Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме

Карпова Елена Леонидовна

 

      Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивает преподавание биологии в школе в соответствии с лицензией на базовом уровне. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю), что определено инвариантной частью учебного плана школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_biologii_9_klass.docx109.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

основная  общеобразовательная школа д. Богданово

 Уржумского района Кировской области

Рассмотрено                                                             Согласовано                                                                                          Утверждаю                                                                  

педагогическим                                                       Зам. директора по УВР                                                                   Директор МОУ ООШ д. Богданово  

советом школы                                                        _____________________( Кадырова Г.С.)                                     Уржумского района Кировской области

 № 1 от 28.08.2012.                                                 от 27.08.2012.                                                                                        _______________(Р.М. Кадыров)                                                                                                                                                                                                                    

                                                                                                                                                                                                       Приказ № 27   от 29.08.2012.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 по биологии

для 9 класса

на 2012- 2013 уч. год

                                                                                                                                                                          Автор- составитель:

Карпова Е.Л.

учитель биологии

д. Богданово

2012

 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивает преподавание биологии в школе в соответствии с лицензией на базовом уровне. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю), что определено инвариантной частью учебного плана школы.

Особенностями данной программы являются:

—  формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

—  усиление внимания к изучению биологического разнообразия как исключительной ценности органического мира,  к изучению живой природы родного края и бережному отношению к ней;                                                                                       

—  обновление содержания основных биологических понятий с позиций современных достижений науки и практики;    

—  изучение содержания в соответствии с деятельностным подходом и ориентацией на познание реальной действительности живой природы;

—  предпрофильная подготовка выпускников основной школы к выбору дальнейшего образовательного пути и к практической деятельности в области сельского хозяйства, охраны природы и здравоохранения;

—  раскрытие общебиологических процессов и закономерностей живой природы на основе принципа доступности с опорой на преемственность знаний и умений, приобретенных в предшествующих курсах биологии.

В программе представлен перечень лабораторно-практических работ, которые нацеливают на активное, деятельностное изучение программного материала.

Цели и задачи изучения предмета

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

•  освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

•   овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

•   развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

•  воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

•   использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать

признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агро-экосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах; особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения; уметь

объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;

выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); предупреждения нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

2. Содержание изучаемого курса

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Количество  часов

В  том  числе

лабораторных  и  практических  работ

контрольных  работ

1

Ведение в основы общей биологии

3

2

Основы учения о клетке

10

1

3

Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

5

1

4

Основы учения о наследственности и изменчивости

11

2

5

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

5

1

6

Происхождение жизни и развитие органического мира

5

7

Учение об эволюции

11

2

8

Происхождение человека (антропогенез)

6

9

Основы экологии

11

1

10

Заключение

1

1

ИТОГО:

68

7

2

Содержание тем учебного курса

Тема 1.

Введение в основы общей биологии

Биология — наука о живом мире.

Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.

Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.

Тема 2.

Основы учения о клетке

Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология — наука, изучающая клетку.

Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема.

Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Иирусы — неклеточная форма жизни.

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества в ней. Их разнообразие и свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.

Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции и клетке.

Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Участие ферментов.

Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке.

Лабораторные работы

№ 1  Сравнение растительной и животной клетки. Многообразие клеток.

Тема 3.

Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.

Деление клетки эукариот. Подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл.

Особенности половых клеток. Сущность мейоза. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.

Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.

Лабораторные работы

№2 Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками растения

Тема 4.

Основы учения о наследственности и изменчивости

Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: наследственность, ген, генотип, фенотип, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов.

Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.

Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.

Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. 1енотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. МодификаЦионная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений.

Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве.

Лабораторные работы

 №3 Решение генетических задач.

№ 4  Отличительные признаки сорта у разных семян фасоли.

Тема 5

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных.

Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии.

Тема 6.

Происхождение жизни и развитие органического мира

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза возникновения жизни Л.И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях. Современная теория возникновения жизни на Земле.

Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот — к эукариотам. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв.

Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни.

Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.

Экскурсия

История живой природы местного региона (посещение местного музея краеведения с палеонтологическими коллекциями).

Тема 7.

Учение об эволюции

Идея развития органического мира в биологии.

Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов — результат эволюции.

Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.

Процессы образования новых видов в природе — видообразование. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.

Влияние деятельности человека на микроэволюционныей процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения, редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.

