Интегрированная система уроков литературы, истоков, изобразительного искусства. (1урок литература; 2урок истоки; 3 урок изобразительное искусство; итог подводиться на классном часе)
учебно-методический материал по теме

Соснина Марина Владимировна

Тема: К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Сказка о труде и взаимной выручке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_tyoplyy_hleb.literatura_5_klass.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированная система уроков литературы, истоков, изобразительного искусства.

(1урок литература; 2урок истоки; 3 урок изобразительное искусство; итог подводиться на классном часе)  

Конспект урока литературы.

Тема:

К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Сказка о труде и взаимной выручке.

Цель:

Провести анализ сказки К.Г. Паустовского в единстве формы и содержания.

Задачи:

  1. Образовательные:

а) научить работать с планом;

б) продолжать совершенствовать умение оценивать поступки героев;

в) показать своеобразие пейзажных зарисовок писателя и их роль в содержании произведений; (работа с художественными средствами выразительности)

г) совершенствовать навык выразительного чтения и чтения по ролям;

д) познакомить с ролью лексического значения слова или значения имени, названия места в содержании произведения.

  1. Воспитательные:

а) воспитать доброту и чуткость через восприятие произведения, а также уважительного отношения к хлебу;

б) через коллективную форму работы воспитать чувство толерантности.

  1. Развивающие:

а) развивать умение «всматриваться и вслушиваться» в слово художественного произведения;

б) развивать речь, мышление, ассоциативное воображение.

Оформление урока (презентация, таблички с адаптированной для детей целью урока, таблички со значением имен героев, названия древнего лексического значения слова «теплый», каравай и соль, музыка звуки метели и скрип шагов по морозу, метроном (как сопровождение выразительного чтения), русские народные костюмы (консультантов).

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели урока:

Сегодня на уроке мы будем говорить о сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» (выходят консультанты из старших классов в русских национальных костюмах).

- Ваше сказка называет «Теплый хлеб»? (да)

- Народ создал пословицы много о хлебе.

- Земля – матушка, а хлеб – батюшко.

- Хлеб – это жизнь.

- Хлеб в закромах – счастье в домах.

- Худ обед, коли хлеба нет.

Это мои помощницы – консультанты, они будут оценивать степень вашей активности на уроке (ответ +). К ним вы можете обратиться за помощью.

Работать на уроке мы будем в группах.

Мы должны разобраться в событиях, которые происходили в деревне Бережки, их логике, понять характер и сущность поступков Фильки. Мы будем размышлять, о чем эта сказка и как можно объяснить ее название, узнаем  истинную ценность хлеба.

3. Проверка домашнего задания.

(Сказку начинаем читать на предыдущем уроке, поэтому вся экспозиция уже прочитана детьми. На этом же уроке мы начинаем составлять план. Домашнее задание у детей было дочитать сказку до конца и составить план. Каждой группе был дан поисковый вопрос).

План

Страницы произведения

Проблемный вопрос

Ответ на вопрос

  1. Появление коня в деревне Бережки

Стр. 69

1 абз.

Что обозначает название деревни Бережки?

Образовано от слова «беречь». Само название говорит о том, что люди, живущие в деревне должны беречь друг друга, жить мирно и приносить друг другу добро.

Закончите предложение приносить добро – значит совершать хорошие поступки.

                                                             … дарить людям радость.

                                                          …относиться к окружающим с любовью.

План

Страницы произведения

Проблемный вопрос

Ответ на вопрос

  1. Панкрат- колдун

Стр. 69

2 абз.

Каково значение имени Панкрат? В чем его сила?

Панкрат – «Всесильный, всемогущий». Он мудрый, умеет лечить, понимает природу, оберегает ее, помогает людям.

Сл-но, старый Панкрат несет добро.

План

Страницы произведения

Проблемный вопрос

Ответ на вопрос

  1. «Общественный конь»

Стр. 69

3 абз.

-

-

  1. Филька по прозвищу «Ну тебя»

Стр. 69

4 абз.

Понравился ли вам Филька? И почему? Может быть кому-то его жалко? (встаньте)

Что означает его имя?

Ничего приятного, угрюмый, неласковый, молчаливый, недоверчивый, ленивый. Равнодушен ко всему (к людям, играм). Немного жалко, он сирота, воспитывается бабушкой, у кого еле сил хватает его прокормить.

Филипп – любитель лошадей.

  1. Злорадный окрик

Стр. 69

5 абз.,

стр. 70

5 абз.

Что же крикнул Филька? Что означают слова «дьявол», «христарадники»?

- Да ну тебя дьявол?

