Рабочая программа "Биология 5 класс" к учебнику И.Н. Пономарева
рабочая программа по биологии (5 класс)

Литвинова Кристина Геннадьевна

Рабочая программа "Биология 5 класс" к учебнику И.Н. Пономарева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologii_5_klass_ponomareva.docx43.32 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе требований ФГОС основного общего образования второго поколения, примерной программы основного общего образования по биологии, базисного учебного плана и полностью отражает базовый уровень подготовки школьников.

Программа ориентирована на использование учебника Пономарева И.Н и др. Биология. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций (концентрический курс). М.: Вентана- Граф, 2015. В основе концепции учебника — системно-структурный подход к обучению биологии: формирование биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни.

В программе указывается тип урока, вид контроля, описание приемов, помогающих учителю в формировании у школьников познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных навыков, а также технологии, обеспечивающие эффективную работу преподавателя и ученика на уроке.

Программа выполняет две основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получать представления о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Цели и задачи преподавания биологии на ступени основного общего образования

Изучение биологии, как учебной дисциплины предметной области «Естественно-научные предметы», обеспечивает:

  • формирование системы биологических знаний как компонента целостной научной карты мира;
  • овладение научным подходом к решению различных задач;
  • формирование и развитие умений формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
  • формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов;
  • овладение методами научной аргументации своих действий путем применения межпредметного анализа учебных задач.

Программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:

  • многообразие и эволюция органического мира;
  • биологическая природа и социальная сущность человека;
  • структурно-уровневая организация живой природы;
  • ценностное и экокультурное отношение к природе;
  • практико-ориентированная сущность биологических знаний.
  • Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, с учетом требований к результатам освоения содержания предметных программ.
  • Глобальные цели являются общими для основного общего и среднего (полного) общего образования. Они определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
  • Таким образом, глобальными целями биологического образования являются:
  • социализация (вхождение в мир культуры и социальных отношений) — включение обучающихся в ту или иную группу или общность как носителей ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
  • Основные задачи обучения (биологического образования):
  • ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
  • формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры, как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение курса «Биология» в 5 классе направлено на достижение следующих результатов (освоение универсальных учебных действий — УУД).

Личностные результаты:

•        осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;

•        развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;

•        формирование потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

•        знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

     •    оценивание жизненных ситуаций с точки зрения

безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

     •   формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле;

•        умение применять полученные знания в практической деятельности.

Метапредметные результаты:

1)        познавательные УУД — формирование и развитие навыков и умений:

•        определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;

•        работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

•        составлять тезисы, планы (простые, сложные и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения понятий;

•        проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;

•        сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;

•        строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

•        создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов.

2)        регулятивные УУД— формирование и развитие навыков и умений:

•        организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать (рассчитывать последовательность действий и прогнозировать результаты работы);

•        самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;

•        работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

•        владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

3)        коммуникативные УУД- формирование и развитие навыков и умений:

•        слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

•        строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

      •        адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать разные

точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты:

1)        в познавательной (интеллектуальной) сфере:

•        для развития современных естественно-научных представлений о картине мира постичь основы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека;

•        понимать смысл биологических терминов;

•        характеризовать биологию как науку, применять методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и оценивать их роль в познании живой природы;

•        работать с увеличительными приборами, изготавливать микропрепараты, осуществлять элементарные биологические исследования, определять виды тканей на микропрепаратах, рисунках и схемах;

•        перечислять свойства и признаки живого;

•        понимать особенности строения клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; вирусов как неклеточной формы жизни;

•        характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;

•        описывать основные процессы жизнедеятельности клетки; знать строение и функции тканей растений и животных;

•        иметь представление о систематике и классификации живых организмов;

•        различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные группы живых организмов (бактерии, растения, животные, грибы), а также основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и покрытосеменные);

•        сравнивать биологические объекты и процессы, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

•        определять роль в природе различных групп организмов;

•        объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в природе;

•        составлять элементарные пищевые цепи;

•        приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

•        объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека;

•        различать съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

•        описывать порядок оказания первой доврачебной помощи пострадавшим;

•        формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ.

2)        в ценностно-ориентационной сфере:

•        знать основные правила поведения в природе и основы здорового образа жизни, применять их на практике;

•        оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни, знать ядовитые растения, грибы и опасных животных своей местности;

•        уметь анализировать и оценивать последствия воздействия человека на природу;

3)        в сфере трудовой деятельности: соблюдать правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4)        в сфере физической деятельности: демонстрирование навыков оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, грибами, укусе ядовитыми животными;

5)        в эстетической сфере: оценивать с эстетической точки зрения красоту и разнообразие мира природы.

«Биология» к концу 5 класса

Изучение курса «Биология. 5 класс» должно быть направлено на овладение учащимися следующих умений и навыков.

Обучающийся научится:

•        характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

•        применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов, проводить наблюдения за организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять полученные результаты, описывать биологические объекты и процессы;

•        использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

•        ориентироваться в системе познавательных ценностей — оценивать информацию о живых организмах, природных сообществах, среде обитания, получаемую из разных источников; практическую значимость растений в природе

и жизни человека; последствия деятельности человека в природе.