Лабораторные работы

№5 Изучение изменчивости у организмов.

№6 Приспособленность организмов к среде обитания

Тема 8.

 Происхождение человека (антропогенез)

Место человека в системе органического мира. Человек Как вид, его сходство с животными и отличие от них.

Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность человека, взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация I ней человека.

Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

Тема 9.

Основы экологии

Экология — наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда — источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, другие организмы как среда обитания.

Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на организмы.

Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов, биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.

Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе.

Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.

Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.

Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.

Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.

Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества.

Лабораторные работы

№7 Оценка качества окружающей среды.

Тема 10.

Заключение

Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Тема № 1

Давать определение термину биология.

Приводить примеры: практического применения достижений современной биологии; дифференциации и интеграции биологических наук. Перечислять методы научно го исследования.

Выделять предмет изучения биологии.

Характеризовать биологию как комплексную науку.

Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятель ности людей.

 Давать определение    понятию жизнь.                                    

Называть    признаки    живых   организмов.                                    

Описывать            проявления свойств живого.

Различать процессы обмена у живых организмов и в неживой природе.

Выделять  особенности   развития живых организмов.

Давать определение термину таксон.

Называть: уровни организации жизни и элементы, образующие уровень; основные царства живой природы;основные таксономические единицы.

Характеризовать естественную   систему   классификации живых организмов.

Определять  принадлежность биологических объектов к: уровню организации;систематической группе.

Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, биологических словарях и справочниках для выполнения заданий.

Тема № 2.

Приводить примеры организмов,  имеющих клеточное и неклеточное строение.

Называть: жизненные свойства клетки; положения клеточной теории.

Узнавать клетки различных организмов.

Находить в биологических словарях и справочниках значение термина теория.

Объяснять общность происхождения растений и животных.

Доказывать, что клетка - живая структура.

Давать оценку значению открытия клеточной теории.

Давать   определение  терминам микроэлементы,    макроэлементы.

Приводить примеры: макро- и микроэлементов;  веществ, относящихся к углеводам и липидам.

Называть: неорганические вещества клетки; органические вещества клетки; клетки, ткани, органы, богатые липидами и углеводами.

Выявить  взаимосвязь  между пространственной   организацией   молекул воды и ее свойствами.

Характеризовать: биологическое значение макро и микроэлементов; биологическую роль воды; биологическое значение солей неорганических кислот; биологическую роль углеводов и липидов.

Давать   определение   основным понятиям.

Давать полное название нуклеиновым кислотам ДНК и РНК.

Называть: продукты, богатые белками; нахождение  молекулы  ДНК  в клетке; мономер нуклеиновых кислот.

Приводить   примеры   белков, выполняющих  различные  функции.

Перечислять    виды     молекул РНК и их функции.

 Характеризовать: функции белков; функции нуклеиновых кислот.

Узнавать и различать по немому рисунку клетки прокариот и эукариот.

Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот и прокариот.

Называть: способы проникновения веществ в клетку; функции основных органоидов клетки.

Характеризовать основные органоиды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям.

Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток растений и животных, клеток бактерий.

Работать с микроскопом, изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.

Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать особенности клеток растений и животных, бактерий.

Находить в тексте учебника отличительные признаки эукариот, прокариот.

 Сравнивать: строение клеток растений, животных, делать вывод на основе сравнения; строение клеток эукариот и прокариот, делать вывод на основе этого сравнения.

Дать определение понятиям ассимиляция и диссимиляция.

 Называть: этапы обмена веществ в организме; роль АТФ и ферментов в обмене веществ.

Характеризовать       сущность процесса обмена веществ и превращения энергии.

Разделять процессы ассимиляции и диссимиляции.

Давать   определение   терминам: ассимиляция, ген.

Называть: свойства генетического кода; роль и-РНК, т-РНК в биосинтезе белка.

Анализировать содержание определений: триплет, кодон, ген, генетический код, транскрипция, трансляция.

Объяснять сущность генетического кода.

Характеризовать механизм транскрипции; механизм трансляции.

Давать   определение  терминам:     питание,     автотрофы, фотосинтез.

Называть: органы растения, где происходит фотосинтез; роль пигмента хлорофилла.

 Анализировать       содержание определения фотолиза.

Выделять приспособления хлоропласта для фотосинтеза.

Характеризовать фазы фотосинтеза.

Дать   определение   понятию диссимиляция.

