"Почему дети похожи на родителей"
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме

Деганова Вера Викторовна

Конспект урока по теме "Почему дети похожи на родителей" - биология 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bio-5.docx57.76 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии по теме " Почему дети похожи на родителей " 

Предмет: Биология. Класс 5 (Учебник «Биология. Введение в биологию. 5 класс. / Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков)

Тема урока: Почему дети похожи на родителей

Тип урока: Освоение новых знаний 

Целевая установка: Формирование представлений о гене как основе наследственности организмов.

Понятия: Наследственность, ген.   

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

  • Объяснять роль наследственности в сохранении признаков вида.
  • Характеризовать ген как единицу наследственности.
  • Описывать местоположение гена в клетке.

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение давать определение понятиям, работать с текстом и выделять в нем главное, устанавливать причинно-следственные связи, работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками, отвечать на вопросы учителя 

Личностные:

Познавательный интерес к естественным наукам. Понимание роли генов в хранении и передачи наследственной информации от родителей к потомству.

Вид используемых на уроке средств ИКТ: презентация, фрагмент фильма «Сказка о царе Салтане…», «Наука для детей - Клетки тела человека. Гены»

Оборудование: карточки с заданием, книга А.С.Пушкина, картинки животных с их потомством, проекты детей, словари, модели половых клеток и фрагмента молекулы ДНК, маршрутный лист.

Образовательные Интернет-ресурсы: drofa.ru ; school-collection.edu.ru

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
  5. Физ. минутка.
  6. Закрепление изученного материала.
  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Ход урока:

  1. Организационный этап.

Здравствуйте дорогие друзья, я рада всех вас видеть на сегодняшнем уроке. Долгожданный дан звонок –

                                          Начинается урок.

   Каждый день – всегда, везде,

                                          На занятиях, в игре,

                                          Смело, чётко говорим

                                          И тихонечко сидим.

Давайте узнаем, с каким настроением мы пришли на урок. На доске висит изображение солнышка и тучки: веселое, грустное, а у вас на столах лучики и капельки. Прошу вас прикрепить свой лучик к солнышку, если у вас веселое настроение, и капельку если у вас грустное настроение. Спасибо большое за вашу честность рассказать нам о своем настроении. И я надеюсь, что солнышко, которое у нас получилось, будет нам светить в нашем путешествии. А тучка испарится.

        

               Оцените свое настроение.

  1. Актуализация знаний

Беседа по вопросам:

  • Какой тип размножения характерен для большинства животных и семенных растений?
  • Как называются клетки, лежащие в основе полового размножения?
  • Как называется женская половая клетка? Как называется мужская половая клетка? Каковы особенности их строения? Почему сперматозоид имеет жгутик?
  • Какой процесс называется оплодотворением?
  • Что развивается из оплодотворённой яйцеклетки?
  • О чем свидетельствует сходство ранних стадий развития зародышей многих животных и человека?
  • Где происходит процесс развития зародыша человека?

              Индивидуальная работа с карточками

  1. Постановка учебной задачи:

    Зачитывание фрагмента сказки А.С. Пушкина «О царе Салтане…»:

Родила царица в ночь

  Не то сына, не то дочь;

       Не мышонка, не лягушку,

  А неведому зверюшку.

   Выскажите своё мнение относительно возможности этого события.

  • Кто рождается у собаки? У кошки?
  • Похожи ли котята на своих родителей?
  • Похожи ли дети на своих родителей? Если да, то на кого именно-папу, маму или на обоих своих родителей одновременно?

            Рассказать кто из вас на кого похож. (Рассказ детей по фотографиям)

  • Как это можно объяснить?

           Сформулируйте тему урока

           Сформулируйте цель нашего урока.

У каждого из вас по 2-е бабушки и 2 дедушки.

 Когда то у них родились наследники у одних дочь, у других сын– ваши мама и папа. Милые, красивые дети похожие на своих родителей.  Прошли годы…, они выросли, поженились и у них тоже родился наследник, похожий на них.  Как удивительно –появились на свет очередные наследники, которых не было и в помине. Каждый из вас, ученик 5 класса являетесь наследником своих родителей. И вы будете расти, станете взрослыми, а потом и у вас родятся наследники похожие на вас.

