Как появился человек на Земле
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Цирихова Светлана Владимировна

Дата:

Тема: «Как человек появился на Земле?»

Цель: в ходе изучения нового материала обучающиеся смогут характеризовать предков  человека (согласно научной точки зрения),  среду их обитания, приспособления к ней и образ жизни древних людей.

Задачи:

1.      Образовательные
- расширить знания учащихся о происхождении и развитии человека; 
- выявить черты приспособленности предков человека к среде их обитания;
- научить работать с муляжами, схемами, текстом учебника, извлекая из них нужную информацию.

2.      Развивающие:
- развивать умение анализировать, составлять причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы;

- развивать мыслительные способности и речь учащихся путем активизации их деятельности на уроке (обсуждение проблемных вопросов);

- расширение кругозора; 

- развивать коммуникативные способности учащихся, умение вести дискуссию.

3. Воспитательные
- развивать познавательные интересы;

- привитие интереса к изучению предмета. 

Тип урока - урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Интегрированный урок с учителем МХК.

Формы работы учащихся – индивидуальная работа, работа в парах, ролевая игра, дидактическая игра.

Оборудование:  компьютер, проектор, стойки, карточки, картины, муляжи., ,детская библия.

                                                                Ход урока:

1. Организационный момент:

Прозвенел уже звонок

Начинаем наш урок.

 

2.  Определение темы урока.

3.  К нам пришло письмо. Давайте его вскроем.

Вы должны отгадать две загадки:
Дидактическая игра « Две подсказки»

·        На земле он всех умней,
Потому и всех сильней (человек)

·        Создал речь и вольной мыслью

Овладел, подобно ветру, —

И законы   начертал,

И нашел приют под кровлей

От губительных  морозов,

Бурь осенних и дождей.

Злой недуг он побеждает,

И грядущее  предвидит

Многоумный   … (человек).

 

Итак, о чём пойдет речь на сегодняшнем уроке?

-О человеке!

-А точнее, о том, как появился человек на Земле и в каких условиях он жил?

Записываем тему урока

4.     Актуализация опорных знаний.

Существует множество мнений о происхождении человека. Какие из них вам знакомы?

(Дети высказывают теории о происхождении человека, (Бог, Инопланетяни..)

 

5.     Изучение нового.

5.Существует несколько теорий происхождения человека.  СЛАЙД

Работа с библией.

Совершенно верно, но  сегодня мы с вами более подробно познакомимся с научной теорией происхождения человека.

Для этого, прежде всего, нужно понять, что роднит человека с животными и в чем между ними разница. У вас на столах лежат технологические карты. Технологическая карта урока

 

  1. Из списка высказываний выберите те, которые являются общими для человека и обезьян:

А. Длинные по отношению к туловищу конечности

Б. Конечности равной длины

В. Хвост

Г. Отсутствие хвоста

Д. Относятся к классу Млекопитающие

Е. Передвигаются при помощи плавников

Ё. Способны ходить на двух ногах

Ж. Высокоразвитый мозг

З. Могут корчить рожицы

 

 

 

2.  Установите соответствие признаков характерных для человека и для обезьяны

 

Передвижение на четырех конечностях.

 

 

 

 

 

 

 

 

Обезьяна

 

 

Возможность предвидеть результаты своих действий, обдумывать их, изготавливать новые вещи

 

Общение с помощью жестов и звуков.

 

Прямохождение

Способность испытывать ра­дость, чувство вины, привязанность.

 

 

 

 

 

Человек

 

 

 

Общение с помощью речи.

 

Способность испытывать угрызе­ния совести, чувства дружбы и любви

 

Способность матери отдавать необходимую ей пищу ради своего детеныша

 

Способность человека жертво­вать чем-то, необходимым ему самому, ради другого человека

 

 

 

 

 

Обратите внимание на карту. Вам необходимо найти признаки, которые объединяют обезьян и человека, подчеркните их.

 

 Анализ работы.

 

А сейчас ребята мы свами попадем в антропологический музей. «Экскурсия по антропологическому музею». Она сопровождается компьютерной презентацией, картинами, макетами, выступлениями учащихся.

- Итак, мы обратили внимание на то, что много признаков роднит человека и обезьян; не меньше признаков различающих их.

И тем, не менее научная теория происхождения человека гласит, что человек произошёл от обезьян. При этом рождается вопрос: Как происходил  этот процесс? (проблемный вопрос) Чтобы в этом разобраться я приглашаю вас посетить антропологический музеи. По ходу прохождения экскурсии вам следует заполнить экскурсионную карту

Антропология – это наука изучающая происхождение и историческое развитие человека.

