Рабочая программа по биологии 5-9 классы к учебнику Понамаревой
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме

Авезова Ольга Георгиевна

Эту рабочую програму можно ипользовать по биологии 5-9 классах к учебнику Понаоревой И.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_5-9_b.docx69 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: Безимени-1

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Департамент образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Школа №64»

                     Рабочая программа

предмет                                                                                                   Биология

уровень образования:                                                         основное общее образование

количество часов:                      в неделю в 5,6 кл.-1 ч., в 7-9 кл.-2 ч., в год в 5,6 кл.-34 ч., в 7-9 кл.-68 ч., всего-272 часа

                                         

Составила Авезова Ольга Георгиевна, учитель первой квалификационной категории

Составлена в соответствии с ФГОС ООО, приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010  №1897 , с изменениями на 31.12.2015

Составлена на основе  программы : И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова  Программа по биологии  для 5-9 классов/Программы Биология 5-11 классы И.П.Понаморева, В.С.Кучменко, О.А. Корнилова и др.-М.: Вентана-Граф, 2014 г.

УМК:    

Пономарева И.Н. Биология. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных школ/ И.Н.Пономорева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. - М.:Вентана- Граф,2015

Пономарева И.П.Биология.6 класс:учебник для учащихся школ/ И.Н.Пономорева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. - М.:Вентана- Граф,2016

В.М.константинов,В.Г.Бабенко,В.С КучменкоБиология.7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных школ. - М.:Вентана- Граф,2017

Драгомин А.Г. Биология 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных школ. - М.:Вентана- Граф,2017

И.Н.Пономорева,И.М.Чернова, О.А. Корнилова.Биология 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных школ. - М.:Вентана- Граф,2017

Пономарева И.Н.5 класс. Методическое пособие /И.Н.Пономорева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. - М.:Вентана- Граф,2015.

А.А. Калинина Поурочные разработки по биологии. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. -М.: «Вако». 2015

Нижний Новгород,

 2016 г.


СОДЕРЖАНИЕ

Планируемые результаты изучения учебного предмета                                                                                   3

Содержание учебного предмета                                                                                                           8    

Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы                                                                                                                         13                                                                                                                                                            

Планируемые результаты обучения

Изучение биологии в основной школе даѐт возможность достичь следующих

личностных результатов:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов;

• знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

• сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

• формирование личностных представлений о ценности природы, осознание

значимости и общности глобальных проблем человечества;

• формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

• освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение  правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

•формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности

семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной  деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно- популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;

• формирование и развитие компетентности в области использования, информацион-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:

• усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях еѐ развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

• формирование первоначальных систематизированных представлений о

биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

• приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

• формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли растений и животных; родства общности происхождения и эволюции растений и животных;

• овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

• формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных  и глобальных экологических проблем, необходимости рационального   природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

• освоение приѐмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Раздел 1

Живые организмы

Выпускник научится:

  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
  • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
  • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
  • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
  • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Раздел 2

Человек и его здоровье

Выпускник научится:

  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;
  • применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
  • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека;
  • выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
  • выделять эстетические достоинства человеческого тела;
  • реализовывать установки здорового образа жизни;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
  • находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;
  • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния
  • факторов риска на здоровье человека.

Раздел 3

Общие биологические закономерности

Выпускник научится:

  • характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;
  • применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;
  • использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;
  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;
  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;
  • аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.

Содержание учебного предмета

Раздел 1.Живые организмы

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов.

Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приемов первой помощи при отравлении грибами.

Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.

Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.

Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движения. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.

Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособления к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.

Лабораторные и практические работы

  1. Изучение устройства увеличительных приборов.
  2. Знакомство с клетками растений.
  3. Знакомство с внешним строением побегов растения.
  4. Наблюдение за передвижением животных.
  5. Строение семени фасоли.
  6. Строение корня проростка.
  7. Строение вегетативных и генеративных почек.
  8. Внешнее строение корневища, клубня, луковицы.
  9. Черенкование комнатных растений.
  10. Изучение внешнего строения моховидных растений.
  11. Строение и передвижение инфузории-туфельки.
  12. Внешнее строение дождевого червя.
  13. Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков.
  14. Внешнее строение насекомого.
  15. Внешнее строение и особенности передвижения рыбы.
  16. Внешнее строение птицы. Строение перьев.
  17. Строение скелета птицы.
  18. Строение скелета млекопитающего.

Экскурсии

  1. Многообразие живого мира.
  2. Сезонные явления в жизни экосистемы.
  3. Разнообразие животных в природе.
  4. Птицы парка
  5. Разнообразие млекопитающих (зоопарк).
  6. Жизнь природного сообщества весной.

Раздел 2.Человек и его здоровье

Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека.

Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.

Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение ее постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в легких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения.

Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика.

Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.

Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.

Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение.

Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.

Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус.

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.

Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одаренность. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.

Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Лабораторные и практические работы

  1. Действие каталазы на перекись водорода.
  2. Клетки и ткани под микроскопом.
  3. Изучение мигательного рефлекса  и его торможение.
  4. Строение костной ткани.
  5. Состав костей.
  6. Исследование строение плечевого пояса и предплечья.
  7. Изучение расположения мышц головы.
  8. Проверка правильности осанки.
  9. Выявление плоскостопия.
  10. Оценка гибкости позвоночника.
  11. Сравнение крови человека с кровью лягушки.
  12. Изучение явления кислородного голодания.
  13. Определение ЧСС, скорости кровотока.
  14. Изучение рефлекторного притока крови к мышцам, включившимся в работу.
  15. Доказательства вреда табакокурения.
  16. Функциональная сердечнососудистая проба.
  17. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
  18. Дыхательные движения.
  19. Измерение охвата грудной клетки.
  20. Определение запыленности воздуха.
  21. Определение местоположения слюнных желез.
  22. Действие ферментов слюны на крахмал.
  23. Действие желудочного сока на белки.
  24. Определение тренированности организма по функциональной пробе с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузке.
  25. Изучение действия прямых и обратных связей.
  26. Штриховое раздражение кожи.
  27. Изучение функций отделов головного мозга.
  28. Исследование реакций зрачка на освещенность.
  29. Исследование принципа работы хрусталика, обнаружение слепого пятна.
  30. Оценка состояния вестибулярного аппарата.

31.Исследование тактильных рецепторов.

  1. Перестройка динамического стереотипа.

32.Изучение внимания.

Раздел 3. Общие биологические закономерности

Отличительные признаки живых организмов.

Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.

Клеточное строение организмов. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток.

Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.

Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.

Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость.

Система и эволюция органического мира. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие виды эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда — источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ ипревращения энергии.

Биосфера — глобальная экосистема В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах

Лабораторные и практические работы

  1. Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток.
  2. Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками.
  3. Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений.
  4. Изучение изменчивости у растений.
  5. Приспособленность организмов к среде обитания.
  6. Оценка качества окружающей среды.

Экскурсия

Изучение и описание экосистемы своей местности

3.Тематическое планирование

5 класс (34 часа , 1ч в неделю)

Название тем

Всего часов

Лабораторные работы, экскурсии

1

Биология — наука о живом мире  

8

Л.р.№1«Изучение устройства увеличительных приборов»

 Л. р. № 2.«Знакомство с клетками растений»

2

Многообразие живых организмов

12

Л.р. № 3 «Знакомство с внешним строением побегов растения»

Л.р. № 4 «Наблюдение за передвижением животных»

3

Жизнь организмов на планете Земля

7

-

4

Человек на планете Земля

6

Экскурсия «Многообразие живого мира»

5.

Обобщение. Итоговый контроль знаний

1

Итого:

34

4 лабораторные работы

1 экскурсия

6 класс

(34 часа , 1ч в неделю)

Название тем

Всего

часов

Лабораторные работы, экскурсии

1

Наука о растениях—ботаника

4

-

2

Органы растений

8

Л.р. № 1 «Строение семени фасоли»

Л.р. № 2 «Строение корня проростка»

Л.р. № 3 «Строение вегетативных и генеративных почек»

Л.р. № 4 «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы»

3

Основные процессы жизнедеятельности растений

6

Л.р. № 5 «Черенкование комнатных растений»

4

Многообразие и развитие растительного мира

10

Л.р. № 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений»

5

Природные сообщества

5

Экскурсия «Сезонные явления в жизни экосистемы»

6

Обобщение. Итоговый контроль знаний

1

Итого

34

6 лабораторных работ

1 экскурсия

7 класс

(68 часов, 2ч в неделю)

Название тем

Всего часов

Лабораторные работы, экскурсии

1

Общие сведения о мире животных

5

Экскурсия №1 «Разнообразие животных в природе»

2

Строение тела животных

2

-

3

Подцарство Простейшие, или Одноклеточные

4

Л.р. № 1 «Строение и передвижение инфузории-туфельки»

4

Подцарство Многоклеточные

2

-

5

Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви

5

Л.р. № 2 «Внешнее строение дождевого червя»

6

Тип Моллюски

4

Л.р. № 3 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков»

7

Тип Членистоногие

7

Л.р. № 4 «Внешнее строение насекомого»

8

Тип  Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы

6

Л.р. № 5 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»

9

Класс  Земноводные, или Амфибии

4

-

10

Класс  Пресмыкающиеся, или Рептилии

4

-

11

Класс  Птицы

9

Л.р. № 6 «Внешнее строение птицы. Строение перьев»

Л.р. № 7 «Строение скелета птицы»

Экскурсия №2  «Птицы парка»

12

Класс Млекопитающие, или Звери

10

Л.р. № 8 «Строение скелета млекопитающего»

Экскурсия №3   «Разнообразие млекопитающих (зоопарк)»