В самом деле, почему? Почему каждое живое существо собака, тигр и даже крокодил – в своем потомстве повторяет себя?

  • Как вы понимаете это выражение – «наследники своих родителей»?
  • О чем сегодня на уроке пойдет речь (задачи урока)?

         

  1. Усвоение новых знаний и первичное закрепление:

Термины «наследник», «наследство» и «наследственность» - это родственные, однокоренные слова. Применительно к теме урока особое значение имеет термин «наследственность».  

            Работа в парах: найти в словаре значение слова «наследственность»

            Работа с учебником: прочитать 1-ую строчку 3 абзаца параграфа 13.

            Записать определение в тетрадь.

  • Давайте вспомним, какие клетки лежат в основе развития каждого организма? (половые…)
  • Используя ваши модели клеток, назовите основные части. Как называется главная часть клетки? И перед тем как перечислить ее основные функции давайте отвлечемся от биологии и поговорим об информатике. 
    – Что вам нужно, чтобы создать презентацию, напечатать текст, сделать рисунок, видео–ролик, мультфильм и т.д.

- Каждая из половых клеток хранит в себе информацию об организме, в котором она сформировалась.

Задание 1. Прочитайте внимательно текст и дайте ответы на вопросы

1 пара. Каким образом наследственные признаки родителей передаются потомству?

2 пара. Где в половых клетках «хранится» наследственная программа? Что такое ген?

-Ген – участки длинных молекул нуклеиновых кислот

3 пара. Почему для развития нового организма необходимо оплодотворение?

Ген – отвечает за развитие определенного признака

           Просмотр фрагмента о строение нуклеиновых кислот и молекулы ДНК

          Демонстрация молекулы ДНК

  • Что по внешнему виду напоминает собою модель нуклеиновой кислоты?
  • Из чего она состоит?
  •  Что такое ген?
  •  За что отвечает каждый ген?
  •  Какова роль ядер половых клеток в передаче наследственной информации?
  1. Физ. минутка.

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку…

Замедляем, тише, шаг

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам ещё работать нужно!

  1. Закрепление изученного материала

          Просмотр видеофрагмента «Сказка о царе Салтане…»

  • Объясните, почему сюжет, описанный в ней, невозможен с точки зрения современной биологической науки

Работа в группах. (Задание №3) 

  1. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия)

Проведите самооценку, поставьте себе оценку за урок.

Критерии:

Показывают («5» или все отлично, супер – аплодисменты;

«4» или все хорошо – большой палец руки вверх;

«3» или есть НО, что-то осталось непонятным – большой палец руки вниз; «2» или все плохо – кулак)

           Живой микрофон:

  • "Я узнал…"
  • "Я удивился…"
  • "Я запомнил…"

  1. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
  • Параграф №13
  • Составить кроссворд из терминов которые встретились нам в параграфах 11-13

Деганова Вера Викторовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Почему дети похожи на родителей».

Презентация о роли генов в хранении и передачи наследственной информации от родителей к потомству. Рекомендована для учащихся 5-9 классов....

Консультация для родителей "Почему дети пишут зеркально?"

В данной консультации, родителям рекомендуются упражнения по профилактики оптической дисграфии....

Газета любознательных родителей "Почему дети жадничают?"

Жадина - говядина, соленый огурец, по полу валяется – никто его не ест». Вы вряд ли испытаете прилив положительных эмоций, если узнаете однажды, что этот стишок дети рассказывают в адрес в...

Памятка родителям "Почему дети теряют интерес к чтению"

Данная памятка предусмотрена для родителей учеников средних классов и также рассказывает об акции "Я читаю или Живая библиотека"...

Презентация к уроку "Почему дети похожи на родителей" 5 класс

Эта презентация пригодится тем, кто работает по учебнику А.А. Плешакова, Э. Л. Введенского "Биология. Введение в биологию 5 класс". Я использую эту небольшую презентацию в начале урока для т...

Почему дети не доверяют родителям?

в презентации представлен материал о возможных причинах того, почему дети не рассказывают что-то своим родителям...