СЛАЙД

Экскурсовод (ученик №1) 1:Современные обезьяны, в первую очередь афри­канские человекообразные обезьяны шимпанзе и горилла, — на­ши родственники, но не предки. Считается, что у нас и у них были общие предки — скорее всего, вымершие дриопитеки(«древесные обезьяны»).  Они обитали на деревьях в африканских тропических лесах несколько миллионов лет назад.

 

. Обучающиеся в тетрадях заполняют «Лестницу времени».

Постепенно климат стал суше, площадь лесов уменьшилась. Одни из дриопитеков остались в лесах, от них произошли современные обезьяны. Но другие начали приспосабливаться к жизни на открытых пространствах - в африканских саваннах и степях.

Я.  Перейдем к следующему экспонату.

СЛАЙД

Экскурсовод (ученик№2) Австралопитеки – «южные обезьяны». Первые их останки были найдены в пустыне Калахари в Южной Африке.

Жили в степи и лесостепи, где особую роль играли глаза и умение стоять прямо, чтобы вовремя заметить хищника. Процесс становления человека проходил в эпоху резких климатических изменений, когда сильно менялась вся окружающая среда. Отступление лесов и наступление степей вынуждало чаще все чаще прибегать к ходьбе на двух ногах, приучало к выпрямленному положению тела.

Челюсти у них были гораздо массивнее, чем у человека, лицевой отдел черепа - небольшой, а тяжелые надбровья нависали над глазницами. Обороняясь от хищников, они использовали камни, палки, которые находили на земле. Сами изготавливать орудия труда не умели.

 

(Показывает макет австралопитека, обращается к слайду)

СЛАЙД

Экскурсовод (Ученик№3) впоследствии австралопитеки вымерли, именно от них произошли ближайшие родственники людей, жившие около 2 млн.лет назад. Человек умелый имел рост 140 см и средний вес 40 – 50 кг.

Большой палец руки еще не был противопоставлен остальным пальцам, т.к. был достаточно коротким. Этот человек умел то, чего не могли делать обезьяны. Он сам изготавливал для себя орудия. Подбирая камень, он ударом другого камня оббивал его так, чтобы образовывался острый край. (Показывает картины на доске.) Такими простейшими орудиями можно было резать мясо, разбивать кости, заострить палку для охоты или выкапывания съедобных корней. Кроме того, этот человек, скорее всего, умел строить себе жилища – хижины из веток.

 

(Показывает макет человека умелого, обращается к слайду)

Физкультминутка (проводит ученик):

Вновь у нас физкультминутка,

наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Раз — мы встали, распрямились.

Два — согнулись, наклонились.

Три — руками три хлопка.

А четыре — под бока.

 Пять — руками помахать.

 Шесть — на место сесть опять.

Ребята, сегодня у нас на уроке учитель МХК Болатаева Елена Викторовна.

Роль труда. Развитие руки. Рука – орган труда.

СЛАЙД

Экскурсовод (Ученик№ 4)Древнейшие люди - к ним относится человек прямоходящий. Его рост составлял 175 см, т.е. он был гораздо выше человека умелого, обладал более развитым мозгом.

Ученые установили, что жили они в коллективах. Жизнь такого сообщества невозможна без общения, поэтому у них была примитивная речь из небольшого набора сигналов – понятий. Важную роль играли мимика и жесты.

Человек не являлся большим и мощным хищником, способным охотиться в одиночку, поэтому охота на добычу проходила коллективно и требовала хитрости и слаженности в действиях. Человек прямоходящий научился сам изготавливать орудия. (Показывает картины на доске.)  Также он научился замечать сезонные миграции животных и сам перемещался вслед за ними, поэтому он уже мог запоминать ориентиры и, уйдя далеко от стоянки, находил путь обратно.

Особую роль сыграло использование огня, который сделал человека независимым от климата и позволил расселиться по поверхности Земли. Однако, он не умел сам добывать огонь, он научился только поддерживать его.

         (Показывает макет человека прямоходящего, обращается к слайду)

СЛАЙД

Экскурсовод (Ученик № 5)Древние люди – к ним относят неандерталец.

