Рабочая программа по биологии в 9 классе по учебнику Пономаревой И.Н.
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Рабочая программа предназначена для реализации ФГОС по биологии в 9 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9kl_bio_fgos.docx | 50.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» г.Олекминска РС(Я)
Рассмотрена и рекомендована Утверждена
к утверждению на заседании Приказ №_______ от « » ____ 2018г.
педагогического совета МБОУ «СОШ №2» Директор МБОУ «СОШ №2»
Протокол № ___ от «___» ____2018 г. ______________Скрынникова А.В.
Рабочая программа
по учебному курсу «Биология. 9 класс»
на 2018-2019 учебный год
Составитель:
Павленко Светлана Алексеевна
учитель биологии высшей категории
2018г.
Пояснительная записка.
Данная образовательная (рабочая) программа учебного курса «Биология. 9 класс» составлена на основании:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 31.12.2015г. №1577);
- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе;
- Примерной программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Биология» Авторов И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой. Биология: 5–9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф, 2012;
- Положения о рабочей программе педагога, утвержденного приказом директора школы № 01 08/16 от 01.09.2016г.;
- Учебного плана основного общего образования на 2018-2019 уч.г.;
- Календарного учебного графика на 2018-2019 уч.г.
Для реализации образовательной (рабочей) программы учебного курса «Биология. 9 класс используется учебник – Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; под ред.И.Н. Пономаревой. – 6-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2017.-272с.: ил. (учебник входит в систему УМК «Алгоритм успеха»).
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования и учебным планом программа рассчитана на преподавание курса биологии в 9 классе в объеме 2 часа в неделю (всего 66 часов).
Курс биологии в 9 классе обобщает и углубляет ранее полученные знания об общих биологических закономерностях.
Содержание курса
Глава 1. Общие закономерности жизни (3 ч)
Биология – наука о живом мире. Методы биологических исследований. Общие свойства живых организмов. Многообразие форм живых организмов.
Глава 2. Явления и закономерности жизни на клеточном уровне (10 ч)
Многообразие клеток. Химические вещества в клетке. Строение клетки. Органоиды клетки и их функции. Обмен веществ – основа существования клетки. Обмен веществ – основа существования клетки. Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов – фотосинтез. Обеспечение клеток энергией. Размножение клетки и ее жизненный цикл.
Лабораторная работа № 1 «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток».
Лабораторная работа № 2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками растения».
Глава 3. Закономерности жизни на организменном уровне (20 ч)
Организм – открытая живая система (биосистема). Примитивные организмы. Растительный организм и его особенности. Многообразие растений и их значение в природе. Организмы царства грибов и лишайников. Животный организм и его особенности. Разнообразие животных. Сравнение свойств организма человека и животных. Размножение живых организмов. Индивидуальное развитие. Образование половых клеток. Мейоз. Изучение механизма наследственности. Основные закономерности наследования признаков у организмов. Закономерности изменчивости. Ненаследственная изменчивость. Основы селекции организмов.
Лабораторная работа № 3 «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов».
Лабораторная работа № 4 «Изучение изменчивости у организмов».
Глава 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (18 ч)
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Современные представления о возникновении жизни на Земле. Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. Этапы развития жизни на Земле. Идеи развития органического мира в биологии. Чарлз Дарвин об эволюции органического мира. Современные представления об эволюции органического мира. Вид, его критерии и структура. Процессы образования видов. Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов. Основные направления эволюции. Примеры эволюционных преобразований живых организмов. Основные закономерности эволюции. Человек – представитель животного мира. Эволюционное происхождение человека. Этапы эволюции человека. Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
Лабораторная работа № 5 «Приспособленность организмов к среде обитания».
Глава 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (11 ч)
Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы. Общие законы действия факторов среды на организмы. Приспособленность организмов к действию факторов среды. Биотические связи в природе. Популяции. Функционирование популяции в природе. Сообщества. Биогеоценозы, экосистемы и биосфера. Развитие и смена биоценозов. Основные законы устойчивости живой природы. Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы.
Лабораторная работа № 6 «Оценка качества окружающей среды».