(нечистый дух, злоба, бес, сатана, черт)

- На вас не напасешься, на христарадников?

(На Руси христарадниками называли людей, которые просили милостыню «Подайте Христа ради». Оскорбительным это слово не было, подавали, кто сколько может, проявляя жалость и доброту).

Что произошло? ( Началась сильная метель)

4. Работа над составлением плана сказки. (с выразительным чтением эпизодов)

а) Выразительное чтение и поиск средств выразительности. стр.70 посл. абз. – 71 1 абз.

- олицетворение «…ревела, обезумев, метель», «…мороз, озоруя  стискивал толстые бревна».

- сравнение «…небо зеленело как лед».

- гипербола «…звезды примерзли к небу».

- эпитет «…колючий мороз».

Средства выразительности помогают почувствовать беду, которая обрушилась на деревню. Попробуйте точно озаглавить эту часть. (Каждой группе своя часть).

План

Страницы произведения

Вопросы

  1. Обезумевшая метель

стр.70 6 абз. – стр.71 1 абз.

Почему обезумела метель?

Это наказание за бессердечность и зло, причиненное человеком своему меньшему брату – коню, который служил людям. Воевал во время гражданской войны, помогал Панкрату на мельнице.

Слайд №1 презентации.

Что принес с собой мороз?

Замерзла река, не работала мельница, их ждет неминуемая смерть.

Оказывается в Бережках уже была похожая ситуация. Об этом свидетельствует рассказ бабки Фильки.

б) Выразительное чтение эпизода по ролям.

План

Страницы произведения

Вопросы

  1. История, произошедшая сто лет назад.

стр.71 3 абз. – стр.72 10 абз.

Как вы думаете, как чувствовал себя Филька, когда слушал бабушкину историю? Почему?

Фильке стыдно и страшно: он понимает, что «дурной человек» и «обидчик» родной деревни он сам.

Слайд №2 презентации.

Он уже думает, как исправить свое злодеяние.

  1. Решение Фильки

Стр.72 11 абз. – стр 73 1 абз.

в) Выразительное чтение и поиск средств выразительности.

- метафора «снег пел под ногами»;

- сравнение «пел под ногами, будто артель веселых пильщиков», «пылинка мерцала, как маленькая звезда»;

- эпитет «жгучая и такая ясная пустота»;

- олицетворение «плотины поседели от стужи», «воздух колол грудь».

С помощью средств выразительности Паустовский рассказывает о сказочном странствии, которое с риском для жизни преодолевает Филька, хотя идет по своей деревне.

Слайд №3 презентации.

Почему мороз колет именно грудь?

Там находится сердце, сердце, которое охлаждается от того, когда человек совершает дурной поступок. От охлаждения умер злой мужик в истории, рассказанной бабушкой.

г) Выразительное чтение по ролям (Панкрат и Филька)

  1. Разговор с Панкратом

Стр.73 21 абз. – стр.74

Прав ли оказался Филька?

На помощь пришли не только дети, но и старики, и с рассвета были слышны звуки ломов на реке.

  1. Дружная работа на мельнице

Стр.74 – 75 1абз.

Слайд №4 презентации

Какой заголовок вы подобрали к этой части (выбираем лучший)

  1. Теплый ветер

Стр.75 2 абз. – 76 2 абз.

Кто еще помог Фильке? И как?

Сорока, ей кажется она разбудила теплый ветер, и он помог людям.

  1. Запах хлеба

Стр. 76 2 абз. – стр.78

Как озаглавили эту часть?

д) Выразительное чтение по ролям (Филька, дети, Панкрат)

Слайд №5 презентации.

Почему не взял конь хлеб?

Грубость и злость мальчика помнит.

Почему Филька заплакал?

Для него это катастрофа: рушатся его надежды стать «чистым» и «веселым» человеком, нет ему прощения за его злобу.

Филька заплакал, покаянные слезы смыли с него грех, показали всем, как он страдает и раскаивается. А Панкрат помог помириться коню и Фильке.

- Сказка «Теплый хлеб» излучает свет Вечной истины. На уроке истоковедения вы рассмотрите содержание сказки в контексте христианских заповедей. (Ребята продолжают работать по группам под руководством учителя, результатом работы коллективная письменная работа, задания получают в конверте на уроке литературы). Приложение №1.

5. Работа над смыслом названия                                                

- Хотелось бы вам попробовать кусочек «теплого хлеба»?

- Каково же значение слова «теплый»? (домашнее задание последней группы)

1. теплый – это нагретый, дающий, содержащий тепло.

2. теплый – не знающий морозов, южный.

3. теплый – хорошо защищающий тело от холода.

4. теплый – имеющий отопление.