Обучающийся получит возможность научиться:

•        соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

      •        использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями;

•        работать с определителями растений;

•        выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

•        осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

•        ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

•        находить информацию о живых организмах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую;

•        работать с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить сообщения и презентации;

•        выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

•        проводить наблюдения за живыми организмами; фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;

•        составлять план исследования, пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты;

•        выделять существенные признаки биологических процессов, протекающих в живых организмах (обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение);

•        обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;

      •        участвовать в групповой работе;

•        составлять план работы и план ответа;

•        решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи;

      •        оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В процессе изучения предмета «Биология» в 5 классе учащиеся осваивают следующие основные знания.

Тема I. «Биология — наука о живом мире» (9 ч)

  • наука о живой природе — биология: человек и природа; живые организмы - важная часть природы; зависимость жизни первобытных людей от природы, охота и собирательство, начало земледелия и скотоводства, культурные растения и домашние животные;
  • свойства живого: отличие живых тел от тел неживой природы; признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость; организм — единица живой природы; органы организма, их функции; согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого;
  • методы изучения природы: использование биологических методов для изучения любого живого объекта; общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях;
  • увеличительные приборы: необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы; увеличительные приборы: лупа ручная и штативная, микроскоп, части микроскопа, микропрепарат; правила работы с микроскопом;

строение клетки, ткани: клеточное строение живых организмов; клетка, части клетки и их назначение; понятие о ткани, ткани животных и

  • растений, их функции;
  • химический состав клетки: химические вещества клетки; неорганические вещества клетки, их значение для клетки и организма; органические вещества клетки, их значение для клетки и организма;
  • процессы жизнедеятельности клетки: основные процессы, присущие живой клетке, — дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение; размножение клетки путем деления; передача наследственного материала дочерним клеткам; взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая ее жизнедеятельность как целостной живой системы — биосистемы;
  • великие ученые-естествоиспытатели: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов.

Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения темы 1: многоклеточные организмы, биология, обмен веществ и энергии между организмом и окружающей средой, организм, орган, наблюдение, описание, эксперимент, сравнение, моделирование, увеличительные приборы, лупа, микроскоп, ядро, цитоплазма, вакуоли, клеточная мембрана, клеточная стенка, ткани, неорганические вещества, органические вещества, деление клетки.

Тема 2. «Многообразие живых организмов» (12 ч)

  • царства живой природы: классификация живых организмов; раздел биологии — систематика; царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных; вирусы - неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний; вид как наименьшая единица классификации;
  • бактерии: бактерии — примитивные одноклеточные организмы, строение бактерий, размножение бактерий делением клетки надвое; бактерии как самая древняя группа организмов, процессы жизнедеятельности бактерий; понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах;
  • значение бактерий в природе и для человека: роль бактерий в природе; симбиоз клубеньковых бактерий с растениями; фотосинтезирующие бактерии; цианобактерии как поставщики кислорода в атмосферу; бактерии, обладающие разными типами обмена веществ; процесс брожения; роль бактерий в природе и жизни человека; средства борьбы с болезнетворными бактериями;
  • растения: представление о флоре; отличительное свойство растений; хлорофилл; значение фотосинтеза; сравнение клеток растений и бактерий; деление царства Растения на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники; строение растений; корень и побег; слоевище водорослей; основные различия покрытосеменных и голосеменных растений; роль цветковых растений в жизни человека;
  • животные: представление о фауне; особенности животных; одноклеточные и многоклеточные организмы; роль животных в природе и жизни человека; зависимость животных от окружающей среды;
  • грибы: общая характеристика грибов; многоклеточные и одноклеточные грибы; наличие у грибов признаков растений и животных; строение тела гриба: грибница, образованная гифами; питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники; размножение спорами; симбиоз гриба и растения — грибокорень (микориза);
  • многообразие и значение грибов: строение шляпочных грибов; плесневые грибы, их использование в здравоохранении (антибиотик пенициллин); одноклеточные грибы - дрожжи, их использование в хлебопечении и пивоварении; съедобные и ядовитые грибы; правила сбора и употребления грибов в пищу; паразитические грибы; роль грибов в природе и жизни человека;
  • лишайники: общая характеристика лишайников; внешнее и внутреннее строение, питание, размножение; значение лишайников в природе и в жизни человека; лишайники - показатели чистоты воздуха;
  • значение живых организмов в природе и жизни человека: животные и растения, вредные для человека; живые организмы, полезные для человека; взаимосвязь полезных и вредных видов в природе; значение биологического разнообразия в природе и жизни человека.

Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения темы 2: вид, царство, вирусы, систематика, бактерии, прокариоты, эукариоты, автотрофы, гетеротрофы, цианобактерии, клубеньковые бактерии, симбиоз, корень, побег, споры, слоевище, цветковые и голосеменные растения, простейшие, грибница, гифа, плодовое тело, грибокорены, шляпочные грибы, плесневые грибы, антибиотик, дрожжи, лишайники, биологическое разнообразие.

