Урок-практикум по биологии на тему "Оказание первой медицинской помощи при различных видах повреждений"
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Барановская Ольга Петровна

Урок-практикум по биологии на тему:

"Оказание первой медицинской помощи при различных видах повреждений"

 

Цель: систематизация знаний умений и навыков по теме “Оказание ПМП”

Обучающие:

  • актуализация теоретических знаний терминологии ПМП;
  • применение теоретических знаний в практической деятельности (умение накладывать повязки, жгут, иммобилизация конечностей);
  • порядок и правила поведения в чрезвычайной ситуации.

Воспитывающие:

  • воспитание общей культуры личности;
  • воспитание чувства товарищества у старших подростков;
  • формирование потребности бережного отношения к своему здоровью.

Развивающая:

  • формирование навыков анализа чрезвычайной ситуации, принятия решения в экстремальной ситуации.

Техническое оснащение: бинты;  жгуты;  подручные шины;  перевязочный материал;   карточки с заданиями; аптечка первой помощи.

План урока

  1. Организационная часть.
  2. Вступительное слово учителя о ПМП.
  3. Контроль теоретических знаний.
  4. Практическая работа в группах: анализ заданий, выбор участников, выполнение с демонстрацией.
  5. Ролевая игра “Поведение в ЧС”;
  6. Подведение итогов.

Ход урока:

Рекомендации учителю:

  • Разделить  класс на 3 группы.
  • Одна группа – эксперты, рекомендуем провести предварительную консультацию для экспертов: экспертами назначаются более успешные учащиеся, проявившие себя при изучении данного раздела. Функция экспертов – оценка деятельности учащихся на уроке; помощь и коррекция работы в группах.
  • Подведение итогов отдельных этапов и урока в целом. Для наиболее эффективного использования пространства класса рекомендуем расположить группы по периметру, чтобы освободить центральную часть. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-практикум по биологии на тему:

"Оказание первой медицинской помощи при различных видах повреждений"

Цель: систематизация знаний умений и навыков по теме “Оказание ПМП”

Обучающие:

  • актуализация теоретических знаний терминологии ПМП;
  • применение теоретических знаний в практической деятельности (умение накладывать повязки, жгут, иммобилизация конечностей);
  • порядок и правила поведения в чрезвычайной ситуации.

Воспитывающие:

  • воспитание общей культуры личности;
  • воспитание чувства товарищества у старших подростков;
  • формирование потребности бережного отношения к своему здоровью.

Развивающая:

  • формирование навыков анализа чрезвычайной ситуации, принятия решения в экстремальной ситуации.

Техническое оснащение: бинты;  жгуты;  подручные шины;  перевязочный материал;   карточки с заданиями; аптечка первой помощи.

План урока

  1. Организационная часть.
  2. Вступительное слово учителя о ПМП.
  3. Контроль теоретических знаний.
  4. Практическая работа в группах: анализ заданий, выбор участников, выполнение с демонстрацией.
  5. Ролевая игра “Поведение в ЧС”;
  6. Подведение итогов.

Ход урока:

Рекомендации учителю:

  • Разделить  класс на 3 группы.
  • Одна группа – эксперты, рекомендуем провести предварительную консультацию для экспертов: экспертами назначаются более успешные учащиеся, проявившие себя при изучении данного раздела. Функция экспертов – оценка деятельности учащихся на уроке; помощь и коррекция работы в группах.
  • Подведение итогов отдельных этапов и урока в целом. Для наиболее эффективного использования пространства класса рекомендуем расположить группы по периметру, чтобы освободить центральную часть.

1. Приветствие.

2. Вступительное слово.

   Сегодня мы с вами проводим обобщающий урок по теме “Оказание ПМП при различных видах повреждений”. Как вы думаете, для чего мы проводим этот урок? Попробуйте сформулировать цель урока? (Учащиеся самостоятельно формулируют цель: определение прочности усвоения полученных знаний, умение применить их на практике. В случае неточности формулировки учитель подводит их к правильному пониманию цели урока).

   Очень часто в жизни люди оказываются в таких ситуациях, в которых не знают как себя вести, а от их действий порой зависит благополучие и даже жизнь человека. Вот для того, чтобы быть полезным, а может быть и спасти человека мы, и проводим этот урок.

   Сегодня у нас на уроке присутствуют эксперты: (представление экспертов). Они будут помогать нам в решении технических вопросов, а также будут участвовать в оценивании ваших действий.

3. Проверка теоретических знаний.

1. По группам учащиеся выполняют “задания – соответствия”.

Карточка № 1. Задания – соответствия.

