Урок "Неклеточные формы жизни. Вирусы" 10 класс.
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon интересный урок92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока в 10 классе  по теме « Неклеточные формы жизни. Вирусы»__________________________________________          

Тема «Неклеточные формы жизни Вирусы»_____2013 -2014 уч. год        

Цели: познакомить учащихся с неклеточными формами жизни -вирусами:

А) историей их открытия;

Б) строением;

В) размножением;

Г) СПИДом – смертельным заболеванием, вызываемым вирусом иммунодефицита человека - чумой XXI века

Задачи:

 утверждение здорового образа жизни, помочь подросткам осознать, что СПИД – чума XXI века;

  • сформировать ответственные отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
  • профилактика возможных болезней и зависимостей.

Подготовительная работа.

1.Тесты по теме « Кариотическая клетка. Нуклеиновые кислоты»

2. Подготовка презентации «СПИД – чума XXI века»

3. Изготовление карточек с изображением 15 подростков  для АНТИ - СПИД игры «Не передай это дальше!». Тестов

«Кариотическая клетка. Нуклеиновые кислоты»

Оформление, оборудование и инвентарь:

компьютер, мультимедийная презентация, карточки для АНТИ - СПИД игры, наборы цветных карандашей на каждого учащегося.  Карточки с тестовыми заданиями для поверки знаний по теме« Кариотическая клетка. Нуклеиновые кислоты», плакаты «СПИД – чума XXI века», поговорки и крылатые выражения о здоровом образе жизни, 1 ДЕКАБРЯ – ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ БОРЬБЫ СО СПИДОМ.

План урока

  1. Изучение нового материала
  2. Повторение  и закрепление изученного материала
  3. Домашнее задание

Ход урока.

  1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала

  Вводная часть

А) история  открытия вирусов;

Изучая биологию, мы с вами узнали, что все живые организмы состоят из клеток. Но оказывается, что в 1892 году русский ботаник Дмитрий Иосифович Ивановский изучая мозаичную болезнь  растений табака, в соке выделенного из больного растения  обнаружил  живые организмы, не имеющие клеточного строения. Они были настолько малы, что проходили через поры фильтра, способного задерживать бактерий, вот почему их изучение стало возможным только после изобретения электронного микроскопа. Эти организмы он назвал вирусы от лат «вирус» - яд.

Тема нашего сегодняшнего урока: «Неклеточные формы жизни Вирусы».

При изучении темы сегодняшнего урока мы познакомимся историей их открытия;

 строением; размножением;

 СПИДом – смертельным заболеванием, вызываемым вирусом иммунодефицита человека - чумой XXI века.

Б) строение

Вирусы являются внутриклеточными паразитами; вне клеток они имеют форму кристаллов. Вне клетки они не способны к размножению (воспроизведению) и обмену веществ.

Вирусы имеют очень простое строение. Каждый вирус состоит из нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК) и белка. Нуклеиновая кислота является генетическим материалом вируса. Она заключена в защитную белковую оболочку - капсид, Капсид вируса состоит из многих белковых молекул, обладает высокой степенью симмметрии и имеет, как правило, спиральную или многогранную форму.

В) размножение

Вирус сначала связывается с поверхностью клетки – хозяина, а затем проникает внутрь целиком и вводит в клетку свою нуклеиновую кислоту.

ДНК вируса взаимодействует с ДНК клетки хозяина в результате чего клетка хозяина начинает сама синтезировать необходимые вирусу белки. Одновременно происходит копирование наследственного материала вируса и в цитоплазме зараженной клетки начинается самосборка новых вирусных частиц, которые сразу же покидают клетку.

Г) СПИД – смертельное заболевание, вызываемое  вирусом иммунодефицита человека - чума XXI века

Вирусы поселяясь в клетках растений, животных и человека, вызывают различные заболевания - мозаичную болезнь листьев табака, у человека полиомиелит, оспу, грипп, бешенство, корь . краснуху и т.д.

И самое страшное, смертельное  заболевание, которое называют чумой XXI века – СПИД.