5. теплый – ласковый, приветливый.

6. теплый – приятный для слуха, зрения.

Какой смысл имеет в сказке? (1,5 и 6 значение)

(Ребята сами отламывают от каравая и сыплют соль)

Вот он – хлебушко душистый,

С хрустом, корочкой витой.

Вот он…теплый, золотистый,

Словно солнцем залитой.

В нем здоровья, наша сила.

В нем чудесное тепло,

В нем земли родимой соки,

Солнца свет весенний в нем

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

И не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле. (Л. Татьяничева)

6. Итог урока

Вот мы объяснили смысл названия сказки (обращаемся к целям урока).

Что мы делали, чтобы разобраться в логике событий, произошедших в деревне?

(Составляли план).

Анализируя сказку, мы попытались понять характер Фильки и сущность его поступков. Вам предлагаются высказывания, нужно доказать их содержанием сказки. Выделены ключевые слова.

7. Работа в группах.

1 гр. Сорняки жестокости вырастают на пустыре праздности, а почва трудолюбия и совместной дружной деятельности колосится добрыми плодами мира и согласия.

Примерный ответ: «Филька обидел коня в тот момент, когда не трудился и лишь в результате всеобщей работы исправил свой проступок».

2 гр. Невежество и жадность – одного поля ягоды, но ягоды это поистине волчьи, а такое поле оборачивается топким болотом.

Примерный ответ: «Филька ел хлеб и не захотел поделиться с голодным конем. Жадность породила грубость, а грубость привела к общей беде».

3 гр. Душевная щедрость – источник счастья для себя и окружающих.

Примерный ответ: «Осознав свою вину, Филька отдал все свои силы для ее искупления, а затем принес коню целую буханку свежего хлеба и испытал настоящее счастье от примирения с ним и одобрения со стороны всех жителей деревни. Они были, потому что жизнь продолжалась».

4 гр. Доверие к окружающим, способность видеть в них хорошие качества – слагаемые дружного сообщества, которому по плечу самые трудные задачи.

Примерный ответ: «Филька поверил в ребят, назвал их хорошими, сблизился с ними в процессе скалывания льда. Так на основе взаимного доверия и взаимопомощи удалось предотвратить беду».

5 гр. Сердце Земли находится в сердце человека. Все берет начало в этом сердце.

Примерный ответ: «Детское сердце не должно «охлаждаться», ибо все – и хорошее, и плохое – начинается с детства. Посеешь поступок и пожнешь характер. Все от рук человеческих, его труда, его сердца. Хлеб – это жизнь, которую можно сохранить только добром, любовью и трудом. Название символическое.

На уроке изобразительного искусства вы должны нарисовать сердце Фильки, каким оно было и каким стало… (в своих рисунках можно использовать ключевые слова, которые помогут вам донести смысл изображаемого.

8. Сообщение консультантов «Цена хлеба»

Нам осталось понять истинную цену хлеба. Мои помощники-консультанты нам в этом помогут.

  1. Современные люди не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом. Нам неведомо чувство голода. Не знаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, коры, кореньев, желудей, семян лебеды:

Был хлеб всегда в почете на Руси-

Ее просторов главное богатство,

Его ты хочешь цену знать?-

Спроси.

Тебе ответить могут ленинградцы!

  1. Во время Великой Отечественной войны жителям Ленинграда выпала страшная доля. Они 900 дней жили в условиях вражеской блокады. В это время рабочие получали по 250 граммов, а остальные жители 125 граммов хлеба. Представьте себе этот тоненький кусочек хлеба! Он состоял из муки низкого качества, мякины, отрубей целлюлозы, обойной пыли. И все-таки этот хлеб помог ленинградцам не только выстоять, но и победить.
  2. Однажды стала выходить из строя одна из немногих печей, выпекавших хлеб. Чтобы устранить неисправность, нужно было остановить печь, охладить ее и только тогда ремонтировать. Но главный механик Николай Лобода понимал, чем это грозит ленинградцам, сколько жизней может унести не выпеченный во время ремонта хлеб. И он, облившись водой, полез в раскаленную печь и устранил неисправность. В печи, уже сделав работу, Николай Анатольевич потерял сознание. Товарищи вытащили его, и он остался жив. Ленинградцы получили хлеб, а Лобода за свой подвиг награжден боевым орденом.
  3. Медицинская сестра – яслей №5 города Отрадное Ленинградской области В.И. Богданова вспоминает: «Помню темный, вязкий, маленький кусочек хлеба. Только один кусочек! На всех – взрослых и детей. На весь день. И мама медленно режет его на одинаковые кубики… Помню, как я на коленях ползла по полу в надежде найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне».