Анализировать       содержание определений терминов гликолиз, брожение, дыхание.

Перечислять этапы диссимиляции.

Называть: вещества- источники энергии; продукты реакций этапов обмена веществ; локализацию  в  клетке  этапов энергетического обмена. Описывать   строение   и   роль АТФ в обмене веществ.

Характеризовать этапы энергетического обмена.

Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, значения биологических терминов в биологических словарях и справочниках.

Тема № 3.

Дать определение понятию размножение.

Называть: основные формы  размножения; виды  полового  и  бесполого размножения; способы вегетативного размножения растений.

Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения.

Характеризовать    сущность полового  и бесполого размножения

Объяснить биологическое значение бесполого размножения 

Называть:    процессы   составляющие жизненный цикл клетки; фазы митотического цикла.

Описывать процессы, происходящие   в   различных  фазах митоза.

Объяснять       биологическое значение митоза.

Анализировать    содержание определений терминов.

Узнавать   и  описывать   по рисунку строение половых клеток.

Выделять различия мужских и женских половых клеток.

Выделять особенности бесполого и полового размножений.

Анализировать содержание определений основных понятий.

Объяснять: биологическое  значение   полового размножения; сущность    и    биологическое значение оплодотворения; причины      наследственности и изменчивости.

Использовать средства Интернета     для     составления справки о  генетических заболеваниях, связанных с нарушением деления половых клеток.

Давать определение понятиям оплодотворение,    онтогенез, эмбриогенез.

 Называть: начало и окончание постэмбрионального развития; виды постэмбрионального развития.

Характеризовать: сущность эмбрионального  и постэмбрионального  периодов развития организмов; роста организма.

Анализировать     и     оценивать: влияние факторов риска на здоровье, использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).

Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, значения биологических терминов в биологических словарях и справочниках

Тема № 4.

Дать определение понятиям: генетика, ген, генотип, фенотип, аллельные гены.

Называть признаки биологических объектов - генов и хромосом.

Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости.

Объяснять: причины наследственности и изменчивости; роль генетики в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей.

Давать определения понятиям:  гибридологический метод, гомозигота гетеро-зигота, доминантный признак, моногибридное скрещивание, рецессивный признак.

Приводить   примеры  доминантных   и   рецессивных  признаков.

Воспроизводить     формулировки правила единообразия и правила расщепления.

Описывать: механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания; механизм неполного доминирования.

Объяснять значение гибри-дологического  метода  Г.Менделя.

Анализировать    содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании.

Составлять: схему моногибридного  скрещивания; схему анализирующего скрещивания и неполного доминирования.

Определять: по фенотипу генотип и, наоборот, по генотипу фенотип; по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.

Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания.                    

Называть условия закона независимого наследования.          

Анализировать: содержание определений основных понятий; схему дигибридного скрещивания.

Составлять схему дигибридного скрещивания.

Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.

Давать определение терминам: гомологичные  хромосомы, конъюгация.

Отличать сущность открытий Г. Менделя и Т. Моргана.

Формулировать определение понятия сцепленные гены.

Объяснять    причины    перекомбинации     признаков     при сцепленном наследовании.

Приводить примеры: аллельного   взаимодействия генов; неаллельного    взаимодействия генов.

Называть   характер   взаимодействия неаллельных генов.

Описывать проявление множественного действия гена.

Давать   определение   термину аутосомы.

Называть: типы хромосом в генотипе; число   аутосом   и   половых хромосом у человека и у дрозофилы.

Приводить примеры наследственных   заболеваний,   сцепленных с полом.

Объяснять: причину   соотношения полов 1:1; причины проявления наследственных заболеваний человека.

Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.

Решать   простейшие   генетические задачи.

Давать   определение   термину изменчивость.

Называть вещество, обеспечивающее: явление наследственности; биологическую роль хромосом; основные формы изменчивости.

Различать наследственную и ненаследственную изменчивость

Приводить примеры генных, хромосомных и  геномных мутаций.

Называть: виды наследственной изменчивости; уровни  изменения  генотипа, виды мутаций; свойства мутаций.

Объяснять причины мутаций.

Характеризовать значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии.

 Использовать средства Интернета для поиска биологической информации о наследственных заболеваниях, вызванных мутациями, и мерах их профилактики.

Характеризовать виды мутаций.

Давать   определение   термину изменчивость.