Тема 3. «Жизнь организмов на планете Земля» (8 ч)

  • среды жизни планеты Земля: многообразие условий обитания на планете; среды жизни организмов; особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред; примеры организмов — обитателей этих сред жизни;

•        экологические факторы среды: условия, влияющие на жизнь организмов в природе, факторы неживой природы, факторы живой природы, антропогенные факторы; примеры экологических факторов;

•        приспособления организмов к жизни в природе: влияние среды на организмы; приспособленность организмов к условиям своего обитания; биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата у цветков, наличия соцветий у растений;

•        природные сообщества: потоки веществ между живой и неживой природой; взаимодействие живых организмов между собой; пищевая цепь; растения — производители органических веществ; животные — потребители органических веществ; грибы, бактерии-разлагатели; понятие о круговороте веществ в природе; понятие о природном сообществе; примеры природных сообществ;

•        природные зоны России: понятие природной зоны; различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь, природные зоны России, их обитатели; редкие и исчезающие виды животных и растений, требующие охраны;

•        жизнь на разных материках: понятие о материке как части суши, окруженной морями и океанами; многообразие живого мира нашей планеты; открытие человеком новых видов организмов; своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды;

•        жизнь в морях и океанах: условия жизни организмов в водной среде; обитатели мелководий и средних глубин; прикрепленные организмы; жизнь организмов на больших глубинах; приспособленность организмов к условиям обитания.

Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения темы 3: водная, почвенная, наземно-воздушная и организменная среды жизни, экологические факторы, факторы неживой природы, факторы живой природы, антропогенные факторы, приспособленность, пищевая цепь, круговорот веществ в природе, природное сообщество, природные зоны, местный вид, прикрепленные организмы, свободноплавающие организмы, планктон.

      Тема 4. «Человек на планете Земля» (6 ч)

•        как появился человек на Земле: когда и где появился человек; предки человека разумного; родственник человека современного типа — неандерталец; орудия труда человека умелого; образ жизни кроманьонца; биологические особенности современного человека; деятельность человека в природе в наши дни;

•        как человек изменял природу: изменение человеком окружающей среды; необходимость знания законов развития живой природы; мероприятия по охране природы;

•        важность охраны живого мира планеты: взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе; причины исчезновения многих видов животных и растений; виды, находящиеся на грани исчезновения; проявление современным человечеством заботы о живом мире; заповедники, Красная книга; мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ;

•        сохранение богатства живого мира: ценность разнообразия живого мира; обязанности человека перед природой; примеры участия школьников в деле охраны природы; результаты бережного отношения к природе; примеры увеличения численности отдельных видов; расселение редких видов на новых территориях.

Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения темы 4: австралопитек, человек умелый, человек разумный, кроманьонец, лесопосадки, заповедник, Красная книга.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 Класс

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения урока

По плану

Фактически

Биология - наука о живом мире (9ч)

1

Наука о живой природе

1

2

Свойства живого

1

3

Методы изучения природы

1

4

Увеличительные приборы.

ЛР№1 «Изучение устройства увеличительных приборов»

1

5

Строение клетки. Ткани.

ЛР№2 «Знакомство с клетками растений»

1

6

Химический состав клетки

1

7

Процессы жизнедеятельности клетки

1

8

Великие естествоиспытатели

1

9

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Биология - наука о живом мире»

1

Многообразие живых организмов (12ч)

10

Царства живой природы

1

11

Бактерии: строение и жизнедеятельность

1

12

Значение бактерий в природе и для человека

1

13

Растения

1

14

ЛР №3 «Знакомство с внешним строением растения»

1

15

Животные

1

16

ЛР №4 «Наблюдение за передвижением животных»

1

17

Грибы

1

18

Многообразие и значение грибов

1

19

Лишайники

1

20

Значение живых организмов в природе и жизни человека

1

21

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Многообразие живых организмов»

1

Жизнь организмов на планете Земля (8ч)

22

Среды жизни планеты Земля

1

23

Экологические факторы среды

1

24

Приспособления организмов к жизни в природе

1

25

Природные сообщества

1

26

Природные зоны России

1

27

Жизнь на разных материках

1

28

Жизнь в морях и океанах

1

29

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Жизнь организмов на планете Земля»

Человек на планете Земля (6ч)

30

Как появился человек на Земле

1

31

Изменение человеком окружающей среды

1

32

Важность охраны живого мира планеты

1

33

Ценность разнообразия живого мира

1

34

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Человек на планете Земля»

1

35

Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

рабочая программа биология 7-9 кл. по учебнику И.Н. Пономарева

рабочая программа расчитана на 2 часа в неделю = 72 часа в год...

Рабочая программа по биологии 9 класс (2 часа в неделю) по учебнику И.Н. Пономаревой

Рабочая программа по биологии 9 класс (2 часа в неделю) по учебнику И.Н. Пономаревой...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс для учебника И.Н. Пономарева

Рабочая программа составлена на основе программ И.Н. Пономарева. Тематическое планирование разработано только для 5 класса...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику И.Н. Пономаревой

Рабочая программа по биологии 5 класс УМК И.Н. Пономаревой...

Рабочая программа по биологии 6 класс по учебнику И.Н. Пономаревой

Рабочая программа по биологии 6 класс по учебнику И.Н. Пономаревой...