ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА . Неклеточные формы жизни. Вирусы.
учебно-методический материал по биологии (10 класс) на тему

Климова Светлана Витальевна

Предмет: биология

Класс: 10 «А»

Тип урока: урок освоения новых знаний

Форма урока: урок-поиск с использованием технологий развивающего и здоровьесберегающего обучения.

Тема: Вирусы.

Цель: изучение особенностей неклеточных форм жизни.

Задачи:

  • Обучающая. Формировать знания о неклеточных формах жизни — вирусах, их эволюционном происхождении, строении, классификации, размножении. Познакомить с разнообразием вирусных заболеваний и методами их профилактики.
  • Развивающая. Развивать умения видеть проблему и находить пути ее решения, искать ответы на поставленные вопросы, формировать навыки работы с дополнительными источниками информации.
  • Воспитательная. Воспитывать уважительное отношение учащихся при работе в группе, толерантное отношение к ВИЧ+


 

Основные понятия:

Вирусы, вирусные болезни, бактериофаги, ВИЧ, геном, капсид, вирион.

Межпредметные связи: биологические дисциплины: анатомия, физиология, генетика; небиологические дисциплины: история, статистика.

Ресурсы:

Литература:

Интернет-ресурсы:

Технологическая карта на основе формирования УУД

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по биологии

Тема: Вирусы - неклеточные формы жизни.


Предмет: биология

Класс: 10 «А»

Тип урока: урок освоения новых знаний

Форма урока: урок-поиск с использованием технологий развивающего и здоровьесберегающего обучения.

Тема: Вирусы.

Цель: изучение особенностей неклеточных форм жизни.

Задачи:

  • Обучающая. Формировать знания о неклеточных формах жизни — вирусах, их эволюционном происхождении, строении, классификации, размножении. Познакомить с разнообразием вирусных заболеваний и методами их профилактики.
  • Развивающая. Развивать умения видеть проблему и находить пути ее решения, искать ответы на поставленные вопросы, формировать навыки работы с дополнительными источниками информации.
  • Воспитательная. Воспитывать уважительное отношение учащихся при работе в группе, толерантное отношение к ВИЧ+


Основные понятия:

Вирусы, вирусные болезни, бактериофаги, ВИЧ, геном, капсид, вирион.

Межпредметные связи: биологические дисциплины: анатомия, физиология, генетика; небиологические дисциплины: история, статистика.

Ресурсы:

Литература:

Интернет-ресурсы:

Технологическая карта на основе формирования УУД

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Организационный этап. Мотивирование к активной деятельности

Приветствие учеников и всех присутствующих;

Постановка проблемы, мотивация к активной деятельности, ознакомление с формами работы на уроке.

(-На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с новой группой организмов, которые занимают промежуточное положение между живой и неживой материей. Эта форма жизни не имеет в своем составе клеток.

- А что вы знаете о вирусах?

-Что бы вы хотели о них узнать?

-Как вы думаете, где обитают вирусы?

- На стр. 92 найдите ответ на этот вопрос и запишите места обитания вирусов в тетрадь.)

Подготовка к работе, ознакомление с темой урока и формами учебной деятельности на уроке.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные:

целеполагание, планирование, способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию.

Коммуникативные:

учебное сотрудничество с преподавателем и одногруппниками.

Познавательные: развитие стратегий смыслового чтения и работы с информацией.

2. Актуализация знаний обучающихся

Выявление уровня знаний по изученному ранее материалу о прокариотах и эукариотах, клеточной теории; организация блиц-беседы в форме эстафеты.

Постановка правильных вопросов, поиск грамотных ответов; развитие умения оценки своих сверстников и самооценки; коррекция ответов.

Познавательные: построение вопросов, высказываний, анализ, сравнение, обобщение.

Регулятивные: выбор правильных эффективных путей и средств достижения целей в рамках фронтальной беседы.

Коммуникативные: умение действовать с учетом позиции других людей, устанавливать и поддерживать контакты; развитие речевой деятельности, основ коммуникативной компетентности.

3. Усвоение новых знаний

Активизация знаний.

Создание проблемной ситуации. Организация обучающихся на исследование проблемной ситуации в формах работы в группах, просмотра презентации, заполнения конспектов.

(Показ презентации
видео «Могут ли вирусы  быть полезными», «Как работает ВИЧ»)

Индивидуальная работа с заполнением конспекта по презентации «Вирусы неклеточные формы жизни» ознакомление с презентациями.

Познавательные: поиск и использование нужной информации, построение сообщений, создание прзентаций; умения анализа, сравнения, обобщения, установление причинно-следственных связей.

Регулятивные: планирование путей и средств достижения целей и способности ставить учебные задачи, способности к проектированию.

Коммуникативные: умение слушать и понимать своих сверстников, выражать свои мысли; инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; в работе по проведению конференции – общие цели, задачи.

4. Первичное закрепление

Организация работы в группах для участия в викторине «Что мы знаем о ВИЧ,СПИДе?» установление осознанности восприятия и первичного обобщения. Выявление команды победителя

Активное участие в викторине «Что мы знаем о ВИЧ,СПИДе?» высказывание собственного мнения в блиц-турнире;

Познавательные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, выполнять тестовые задания

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция и оценка действий партнера.

5. Рефлексия

Организация самооценки обучающимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели; подведение кратких итогов; оценка и самооценка работы учеников; комментарии.

( -Что нового вы узнали о вирусах?
- Какая особенность вирусов вас больше всего удивила?
- Почему вирусы относятся к неклеточным формам жизни?


Работа с интерактивной доской( Решение тестов, заполнение таблиц).)

Определение степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности; степени своего продвижения к цели; высказывание оценочных суждений; формулировка и запись эмоциональной рефлексии в тетрадях.

Регулятивные: умение осуществлять самоконтроль и коррекцию, самоанализ и самооценку.

Коммуникативные: умения слушать друг друга, речевую деятельность; умение выражать правильно и кратко свои мысли.

Познавательные: умения строить высказывания, анализировать и обобщать, находить и использовать необходимую информацию.

6. Домашнее задание

Ответить на вопросы в конце параграфа 20. Повторить конспект. Подготовить сообщения о вирусах XXI века.

Запись домашнего задания; осмысление творческого задания; возможные вопросы и уточнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку: Неклеточные формы жизни.Вирусы.

Презентация к уроку: Неклеточные формы жизни.Вирусы....

Рабочий лист обучающихся к уроку "Неклеточные формы жизни. Вирусы"

Рабочий лист заполняется обучающимися во время проведения урока "Неклеточные формы жизни. Вирусы"...