Элективный курс "Основы гигиены и санитарии"
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Элективный курс посвящён одной из главных проблем – сохранение здоровья у подрастающего поколения. Курс предметно – ориентированный, рассчитан на 17 часов. Программа составлена на основе учебного пособия «Основы гигиены и санитарии» Д.В. Колесова и Р.Д. Маша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_gigieny_i_sanitarii.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Северная СШ

Согласовано:                                                           «Утверждаю»

Зам. директора по УВР                                           Директор школы

Осипова Г.А.                                                             Виноградова Н.М.

«___»  ________  2015 г.                                        «___» _________ 2015 г.

Рабочая программа

по биологии

элективный курс «Основы гигиены и санитарии»

в 9 (общеобразовательном) классе

количество часов в неделю – 0.5

методическое объединение учителей естествознания (физики, химии, биологии)

учитель: Осипова Татьяна Николаевна 

Составлена в соответствии с программой  по биологии для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника

Прошла экспертизу на заседании методического объединения, протокол №____ от «____» _____2015г.        

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направление: осуществление воспитания здорового человека, стимулирование мотивации детей к здоровью, формирование научного понимания сущности ЗОЖ, выработка индивидуального валеологически обоснованного способа жизнедеятельности.

        Необходимость создания и ведения курса обусловлена огромным образовательным значением, так как проблема здоровья подростков актуальна и имеет острую социальную значимость. Родителей, педагогов тревожит проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения: распространение среди подростков вредных привычек стали проблемой современности. Важно, чтобы просвещение подростков было своевременным, необходимо вовремя сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни, научить понимать ответственность за своё поведение и здоровье.

Элективный курс посвящён одной из главных проблем – сохранение здоровья у подрастающего поколения. Курс предметно – ориентированный, рассчитан на 17 часов. Программа составлена на основе учебного пособия «Основы гигиены и санитарии» Д.В. Колесова и Р.Д. Маша.

Программа элективного курса предусматривает теоретические знания, решение практических задач, связанных с сохранением здоровья подростков и с исследовательской деятельностью школьников в области сохранения и укрепления своего здоровья.

Умение вести здоровый образ жизни – признак высокой культуры человека, именно в школе должны решаться задачи формирования ответственного отношения к здоровью подростков.

Цель курса:  помочь подросткам осознать, что главная ценность жизни - здоровье человека, за которое он отвечает сам и сам же обязан поддерживать его в естественном здоровом состоянии.

Задачи:

  • расширение теоретических знаний школьников в образовательной области “Здоровый образ жизни”;
  • создать условия для формирования у подростков навыков общей культуры, включая культуру тела, основы санитарии и гигиены;
  • обеспечить профилактику и отказ от вредных привычек;
  • способствовать формированию положительной мотивации выработки своего индивидуального способа поведения, позволяющего сохранить своё здоровье в современных условиях жизни.

При проведении занятий планируются различные формы индивидуальной и групповой деятельности (работа в парах, выполнение  презентаций, разработка и создание буклетов, работа в мини – группах, фронтальная работа). В процессе изучения данного курса школьники получат теоретическую и практическую подготовку в сохранении своего здоровья.

Выполнив программу элективных занятий “Основы гигиены и санитарии” школьники будут знать:

  • причины, сохраняющие и разрушающие здоровье;
  • мотивы здорового образа жизни;
  • отрицательное влияние вредных привычек на организм подростка;
  • пути формирования здорового образа жизни.

Школьники будут уметь:

  • оказывать своевременно и квалифицированно первую медицинскую помощь, использовать полученные знания на практике;
  • воспитывать в себе активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.

Школьники будут применять:

  • полученные знания на практике;
  • полученные знания для осознанного выбора профессии.