Тематическое планирование
Название темы | Количество часов | Количество лабор.работ |
Инструктаж по ТБ. Контрольная работа (нулевой срез) | 1 | |
Глава 1. Общие закономерности жизни | 3 | |
Глава 2. Явления и закономерности жизни на клеточном уровне | 10 | 2 |
Глава 3. Закономерности жизни на организменном уровне | 20 | 2 |
Глава 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле | 18 | 1 |
Глава 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды | 11 | 1 |
Обобщение и систематизация знаний по курсу биологии 9 класса. | 2 | |
Годовая контрольная работа. | 1 | |
Коррекция знаний по курсу биологии 9 класса. | 2 | |
Итого | 68 | 6 |
33 недели | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Год |
Кол-во часов | 16 | 16 | 20 | 16 | 68 |
Контрольные работы | 1 | - | - | 1 | 2 |
Лабораторные работы | 2 | 2 | 1 | 1 | 6 |
Требования к результатам обучения (сформированность УУД)
Личностные результаты:
- осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;
- осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; умение определять жизненные ценности, объяснять причины успехов и неудач в учебной деятельности, применять полученные знания в практической деятельности;
- оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
- воспитания чувства гордости за российкую биологическую науку;
- понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы; готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; формирование экологического мышления;
- признание ценности жтзни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; соблюдение правил поведения в природе;
- понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
- признание каждого на собственное мнение; эмоционально-положительное отношение к сверстникам;
- уважительное отношение к окружающим, соблюдение культуры поведения, проявление терпимости при взаимодействии со взрослыми и сверстниками;
- критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия; умение преодолевать трудности в процессе достижения намеченных целей;
Метапредметные результаты:
1) познавательные УУД - формирование и развитие навыков и умений:
- работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), структурировать учебный материал, давать определения понятий;
- проводить наблюдения, ставить эксперименты и объяснять полученные результаты;
- сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;
- определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
2) регулятивные УУД - формирование и развитие навыков и умений:
- организовывать свою учебную и познавательную деятельность - определять цели работы, ставить задачи, планировать (рассчитывать последовательность действий и прогнозировать результаты работы);
- самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач и выбирать средства достижения цели, предвидеть конечные результаты работы;
- работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
- владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
3) коммуникативные УУД - формирование и развитие навыков и умений:
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
- слушать и слышать другое мнение, вступать в диалог, вести дискуссию, оперировать фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения;
- интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Предметные результаты:
1) в познавательной (интеллектуальной) сфере:
- владеть основами научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития, выделять существенные признаки биологических объектов и процессов, основные свойства живых систем, царств живой природы, систематики и представителей разных таксонов;
- объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, видообразования и приспособленности;
- характеризовать биологию как науку, уровни организации живой материи, методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение), научные дисциплины, занимающиеся изучением жизнедеятельности организмов, и оценивать их роль в познании живой природы;
- проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов, демонстрировать умения работать с увеличительными приборами, изготавливать микропрепараты;
- понимать основы химического состава живых организмов, роль химических элементов в образовании органических молекул, принципы структурной организации и функции углеводов, жиров и белков, нуклеиновых кислот;
- характеризовать вклад микроэлементов макроэлементов в образование неорганических и органических молекул живого вещества, химические свойства и биологическую роль воды, катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности;
- сравнивать клетки одноклеточных и многоклеточных организмов, знать строение прокариотической и аукариотической клеток, характеризовать основные положения клеточной теории строения организмов;
- доказывать принадлежность организмов к разным систематическим группам; описывать обмен веществ и превращение энергии в клетке; приводить подробную схему процесса биосинтеза белков; характеризовать организацию метаболизма у прокариот; генетический аппарат бактерий, спорообразование, размножение;
- характеризовать функции органоидов цитоплазмы; определять зачение включений в жизнедеятельность клетки;
- сравнивать различные представления естествоиспытателей о сущности живой природы; характеризовать основные положения эволюционной теории Ж.Б.Ламарка, учения Ч.Дарвина о естественном отборе, взгляды К.Линнея на систему живого мира; оценивать значение теории Ж.Б.Ламарка и учения Ч.Дарвина для развития биологии;