. Ископаемые останки неандертальцев были найдены в долине реки Неандерталь в Германии.250-100 тыс. лет тому назад были широко расселены на территории Европы, Африки, Передней и Южной Азии, и на юге нашей страны.  Они умели добывать огонь, охотились крупными группами и устраивали засады. Охотились они на самых разных животных , в том числе  и на таких крупных, как мамонт, шерстистый носорог, пещерный медведь. Жили в суровых условиях, когда климат был холодным, поэтому неандертальцы прятались в пещерах или строили хижины. Покрывая их шкурами убитых животных. Эти люди шили себе одежду из шкур. (Показывает картины на доске.) Продолжительность их жизни составляла 20 лет, они часто подвергались травмам, страдали от рахита и ревматизма, но те из них, кто выживал в суровой борьбе с условиями жизни, отличались крепким сложением и развитым мозгом.

(Показывает макет неандертальца, обращается к слайду)

СЛАЙД

В беседу вступает учитель МХК Болатаева Е.В. – она говорит и показывает слайды о формировании трудовой деятельности и развитие руки древних людей.

Экскурсовод (Ученик№6) Ископаемые останки кроманьонца были найдены в гроте Кро-Маньон во Франции. Он жил позже неандертальца и был похож на современного человека. Кроманьонцы  появились около 50 тыс. лет тому назад. Эти люди изготавливали орудия не только из камня, но и из рога и кости. На стенах своих пещер они оставили удивительные рисунки, изображающие людей, животных сцены охоты. Кроманьонцы мастерили различные украшения, амулеты, обереги. (Показывает картины на доске.)  У них появилось первое домашнее животное – собака. К этому виду людей относимся и мы с вами, и наше видовое название Homosapiens– Человек Разумный.

(Показывает макет кроманьонца, обращается к слайду)

 ЯВ течение всего этапа становления человека как вида существенно менялся такой важный параметр в строении как объем мозга, который свидетельствует о прогрессивном развитии интеллектуальных способностей человека.

В заключение важно сказать, что внешний облик человека изменился очень сильно за 1 млн. лет, тогда как культура изменялась не так сильно, а вот последние 40 тыс. лет внешний облик почти не изменился, зато культура шагнула от каменных орудий до настоящей цивилизации.

Человек развивался, занимал всю планету и в конечном итоге в дальнейшем сам стал на нее влиять.

 

6.     Первичное закрепление знаний.

Итак, на сегодняшнем уроке мы с вами познакомились  - откуда берет свои корни человек.
И сейчас я предлагаю вам удостовериться, что мы – Человек-разумный и проверим, как вы усвоили материал.Я буду зачитывать предложение, а вы догадайтесь, о ком я говорю,  и поднимите соответствующую табличку

(в ходе выполнения задания на доске появляется «Лестница времени»):
- Он появился на юге Африки и первым приспособился к жизни на открытых пространствах (австралопитек).
- Новые условия жизни привели к тому, что он научился сам изготавливать для себя орудия (человек умелый).
- Он укрывался в пещерах или строил хижины, покрытые шкурами животных. Да и сам не прочь был поносить меховые шубки (Неандерталец).
- Он первым догадался, что огонь может быть не только врагом, но и другом (человек прямоходящий).
- Высокая трава саванн и степей мешала ему осматривать окрестности, и он встал на ноги (Австралопитек).
- Этот человек нашел себе замечательного помощника, ставшего самым преданным другом – собаку. На стенах своих пещер он оставлял удивительные рисунки, на которых изображались животные, люди и сцены охоты (кроманьонец).

- Кого у нас не хватает в «Лестнице времени»?  (Дриопитека)

- Как вы думаете, кто должен стоять на последней ступени? (Современный человек)

Учащимся предлагается заполнить табличку «Лестница

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ребята, наверное, интересно было бы узнать, какими будут люди в будущем? Давайте нарисуем портрет Человека будущего.

(звучит спокойная лиричная мелодия)

Домашнее задание.
1. Учебник с.106 – 110.

Портрет Человека будущего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Как появился человек на Земле31.66 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:

Тема: «Как человек появился на Земле?»

Цель: в ходе изучения нового материала обучающиеся смогут характеризовать предков  человека (согласно научной точки зрения),  среду их обитания, приспособления к ней и образ жизни древних людей.

Задачи:

  1. Образовательные: 
    - расширить знания учащихся о происхождении и развитии человека; 
    - выявить черты приспособленности предков человека к среде их обитания;
    - научить работать с муляжами, схемами, текстом учебника, извлекая из них нужную информацию.
  2. Развивающие:
    - развивать умение анализировать, составлять причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы;

- развивать мыслительные способности и речь учащихся путем активизации их деятельности на уроке (обсуждение проблемных вопросов);

- расширение кругозора; 

- развивать коммуникативные способности учащихся, умение вести дискуссию.