 Показ презентации «СПИД – чума XXI века»

   а) Что такое СПИД?

Ребята, как расшифровывается эта абривиатура?

 (слайд 2)

СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита) – такое название получила тяжелейшая болезнь нашего времени. 

Это смертельное заболевание, которое люди лечить пока не научились.

Впервые СПИД был зарегистрирован в США весной 1981 года. В настоящее время в мире больных СПИДом около 1 миллиона, а зараженных – более 10 миллионов человек.

(слайд 3)

Установлено, что вирус человека обладает свойством поражать иммунную систему организма. Этот вирус попадает в кровь и повреждает белые кровяные шарики (лимфоциты), являющиеся важной защитной системой организма.

Человек, зараженный вирусом может  заболеть и умереть от обычной простуды.  Дело в том, что поражение организма этим вирусом ослабляет защитные, иммунные силы человека (иммунитет – это невосприимчивость к разным болезням).

(слайд 4)

Природная защита организма не справляется, её недостаточно (то есть – она в дефиците). И организм начинает разрушаться из-за простого насморка.

Поэтому этот смертельный вирус называется ВИЧ-инфекция (вирус иммунодефицита человека).

Человек, зараженный вирусом СПИДа, может длительное время не чувствовать признаков заболевания и считать себя здоровым, но активно распространять инфекцию. Но однажды вирус может проснуться и начать свою разрушительную работу. И человек сгорает, как свечка.

(слайд 5)

б) Как выглядит это заболевание?        .

   

У больных СПИДом организм не может бороться с какой-либо инфекцией, болезни протекают очень тяжело со смертельным исходом.

(слайд 6 )

В результате попадания  вируса ВИЧ в организм:

1) поражается иммунная система, организм становится беззащитным перед возбудителями различных инфекций, которые для здоровых людей не представляют опасности; 
   2) развиваются опухоли;
   3) почти всегда поражается нервная система, что приводит к нарушениям мозговой деятельности и к развитию слабоумия.

Стадии болезни СПИДА. (слайд 7)

  • Заражение инфекцией ВИЧ:

         недельная лихорадка, увеличение лимфатических узлов, сыпь. Через месяц в крови обнаруживаются антитела к ВИЧ.

  • Скрытый период:

         от нескольких недель до нескольких лет. Изъязвления слизистой, грибковые поражения кожи, похудание, понос, повышенная температура тела.

  • СПИД:

         воспаление легких, опухоли (саркома Капоши), сепсис и другие инфекционные заболевания.

    Инкубационный период при СПИДе чаще всего составляет от 3 месяцев до 5-10 лет.        

(слайд 7)

Признаки СПИДа.

Наблюдается:

- увеличение лимфатических узлов

- повышение температуры

- появление потливости

- расстройства кишечника

- лихорадка

- похудание

- воспаление легких

Поражаются:

- кожа

- глаза

- желудок

- кишечник

- легкие

- центральная  нервная система

-кровь (сепсис)

Наблюдаются опухоли:

- кожи

- головного мозга

     Лечение больных СПИДом в настоящее время малоэффективно, т.к. не найдено еще нужное средство. Это заболевание неизбежно ведет к гибели.

в) Пути передачи вируса (слайд 8)

   

Каковы же причины возникновения СПИДа? 

(Учащиеся высказывают свое мнение по этому вопросу. Затем учитель открывает запись на доске или слайд.)

(слайд 9)

Пути передачи вируса ВИЧ:

        Больше всего рискуют заразиться люди

  • вступающие в половые контакты со случайными или неизвестными партнерами без правильного использования презерватива;
  • вступающие в половые контакты с лицами, употребляющими наркотики внутривенно, или с людьми, имеющими много половых партнеров;
  • употребляющие наркотики или лекарственные вещества внутривенно с применением нестерильных шприцов и игл;
  • вирус от беременной женщины, зараженной СПИДом, ее ребенку.

    (Учащиеся зачитывают каждый пункт.)

Но не следует впадать в панику.

