Главные вкладки

    Урок изобразительного искусства в 5-м классе. Тема урока : Анималистика "Рыжий кот"
    план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

    Цели урока:

    Образовательная: Сформировать понятие анималистического жанра в искусстве, познакомить с художником-анималистом, разнообразием пород кошек;  применить знания учащихся на уроке изобразительного искусства.

    Развивающая: совершенствовать ученические навыки быстрее достигать поставленной цели при использовании новых информационных технологий.

    Воспитывающая: воспитывать интерес, любовь к живой природе; воспитывать уважительное отношение учащихся друг к другу через работу в парах и коллективную работу.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_po_izo_animalistika.doc135 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок изобразительного искусства в 5-м классе.

                                                          Тема урока :  Анималистика "Рыжий кот"

    Цели урока: 

    Образовательная: Сформировать понятие анималистического жанра в искусстве, познакомить с художником-анималистом, разнообразием пород кошек;  применить знания учащихся на уроке изобразительного искусства.

    Развивающая: совершенствовать ученические навыки быстрее достигать поставленной цели при использовании новых информационных технологий.

    Воспитывающая: воспитывать интерес, любовь к живой природе; воспитывать уважительное отношение учащихся друг к другу через работу в парах и коллективную работу.

    Оборудование учащихся: краски, альбомы, карандаши.

    Оборудование для учителя: Презентация, Красная книга Ставропольского края, проектор, ПК, колонки.

    Ход урока

    1. Организационный момент (приветствие, готовность учащихся к уроку).

    Слайд 1

    2. Целеполагание и мотивация (формулировка учащимися темы урока, цели).

    Учитель:

    Посмотрите на слайд, вы видите термины изобразительного искусства, над буквами в этих словах расставлены числа, прочитайте буквы по числам в порядке убывания, и определите тему урока:

    (слайд 1)        

    На слайд выведены слова

    Художник, кисти, кар¹андаш, ж³ивопись, образы², пейзаж, роспись, животное.

    Правильно! Так как можно сформулировать нашу тему урока?

    Учащиеся: “Рисование кота, кошки”

    ИЗО. "Рыжий кот"»

    (Слайд 2) Давайте попробуем сформулируем цели урока .

    3. Актуализация  (Слайд 3)

    Работа в группах. Учащиеся получают текст с заданием (4 группы)

    1 вопрос: найти определение «Анималистический жанр»

    2 вопрос: найти определение «Анималист»

    3 вопрос: найдите ФИ художников –анималистов.

    4 вопрос : чем отличались рисунки Ватагина от рисунков Чарушина.

     Текст для детей.

    АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР (от лат. animal — «животное»)

    Жанр изобразительного искусства, посвященный изображению животных.

    Художник-анималист уделяет основное внимание художественно-образной характеристике животного, его повадок, среды его обитания; декоративная выразительность фигуры, силуэта, расцветки особо существенна в парковой скульптуре, росписях, мелкой пластике; часто (особенно в иллюстрациях к сказкам, басням, в аллегорических и сатирических изображениях) животное «очеловечивается», наделяется присущими людям чертами, поступками и переживаниями. Художники всех времен рисовали, лепили, писали красками животных. Изображение животных – тема в искусстве самая древняя. Именно ему больше всего внимания уделяли первые художники. Изображения животных встречались еще на стенах пещер, в рисунках и фресках на стенах строений и в скульптуре древнейших времен. Художников, изображающих животных, называют анималистами. Животных изображали многие художники, а некоторые все свое творчество посвятили этому жанру. Василий Ватагин Евгений Чарушин .

    Если сравнивать  рисунки Ватагина и Чарушина то у первого изображение взрослых  животных с характером, а у Чарушина – очаровательные мягкие зверята, которых хочется приласкать.

    3. Лексическая работа (учащийся зачитывает найденные определения) (Слайд 4)

    .

    4. Первичное усвоение учебного материала (Слайд 5, ) Учитель подводит итог по рассказу учеников:

    Изображение животных - тема в искусстве самая древняя. Еще первобытные люди изображали на скалах, стенах пещер бизонов, сцены охоты. Художники всех времен рисовали, лепили, писали красками животных. Так родился анималистический жанр в изобразительном искусстве. Этот жанр есть в живописи, графике и скульптуре. Анималист – художник, специалист по изображению животных. Они рисуют картины, лепят скульптуры о жизни животных, птиц, насекомых, иллюстрируют книги о природе.