ПОВРЕЖДЕНИЯ

  • УШИБ
  • РАСТЯЖЕНИЕ
  • АРТЕРИАЛЬНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ
  • ВЕНОЗНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ
  • ПЕРЕЛОМЫ
  • СОТРЯСЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА
  • ПОТЕРЯ СОЗНАНИЯ И ОСТАНОВКА ДЫХАНИЯ

ПРИЕМЫ ПМП

  1. ЖГУТ
  2. ДАВЯЩАЯ ПОВЯЗКА
  3. ПОКОЙ
  4. ИММОБИЛИЗАЦИЯ
  5. ХОЛОД
  6. ВОЗВЫШЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОЛОВЫ
  7. ИСКУССТВЕННОЕ ДЫХАНИЕ
  8. РЕАНИМАЦИЯ

Каждому виду повреждения соответствует прием ПМП, нужно восстановить эти соответствия (напротив каждого вида повреждения указать цифру соответствующего приема ПМП). Карточки с выполненными заданиями сдаются экспертам. (Ключ – приложение 1).

2. Медицинская аптечка. В каждом доме есть аптечка. Иногда нужно оказать помощь, а взрослых рядом нет. Из карточек выберите те средства, при помощи которых вы будете оказывать первую помощь. Карточки с выполненными заданиями сдаются экспертам. (Ключ – приложение 1).

Карточка  № 2

  1. Какое средство из аптечки вы выберете, если человек упал в обморок?
  2. Каким образом вы остановите сильное кровотечение?
  3. Какое средство из аптечки вы выберете, если порезались? (Рану нужно продезинфицировать, кровь остановить).
  4. Какое средство из аптечки вы выберете, если при падении получили ссадину, а рану нужно обработать?
  5. Какое средство из аптечки вы выберете, если сильно заболел зуб или голова?
  6. Какое средство из аптечки вы выберете, если получили пищевое отравление?
  7. Какое средство вы выберете, если у вас сердечный приступ?

1. АММИАК

(раствор нашатырного спирта)

6. РАСТВОР ЙОДА СПИРТОВОЙ 5%

2. АНАЛЬГИН

7. ЖГУТ

3. РАСТВОР БРИЛЛИАНТОВОГО ЗЕЛЕНОГО

8. УГОЛЬ АКТИВИРОВАННЫЙ

4. ВАЛИДОЛ

9. БИНТ

5. ВАТА

10. ПЕРМАНГАНАТ КАЛИЯ

(марганцовка)

3. Лекарственные растения. Дети получают лекарственные растения и определяют, от каких они болезней.

Алоэ - для лечения насморка, ожогов.
Ромашка - при ангине, зубной боли, для укрепления волос.
Валериана - для успокоения нервной системы, при бессоннице.
Крапива – обладает кровоостанавливающим действием и способствует заживлению ран.
Шиповник - для лечения язвы желудка, содержит витамины.
Подорожник – останавливает кровотечения, обеззараживает раны.

4. Работа в группах (практическое задание).

Пока эксперты оценивают ваши теоретические знания, мы переходим к практической части. Перед вами пострадавшие с различными повреждениями. Каждая команда выбирает двух пострадавших по жеребьёвке. Вам дано 2 минуты на обсуждение задания, после чего от каждой группы должны выйти по 2 человека для его выполнения. (Учащиеся в парах оказывают помощь, демонстрируя тот или иной прием, эксперты следят за выполнением.) Далее следует описание действий. Эксперты фиксируют правильность наложения повязок, точность описания действий, присуждая 1 балл за правильно выполненное задание.

Повреждения: артериальное кровотечение, венозное кровотечение, перелом предплечья, капиллярное кровотечение.

5. Ситуационные задачи.

Ребята, вы молодцы, не только теоретически знаете материал, но и умеете применять свои знания на практике. А теперь перейдем к последней части нашей работы.

Часто нам кажется, что беда, чрезвычайная ситуация может случиться где – то далеко, там, где нас нет, и мы никогда не можем оказаться. Но ведь это может произойти и в обычной жизни: ребенок стянул с плиты горячий чайник на себя, малыш упал с дерева, ударился головой, кто-то споткнулся, кто-то поскользнулся и если именно вы оказались рядом, то, что, же вы, все-таки, будете делать? Давайте рассмотрим несколько таких жизненных ситуаций.

Ситуация  № 1.

Света  пришла  из  школы  домой.  Решила  помочь  маме  и  погладить бельё. Включила  утюг,  но  тут  зазвонил  телефон…, звонила  подружка.  Одна  ин-тересная  история,  вторая,  третья…  Света  опомнилась  лишь  тогда, когда  запахло  горелым. Девочка  бросилась  в  комнату,  из  утюга  шёл  дым.  Света  схватилась  за  ручку  утюга, она  была  горячей. Девочка  отдёрнула  руку, рука  покраснела, тут же  пошли  пузырьки. Что делать?

Ситуация  № 2.