3. Воспитательные: 
- развивать познавательные интересы;

- привитие интереса к изучению предмета. 

Тип урока - урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Интегрированный урок с учителем МХК.

Формы работы учащихся – индивидуальная работа, работа в парах, ролевая игра, дидактическая игра.

Оборудование:  компьютер, проектор, стойки, карточки, картины, муляжи., ,детская библия.

        Ход урока:

1. Организационный момент:

Прозвенел уже звонок

Начинаем наш урок.

  1. Определение темы урока.
  2. К нам пришло письмо. Давайте его вскроем.

Вы должны отгадать две загадки:
Дидактическая игра « Две подсказки»

  • На земле он всех умней,
    Потому и всех сильней (человек)
  • Создал речь и вольной мыслью

Овладел, подобно ветру, —

И законы   начертал,

И нашел приют под кровлей

От губительных  морозов,

Бурь осенних и дождей.

Злой недуг он побеждает,

И грядущее  предвидит

Многоумный   … (человек).

Итак, о чём пойдет речь на сегодняшнем уроке?

-О человеке!

-А точнее, о том, как появился человек на Земле и в каких условиях он жил?

Записываем тему урока

  1. Актуализация опорных знаний.

Существует множество мнений о происхождении человека. Какие из них вам знакомы?

(Дети высказывают теории о происхождении человека, (Бог, Инопланетяни..)

  1. Изучение нового.

5.Существует несколько теорий происхождения человека.  СЛАЙД

Работа с библией.

Совершенно верно, но  сегодня мы с вами более подробно познакомимся с научной теорией происхождения человека.

Для этого, прежде всего, нужно понять, что роднит человека с животными и в чем между ними разница. У вас на столах лежат технологические карты. Технологическая карта урока

  1. Из списка высказываний выберите те, которые являются общими для человека и обезьян:

А. Длинные по отношению к туловищу конечности

Б. Конечности равной длины

В. Хвост

Г. Отсутствие хвоста

Д. Относятся к классу Млекопитающие

Е. Передвигаются при помощи плавников

Ё. Способны ходить на двух ногах

Ж. Высокоразвитый мозг

З. Могут корчить рожицы

2.  Установите соответствие признаков характерных для человека и для обезьяны

Передвижение на четырех конечностях.

Обезьяна

Возможность предвидеть результаты своих действий, обдумывать их, изготавливать новые вещи

Общение с помощью жестов и звуков.

Прямохождение

Способность испытывать радость, чувство вины, привязанность.

Человек

Общение с помощью речи.

Способность испытывать угрызения совести, чувства дружбы и любви

Способность матери отдавать необходимую ей пищу ради своего детеныша

Способность человека жертвовать чем-то, необходимым ему самому, ради другого человека

Обратите внимание на карту. Вам необходимо найти признаки, которые объединяют обезьян и человека, подчеркните их.

 Анализ работы.

А сейчас ребята мы свами попадем в антропологический музей. «Экскурсия по антропологическому музею». Она сопровождается компьютерной презентацией, картинами, макетами, выступлениями учащихся.

- Итак, мы обратили внимание на то, что много признаков роднит человека и обезьян; не меньше признаков различающих их.

И тем, не менее научная теория происхождения человека гласит, что человек произошёл от обезьян. При этом рождается вопрос: Как происходил  этот процесс? (проблемный вопрос) Чтобы в этом разобраться я приглашаю вас посетить антропологический музеи. По ходу прохождения экскурсии вам следует заполнить экскурсионную карту

Антропология – это наука изучающая происхождение и историческое развитие человека.

СЛАЙД

Экскурсовод (ученик №1) 1:Современные обезьяны, в первую очередь африканские человекообразные обезьяны шимпанзе и горилла, — наши родственники, но не предки. Считается, что у нас и у них были общие предки — скорее всего, вымершие дриопитеки(«древесные обезьяны»).  Они обитали на деревьях в африканских тропических лесах несколько миллионов лет назад.

. Обучающиеся в тетрадях заполняют «Лестницу времени».

Постепенно климат стал суше, площадь лесов уменьшилась. Одни из дриопитеков остались в лесах, от них произошли современные обезьяны. Но другие начали приспосабливаться к жизни на открытых пространствах - в африканских саваннах и степях.