Приводить примеры: ненаследственной    изменчивости (модификаций); Унормы   реакции   признаков; Зависимости          проявления

нормы реакции от условий окружающей среды.

 Анализировать содержание определений основных понятий.

Объяснять различие фенотипов растений, размножающихся вегетативно.

Характеризовать модифи-кационную изменчивость.

Выявлять и описывать разные формы изменчивости организмов (наследственную и ненаследственную).

Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника.

        Тема № 5

Называть практическое значение генетики.

Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком.

Анализировать содержание определений основных понятий.

Характеризовать  роль  учения Н. И. Вавилова для развития селекции.

Объяснять:причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; >значение для селекционной работы закона гомологических рядов; роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Давать   определения  понятиям порода, сорт.

Называть   методы   селекции растений.

Приводить примеры сортов культурных растений. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Использовать приобретенные знания в практической деятельности для выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

Давать   определения   понятиям порода, сорт. Называть   методы   селекции животных.

Приводить примеры пород животных.

Характеризовать методы селекции растений

 Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

 Использовать приобретенные знания в практической деятельности для выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.

Давать определение понятиям:     биотехнология, штамм.

Приводить примеры использования    микроорганизмов    в микробиологической    промышленности.

Объяснять роль биологии   в практической деятельности людей и самого ученика.

 Анализировать и оценивать значение генетики для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника,  биологических словарях и справочниках значения биологических терминов.

Тема № 6

Давать   определение   понятию эволюция.

Выявлять    и    описывать предпосылки  учения Ч.Дарвина.

Приводить примеры научных фактов, которые были собраны Ч. Дарвином.

Объяснять причину многообразия домашних животных и культурных растений.

Давать определения понятиям: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.

 Называть: основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина; движущие силы эволюции; формы борьбы за существование и приводить примеры проявления.

Характеризовать: сущность борьбы за существование; сущность естественного отбора.

Раскрывать содержание понятия приспособленность вида к условиям окружающей среды.

Называть      основные   типы приспособлений   организмов к окружающей среде.

Приводить примеры приспособленности       организмов   к среде обитания.

Объяснять      относительный характер     приспособительных признаков у организмов.

Выявлять и описывать разные способы приспособленности живых организмов к среде обитания.

Выявлять относительность приспособлений.

Объяснять:  роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне.

Называть признаки популяций.

Перечислять критерии вида.

Анализировать содержание определения понятия вид, популяция.

Отличать понятия вид и популяция.

Приводить примеры: видов животных и растений; Практического значения  изучения популяций.

Характеризовать     критерии вида.

Доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида.

Приводить примеры различных видов изоляции.

Описывать: сущность и этапы географического видообразования; сущность экологического видообразования.

Анализировать содержание определений понятия микроэволюция.

Давать определения понятиям: биологический прогресс, биологический регресс.

Раскрыть сущность эволюционных изменений, обеспечивающих  движение группы организмов в том или ином эволюционном направлении.

Давать определения понятиям: ароморфоз, идиоадатация, общая дегенерация

Называть основные направления эволюции. Описывать проявления основных направлений эволюции.

Приводить    примеры    ароморфозов и идиоадаптаций.

Отличать примеры проявления направлений эволюции.

Различать понятия микроэволюция и макроэволюция.

Объяснять:роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне.

Называть антропогенные факторы воздействия на экосистемы.

Анализировать и оценивать:  последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

роль биологического разнообразия в сохранении биосферы.

Объяснять необходимость защиты окружающей среды.

 Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, , в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов.

Тема № 7

Давать   определение   термину гипотеза.

Называть    этапы    развития жизни.

Характеризовать основные представления о возникновении жизни.

Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира.

Давать определения основным понятиям: автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы, прокариоты, эукариоты

Описывать начальные этапы биологической эволюции.

 Называть  сущность гипотез образования эукариотической клетки.

Объяснять  взаимосвязи   организмов и окружающей среды.

Давать   определение   терминам      ароморфоз,   идиоадаптация.

Приводить примеры: растений и животных, существовавших в протерозое и палеозое, мезозое, кайнозое; ароморфозов  у  растений   и животных протерозоя и палеозоя, мезозоя, кайнозоя; идиоадаптаций у растений и животных кайнозоя.

Объяснять причины заселения   динозаврами   различных сред жизни.