Миша  прибежал  домой  с  тренировки. Помыл  руки,  поленился  их  вытереть.  Сырыми  руками  взялся  за  шнур  чайника,  чтобы  его  включить.  Тут  же  ребёнок  почувствовал  сильнейший  удар  током.  Что  произошло?  Чем  помочь  Мише?  

Ситуация  № 3.

Юра  остался  дома  один. Все  ушли  на  работу.  Мама  велела  на  обед  сварить  пельмени. Юра  налил  в  кастрюлю  воды,  поставил  её  на  плиту. Закрыл  кастрюлю  крышкой,  сам  сел  смотреть  увлекательный  фильм.   Вода  забурлила  очень  быстро  и  пошла  через  край  кастрюли.  Газ  был  залит  водой  и  потушен,  но  продолжал  идти  из  горелки. Кухня  моментально  наполнилась  едким  запахом. Юра,  почувствовав  неладное, испугался.  Помогите  ему  в  этой  ситуации.

Ситуация  № 4.

Петя  сидел  на  кухне  и  завтракал. Вдруг  он  услышал,  что  на  улице  ребята  собирают  команду  для  игры  в  хоккей.  Бросив  недоеденный  бутерброд,  мальчик  выбежал  на  улицу.  Наигравшись, вернулся  домой.  На  столе  лежал  тот  самый  утренний  бутерброд.  Пете  показалось,  что  колбаса  изменила  цвет. Но  есть  очень  хотелось. Мальчик  доел  оставшиеся  от  завтрака  продукты.  Через  полчаса  у  Пети  заболел  живот, появилась  рвота. Ему  было  очень  плохо. Не  оставьте  Петю  в  беде,  он  ждёт  вашей  помощи.  

6. Подведение итогов.

Наш урок подходит к концу. Я думаю, что поставленные задачи мы с вами выполнили. А теперь слово экспертам. Эксперты оценивают  действие каждой группы и выставляют оценки. (Приложение 2).

Но я думаю, что главным итогом являются не оценки, которые вы  заработали, а те умения, которые вы сможете применить в сложной   жизненной ситуации.

Приложение 1.

Карточка № 1. Задания – соответствия.

ПОВРЕЖДЕНИЯ    УШИБ 9, 4

                                 РАСТЯЖЕНИЕ 2, 4

                                 АРТЕРИАЛЬНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ 1

                                  ВЕНОЗНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ         2

                                 ПЕРЕЛОМЫ 8, 4

                                 СОТРЯСЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА 5, 3

                                 ПОТЕРЯ СОЗНАНИЯ И ОСТАНОВКА ДЫХАНИЯ 6, 7

ПРИЕМЫ ПМП      1. ЖГУТ

                                2. ДАВЯЩАЯ ПОВЯЗКА

                                3. ПОКОЙ

                                4. ИММОБИЛИЗАЦИЯ

                                5. ВОЗВЫШЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОЛОВЫ

                                6. ИСКУССТВЕННОЕ ДЫХАНИЕ

                                7. РЕАНИМАЦИЯ

                                8. НАЛОЖЕНИЕ ШИНЫ

                                9. ХОЛОД

Каждому виду повреждения соответствует прием ПМП, нужно восстановить эти соответствия (напротив каждого вида повреждения указать цифру соответствующего приема ПМП).

Карточка №2. Медицинская аптечка. 

1. Какое средство из аптечки вы выберете, если человек упал в обморок? (Аммиак)

2. Каким образом вы остановите сильное кровотечение? (Жгут)

3. Какое средство из аптечки вы выберете, если порезались? (Рану нужно продезинфицировать, кровь остановить). (Раствор йода спиртового 5 %; вата и бинт)

4. Какое средство из аптечки вы выберете, если при падении получили ссадину, а рану нужно обработать? (Раствор бриллиантового зелёного)

5. Какое средство из аптечки вы выберете, если сильно заболел зуб или голова? (Анальгин)

6. Какое средство из аптечки вы выберете, если получили пищевое отравление? (Перманганат калия и уголь активированный)

7. Какое средство вы выберете, если у вас сердечный приступ? (Валидол)

Приложение 2.

Таблица результатов

Группа

Задания-соответствия

Медицинская аптечка

Лекарственные растения

Практическое задание

Ситуационные задачи

Итого

Группа

№ 1

Группа

№ 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум по ОБЖ на тему: "Оказание первой медицинской помощи при различных видах повреждений"

План - конспект Цель урока:  Актуализация теоретических знаний терминологии ПМП;Применение теоретических знаний в практической деятельности(умение накладывать повязки, жгут, иммобилизац...

Методическая разработка интегрированного урока ОБЖ и английского языка для учащихся 5 класса по теме "Первая медицинская помощь при различных видах повреждений"

Данный урок разработан в соответствии с программой интегированного курса ОБЖ на английском языке для учащихся 5 класса. Цели урока: 1.формировать лексические навыки говорения; 2.развив...