Рабочая программа по биологии в 9 классе. По УМК Понамарева И.Н.
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Дохова Фатимат Абузедовна

Рабочая программа по биологии разработана на основе:

 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»№273-ФЗ от29.12.12 (с изменениями);

 ФГОС ООО со всеми изменениями и дополнениями, приказ Минобрнауки России от 31.12.2015г;
           федерального  базисного учебного плана для Федеральной Примерной программы среднего общего образования по биологии;

Сан.ПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения,содержания в общеобразовательных организациях»(с изменеиями от 24.12.2015г);

авторской программы «Биология 9 класс» И.Н. Понамарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова

         Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, описание места учебного предмета в учебном плане, требования к уровню подготовки учащихся, содержание программы, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся .

          Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение Биологии в 9 классе отводится 68 часов в год из расчёта 2 часа в неделю и осуществляется по следующему плану:

Тема раздела

Количество часов

 

9 класс

 

1

Введение в основы общей биологии.

4

2

Основы учения о клетке.

10

3

Размножение и индивидуальное развитие организмов.

7

4

Основы учения о наследственности и изменчивости.

13

5

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

5

6

Происхождение жизни и развитие органического мира.

4

7

Учение об эволюции.

8

8

Происхождение человека.

            6

9

Основы экологии.

11

 

Всего

68

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа имени М.К. Атабиева с.п. Жемтала» Черекского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики

 

 

Рассмотрено

на ШМО

_________________________

__________./                         /

                         

Протокол от«     » _____ 2018 г

    «Согласовано»

     заместитель

    директора по УВР

  _________/_Дохова Ф. А./

                        

 «      » __________2018 г

«Утверждаю»

                 Директор школы

              __________/ Кудаева Д. Х./

       

        Приказ от «     » _______2018г

              №

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По биологии в 9 классе

НА 2018/2019УЧЕБНЫЙ ГОД

 

 

                                                                                              

                                                    Составитель программы -         Дохова Ф.А.

         (Ф.И.О. учителя-составителя программы)

 

                                                        2018г.

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (с изменениями и дополнениями) от 03.07.2016 года № 306-ФЗ
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях” (с изменениями от 24 декабря 2015 года);
  • ФГОС ООО со всеми изменениями и дополнениями, приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 г.;
  • Федеральной Примерной программы основного общего образования по биологии;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями от 08.06.2015г.№576,от 28.12.2015г.№1529,от 26.01.2016г.№38;
  • Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ СОШ №2 с. п. Жемтала на 2018 – 2019 учебный год;
  • Учебный план МКОУ СОШ №2 с. п.Жемтала на 2018-2019 учебный год

1.2. Цели учебного предмета

Изучение биологии на базовом  уровне общего образования направлено на достижение следующих целей:

•        освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

•        овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

•        развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

•        воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

•        использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

В соответствии с этими целями при обучении биологии в настоящее время необходимо решение следующих задач:

- овладение учащимися системой знаний о структурно-функциональных и генетических основах жизни, размножении и развитии организмов основных царств живой природы.

- формирование на базе знаний о живой природе, методах её изучения научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры.

-установление гармоничных отношений учащегося с природой, самим собой, формирование норм и правил этики, ценностного отношения к живой природе как экологического воспитания школьников.

-гигиеническое воспитание, формирование гигиенических норм и правил, гигиенической грамотности, составляющих основу здорового образа жизни, сохранения психического, физического, нравственного здоровья человека.

- развитие личности учащихся, стремления рационального природопользования и охраны природы.

Формы промежуточной и итоговой аттестации

Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работ. Итоговая аттестация предусмотрена в виде контрольной работы, теста (согласно уставу или локальному акту образовательного учреждения)

Уровень обучения – базовый 

Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.

1.3.Место учебного предмета в учебном плане.

Федеральный  базисный  учебный  план  для  образовательных  учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Биология» на этапе основного общего образования- 68 часов  в год.