Называть приспособления растений и животных в связи с выходом на сушу.

Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника,  биологических словарях и справочниках значения биологических терминов.

Тема № 8

Давать   определение   терминам: антропология, антропогенез.

Объяснять: место и роль человека в природе; родство человека с животными.

Определять принадлежность биологического объекта «Человек» к классу Млекопитающие, отделу Приматы.

Объяснять: место и роль человека в природе; родство человека с млекопитающими животными.

Называть признаки биологического объекта - человека.

Объяснять: место   и   роль   человека   в природе; родство человека с млекопитающими животными.

Перечислять  факторы   (движущие силы) антропогенеза.

Характеризовать        стадии развития человека.

Определять принадлежность биологического объекта «Человек» к классу Млекопитающие, отделу Приматы.

Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию человека.

Доказывать единство человеческих рас.

Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, биологических словарях и справочниках значения биологических терминов.

Тема № 9

Давать   определение   терминам: экология, биотические и    абиотические    факторы, антропогенный фактор

Приводить примеры биотических, абиотических и антропогенных факторов и их влияния на организмы.

Выявлять приспособленность живых организмов к действию экологических факторов.

Анализировать     и     оценивать   воздействие   факторов окружающей среды.

Объяснять: взаимосвязи    организмов    и окружающей среды; >типы взаимодействия разных видов в экосистеме.

Давать   определение   терминам: конкуренция, хищничество,   симбиоз,   паразитизм, автотрофы и гетеротрофы, трофический уровень. Называть типы взаимодействия организмов.

Приводить примеры:  разных типов взаимодействия организмов; организмов разных функциональных групп.

Характеризовать       разные типы взаимоотношений.

Анализировать   содержание рисунков учебника.

Называть: признаки         биологического объекта - популяции; показатели   структуры   популяций (численность, плотность, соотношение групп по полу и возрасту).

Изучать  процессы,   происходящие в популяции.

Называть: признаки биологического объекта - популяции; показатели структуры популяций (численность, плотность, соотношение групп по полу и возрасту).

Изучать процессы, происходящие в популяции.

Давать   определение   понятиям: биоценоз, биогеоценоз, экосистема.

Называть: компоненты биогеоценоза; признаки  и  свойства  экосистемы.

Приводить примеры естественных и искусственных сообществ.

Характеризовать: структуру наземных и водных экосистем; роль производителей, потребителей, разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.

Объяснять причины устойчивости экосистемы.

Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности.                  

 Описывать: биохимические циклы воды,  углерода, азота, фосфора;  проявление физико-химического воздействия организмов на среду.        

Объяснять: значение круговорота веществ в экосистеме; направление потока вещества в пищевой сети.

Составлять схемы пищевых цепей.

Характеризовать: сущность круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; роль живых организмов в жизни планеты и обеспечении устойчивости биосферы

Называть: признаки экосистем и агроэкосистем; типы сукцессионных изменений; факторы, определяющие продолжительность сукцессии.

Приводить   примеры   типов равновесия     в     экосистемах, первичной и вторичной сукцессии.

Описывать свойство сукцессии.

Анализировать содержание определения основного понятия.

Объяснять сущность и причины сукцессии.

Находить   различия   между первичной и вторичной сукцессиями.

Сравнивать экосистемы и агроэкосистемы и делать выводы на основе их сравнения.  

Изучать   процессы,   происходящие в экосистемах.

Характеризовать    экосистемы области (видовое разнообразие,  плотность    популяций, биомасса).

Определять отдельные формы   взаимоотношений   в   конкретной экосистеме.

Объяснять: взаимосвязи    организмов    и окружающей среды; типы взаимодействия разных видов в экосистеме.

Анализировать       состояние биоценоза.

Применять на практике сведения о структуре экосистем, экологических закономерностях для правильной организации деятельности человека и обоснования мер охраны природных сообществ.

Давать   определение   понятию биосфера.

Называть: признаки биосферы; структурные   компоненты    и свойства биосферы.

Характеризовать живое вещество,   биокосное   и   косное вещество биосферы.

Объяснять   роль   биологического разнообразия в сохранении биосферы.

Анализировать содержание рисунка и определять границы биосферы.  

Называть          антропогенные факторы воздействия на биоценозы.

Приводить   примеры   неисчерпаемых     и     почерпаемых природных ресурсов.

