ваз использовали древнегреческие художники?

(Ответы учащихся)

Учитель: Да - это сцены повседневной жизни, легенды и мифы, спортивные состязания атлетов.

Физкультминутка.

Упражнение для мышц глаз: Посмотрите прямо вперед. Не поворачивая головы, переведите взгляд направо и сохраните такое положение, считая про себя до 3. Поступайте таким же образом, переводя глаза вниз, налево и вверх. Не забывайте, что голову поворачивать нельзя.

Учитель: А теперь мы будем выполнять практическую работу на уроке. Не забывайте, что мы на экскурсии в древнегреческой керамической мастерской. Греческий гончар просит вас расписать предложенный сосуд в краснофигурном стиле. Для этого вы берете шаблон вазы, обводите его на терракотовой бумаге, располагаете на горлышке и донце орнамент, а в тулове вы придумываете сюжет с античными богами, спортсменами, героями. (Учащиеся приступают к работе).

Учитель: Для передачи пропорций фигур людей не забудьте воспользоваться бумажным шаблоном человека. Помогать в выполнении рисунка вам будут иллюстрации, напоминающие о том, как одевались древние греки и музыка.Помните, что мы выполняем вазу в краснофигурном стиле, поэтому нужно закрасить красный (терракотовый фон) черным маркером, а фигуры и орнамент оставить красным. Мелкие детали можно проделать черной гелиевой ручкой.

Подведение итогов урока: В конце урока проводится выставка работ учащихся с анализом работ.

Учитель: Спасибо за урок!

Литература:

  1. Герои Древнего мира (Пересказ К. Сторр; перевод с англ.) – М.,1993
  2. Герои Эллады: Из мифов Древней Греции (Пересказ В.Смирновой) – М.,1988
  3. Любимов Л. Искусство Древнего мира. – М.,1980
  4. Уколова В., Маринович Л. История Древнего мира: Учебник для 5 класса. – М.,2001
  5. Боннар Андре. Греческая цивилизация. Т. I. От Илиады до Парфенона, Пер. с франц. О.В. Волкова; Предисл. проф. В.И. Авдиева. - М.: Искусство, 1992 -- 269 с., ил.
  6. Менар Рене. Мифы в искусстве старом и новом. - М.: Гелеос, 2007
  7. Орнамент всех времен и стилей.- М. Арт-Родник.2004.
  8. http://yandex.ru/yandsearch краснофигурная вазопись
  9. http://ru.wikipedia.org/wiki/Краснофигурная_вазопись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока по изобразительному искусству, рассчитанный на 2 урока. Класс: 5-6 на тему «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

Конспект урока , с помощью которого ученики подробно познакомятся с искусством ДревнегоЕгипта и выполнят практическое задание по предложенной схеме....

Конспект урока по изобразительному искусству "Греческая керамика"

Конспект урока содержит в себе материал об основных видах греческих ваз, видах древнегреческой росписи....

Конспект урока по изобразительному искусству "Искусство Гжели" (5 класс)

Базовый учебник: УМК по программе «Изобразительное  искусство» 5 кл. под руководством  Б.М.  Неменского.Тема урока:  «Искусство Гжели»Цель урока:...

ПЛАН-КОНСПЕКТ урока по изобразительному искусству во 2-м классе "Портрет кошки" ( II триместр ) Раздел: О ЧЕМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО

Целью данного урока является развиватие способности у детей  воспринимать оттенки чувств и выражение их в практической работе....

Конспект урока по изобразительному искусству в 7 классе по теме «Ты-архитектор», учителя изобразительного искусства МБОУ «Средняя школа №1» города Гагарин, Марковой О.А.

Конспект урока по изобразительному искусству в 7  классе по теме «Ты-архитектор», учителя изобразительного искусства МБОУ «Средняя школа №1» города Гагарин, Марковой О.А.В...