Объем рабочей программы, разработанной для 9–го класса,  составляет 68 часов в год, и распределяется по 2 учебному часу в неделю.

Уровень знаний и умений учащихся проверяется при помощи тестирования  в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников. Промежуточный контроль запланирован после изучения каждой темы.  Последняя работа носит характер обобщающего урока «Подведем итоги»

1.4.УМК

Для реализации программы выбран учебник  Биология 9 класс. Базовый уровень./И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова- Вентана-Граф, 2010 – 2016 г. Выбранный учебник является частью УМК, который также включает в себя дидактические материалы и методические пособия

На изучение курса отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов в год. Рабочая программа составлена на основе развёрнутого тематического планирования по программе И.Н.Пономарёвой, О.А.Корниловой. Она предусматривает перераспределение часов, несколько отличное от авторской программы.

             1.5. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате обучения учащиеся 9 классов  должны:

Характеризовать:

- химический состав клетки, роль белков, нуклеиновых кислот, АТФ, углеводов, липидов, воды в жизни клетки.

- Строение и функции гена, генетического кода.

-Строение и функции клеток автотрофов и гетеротрофов.

-Обмен веществ и превращение энергии в клетке, его значение, роль ферментов в нем.

-Вирусы как возбудители опасных заболеваний человека и животных.

-Фотосинтез, его роль в природе.

-Бесполое и половое размножение организмов, хромосомы, их роль в хранении и передаче наследственной информации.

- Деление клетки: митоз и мейоз.

-Оплодотворение и его значение.

-Индивидуальное развитие организмов.

-Законы наследственности, установленные Менделем, модификационную и мутационную изменчивость, норму реакции, значение генетики для здравоохранения.

-Методы селекции, экосистемы и агроэкосистемы.

-Пищевые связи и круговорот веществ  в экосистемах.

-Учение Вернадского о биосфере, значении живого вещества.

-Учение Дарвина о движущих силах эволюции и её результатах.

Сравнивать:

-Животную и растительную клетку.

-Способы размножения живых организмов.

- Экосистемы и агроэкосистемы.

Обосновывать:

-Роль круговорота веществ, разнообразия видов, регулирования численности популяций в сохранении экосистем.

-Влияние антропогенного фактора на виды и экосистемы.

-Вредное влияние на наследственность человека загрязнений природной среды мутагенами, употребления алкоголя, наркотиков, никотина.

- Роль заповедников, заказников, национальных парков в сохранении биологического разнообразия.

Овладеть умениями:

- Пользоваться предметными указателями терминов в научной и популярной литературе, в учебнике.

- Составлять развёрнутый план- тезисы текста, конспектировать его , готовить рефераты и презентации.

- Составлять схемы и таблицы на основе текста учебника.

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Введение в основы общей биологии - 3 часа.

     Разнообразие живых организмов и общие основы жизни. Уровни организации жизни. Признаки живого. Многообразие форм жизни, их роль в природе.

Тема 1 «Основы учения о клетке» 10 часов.

   Краткий экскурс в историю изучения клетки. Основные положения клеточной теории.

   Клетка как основная структурная и функциональная единица живого. Рост, развитие, жизненный цикл клетки.

   Химический состав клетки: неорганические и органические вещества (их особенности и функции в клетке).

    Строение клетки: строение и функции основных компонентов.

Разнообразие клеток: прокариоты и эукариоты. Вирусы.

   Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Биосинтез белка. Фотосинтез.

Тема 2  «Размножение и индивидуальное развитие организмов» - 6 часов.

   Организм как биосистема. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Формы размножения организмов. Деление клетки. Митоз, его фазы. Особенности половых клеток. Оплодотворение.

   Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез.

Тема 3  «Основы учения о наследственности и изменчивости» -13часов.

   Основные понятия генетики.

Генетические эксперименты Г. Менделя. Законы наследственности.

   Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Наследственные болезни, сцепленные с полом у человека. Значение генетики для медицины и здравоохранения.

   Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Мутационная изменчивость. Опасность загрязнения природной среды мутагенами.