Анализировать     и     оценивать: последствия      деятельности человека в экосистемах; влияние   собственных      поступков на живые организмы и экосистемы; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы.

Анализировать информацию и делать вывод о значении природных ресурсов в жизни человека.

Раскрывать сущность рационального природопользования.

Объяснять необходимость защиты окружающей среды.

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде

Называть: Современные        глобальные экологические проблемы; антропогенные факторы, вызывающие   экологические проблемы

Анализировать и оценивать: последствия      деятельности человека в экосистемах; влияние   собственных      поступков на живые организмы и экосистемы.      

Календарно-тематический план

№ п/п

Тема урока

Содержание изучаемого материала в соответствии с ФГОС

Кол-во

часов

Тип урока

Форма урока

Лабораторная работа

информационное сопровождение

Дата

 по плану

Дата фактически

Тема 1. Введение в основы общей биологии(Зч)

1

1 .Биология - наука о живом мире.

1

ИНМ

Традиционный

Учебник тетрадь электронные уроки

2

2.Общие свойства живых организмов.

1

ИНМ

Традиционный

Учебник тетрадь электронные уроки

3

3.Многообразие форм живых организмов.

1

ИНМ

Традиционный

Учебник тетрадь электронные уроки

Тема 2. Основы учения о клетке(10ч)

4

1. Цитология - наука изучающая клетку. Многообразие клеток.

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы

1

ИНМ

Традиционный

Учебник тетрадь электронные уроки

5

2. Химический состав клетки.

1

ИНМ

Традиционный

Учебник тетрадь электронные уроки таблица

6

3. Органические вещества клетки.

1

ИНМ

Традиционный

Учебник тетрадь электронные уроки

7

4. Строение клетки.

1

ИНМ

Традиционный

Учебник тетрадь электронные уроки таблица

8

5. Основные органоиды клетки растений и животных.

1

ИНМ

Традиционный

№1 Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток.

Учебник тетрадь электронные уроки

9

6. Обмен веществ и энергии в клетке.

1

ИНМ

Традиционный

Учебник тетрадь электронные уроки

10

7. Биосинтез белков в живой

клетке.

1

ИНМ

Традиционный

Учебник тетрадь электронные уроки

11

8. Биосинтез углеводов -фотосинтез.

1

ИНМ

Традиционный

Учебник тетрадь электронные уроки

12

9. Обеспечение клетки энергией.

1

ИНМ

Традиционный

Учебник тетрадь электронные уроки

13

10. Обобщающий урок «Подведем итоги».

1

ОСЗ+К

Урок -семинар

Традиционный

Учебник тетрадь электронные уроки

Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5ч)

14

1. Типы размножения организмов.

Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов.

1

ИНМ

Традиционный

Учебник тетрадь электронные уроки

15

2. Деление клетки. Митоз.

1

ИНМ

Традиционный

№2 Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками растения

Учебник тетрадь электронные уроки лабораторное оборудование

16

3. Образование половых клеток. Мейоз.

1

ИНМ

Традиционный

Учебник тетрадь электронные уроки

17

4. Индивидуальное развитие организмов - онтогенез.

1

ИНМ

Традиционный

Учебник тетрадь электронные уроки

18

5. Обобщающий урок «Подведем итоги».

1

ОСЗ+К

Традиционный

Учебник тетрадь электронные уроки

Тема 4. Основы учения о наследственности и изменчивости(11 ч)

19

1 .Наука генетика. Из истории развития генетики.

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Понятия гены и хромосомы

1

ИНМ

Традиционный

'

Учебник тетрадь электронные уроки

20

2. Основные понятия генетики.

1

ИНМ

Традиционный

Учебник тетрадь электронные уроки

21

3. Генетические опыты Г.Менделя.

1

ИНМ

Традиционный

Учебник тетрадь электронные уроки

22

4. Дигибридное скрещивание.

1

ИНМ

Традиционный

№3.Решение

генетических

задач.

Учебник тетрадь электронные уроки лабораторное оборудование

23

5. Сцепленное наследование генов и кроссинговер.

1

ИНМ

Традиционный

Учебник тетрадь электронные уроки

24

6. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.

1

ИНМ

Традиционный

Учебник тетрадь электронные уроки

25

7.Наследование признаков, сцепленных полом.

Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболевания организмов

1

ИНМ

Традиционный

Учебник тетрадь электронные уроки

26

8. Наследственные болезни человека.

Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.

1

ИНМ

Традиционный 

Учебник тетрадь электронные уроки

27

 9. Наследственная (генотипическая) изменчивость.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов

1

ИНМ

Традиционный

Учебник тетрадь электронные уроки

28

10. Другие типы изменчивости.

1

ИНМ

Традиционный

№4. Отличительные признаки сорта у разных семян фасоли.

Учебник тетрадь электронные уроки

29

11. Обобщающий урок «Подведем итоги».

1

ОСЗ +К

Традиционный

Учебник тетрадь электронные уроки

Тема 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов(5ч)

30

  1. Генетические основы селекции организмов.

Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов.

1

ИНМ

Традиционный

Учебник тетрадь электронные уроки

31

  1. Особенности селекции растений. Центры происхождения культурных растений.

1

ИНМ

Традиционный

Учебник тетрадь электронные уроки

32

3. Особенности селекции животных.

Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.

1

ИНМ

Традиционный

Учебник тетрадь электронные уроки

33

4. Основные направления селекции микроорганизмов.

Значение работ Р.Коха и Л. Пастера. Использование бактерий и грибов в биотехнологии.

1

ИНМ

Традиционный

Учебник тетрадь электронные уроки

34

5.Контрольная работа по итогам 1 полугодия.

1

Проверка оценка коррекция знаний

Традиционный

Учебник тетрадь

Тема 6. Происхождение жизни и развитие органического мира(5ч)

35

1 .Современные  представления о развитии жизни на Земле.

1

ИНМ

Традиционный

Учебник тетрадь электронные уроки

36

2. Современная теория возникновения жизни на Земле.

1

ИНМ

Традиционный

Учебник тетрадь электронные уроки

37

3. Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

1

ИНМ

Традиционный

Учебник тетрадь электронные уроки

38

4. Этапы развития жизни на Земле.

:

1

ИНМ

Традиционный

Учебник тетрадь электронные уроки

39

5. Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни (или экскурсия «История живой природы местного региона»).

1

ИНМ

Экскурсия

Краеведческий музей

Тема 7. Учение об эволюции(11ч)

40

1. Идея развития органического мира в биологии.

1

ИНМ

Традиционный

Учебник тетрадь электронные уроки

41

2. Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина.

Учение об  эволюции органического мира. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции

1

ИНМ

Традиционный

Учебник тетрадь электронные уроки

42

3. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, отбор.

1

ИНМ

Традиционный

№5 Изучение изменчивости у организмов.

Учебник тетрадь электронные уроки лабораторное оборудование

43

4. Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания.

Биологические разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.

1

ИНМ

Традиционный

№6

Приспособленность организмов к среде обитания

Учебник тетрадь электронные уроки лабораторное оборудование

44

5. Современные представления об эволюции органического мира.

1

ИНМ

Традиционный

.

Учебник тетрадь электронные уроки

45

6. Вид, его структура и особенности.

Определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей.

1

ИНМ

Традиционный

Учебник тетрадь электронные уроки

46

7. Процесс образования видов -видообразование.

1

ИНМ

Традиционный

Учебник тетрадь электронные уроки

47

8. Понятие о микроэволюции и макроэволюции.

1

ИНМ

Традиционный

Учебник тетрадь электронные уроки

48

9. Основные направления эволюции.

1

ИНМ

Традиционный

Учебник тетрадь электронные уроки

49

10. Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов.

Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

1

ИНМ

Традиционный

Учебник тетрадь электронные уроки

50

11. Обобщающий урок «Основные закономерности эволюции»

1

ОСЗ+К

Традиционный

Учебник тетрадь электронные уроки

Тема 8. Происхождение человека (антропогенез) (6ч).

51

1. Место и особенности человека в системе органического мира.

1

ИНМ

Традиционный

Учебник тетрадь электронные уроки

52

2. Доказательства эволюционного происхождения человека.

1

ИНМ

Традиционный

Учебник тетрадь электронные уроки

53

3. Этапы эволюции вида Человек

разумный.

1

ИНМ

Традиционный

Учебник тетрадь электронные уроки

54

4. Биосоциальная сущность вида Человек разумный.

1

ИНМ

Традиционный

Учебник тетрадь электронные уроки

55

5. Человеческие расы, их родство и происхождение.

1

ИНМ

Традиционный

Учебник тетрадь электронные уроки

56

6. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей.