    Учитель показывает работы Е. Чарушина. (Слайд 6-7)

    В иллюстрациях Е И. Чарушина, художника-анималиста, мир зверей раскрыт в ярких образах, с большой теплотой и гуманностью.

    Герои Е И. Чарушина добры, обаятельны. Они легко входят в сказочный мир. Художник любил изображать звериных детенышей - пушистых, мягких и еще совсем беспомощных.

    Е И Чарушин выработал свой метод иллюстрирования - чисто живописный. Он рисует необычайно искусно, пятнами и штрихами.

    (Слайд 8-9) Обратите внимание на картины Василия Алексеевича Ватагина- он прекрасно знал модель, поэтому в каждом из сюжетов представил медведя крупным планом. Возможно, он сделал это в знак большого уважения к животному, издревле почитаемому на Руси. Особенно удавались Ватагину изображения диких кошек. На своих полотнах он запечатлел пластичность гордых тигров, царственность львов, гибкость стройных леопардов, изящество и скрытность пум.

    Выставка книг

    Давайте рассмотрим книги, которые оформлены в виде выставки.

    • У кого есть дома кошка?
    • А как живут бездомные животные? Чем они питаются?

     Учитель:В настоящее время Международной федерацией любителей кошек зарегистрировано в мире около 200 пород и около 600 миллионов домашних кошек.

    На территории России обитает 12 видов диких кошек: тигр, леопард, снежный барс, рысь, гепард, каракал, манул, бархатный кот, дальневосточный лесной кот, камышовый кот, степная (пятнистая) кошка и европейский лесной кот. Все виды диких кошек занесены в Красную книгу, охота на них полностью запрещена

    - Сегодня на уроке я предлагаю вам стать художниками – анималистами и нарисовать кота. Но прежде чем нарисовать животное нужно познакомиться с повадками и манерой поведения этого животного.

    Слайд10

    Физкультминутка. Учащиеся выполняют имитационные движения за учителем

    Лежебока рыжий кот (встать)

    • Отлежал себе живот. (потянуться)
    • Встал и выгнул спину в мост, (согнуться)
    • Распушил красивый хвост, (прогнуться)
    • Мягко лапками пошел, (изобразить кота)
    • Тихо песенку завел. (Сесть за парту)

    5. Инструктаж по выполнению  практической работы. Знакомство со строением кошки.             Учитель:Скелет кошки состоит из черепа, позвоночника, ребер, грудной клетки и конечностей. У кошки среди всех домашних животных самый короткий череп. Именно такая круглая форма головы делает кошку привлекательной.

      Слайд11 комментирует учитель

    Слайд 12-16 Учитель показывает на доске поэтапное рисование кошки.

    Этапы работы:

    1) Определяем композицию.

    2) Легкими штрихами намечаем границы рисунка, устанавливаем размеры головы, шеи, туловища и хвоста, выполнение первоначального наброска общей формы начинают с туловища, как самой крупной части. Домашняя кошка типичный представитель семейства кошачьих. Она имеет удлиненное туловище и невысокие ноги. На короткой шее посажена широкая, короткая голова. Хвост средней длины, волосяной покров равномерно покрывает туловище, шерсть короткая и гладкая.

    3) Приступаем к уточнению форм, прорабатываем светотени, начиная с самых темных областей.

    6. Применение знаний в  учебной ситуации. Индивидуальная работа. Под музыку

    8. Рефлексия  

    Повести итог урока я предлагаю игрой «Незаконченные предложения»

    сегодня я узнал…

    было интересно…

    было трудно…

    теперь я могу…

    я почувствовал, что…

    я научился…

    у меня получилось …

    я попробую…

    меня удивило…

    урок дал мне для жизни…

    мне захотелось…

    10. Итог урока.

    -Ребята вначале урока мы поставили цели, мы их добились?

    - Кто рисует картины с животными?

    -Вы научились рисовать кота?

     (Слайд 31)

    7. Домашнее задание выполнить рисунок кота акварелью и на следующий урок организовать выставку работ

    Быть гуманным человеком без любви, без доброго и бережного отношения ко всему живому невозможно.

