урок по теме Древние образы в современных народных игрушках ( на примере Дымковской игрушки)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему

Ликунова Оксана Викторовна

для учителей искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dymkovskaya_igrushka_konspekt_uroka.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Древние образы в современных народных игрушках

( на примере Дымковской игрушки )

Цель урока:

  • Познакомить учащихся с росписью народной глиняной игрушки; расширить кругозор детей о художественных народных промыслах;
  • Задачи урока:
  1. Закрепить знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).
  2. Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
  3. Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Вид урока: декоративная роспись круглых форм

Оборудование для учащихся:

  • модель для раскрашивания "Дымковская игрушка"
  • гуашь
  • кисти
  • баночка для воды
  • лист бумаги
  • салфетка
  • тычок (ватные палочки 1 шт.)
  • простой карандаш

Оборудование для учителя:

  • дымковские игрушки
  • плакаты «Дымковская игрушка»
  • презентации «Дымковская игрушка»
  • мелодии народной музыки

План урока (40-45 мин.)

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3-5 мин.
  2. Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией дымковских игрушек, плакатов, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 10-15 мин.
  3. Физкультминутка в стихотворной форме.
  4. Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15-20 мин.
  5. Заключительная часть. Подведение итогов. Домашнее задание. 5 мин.

Ход урока:

1. Организационный момент. Слайд

(Проверка готовности к занятию)

                                          Здравствуйте, ребята!
                                         Готовы ль мы начать урок?
                                         Всё ль на месте, всё ль в порядке:
                                         Альбомы, кисти, краски!
                                         Проверили? Садитесь!
                                         С усердием трудитесь!

Ребята, у вас на партах оранжевые и голубые кружочки. Если у вас хорошее настроение, то поднимите оранжевый кружок, а если плохое – голубой.

А сейчас улыбнитесь друг другу. Улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только такое настроение понадобится для работы. Я желаю вам успехов и хорошего настроения.

Тема урока :  Древние образы в современных народных игрушках ( на примере Дымковской игрушки )

Сегодня, ребята, мы поговорим об игрушках. Но не об обычных, а о народных игрушках.  Совершим с вами увлекательное путешествие в далёкое прошлое  к мастерам дымковской игрушки, узнаем её особенности, научимся её расписывать.  

         Издавна славится наша Родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо-мастеров,  умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Сегодня мы познакомимся с одним из них.

Слайд

Дымковская слобода, что на реке Вятке, славится своими мастерами, своими дымковскими игрушками.

Слайд

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.    (В.Фофанов)

Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка.

Слайд

Ели спят у большака

В инее седом,

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок,

Дым идет из труб столбом

Точно в дымке все кругом,

Голубые дали,

И село большое

«Дымково» назвали.

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо - сказки,

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины

Все игрушки непростые

А волшебно – расписные:

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не силах взор.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право,

Говорят о ней повсюду,

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз.

Глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке, под названием «Свистунья »  где народные мастера продавали свои игрушки

Слайд

Почему «Свистунья»? А вот послушайте, что об этом рассказывает легенда.

Однажды город окружили враги. Много пришло их из чужой земли, сила несметная… Казалось, нет от них спасения . Но вятичи – люди  находчивые. Придумали горожане «военную» хитрость. Все жители, и стар, и млад, взяли глиняные свистульки и тёмной ночью незаметно подкрались к врагам. И так сильно засвистели! Заметались испуганные  враги , показалось им, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в  страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают свою победу весёлой ярмаркой «Свистуньей».

Слайд

Лепили из глины дымковские мастерицы фигурки барынь и кавалеров, водоносов и всадников, коней и медведей, важных  индюков, задиристых петухов, уток с утятами, барашков с золотыми рогами.

Слайд
– Дымковская барыня очень нарядна. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины.

Посмотри, как хороша
Эта девица-краса,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.

(Народное творчество)

Слайд

- Дымковские кавалеры с чувством собственного достоинства чаще изображаются верхом или в паре с барыней.

С лентами да бантами,
Да под ручку с франтами
Мы гуляем парами,
Проплываем павами.