1

ОСЗ+К

Традиционный

Учебник тетрадь электронные уроки

Тема 9. Основы экологии(11 ч)

57

1. Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы.

Среда источник веществ, энергии и информации. Экология как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Выявление приспособлений организмов к среде обитания.

1

ИНМ

Традиционный

Учебник тетрадь электронные уроки

58

2. Закономерности действия факторов среды на организмы.

Наблюдения за сезонными изменениями в живой природе.

1

ИНМ

Традиционный

Учебник тетрадь электронные уроки

59

3. Приспособленность организмов к влиянию факторов среды.

Приспособления организмов к различным экологическим факторам.

1

ИНМ

Традиционный

Учебник тетрадь электронные уроки

60

4. Биотические связи в природе.

Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм)

1

ИНМ

Традиционный

Учебник тетрадь электронные уроки

61

5. Популяции как форма существования видов в природе.

Популяция.

1

ИНМ

Традиционный

Учебник тетрадь электронные уроки таблица

62

6. Функционирование популяции и динамика ее численности в природе.

Типы взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме

1

ИНМ

Традиционный

Учебник тетрадь электронные уроки

63

7. Биоценоз как сообщество организмов в природе.

1

ИНМ

Традиционный

Учебник тетрадь электронные уроки

64

8. Понятие о биогеоценозе экосистеме.

Биосфера – глобальная экосистема. В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Экосистемная организация живой природы. Пищевые связи и экосистеме. Особенности агроэкосистемы. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

1

ИНМ

Традиционный

Учебник тетрадь электронные уроки

65

9. Развитие и смена биогеоценозов.

Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.

1

ИНМ

Традиционный

Учебник тетрадь электронные уроки

66

10. Основные законы устойчивости живой природы.

1

ИНМ

Традиционный

Учебник тетрадь электронные уроки

67

11. Рациональное использование природы и ее охрана.

Анализ и оценка воздействия факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

1

ИНМ

Традиционный

№7 Оценка качества окружающей среды.

Учебник тетрадь электронные уроки лабораторное оборудование

Тема 10. Заключение (1 ч)

68

1. Заключение по курсу «Основы общей биологии».

1

Урок контроля

Традиционный

Учебник тетрадь электронные уроки

Ресурсное обеспечение рабочей программы

ЛИТЕРАТУРА

  1. Стандарт основного общего образования по биологии
  2. И.Н. Понамарева, Н.М. Чернова. Программы  Природоведение. Биология. Экология: 5- 11 класс М.: «Вентана-Граф» 2010 г.
  3. И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова  Основы общей биологии 9 класс. М.: «Вентана-Граф» 2007г.
  4. О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова. Универсальные поурочные разработки по общей биологии 9 класс М.: «ВАКО» 2009г.
  5. И.Н. Пономарева, Л.В. Симонова, В.С. Кучуменко Основы общей биологии. Методическое пособие М.: «Вентана-Граф» 2005г.
  6. Т.А. Козлова, В.С. Кучуменко Рабочая тетрадь Основы общей Биологии 9 класс М.: «Вентана-Граф» 2005г.

Медиаресурсы

  1. Образовательный комплекс для изучения, повторения и закрепления учебного материла школьного курса по биологии для 9 класса
  2. 1С: Репетитор. Биология
  3. http://school-collection.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по биологии 8 класс по программе И. Пономаревой

Рабочая программа составлена на основе примерных программ по биологии  с учетом  авторской программы А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маш по курсу « Человек и его здоровье». Структура курса складываетс...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочие программы по биологии 5-6 классы по учебнику Пономаревой И.Н.

Рабочие программы составлены под редакцией И.Н. Пономаревой в соответствии с ФГООС ООО...

Рабочая программа по биологии в 9 классе по учебнику Пономаревой И.Н.

Рабочая программа предназначена для реализации ФГОС по биологии в 9 классе....

Рабочая программа по биологии 5 класс, программа И.Н. Пономарева.

Рабочая программа для курса биологии 5 класса составлена на основе:Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образовани...

Рабочая программа "Биология 5 класс" к учебнику И.Н. Пономарева

Рабочая программа "Биология 5 класс" к учебнику И.Н. Пономарева...

Рабочая программа "Биология 6 класс" к учебнику И.Н. Пономарева

Рабочая программа "Биология 6 класс" к учебнику И.Н. Пономарева...