Тема 4  «Основы селекции растений, животных и микроорганизмов» - 5 часов.

   Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Центры многообразия и происхождения культурных растений.

   Достижения селекции растений. Клеточная инженерия.

   Достижения селекции животных.

    Основные направления селекции микроорганизмов. Биотехнология.

Тема 5 «Происхождение жизни и развитие органического мира» - 4 часов

  Представление о происхождении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза А. И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях.

   Развитие жизни на Земле в Архейскую, Протерозойскую, Палеозойскую, Мезозойскую и Кайнозойскую эры.

Тема 6  «Учение об эволюции» - 9 часов.

   Идея развития органического мира в биологии. Метафизический период в истории биологии.

   Ч. Дарвин – создатель материалистической теории эволюции. Основные положения теории Ч. Дарвина.

   Современная теория эволюции органического мира, основанная на популяционном принципе. Вид, его критерии и структура. Популяционная структура вида.

    Основные закономерности эволюции.

    Образование новых видов в природе. Понятие о микро- и макроэволюции. Основные направления эволюции.

  Тема 7  «Происхождение человека» - 6 часов.

   Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходства с животными. Морфо анатомические отличительные особенности человека. Речь как средство общения людей. Биосоциальная сущность человека.

   Движущие сила и этапы эволюции человека.

   Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

Тема 8  « Основы экологии» - 12 часов.

   Экология как наука.

    Условия жизни на Земле. Экологические факторы и среды. Общие законы действия факторов среды на организм.

   Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды. Экологические группы и жизненные формы организмов.

    Суточные, сезонные, приливно-отливные ритмы жизнедеятельности организмов.

   Основные понятия экологии популяций. Внутривидовые и внутрипопуляционные связи. Динамика численности популяций. Биотические связи.

   Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Структура природных биогеоценозов, ярустность, экологические ниши. Основные типы взаимосвязей в сообществах. Первичная и вторичная биологическая продукция. Продуктивность разных типов экосистем на Земле.

    Биогеоценоз как экосистема, ее компоненты: продуценты, консументы и редуценты. Связи в экосистемах. Цепи питания. Развитие и смена биогеоценозов. Понятие суккцессии. Разнообразие типов наземных и водных экосистем. Агроценоз, его особенности и значение для человека.

   Биосфера, ее структура и свойства. Учение В. И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Биосфера как глобальная экосистема.

    Рациональное использование биологических ресурсов. Биосферные функции человека. Понятие о ноосфере.

3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Тема раздела

Количество часов

9 класс

1

Введение в основы общей биологии.

3

2

Основы учения о клетке.

10

3

Размножение и индивидуальное развитие организмов.

6

4

Основы учения о наследственности и изменчивости.

13

5

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

5

6

Происхождение жизни и развитие органического мира.

4

7

Учение об эволюции.

9

8

Происхождение человека.

            6

9

Основы экологии.

12

Всего

68

4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема уроков

§

Кол. час.

Лабораторные

работы

Дата проведения

По плану   / Фактический

1. ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВЫ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ.

3

1.

Биология –  наука о живом мире.

1

2.

Общие свойства живых организмов.

1

3.

Многообразие форм живых организмов.

1

Экскурсия

2.ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О КЛЕТКЕ

10

1

Цитология – наука, изучающая клетку. Многообразие клеток.

1

2.

Химический состав клетки.

1

3.

Органические вещества клетки (Белки и нуклеиновые кислоты).

1

4.

Строение клетки.

1

Л.р. № 1. Сравнение растительной и животной клеток.  Многообразие клеток.

5.

Органоиды клетки и их функции.

1

6

Обмен веществ – основа существования клетки.

1

7.

 Биосинтез белков в живой клетке.

1

8.

 Биосинтез углеводов – фотосинтез.

1

9.

 Обеспечение клетки энергией.

1

10.

 Обобщающий урок  № 1 «Подведем итоги»

1

3. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (ОТНОГЕНЕЗ)

6

1

Типы размножения организмов.

1

2-3

Деление клетки. Митоз.