    Вот и заканчивается наше занятие, вы сегодня очень хорошо поработали, надеюсь, что вы много интересного узнали, у вас получился прекрасный рисунок

    Молодцы! Спасибо за урок!

    Справочный материал:

    Кошка - красивое, элегантное, удивительно смышленое создание с яркой индивидуальностью, нежное ласковое и преданное человеку. Кошка быстро привыкает к дому и становится милым и близким другом. Но стоит заметить, что только правильно воспитанная кошка не причиняет хозяину неприятных хлопот, а в тяжелые минуты жизни поможет снять нервное напряжение, избавит от стресса, отвлечет от грустных мыслей и повседневных забот.

    Долгим, а порой и драматичным был путь кошки к человеку — путь от безотчетного обожествления до слепой ненависти, и наоборот... Нередко кошке приписывали роль носителя мрачных, темных, потусторонних, дьявольских сил, особенно если она была еще и черная. В иные времена кошка становилась олицетворением сил добра, ей открывали двери в храмы, молитвенные дома, в свое жилище, где кошка могла получить привилегированное положение даже перед самим человеком.

    Судьба кошки и сейчас полностью зависит от наших привязанностей и предпочтений, терпимости и великодушия. Домашняя кошка доверчиво вручила свою жизнь и благополучие в наши руки, и мы в ответе за то, будет ли она счастлива, весела и здорова или, напротив, пуглива, недоверчива, агрессивна, мстительна, болезненна. Любящего хозяина кошка с нетерпением ждет у двери, когда он еще только подходит к дому и входит в подъезд. Оказавшись вдали от дома в силу каких-либо обстоятельств, кошка обязательно найдет дорогу к родному порогу. Именно кошка первой почувствует приближение землетрясения или иного природного катаклизма и по-своему предупредит нас об этом. Постоянные контакты с кошками приводят к понижению частоты пульса и кровяного давления. Этот феномен еще не изучен до конца, однако, как полагает ученые, тут срабатывает определенная система сигналов, которыми обмениваются человек и его любимец.

    Происхождение домашней кошки

    Существуют разные версии появления кошки, например, в Ноевом ковчеге. Одна из них гласит, что ни кошки, ни свиньи там не было, так как до Всемирного потопа Бог их еще не создал. Однако в ковчеге постепенно накапливались нечистоты зверей, и это стало угрожать его обитателям; размножались мыши и крысы, которые обгрызали стены ковчега. Тогда Ной погладил по спине слона, и из его хобота выпрыгнула свинья, которая уничтожила нечистоты зверей. Ной погладил по лбу льва, и из его носа появилась кошка. Вот она-то и навела должный порядок среди мышей и крыс.

    В настоящее время Международной федерацией любителей кошек зарегистрировано в мире 60 пород и около 40 млн домашних кошек.

    На территории России обитает 12 видов диких кошек: тигр, леопард, снежный барс, рысь, гепард, каракал, манул, бархатный кот, дальневосточный лесной кот, камышовый кот, степная (пятнистая) кошка и европейский лесной кот. Все виды диких кошек (за исключением северной рыси, камышового кота и кавказской лесной кошки) занесены в Красную книгу, охота на них полностью запрещена.

    Встречаясь почти на всех континентах, дикие кошки всегда привлекали внимание человека своим поведением. Семейство кошачьих насчитывает около 35 видов, причем в него входят высокоспециализированные хищники, достигшие как бы вершины эволюционного развития отряда.

    Предки всех современных хищников, которые появились около 50 млн. лет назад - это миациды.

    Одомашнивание кошки и ее взаимоотношения с человеком

    Считается, что первыми одомашнили кошек египтяне. По данным других исследователей, домашняя кошка появилась в результате скрещивания евро-африканской дикой кошки и камышового кота. Это животное условно называют "бабустис" — по месту знаменитого захоронения кошек в Древнем Египте.

    Мореплаватели-финикийцы брали кошек с собой в путешествия. Домашние кошки начали быстро распространяться по всему миру. Наверняка мало кто знает, что символом восстания Спартака был свободолюбивый кот.