- определять понятия "вид" и "популяция", значение межвидовой борьбы с абиотическими факторами среды; характеризовать причины борьбы за существование;
- оценивать свойства домашних животных и культурных растений по сравнению с их дикими предками;
- понимать сущность процессов полового размножения, оплодотворения, индивидуального развития, гаметогенеза, мейоза и их биологическое значение;
- характеризовать биологическое значение бесполого размножения, этапы эмбрионального развития, этапы онтогенеза при прямом постэмбриональном развитии, формы постэмбрионального периода развития, особенности прямого развития; объяснять процесс мейоза, приводящий к образованию гаплоидных гамет; описывать процессы, протекающие при дроблении, гаструляции и органогенезе;
- различать события, сопровождающие развитие организма при полном и неполном метаморфозе, объяснять биологический смысл развития с метаморфозом;
- использовать генетическую символику; вписывать генотипы организмов и их гаметы; строить схемы скрещивания при независимом и сцепленном наследовании, сцепленном с полом; составлять простейшие родословные и решать генетические задачи; характеризовать генотип ка систему взаимодействующих генов организма;
- распознавать мутационную и комбинативную изменчивость;
- понимать смысл и значение явлений гетерозиса и полиплоидии, характеризовать методы селекции (гибридизацию и отбор);
- характеризовать особенности приспособительного поведения, значение заботы о потомстве для выживания, сущность генетических процессов в популяциях, формы видообразования;
- описывать основные направления эволюции (биологический прогресс и биологический регресс), основные закономерности и результаты эволюции;
- проводить примеры приспособительного строения тела, покровительственной окраски покровов и поведения; объяснять, почему приспособления носят относительный характер;
- объяснять причины разделения видов, занимающих обширный ареал обитания, на популяции; характеризовать процесс экологического и географического видообразования; оценивать скорость видообразования в различных систематических категориях, животных, растений и микроорганизмов;
- характеризовать пути достижения биологического прогресса - ароморфоз, идиоадаптацию и общую дегенерацию; приводить примеры гомологичных аналогичных организмов;
- описывать движущие силы антропогенеза, положение человека в системе живого мира, свойства человека как биологического вида, этапы становления человека как биологического вида;
- характеризовать роль прямохождения, развития головного мозга и труда в становлении человека; выявлять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных и человека;
- осознавать антинаучную сущность расизма;
- описывать развитие жизни на Земле в разные периоды; сравнивать и сопоставлять современных и ископаемых животных изученных таксонометричеких групп между собой;
- характеризовать компоненты живого вещества и его функции, структуру и компоненты биосферы; осознавать последствия воздействия человека на биосферу; знать основные способы и методы охраны природы; характеризовать роль заповедников в сохранении видового разнообразия;
- классифицировать экологические факторы; различать продуценты, консументы и редуценты; характеризовать биомассу Земли, биологическую продуктивность; описывать биологический круговорот веществ в природе;
- характеризовать действие абиотических, биотических и антропогенных факторов на биоценоз; описывать экологические системы; приводить примеры саморегуляции, смены биоценозов и восстановления биоценозов; характеризовать формы взаимоотношений между организмами;
- применять на практике сведения об экологических закономерностях;
2) в целостно-ориентацинной сфере:
- знать основные правила поведения в природе и основы здорового образа жизни, применять их на практике;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека;
- приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека;
- оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни; различать съедобные и ядовитые растения и грибы своей местности;
3) в сфере трудовой деятельности:
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;
- соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4) в сфере физической деятельности:
- демонстрировать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями и грибами, укусе животными;
5) в эстетической сфере:
- оценивать с эстетической точки зрения объекта живой природы.
Литература для учащихся (основная):
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М.Биология. 9 класс. Учебник для учащихся общеоб-разовательных организаций / Под ред. И.Н. Пономаревой. М.: Вентана-Граф, 2017.
- Пономарева И.Н., Панина Г.Н., Корнилова О.А. Биология. 9 класс. Рабочая тетрадь. М.: Вентана-Граф, 2017
Литература для учителя (основная):
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М.Биология. 9 класс. Учебник для учащихся общеоб-разовательных организаций / Под ред. И.Н. Пономаревой. М.: Вентана-Граф, 2017.
- Пономарева И.Н., Панина Г.Н., Корнилова О.А. Биология. 9 класс. Рабочая тетрадь. М.: Вентана-Граф, 2017
- Семенцова В.Н. Биология. Общие закономерности. 9 класс. Технологические карты уроков: Метод.пособие. – СПб.: «Паритет», 2002.
- Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. – М.: ВАКО, 2006.
- Пономарева И.Н. и др. Биология. 5–11 классы: Программа курса биологии в основной школе. М.: Вентана- Граф, 2015.
Литература (дополнительная):
- Биология. Интерактивные дидактические материалы. 6-11 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / О.В. Ващенко. – М.: Планета, 2012
- Биология: словарь-справочник для школьников, абитуриентов и учителей / авт.-сост. Г.И.Лернер - М.: «5 за знания», 2006
- Биология: словарь-справочник школьника в вопросах и ответах: 6-11 классы / Авт.-сост. Г.И.Лернер – М.: «5 за знания», 2006
- Богданова Т. Л., Солодова Е. А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В. Б. Захаров, д.п.н. Т. В. Иванова, к.б.н. А. В. Маталин, к.б.н. И. Ю. Баклушинская, Т. В. Анфимова.
- Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. – М.: «5 за знания», 2006
- Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-9 классы /авт.-сост. Ю.В.Щербакова, И.С.Козлова. – М.: Глобус, 2008
- Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д. И. Мамонтов / Под ред. к. б.н. А. В. Маталина.
- Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А. Г. Дмитриева, к.б.н. Н. А. Рябчикова
- Подготовка к олимпиадам по биологии. 8 – 11 классы / Т.А.Ловкова. – М.: Айрис – пресс, 2007
- Справочник учителя биологии: законы, правила, принципы, биографии ученых / авт.-сост. Н.А.Степанчук.- Волгоград: Учитель, 2009
- Шахович В.Н. Общая биология. Блок-схемы, таблицы, рисунки: Учеб.пособие / В.Н.Шахович. – 2-е изд., стереотип. – Мн.: Книжный Дом, 2006
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Название темы | Виды и формы контроля | Домашнее задание | Сроки | Примечание | |
План | Факт | |||||
1 четверть | ||||||
1. | Инструктаж по ТБ. Контрольная работа (нулевой срез). | Входящий: контрольная работа | ||||
Глава 1. Общие закономерности жизни (3 ч) | ||||||
2. | Биология – наука о живом мире. Методы биологических исследований. | § 1,2 | ||||
3. | Общие свойства живых организмов. | § 3 | ||||
4. | Многообразие форм живых организмов. | Текущий контроль: тест | § 4 | |||
Глава 2. Явления и закономерности жизни на клеточном уровне (10 ч) | ||||||
5. | Многообразие клеток. | § 5 | ||||
6. | Многообразие клеток. Лабораторная работа № 1 «Сравнение растительных и животных клеток» | Текущий контроль: лабораторная работа | § 5 | |||
7. | Химические вещества в клетке. | § 6 | ||||
8. | Строение клетки. | § 7 | ||||
9. | Органоиды клетки и их функции. | § 8 | ||||
10. | Обмен веществ — основа существования клетки. | Текущий контроль: тест «Органоиды клетки и их функции» | § 9 | |||
11. | Биосинтез белка в клетке. | Текущий контроль: тест | § 10 | |||
12. | Биосинтез углеводов — фотосинтез. | Текущий контроль: тест | § 11 | |||
13. | Обеспечение клеток энергией. | Текущий контроль: тест | § 12 | |||
14. | Размножение клетки и её жизненный цикл. Лабораторная работа № 2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками растения». | Текущий контроль: лабораторная работа | § 13 | |||
Глава 3. Закономерности жизни на организменном уровне (20 ч) | ||||||
15. | Организм — открытая живая система (биосистема). Примитивные организмы. | § 14, 15 | ||||
16. | Примитивные организмы. | § 15 | ||||
2 четверть | ||||||
17. | Растительный организм и его особенности. | Текущий контроль: тест | § 16 | |||
18. | Растительный организм. Размножение. | § 16 | ||||
19. | Многообразие растений и их значение в природе. | § 17 | ||||
20. | Организмы царства грибов и лишайников. | Текущий контроль: тест | § 18 | |||
21. | Животный организм и его особенности. | § 19 | ||||
22. | Разнообразие животных. | § 20 | ||||
23. | Сравнение свойств организма человека и животных. | § 21 | ||||
24. | Размножение живых организмов. | Текущий контроль: тест | § 22 | |||
25. | Индивидуальное развитие. | Текущий контроль: тест | § 23 | |||
26. | Образование половых клеток. Мейоз. | Текущий контроль: тест | § 24 | |||
27. | Изучение механизма наследственности. | Текущий контроль: тест | § 25 | |||
