Урок биологии по теме "Видообразование"
учебно-методический материал по биологии (11 класс) на тему

Урок - презентация. Учебник для общеобразовательных организаций под редакцией Д.К. Беляева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon urok_biologii_v_11_klasse.ppt886 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок биологии 11 класс

Слайд 2

Соотнесите приведенные примеры приспособлений с их характером: Покровительственная окраска Маскировка Мимикрия Угрожающая окраска а) окраска шерсти белого медведя; б) окраска жирафа; в) окраска шмеля; г) форма тела палочника; д) окраска божьей коровки; е) черные и оранжевые пятна гусениц; ж) строение цветка орхидеи; з) внешнее сходство некоторых мух с осами; и) слияние камбалы с фоном морского дна; к) чередование светлых и темных полос на теле тигра; л) некоторые виды неядовитых змей похожи на ядовитых; м) гусеница по форме напоминает сучок дерева или помет птиц; н) заяц периодически линяет, меняя цвет шерсти в зависимости от времени года.

Слайд 3

Соотнесите приведенные примеры приспособлений с типами адаптаций: Морфологические адаптации Физиологические и биохимические адаптации а) форма тела дельфина и палочника; б) высокое содержание миоглобина в мышцах ныряющих животных; в) расчленяющая окраска зебр; г) способность к восприятию предметов при слабом освещении у ночных хищников; д) способность существовать в горячих источниках или, наоборот, в условиях вечной мерзлоты; е) покровительственная окраска донных рыб; ж) яйцо малой кукушки в гнезде малой камышовки; з) способность змей к термолокации; и) поза покоя в случае опасности у опоссума; к) ориентирование летучих мышей и дельфинов в пространстве с помощью эхолокации; л) устрашающая поза австралийской бородатой ящерицы; м) способность птиц и млекопитающих регулировать потери воды с поверхности дыхательных путей; н) способность самцов непарного шелкопряда улавливать запах ароматической железы самки с расстояния 3 км.

Слайд 5

Эволюционные явления внутри вида называются микроэволюцией. Видообразова́ние — процесс возникновения новых видов. При этом возникает генетическая несовместимость новообразованных видов, т.е. их неспособность производить плодотворное потомство или вообще потомство при скрещивании. Это явление называется межвидовым барьером , или барьером межвидовой совместимости . Существуют разнообразные теории, объясняющие механизмы видообразования, ни одна из которых не считается общепризнанной и полностью доказанной. Одна из причин этого — невозможность проверить теории эмпирически из-за долговременности изучаемого процесса. Согласно синтетической теории эволюции (СТЭ), основой для видообразования является наследственная изменчивость организмов, ведущий фактор — естественный отбор.

Слайд 6

Способы видообразования В СТЭ выделяют два способа видообразования географическое , или аллопатрическое экологическое , или симпатрическое

Слайд 7

Аллопатрическое видообразование Вызывается разделением ареала вида на несколько изолированных частей. При этом на каждую такую часть отбор может действовать по-разному, а эффекты дрейфа генов и мутационного процесса будут явно отличаться. Тогда со временем в изолировнных частях будут накапливаться новые генотипы и фенотипы. Особи в разных частях ранее единого ареала могут изменить свою экологическую нишу. При таких исторических процессах степень расхождения групп может достигнуть видового уровня.

Слайд 8

1 Пример Аллопатрического (географического) видообразования Ландыш, произрастающий в Приморском крае и на Дальнем Востоке (у него более жесткие, покрытые восковым налетом листья и красноватые черешки.) Ландыш майский - распространен на Европейской территории России

Слайд 9

2 Пример Аллопатрического (географического) видообразования Аллопатрическое (географическое) видообразование протекает очень медленно, на протяжении сотен тысяч поколений

Слайд 10

Симпатрическое (экологическое) видообразование Связано с расхождением групп особей одного вида и обитающих на одном ареале чаще всего по экологическим признакам. Это видообразование без физических барьеров. При этом особи с промежуточными характеристиками оказываются менее приспособленными. Расходящиеся группы формируют новые виды.

Слайд 11

Пример симпатрического видообразования. Цихлиды озера Апойо В последнем номере Nature описан случай видообразования, в симпатрическом характере которого трудно усомниться. Речь идет о двух видах рыб — цихлид, живущих в маленьком озере Апойо (Apoyo) в Никарагуа. Это круглое озеро диаметром 5 км и глубиной до 200 м представляет собой, по сути дела, залитый водой вулканический кратер. Озеро полностью изолировано от других водоемов и образовалось менее 23 тыс. лет назад. В озере живет два вида цихлид: широко распространенный Amphilophus citrinellus и встречающийся только в этом озере A. zaliosus .

Слайд 12

Способы симпатрического видообразования 1. Полиплоидия- кратное гаплоидному увеличение числа хромосом. К симпатрическому видообразованию относятся также случаи возникновения новых видов на основе полиплоидии Так, разные виды картофеля имеют хромосомные наборы из 12, 24, 48, 72 хромосом; хризантемы — из 9,18, 27, 36, 45, ...90. Это дает основание считать, что эти виды образовались из исходного путем кратного увеличения числа хромосом. Полиплоиды, как правило, более жизне- и конкурентоспособны и могут вытеснять родительский вид. Полиплоидия как способ симпатрического видообразования известна и у некоторых животных (иглокожие, членистоногие, кольчатые черви и др.).

Слайд 13

2. Способ симпатрического видообразования- отдаленная гибридизация В природе может возникать также отдаленная гибридизация между видами с последующим удвоением хромосом в геноме. Например, по берегам реки Алдан растет небольшая популяция растения рябинокизильника, берущего начало от межвидового гибрида рябины и кизильника. Считается, что более 1/3 всех видов цветковых растений имеет гибридогенное происхождение. Экспериментально доказано, что таково происхождение видов сливы,малины, пшеницы, капусты, хлопчатника, мятлика, пикульника, брюквы, табака, полыни, ирисов и др. Рябинокизильник - вид, полученный от межвидового скрещивания Узколокальный эндемик Якутии.

Слайд 14

3 способ симпатрического видообразования - хромосомные перестройки В результате хромосомных перестроек также может возникнуть репродуктивная изоляция, что приводит к появлению новых видов как у растений, так и у животных Мутантные формы плодовой мушки дрозофилы

Слайд 15

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ РАСЫ БОЛЬШОГО ПОГРЕМКА На нескашиваемых лугах большой погремок цветет на протяжении всего лета. Регулярное скашивание травы в середине лета привело к образованию двух экологических рас этого растения, различающиеся по срокам цветения. За несколько десятилетий независимой эволюции у них сформировались и морфологические различия: у весенней расы цветы желтые, у осенней - оранжевые. Помимо этих двух форм возникла еще одна, засоряющая посевы ржи. Созревание семян у этой формы погремка приурочено к срокам жатвы, коробочки перестали открываться, а у семян редуцировались летучки, в результате чего они не отсеиваются от зерен ржи. Большой погремок - Alectorophus major Пример процесса симпатрического видообразования

Слайд 16

Особенности симпатрического видообразования Новые виды, образовавшиеся таким путём, чаще всего внешне (морфологически) очень близки к исходному виду. Лишь в случае гибридогенного возникновения может появиться новая форма, отличная от родительских.

Слайд 17

Домашнее задание ( Параграф 51). Задания 3-5 по рядам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок  по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".

Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....

Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»

Цель урока:  1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее  в  начальной школе,            ...