(П. Синявский)

Слайд

– Особой выдумкой отличаются игрушки, изображающие животных и птиц. Дымковские кони с пышной гривой и хвостом.

Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.           (Народное творчество)

Слайд

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост –

Точно солнечный цветок,

А высокий гребешок,

Красной краскою горя,

Как корона у царя.

Слайд

- Народная фантазия, любовь к красочности проявляется и в образе обычного петушка. Он кажется экзотическим, со своим пышным хвостом и красным гребнем, похожим на причудливый цветок. Дымковский петушок полон достоинства и боевого задора. На его груди всегда сияет круг - символ солнца.

Голосисты эти птицы
И нарядны, словно ситцы!

(Народное творчество)

 Слайд (современное искусство)

- И по сей день дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью.

Слайд

Мы игрушки знатные,
Складные да ладные,
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!

(П. Синявский)

Вопрос: Что общего у всех этих игрушек?

Ответ: Веселые, праздничные, нарядные.

Вопрос: Нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше всего? Почему?

Вопрос: Какие элементы используют мастера для росписи игрушек?

Ответ: Кружки, полоски, волны, кольца, точки, ромбы и др.

Вопрос: Какие цвета любят мастера Дымково?

Ответ: Яркие нарядные: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.

Учитель предлагает детям стать настоящими народными мастерами и расписать модели дымковской игрушки.

Последовательность выполнения работы

 (слайд  )

Вначале распределите по поверхности игрушки цветовые пятна, сохранив, где это возможно, белую основу. Белый в сочетании с другими цветами придаст игрушке праздничную нарядность. Все мелкие детали росписи  выполняйте после того, как основные цветовые пятна уже будут найдены. Украшая игрушку декоративными элементами, ритмически выстраивая их, фантазируйте, но старайтесь делать роспись в традициях промысла.

Перед работой хочу пожелать вам, чтобы ваша игрушка была не только красивой, а еще доброй и веселой. Украсьте так, чтобы глядя на нее, душа радовалась. 

Физкультминутка

А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вы за дело.

Практическая работа.

Учитель: Ребята, подпишите своего петушка, напишите фамилию.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

контроль организации рабочего места;

контроль правильности выполнения приемов работы;

оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

контроль объема и качества выполненной работы.

Итог урока

Выставка и анализ работ.

Ребята, перед вами расположены «Ступеньки творчества».

«Ступеньки творчества»

Вы должны подумать и сами оценить свою работу. Каким образом? Если вы считаете, что работа выполнена хорошо, то ставите на первую ступень, а если у вас получилась отличная игрушка, то ставите на самую высокую ступень.

Какие нарядные и весёлые получились у вас игрушки.

В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои игрушки на специальную подставку. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блок уроков по теме "Древние образы в современных народных игрушках" для 5 класса

Данный блок уроков позволяет познакомить обучающихся с современной народной игрушкой. Уроки составлены в логической последовательности: от простого к сложному, опираясь на предыдущие знания обучающихс...

Технологическая карта урока для 5 класса по предмету "Изобразительное искусство" по теме "Древние образы в современных народных игрушках"

Представленный материал - технологическая карта урока для 5 класса по учебному предмету "Изобразительное искусство" раздел "Связь времён в народном искусстве" по теме "Древние образы в современных нар...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству по ФГОС второго поколения на тему «Древние образы в современных народных игрушках»

Формирование духовно-нравственного развития; воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине на примере изучения орнамента народной вышивки; привитие интереса к декоративно-прикладному иску...

Конспект урока и презентация к уроку, по теме:"Древние образы в современных народных игрушках"

Конспект урока по теме:"Девние образы в современных народных игрушках" 5 класс...

Презентация к уроку по теме:"Древние образы в современных народных игрушках"

Презентация содержит материал для объяснения нового материала и закрепления по теме:"Древние образы в современных народных игрушках"...

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему «Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка»

Конспект урока по изобразительному искусствув 5 классе на тему  «Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка»...

Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме "Древние образы в современных народных игрушках"

Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме "Древние образы в современных народных игрушках...