Я.  Перейдем к следующему экспонату.

СЛАЙД

Экскурсовод (ученик№2)  Австралопитеки – «южные обезьяны». Первые их останки были найдены в пустыне Калахари в Южной Африке.

Жили в степи и лесостепи, где особую роль играли глаза и умение стоять прямо, чтобы вовремя заметить хищника. Процесс становления человека проходил в эпоху резких климатических изменений, когда сильно менялась вся окружающая среда. Отступление лесов и наступление степей вынуждало чаще все чаще прибегать к ходьбе на двух ногах, приучало к выпрямленному положению тела.

Челюсти у них были гораздо массивнее, чем у человека, лицевой отдел черепа - небольшой, а тяжелые надбровья нависали над глазницами. Обороняясь от хищников, они использовали камни, палки, которые находили на земле. Сами изготавливать орудия труда не умели.

(Показывает макет австралопитека, обращается к слайду)

СЛАЙД

Экскурсовод (Ученик№3) впоследствии австралопитеки вымерли, именно от них произошли ближайшие родственники людей, жившие около 2 млн.лет назад. Человек умелый имел рост 140 см и средний вес 40 – 50 кг.

Большой палец руки еще не был противопоставлен остальным пальцам, т.к. был достаточно коротким. Этот человек умел то, чего не могли делать обезьяны. Он сам изготавливал для себя орудия. Подбирая камень, он ударом другого камня оббивал его так, чтобы образовывался острый край. (Показывает картины на доске.) Такими простейшими орудиями можно было резать мясо, разбивать кости, заострить палку для охоты или выкапывания съедобных корней. Кроме того, этот человек, скорее всего, умел строить себе жилища – хижины из веток.

(Показывает макет человека умелого, обращается к слайду)

Физкультминутка (проводит ученик):

Вновь у нас физкультминутка,

наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Раз — мы встали, распрямились.

Два — согнулись, наклонились.

Три — руками три хлопка.

А четыре — под бока.

 Пять — руками помахать.

 Шесть — на место сесть опять.

Ребята, сегодня у нас на уроке учитель МХК Болатаева Елена Викторовна.

Роль труда. Развитие руки. Рука – орган труда.

СЛАЙД

Экскурсовод (Ученик№ 4) Древнейшие люди - к ним относится человек прямоходящий. Его рост составлял 175 см, т.е. он был гораздо выше человека умелого, обладал более развитым мозгом.

Ученые установили, что жили они в коллективах. Жизнь такого сообщества невозможна без общения, поэтому у них была примитивная речь из небольшого набора сигналов – понятий. Важную роль играли мимика и жесты.

Человек не являлся большим и мощным хищником, способным охотиться в одиночку, поэтому охота на добычу проходила коллективно и требовала хитрости и слаженности в действиях. Человек прямоходящий научился сам изготавливать орудия. (Показывает картины на доске.)  Также он научился замечать сезонные миграции животных и сам перемещался вслед за ними, поэтому он уже мог запоминать ориентиры и, уйдя далеко от стоянки, находил путь обратно.

Особую роль сыграло использование огня, который сделал человека независимым от климата и позволил расселиться по поверхности Земли. Однако, он не умел сам добывать огонь, он научился только поддерживать его.

        (Показывает макет человека прямоходящего, обращается к слайду)

СЛАЙД

Экскурсовод (Ученик № 5)Древние люди – к ним относят неандерталец.

. Ископаемые останки неандертальцев были найдены в долине реки Неандерталь в Германии.250-100 тыс. лет тому назад были широко расселены на территории Европы, Африки, Передней и Южной Азии, и на юге нашей страны.  Они умели добывать огонь, охотились крупными группами и устраивали засады. Охотились они на самых разных животных , в том числе  и на таких крупных, как мамонт, шерстистый носорог, пещерный медведь. Жили в суровых условиях, когда климат был холодным, поэтому неандертальцы прятались в пещерах или строили хижины. Покрывая их шкурами убитых животных. Эти люди шили себе одежду из шкур. (Показывает картины на доске.) Продолжительность их жизни составляла 20 лет, они часто подвергались травмам, страдали от рахита и ревматизма, но те из них, кто выживал в суровой борьбе с условиями жизни, отличались крепким сложением и развитым мозгом.

(Показывает макет неандертальца, обращается к слайду)

СЛАЙД

В беседу вступает учитель МХК Болатаева Е.В. – она говорит и показывает слайды о формировании трудовой деятельности и развитие руки древних людей.