    Греки, ранее безуспешно боровшиеся с грызунами с помощью змей и хорьков, охотно стали использовать в этих целях кошек, контрабандно привозимых из Египта. Так кошки попали на Апеннины, а затем — в Грузию и на европейский рынок.

    В Британии, куда кошек завезли, по-видимому, римляне, останки домашней кошки найдены в развалинах дома IV в. до н. э., а первые письменные упоминания о них относятся к 936 г., когда правитель Южного Уэльса принял закон о защите этих животных. Кошек разрешалось содержать в монастырях.

    В Новом Свете первые изображения кошек были найдены в Перу, относятся они к 400-1000 гг. н. э., позднее они становятся постоянным мотивом в ювелирных изделиях, однако происхождение домашней кошки в этой части планеты все еще остается загадкой.

    К началу эпохи Средневековья кошек стало на планете так много, что они почти полностью утратили свое привилегированное положение. Церковь считала кошек олицетворением зла. Их сжигали на кострах, топили, зверски истязали и истребляли. Появился даже обычай замуровывать кошку в фундаменте строящегося здания. А в момент коронации Елизаветы I в 1558 г. в Англии прилюдно было сожжено несколько мешков с кошками.

    Людям, любившим кошек, приходилось нелегко. Если они держали кошек, их обвиняли в связях с дьяволом, но стоило от них отказаться, грызуны мгновенно поедали запасы продовольствия, возбуждая эпидемии, болезни скота и людей.

    С началом эпохи Возрождения новомодный гуманизм распространился и на кошек, создающих уют в домах. Они вновь стали любимы людьми. Психологи начали изучать их поведение. Создавались книги и картины, посвященные кошкам. Достаточно назвать лишь несколько имен. Кошки занимают большое место в изобразительных творениях Гойя и Жана Батиста Грёза. В художественных работах использовали модную аллегорию, наделяли кошек человеческими чертами.

    Кошка на Руси появилась в VII-VI вв. до н. э. Ее предположительно завезли торговцы и воины в Древнее государство Урарту и город Ольвию, которые имели обширные связи со Средиземноморьем. Скифы также знали домашних кошек. Гораздо позднее эти животные появились на побережье Балтийского моря (V-VIII вв.), и лишь в X-XIII вв. они оказались на территории Древней Руси, где быстро попали под защиту церковных законов. Кошка стоила дорого. В известном судебнике XIV в. "Правосудие митрополичье" сказано: "За украденное животное установлен штраф: за голубя — 9 кун; за утку, гуся и журавля — по 30 кун; за корову — 40 кун; за лебедя — 70 кун; за вола, собаку и кошку — по 3 гривны".

    В настоящее время Международной федерацией любителей кошек зарегистрировано в мире 60 пород и около 40 млн домашних кошек.

    Эти сведения дополняются и уточняются. Строгой статистики просто не существует. Однако считается, что в странах, где много кошек, на 4-5 семей (примерно на 17 человек) приходится хотя бы одна кошка.

    На территории России обитает 12 видов диких кошек: тигр, леопард, снежный барс, рысь, гепард, каракал, манул, бархатный кот, дальневосточный лесной кот, камышовый кот, степная (пятнистая) кошка и европейский лесной кот. Все виды диких кошек (за исключением северной рыси, камышового кота и кавказской лесной кошки) занесены в Красную книгу, охота на них полностью запрещена.

     Кошки делятся на длинношерстных (персидские, персидские колор-пойнт, балинезийские, пекинские, кумерские), полудлинношерстных (бирманские, турецкие, норвежские, сомалийские, мэйнские, енотовые и др.), короткошерстных (британские, европейские, русские, картезианские, абиссинские, сиамские, восточные, экзотические), бесшерстных (мексиканские, канадские).

             Загадки для ребят первой группы

    У порога плачет,

    Коготки прячет,

    Тихо в комнату войдет,

    Замурлычет, запоет. (Кошка.)

            

    Глазищи, усищи, хвостище,        

    А моется всех чище. (Кошка.)

    Мохнатенькая, усатенькая.

    Молоко пьет,

    Песенки поет. (Кошка.)

    Мягкие лапки, А в лапках - цап-царапки. (Кошка.)

    Острые ушки,

    На лапах подушки.

    Усы, как щетки

    Дугою спина.

    Днем спит,

    На солнышке лежит.