2

Л.р. № 2. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.

4-5

Образование половых клеток. Мейоз.

1

6

Индивидуальное развитие организмов – онтогенез.

1

7

Обобщающий урок № 2 «Подведем итоги»

1

   

   

4. ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ

13

1

Наука генетика. Из истории развития генетики.

1

2.

Основные понятия генетики.

1

3-4

Генетические опыты Г.Менделя.

2

5-6

Дигибридное скрещивание.

2

  Л.р. № 3. Решение генетических задач.

7

Сцепленное наследование генов и кроссинговер.

1

8

Взаимодействие генов и их множественное действие.

1

9

Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом.

1

10.

Наследственная (генотипическая) изменчивость.

1

11

Другие типы изменчивости.

1

Л.р. № 4. Выявление генотипических и

фенотипических проявлений у особей вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условиях

 

12.

Наследственные болезни человека.

1

13

Обобщающий урок     № 3.  «Подведем итоги»

1

   

5. ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И МИКРООРГАНИЗМОВ

5

1.

Генетические основы селекции организмов.

1

2.

 Особенности селекции растений.

1

3..

 Центры происхождения культурных растений.

1

4.

Особенности селекции животных.

1

5.

 Основные направления селекции микроорганизмов

1

6. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА

4

1

Современные представления о возникновении жизни на Земле.

1

2.

Современная теория возникновения жизни на Земле.

1

3.

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

1

4.

Этапы развития жизни на Земле.

1

7. УЧЕНИЕ ОБ ЭВОЛЮЦИИ

9

1.

Идея развития органического мира в биологии

1

2.

Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина

1

3.

Современные представления об эволюции органического мира.

1

4.

Вид, его структура и особенности

1

5.

Процесс образования видов – видообразование

1

6

 Макроэволюция – результат микроэволюций.

1

7.

 Основные направления эволюции

1

8.

Основные закономерности эволюции.

1

Л.р. № 5.  Изучение изменчивости у организмов

9

Обобщающий урок     № 4.  «Подведем итоги»

1

8. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА(АНТРОПОГЕНЕЗ)

6

1

Эволюция приматов

1

2.

Доказательства эволюционного происхождения человека

1

3.

Рание этапы эволюции человека

1

4.

Поздние этапы эволюции человека

1

5.

Человеческие расы, их родство и происхождение

1

6

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли

1

9. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

12

1

Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы

1

   

2.

Закономерности действия факторов среды на организмы

1

Л.р. № 6.

Приспосоленность  орг. К среде обитания  

3

Приспособленность организмов к влиянию факторов среды

1

4.

Биотические связи в природе

1

5.

Популяция как форма существования видов в природе

1

6.

Функционирование популяции и динамика ее численности в природе

1

7

Биоценоз как сообщество живых организмов в природе

1

8

Понятие о биогеоценозе и экосистеме.

1

     

9.

Развитие и смена биогеоценозов.

1

10.

 Основные законы устойчивости живой

природы

1

11.

Экологические проблемы в биосфере

1

Л.р. №7 Оценка качества окр. среды

12

Подведение итога за год

1

Учебно-методическое обеспечение:

 литература для учащихся:

  1. Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М.

 "Основы общей биологии" (М., "Вентана-Граф", 2016г.)

  1. Киселева З. С., Мягкова А. Н. «Генетика: учебное пособие по

   факультативному курсу для учащихся» (М., «Просвещение», 1983 год)

  1. Воронцов Н. Н., Сухорукова Л. Н. «Эволюция органического мира»  

          (М., «Наука», 1996 год)

 литература для учителя:

  1. Мягкова А. Н., Комиссаров Б. Д. «Методика обучения общей биологии»  (М., «Просвещение», 1985 год)
  2. Муртазин Г. М. «Задачи и упражнения по общей биологии»

          (М., «Просвещение», 1981 год)

  1. Лернер Г. И. «Общая биология: поурочные тесты и задания»

(«Аквариум» ГИППВ, 2000 год)

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....