28. | Основные закономерности наследования признаков у организмов. | § 26 | ||||
29. | Закономерности наследственности. Лабораторная работа № 3 «Наследственные и ненаследственные признаки у растений разных видов». | Текущий контроль: лабораторная работа | § 26 | |||
30. | Закономерности изменчивости. | § 27 | ||||
31. | Ненаследственная изменчивость. | § 28 | ||||
32. | Ненаследственная изменчивость. Лабораторная работа № 4 «Изучение изменчивости у организмов». | Текущий контроль: тест Текущий контроль: лабораторная работа | § 28 | |||
3 четверть | ||||||
33. | Основы селекции организмов. | § 29 | ||||
34. | Основы селекции организмов. | Текущий контроль: тест | § 29 | |||
Глава 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (18 ч) | ||||||
35. | Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. | § 30 | ||||
36. | Современные представления о возникновении жизни на Земле. | § 31 | ||||
37. | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. | Текущий контроль: тест | § 32 | |||
38. | Этапы развития жизни на Земле. | § 33 | ||||
39. | Идеи развития органического мира в биологии. | § 34 | ||||
40. | Чарлз Дарвин об эволюции органического мира. | § 35 | ||||
41. | Современные представления об эволюции органического мира. | § 36 | ||||
42. | Вид, его критерии и структура. | Текущий контроль: тест | § 37 | |||
43. | Процессы образования видов. | § 38 | ||||
44. | Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов. | § 39 | ||||
45. | Основные направления эволюции. | Текущий контроль: тест | § 40 | |||
46. | Примеры эволюционных преобразований живых организмов. | Текущий контроль: тест | § 41 | |||
47. | Основные закономерности эволюции. | § 42 | ||||
48. | Основные закономерности эволюции. Лабораторная работа № 5 «Приспособленность организмов к среде обитания». | Текущий контроль: тест Текущий контроль: лабораторная работа | § 42 | |||
49. | Человек — представитель животного мира. Эволюционное происхождение человека. | § 43, 44 | ||||
50. | Этапы эволюции человека. | § 45 | ||||
51. | Человеческие расы, их родство и происхождение. | § 46 | ||||
52. | Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. | Текущий контроль: Тест | § 47 | |||
4 четверть | ||||||
Глава 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (11 ч) | ||||||
53. | Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы. | § 48 | ||||
54. | Общие законы действия факторов среды на организмы. | Текущий контроль: тест | § 49 | |||
55. | Приспособленность организмов к действию факторов среды. | § 50 | ||||
56. | Лабораторная работа № 6 «Оценка качества окружающей среды». | Текущий контроль: лабораторная работа | ||||
57. | Биотические связи в природе. | § 51 | ||||
58. | Популяции. | § 52 | ||||
59. | Функционирование популяций в природе. | § 53 | ||||
60. | Сообщества. | Текущий контроль: тест | § 54 | |||
61. | Биогеоценозы, экосистемы и биосфера. | § 55 | ||||
62. | Развитие и смена биогеоценозов. | § 56, 57 | ||||
63. | Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы. | § 58 | ||||
64, 65. | Обобщение и систематизация знаний по курсу биологии 9 класса. | |||||
66. | Годовая контрольная работа. | Итоговый контроль: контрольная работа | ||||
67, 68. | Коррекция знаний по курсу биологии 9 класса. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 6 класс И.Н. Пономарева
Рабочая программасоставлена на основе федерального государственного образовательного стандарта от 2004г. и предназначена для изучения биологии в 6 классе средней общеобразовательной ...
Рабочая программа по биологии 9 класс по линии Пономаревой для детей с ОВЗ надомного обучения
Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерно...
Рабочая программа по биологии 7 класс (И.Н. Пономарева)
Рабочая программа по биологии 7 класс расчинана на 2 часа в неделю (68 часов)....
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику И.Н. Пономаревой
Рабочая программа по биологии 5 класс УМК И.Н. Пономаревой...
Рабочая программа по биологии 6 класс по учебнику И.Н. Пономаревой
Рабочая программа по биологии 6 класс по учебнику И.Н. Пономаревой...