    Ночью бродит,

    На охоту ходит. (Кот.)

    Когда он в клетке, то приятен,

    На шкуре много черных пятен.

    Он хищный зверь, хотя немножко,

     Как лев и тигр, похож на кошку. (Леопард.)

    Уж очень вид у них чудной:

    У папы - локоны волной,

    А мама ходит стрижено.

    За что она обижена?

    Недаром часто злится

    На всех мамаша... (Львица.)

    Четыре четырки,

    две растопырки,

    два яхонта

    и один вертун. (Кот)

    Зубастый, мохнатый, как есть начнет - песенку поет.

    Что за зверь со мной играет?

    Не мычит, не ржет, не лает,

    Нападает на клубки,

    Прячет в лапы коготки!

    У мышиной норы

    лежат крючья остры,

    и повисли, горя,

    два зеленых фонаря.

    АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР (от лат. animal — «животное»)

    Жанр изобразительного искусства, посвященный изображению животных.

    Художник-анималист уделяет основное внимание художественно-образной характеристике животного, его повадок, среды его обитания; декоративная выразительность фигуры, силуэта, расцветки особо существенна в парковой скульптуре, росписях, мелкой пластике; часто (особенно в иллюстрациях к сказкам, басням, в аллегорических и сатирических изображениях) животное «очеловечивается», наделяется присущими людям чертами, поступками и переживаниями.

            

    2. Русская голубая кошка: О ПОРОДЕ

    Русские голубые - это элегантные зеленоглазые кошки. Они обладают приятным темпераментом и спокойным характером, дружелюбны и не требовательны.

    Благодаря своей независимости, они легко приспосабливаются к условиям жизни и ничего не имеют против работающего хозяина, т.к. в состоянии сами занять себя. И в силу своего дружелюбия, русские голубые с удовольствием воспринимают общество другой кошки.

    Гладить русских голубых кошек очень приятно. Прикоснуться рукой к их серебристо-голубой плюшевой шерстке - удовольствие.

    3. Персидская кошка: О ПОРОДЕ

    Персы являются самой популярной породой на протяжении многих десятилетий.

    Персидские кошки - самая многочисленная группа на выставках .

    Персы имеют тихий, покоряющий нрав. Персидский кот – идеальная порода, производящая впечатление приятного, мирного и лояльного компаньона. Его голос редко слышится. Персы спокойно и настойчиво просят обратить ваше внимание на них: они сидят около вас и пристально глядят в ваши глаза, в которых отражена их преданность. Они обязательно вскочат на колени для того, чтобы свернувшись на них подремать или нежно коснуться своим влажным носом вашего лица. Некоторые персы любят сидеть на плече своего хозяина и, обнимая его, громко исполняют свою песню. В холодные ночи они могут стать вам грелкой в постели.

    1. Происхождение домашней кошки

    Существуют разные версии появления кошки, например, в Ноевом ковчеге. Одна из них гласит, что ни кошки, ни свиньи там не было, так как до Всемирного потопа Бог их еще не создал. Однако в ковчеге постепенно накапливались нечистоты зверей, и это стало угрожать его обитателям; размножались мыши и крысы, которые обгрызали стены ковчега. Тогда Ной погладил по спине слона, и из его хобота выпрыгнула свинья, которая уничтожила нечистоты зверей. Ной погладил по лбу льва, и из его носа появилась кошка. Вот она-то и навела должный порядок среди мышей и крыс.

    В настоящее время Международной федерацией любителей кошек зарегистрировано в мире около 200 пород и около 600 миллионов домашних кошек.

    На территории России обитает 12 видов диких кошек: тигр, леопард, снежный барс, рысь, гепард, каракал, манул, бархатный кот, дальневосточный лесной кот, камышовый кот, степная (пятнистая) кошка и европейский лесной кот. Все виды диких кошек занесены в Красную книгу, охота на них полностью запрещена.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви». (В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "ВОСТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ)

    План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви» Продолжительность урока: 40 мин.Урок:интегрированнный,по хара...

    План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

    Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

    Статья по изобразительному искусству «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства ».

     Уроки изобразительного искусства не могут быть скучными, неинтересными для детей, а применение компьютерной техники еще больше развивает познавательный интерес детей к такому уроку....

    Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

    Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...