9. Домашнее задание: История с неисправной печью немного напоминает нам прочитанную сказку (остановить, охладить печь – безумная метель, стужа. Николай Лобода в раскаленной печи – путь Фильки в страшный холод. Награда за свой подвиг Лободе – примирение с конем и людьми Фильки)

Неправда много общего?!

Найти сказочные и реальные мотивы произведения К.Г. Паустовского.

10. Физкультминутка.

Сорокушка-сорока,

Большая голова,

На пеньке сидит,

Головой вертит,

Во все стороны глядит,

Да ка-а-ак

Полетит!

                                                                                     

Литература

И.В.Вялых «Постигая трудности добра» Сказка К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».

ЛШ. 6’2003 стр.40

Н.И. Якунина К.Г. Паустовский – «Теплый хлеб» Сказка о труде и взаимовыручке.

ЛШ 5’2010 стр.38

А.И. Шуралев «Всеобщее спасение» К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» Материалы к уроку. Уроки литературы 1’2008 стр.8

Приложение 1 (материалы к уроку истоковедения)

1-2 группа «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное»

Нищие духом – те люди, в которых нет ни капельки гордыни, кичливости, самовыпячивания, хвастовства, зазнайства.

Примерный ответ: «В начале произведения мы видим в Фильке противоположные качества, что и приводит к страшной беде. Отсутствие добродетели – смиренномудрия предстает перед нами в образах злого мужика, и хвастливой сороки, поэтому они лишены счастья. Путь Фильки через стужу и лед к животворной воде – это путь смирения, путь блудного сына, осознавшего истину». (разбирают значение подчеркнутых слов, вспоминают «Притчу о блудном сыне»)

3 группа «Блаженны плачущие, ибо они утешатся»

Примерный ответ: «Когда Филька заплакал, это слезы раскаяния, осознание своей вины, сопровождающиеся делами христианского милосердия и любви. Эти слезы окончательно растопили в сердце Фильки лед заносчивости и безумной жестокости, открыв для него благость мира с ребятами, конем и всеми живыми». (разбирают значение подчеркнутых слов)

4 группа «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут»

В христианских традициях совершать материальные и духовные дела милости, а именно: голодного накормить, жаждущего напоить, нагого или имеющего недостаток в одежде – одеть, помочь выздоровлению больного, несведующего (не знающего) научить истине и добру, подать ближнему добрый и благовременный совет в затруднении и опасности, утешить печального, от всего сердца прощать обиды.

Примерный ответ: «Филька под мудрым наставлением бабушки и деда Панкрата учится совершать дела милости и познает в финале произведения вместе с односельчанами вкус Евангельского блаженства». (разбирают значение подчеркнутых слов)

5 группа «Блаженны миротворцы, ибо они наречены будут сынами Божьими»

Примерный ответ: «Филька принес коню буханку свежего хлеба с солью, как знак примирения. Панкрат помог им помириться.

- … Бери хлеб, мирись! Филька – не злой человек.

Конь, когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия».

Вывод. Итак, от каждого произнесенного нами слова или совершенного действия, зависит очень многое, они подобны брошенному в воду камню, от которого далеко расходятся круги, крику в горах, вызывающему сход снежной лавины. Они могут стать пробоиной в днище корабля, из-за которой он впоследствии утонет, а могут - кирпичиками, из которых будет построено прекрасное здание общежития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

Презентация по изобразительному искусству в 5 классе: "Истоки и современное развитие традиционных художественных промыслов России (Мезеньская роспись) по программе Б.М. Неменского

Презентация по изобразительному искусству в 5 классе: "Истоки и современное развитие традиционных народных промыслов России (Мезеньская роспись) знакомит детей с историей возникновения Мезеньской росп...

Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....

Итоги проведения открытых классных часов и внеклассных мероприятий

В соответствии с планом работы  школы на 2013-2014 учебный год, в срок до 21 мая, в школе проводились   открытые классные часы и внеклассные мероприятий. График  проведения утвержд...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...

План-конспект урока по изобразительному искусству на тему: "Мозаика. Истоки и современные технологии"

Урок получения новых знаний. Использование на уроке работы в группах. Отработка навыков смыслового чтения....

Технологическая карта урока По учебному предмету «Изобразительное искусство» в пятом классе по теме «Жостово. Истоки и современное развитие промысла» Наименование УМК, автор Изобразительное искусство, Б.М. Неменский

laquo;Жостово. Истоки и современное развитие промысла»Актуальность данной разработки обусловлена следующими факторами:-Целью современного образования, которая заключается в воспитании всесторон...