13

Развитие животного мира на Земле

5

Экскурсия №4   «Жизнь природного сообщества весной»

14

Обобщение. Итоговый контроль знаний

1

Итого

68

8 лабораторных работ

4 экскурсии

8 класс

(68 часов, 2ч в неделю)

Название тем

Всего часов

Лабораторные, практические  работы, экскурсии

1

Общий обзор организма человека

6

Л.р. № 1 «Действие каталазы на перекись водорода»

Л.р. № 2 «Клетки и ткани под микроскопом»

П.р.№ 1 «Изучение мигательного рефлекса  и его торможение»

2

Опорно-двигательная система

9

Л.р. № 3 «Строение костной ткани»

Л.р. № 4 «Состав костей»

 П.р.№ 2 «Исследование строение плечевого пояса и предплечья»

П.р.№ 3 «Изучение расположения мышц головы»

П.р.№ 4 «Проверка правильности осанки»

П.р.№ 5 «Выявление плоскостопия»

П.р.№ 6 «Оценка гибкости позвоночника»

3

Кровеносная система. Внутренняя среда организма

7

Л.р. № 5 «Сравнение крови человека с кровью лягушки»

П.р.№ 7 «Изучение явления кислородного голодания»

П.р.№ 8 «Определение ЧСС, скорости кровотока»

П.р.№ 9 «Изучение рефлекторного притока крови к мышцам, включившимся в работу»

4

Дыхательная система

7

П.р.№ 10 «Доказательства вреда табакокурения»

П.р.№ 11 «Функциональная сердечно-сосудистая проба»

Л.р. № 6 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»

 Л.р. № 7 «Дыхательные движения»

 П.р.№ 12 «Измерение охвата грудной клетки»

 П.р.№ 13 «Определение запыленности воздуха»

5

Пищеварительная система

7

П.р.№ 14 «Определение местоположения слюнных желез»

Л.р. № 8 «Действие ферментов слюны на крахмал»

Л.р. № 9 «Действие желудочного сока на белки»

6

Обмен веществ и энергии

3

П.р.№ 15 «Определение тренированности организма по функциональной пробе с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузке»

7

Мочевыделительная система

2

-

8

Кожа

3

-

9

Эндокринная и нервная системы

5

П.р.№ 16 «Изучение действия прямых и обатных связей»

П.р.№ 17 «Штриховое раздражение кожи»

П.р.№ 18 «Изучение функций отделов головного мозга»

10

Органы чувств. Анализаторы

6

П.р.№ 19 «Исследование реакций зрачка на освещенность»

П.р.№ 20 «Исследование принципа работы хрусталика, обнаружение слепого пятна»

П.р.№ 21 «Оценка состояния вестибулярного аппарата»

П.р.№ 22 «Исследование тактильных рецепторов»

11

Поведение человека и высшая нервная деятельность

9

П.р.№ 23 «Перестройка динамического стереотипа»

П.р.№ 24 «Изучение внимания»

12

Половая система. Индивидуальное развитие организма

3

-

13

Итоговый контроль знаний по разделу«Человек и его здоровье»

1

Итого

68

9 лабораторных работ

24 практических работ

9 класс

( 68 часов , 2ч в неделю)

Название тем

Всего часов

Лабораторные работы, экскурсии

1

Общие закономерности жизни

5

-

2

Закономерности жизни на клеточном уровне

10

Л.р. № 1 «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток»

Л.р. № 2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками»

3

Закономерности жизни на организменном уровне

17

Л.р. № 3 «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений»

Л.р. № 4 «Изучение изменчивости у растений»

4

Закономерности происхождения и развития жизни на Земле

20

Л.р. № 5 «Приспособленность организмов к среде обитания»

5

Закономерности взаимоотношений организмов и среды

15

Л.р. № 6 «Оценка качества окружающей среды»

6

Итоговый контроль знаний по предмету

1

Экскурсия в природу   «Изучение и описание экосистемы своей местности»

Итого

68

6 лабораторных работ

1 экскурсия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.

Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова

Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по учебнику Авт. И.Б.Агафоновой, В.И. Сивоглазова ( на 2014-2015 учебный год).

Данная программа содержит полный комплект, требуемый к рабочим программа по биологии в 2014-2015 учебном году...

Рабочая программа по биологии для 8 класса к учебнику Сонина

Рабочая программа расчитана на 2 часа в неделю в объеме 70 часов в год....

Рабочая программа по биологии для 6 класса к учебнику Сонина Н.И. ФГОС

Данная программа составлена с учетом требований ФГОС к учебнику Н.И. Сонина "Биология. Живой организм." Концентрический курс...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Константинова В.М. " Биология 7 класс", изд. Вентана -Граф

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...

Рабочая программа по биологии в 9 классе. По УМК Понамарева И.Н.

Рабочая программа по биологии разработана на основе: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»№273-ФЗ от29.12.12 (с изменениями); ФГОС ООО со всеми изменениями ...