Экскурсовод (Ученик№6) Ископаемые останки кроманьонца были найдены в гроте Кро-Маньон во Франции. Он жил позже неандертальца и был похож на современного человека. Кроманьонцы  появились около 50 тыс. лет тому назад. Эти люди изготавливали орудия не только из камня, но и из рога и кости. На стенах своих пещер они оставили удивительные рисунки, изображающие людей, животных сцены охоты. Кроманьонцы мастерили различные украшения, амулеты, обереги. (Показывает картины на доске.)  У них появилось первое домашнее животное – собака. К этому виду людей относимся и мы с вами, и наше видовое название Homosapiens– Человек Разумный.

(Показывает макет кроманьонца, обращается к слайду)

 ЯВ течение всего этапа становления человека как вида существенно менялся такой важный параметр в строении как объем мозга, который свидетельствует о прогрессивном развитии интеллектуальных способностей человека.

В заключение важно сказать, что внешний облик человека изменился очень сильно за 1 млн. лет, тогда как культура изменялась не так сильно, а вот последние 40 тыс. лет внешний облик почти не изменился, зато культура шагнула от каменных орудий до настоящей цивилизации.

Человек развивался, занимал всю планету и в конечном итоге в дальнейшем сам стал на нее влиять.

  1. Первичное закрепление знаний.

Итак, на сегодняшнем уроке мы с вами познакомились  - откуда берет свои корни человек.
И сейчас я предлагаю вам удостовериться, что мы – Человек-разумный и проверим, как вы усвоили материал. Я буду зачитывать предложение, а вы догадайтесь, о ком я говорю,  и поднимите соответствующую табличку

(в ходе выполнения задания на доске появляется «Лестница времени»):
- Он появился на юге Африки и первым приспособился к жизни на открытых пространствах
(австралопитек).
- Новые условия жизни привели к тому, что он научился сам изготавливать для себя орудия (человек умелый).
- Он укрывался в пещерах или строил хижины, покрытые шкурами животных. Да и сам не прочь был поносить меховые шубки (Неандерталец).
- Он первым догадался, что огонь может быть не только врагом, но и другом (человек прямоходящий).
- Высокая трава саванн и степей мешала ему осматривать окрестности, и он встал на ноги (Австралопитек).
- Этот человек нашел себе замечательного помощника, ставшего самым преданным другом – собаку. На стенах своих пещер он оставлял удивительные рисунки, на которых изображались животные, люди и сцены охоты (кроманьонец).

- Кого у нас не хватает в «Лестнице времени»?  (Дриопитека)

- Как вы думаете, кто должен стоять на последней ступени? (Современный человек) 

Учащимся предлагается заполнить табличку «Лестница

- Ребята, наверное, интересно было бы узнать, какими будут люди в будущем? Давайте нарисуем портрет Человека будущего.

(звучит спокойная лиричная мелодия)

Домашнее задание.
1. Учебник с.106 – 110.

Портрет Человека будущего


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - викторина по географии, 6 класс. "Как человек открывал Землю"

Тип урока: урок обобщения знаний  в форме географической викторины.Цели урока·         Закрепить знания о великих географических открытиях; об известных пу...

Как появился человек на Земле. открытый урок по биологии в 5 классе

Как появился человек на Земле. открытый урок по биологии в 5 классе...

Методические рекомендации по подготовке учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации в формате ЕГЭ за курс средней школы по географии. Раздел: «Природа Земли и человек. Оболочки Земли. Атмосфера»

Единый государственный экзамен имеет целью - определение качества подготовки школьников и отбор наиболее подготовленных учеников для поступления дальше в вузы.Введение ЕГЭ показало необходимость измен...

Презентация :"Как появился человек на земле "

История человечества началась около 7 млн лет назад, когда наши обезьяноподобные предки впервые появились на земле. За миллионы последующих лет единая ветвь наших прародителей разделила...

Методическая разработка урока по биологии (5 класс) "Как появился человек на Земле?"

Методическая разработка урока по биологии в 5 классе для коллективного способа обучения. Форма работы – пары сменного состава. Обучающиеся работают самостоятельно, по методической цепочке  ...

Урок по теме Как появился человек на Земле

Урок по теме   Как появился человек на Земле, для учащихся 5 ласса по учебнику И.Пономаревой...

Маршрутный лист Как появился человек на Земле

Маршрутный лист к уроку Как появился человек на Земле...