Содержание программы

  1. История гигиены (1ч)
  1. Возникновение и развитие санитарно – гигиенической культуры.
  1. Физическая активность и здоровье. (2ч)
  1. Роль двигательной активности в сохранении здоровья. Профилактика заболеваний опорно – двигательной системы.
  2. Гигиенический режим двигательной активности. Практическая работа «Определение гибкости позвоночника», «Выявление нарушения осанки».
  1. Предупреждение и лечение инфекционных заболеваний. (2ч)
  1. Иммунитет. Условия взникновения инфекционного заболевания. Течение инфекционных заболеваний.
  2. Профилактика инфекционных заболеваний. Доврачебная помощь. Уход за больным. Практическая работа «Определение температуры воды, в которой надо замачивать горчичники перед употреблением», «Приготовление влажного согревающего компресса»
  1. Травматизм и его профилактика.  (2ч)
  1. Травмы. Предупреждение травматизма.
  2. Практическая работа «Приготовление раствора перманганата калия для обработки ран», «Использование лейкопластыря и спиртового раствора йода при обработке ран»
  1. Тренировка сердечно – сосудистой системы. Профилктика заболеваний сердечно – сосудистой системы. (2ч)
  1. Сердечно – сосудистая система – показатель уровня физического состояния человека. Влияние курения на сердечно – сосудистую систему.
  2. Предупреждение заболеваний сердечно – сосудистой системы. Практическая работа «Определение частоты сердечных сокращений», «Измерение артериального давления»
  1. Гигиена дыхания. (3ч)
  1. Укрепление органов дыхания и профилактика их заболеваний. Гигиена воздуха. Влияние курения на дыхательную систему.
  2. Гигиена голосового аппарата. Техника безопасности при работе с ядовитыми веществами.
  3. Практическая работа «Санитарное обследование температуры воздуха в помещении», «Определение коэффициента аэрации помещений».
  1. Гигиена питания. (4ч)
  1. Рацион и режим питания.
  2. Прищевые отравления. Меры профилактики и первой помощи при пищевых отравлениях.
  3. Режим питья. Гигиеническая оценка питьевой воды.
  4. Практическая работа «Определение качества коровьего молока», «Определение доброкачественности мяса»,

« Определение пригодности воды для питья»

  1. Заключительное занятие (1 ч) «Моё здоровье в моих руках» - конкурс презентаций и буклетов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гоголев М.И. «Основы медицинских знаний»  Москва «Просвещение».
  2. Колесов Д.В. Маш Р.Д. «Основы гигиены и санитарии». – Москва «Просвещение».
  3. Куценко Г.И. «Гигиена юноши» Москва «Медицина».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ГИА по биологии на элективном курсе "Гигиена"

Курс практикума для 9 класса по биологии для определения профиля в 11 классе...

Рабочая программа 8 класс элективный курс ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ И САНИТАРИИ

Рабочая программа 8 класс элективный курс ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ И САНИТАРИИ...

Презентация на тему "Пищевые отравления" по учебной дисциплине ОП.04 "Микробиология,санитария и гигиена в пищевом производстве"

Данная презентация предназначена для демонстрации учебного материала по теме "Пищевые отравления"  дисциплины "Микробиология,санитария и гигиена в пищевом производстве"  по специальности "Те...

Элективный курс "Основы гигиены и санитарии"

Элективный курс "Основы гигиены и санитарии" предназначен для учащихся 9 класса...

Рабочая программа учебной дисциплины "Санитария и гигиена"

Рабочая программа представляет обязательную часть ОПОП по профессии 100701.01 Продавец, контролер-кассир....

Программа кружка "Основы гигиены и санитарии" для 8 класса

Данный кружок позволит расширить знания по биологии в 8 классе...

Группа ТЭУ 01 Санитария и гигиена (18-23 мая).Тема 8. Гигиена косметолога.

Тема 8.  Гигиена косметологаЗадание1. Изучить материал по теме "Гигиена косметолога".2. Выделить главные процедуры.3. Приведите пример уборки собственного жилища.4. Составьте вопро...