         (слайд 10)

Невозможно  заразиться:

1) при рукопожатии, объятиях и поцелуях, разговоре;
2) при пользовании туалетом, ванной, дверными ручками;
3) через посуду, бытовые предметы, постельное белье, деньги;
4) через слезы, пот, при кашле и чихании;
5) через кошек и собак.

 

 Как уберечься от СПИДа? (слайд 10)

    Как вы думаете, как можно уберечься от СПИДа?

    (Учащиеся высказывают свое мнение по этому вопросу. Затем учитель обобщает их высказывания)

(слайд 11)

Основное условие – ВАШЕ   ПОВЕДЕНИЕ:

  • избегать случайных половых связей, а также половых контактов с гомосексуалистами, наркоманами и лицами, ведущими беспорядочную половую жизнь;
  • избегать употребления наркотиков или лекарственных веществ внутривенно с применением нестерильных шприцов и игл;
  • использовать индивидуальные средства защиты (презервативы).

    

АНТИ – СПИД игра «Не передай это дальше!» (слайд 12)

    А сейчас смоделируем ситуацию распространения половой инфекции.

    Возьмите карточки. На них изображена компания сексуально активных подростков (так называют тех, кто имеет по три и более половых контактов в течение года). Они обозначены номерами от 1 до 15.

    Выбери любую фигурку (кроме номеров 1, 2, 3) и отметь ее красным цветом. В нашей игре это подросток, зараженный половой инфекцией.

    Выбери себе номер и знай, что эта фигурка в игре обозначает тебя (отметь ее цветным карандашом или фломастером).

    Все подростки в нашей игре будут вступать в половые контакты 3 раза (таким образом пройдет как бы один год).

    №1 обведи кружком – он будет соблюдать целомудрие (воздержание от половой жизни).

    №2 и №3 будут вступать в половой контакт только друг с другом: они влюблены друг в друга – и соблюдают верность. Обведи их общим кружком.

    Все остальные пусть вступают в контакты по 3 раза, для этого соедини выбранных партнеров цветными линиями (для каждого тура – иной цвет). Во втором и третьем турах образуй новые пары.

    После первого тура отметь также красным цветом, кто имел контакт с «красной» фигуркой – они заражены.

    После второго и третьего туров также отметь красным цветом тех, кто контактировал с «красными».

    Мы смоделировали ситуацию распространения половой инфекции в подростковой компании.

    Из 12 человек зараженными оказались 8. Четверым просто ПОВЕЗЛО.

    Заразились половой инфекцией не те, кто хуже себя вел, и здоровыми остались не самые хорошие! Просто кому-то ПОВЕЗЛО, а кому-то НЕ ПОВЕЗЛО!

    №1, соблюдавший временное воздержание (целомудрие), наверное, скучал, оказавшись в одиночестве. Но зато теперь, когда другие в страхе, панике и отчаянии, он спокоен и доволен. Он здоров!

    №2 и №3 имели секс, сохраняя верность друг другу, и поэтому не подвергались риску. Они все время были довольны и счастливы. Они здоровы.

    А ты сам где был в этой игре?

    Выиграл ты или проиграл?

Как проверить, здоров ли ты? (слайд 13)

    Существуют лаборатории по диагностике вируса СПИДа в крови.

    Узнать подробности, получить консультацию, совет, провериться на половые инфекции (в том числе и на СПИД) можно:

   

 Поговорки и крылатые выражения (слайд 14)

1."Лучшая профилактика СПИДа - это голова на плечах".

2. "Заражаются по-разному, умирают одинаково".

3. "Мы - за здоровый образ жизни!".

4. "СПИД - болезнь души".

5. СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита, а ВИЧ - вирус, ее вызывающий.

6. Жить дурно, неразумно, невоздержанно - значит медленно умирать. Демократ.

7. Здоровье - огромное богатство! Каждый должен хранить и тратить его с умом!

8. Сегодня мода на здоровых, добрых и умных, сильных и свободных людей.

9.Счастье и здоровье – вас и ваших детей – зависят только от вас самих!

Мы желаем Вам удачи в жизни!

1 ДЕКАБРЯ – ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ БОРЬБЫ СО СПИДОМ! (слайд 15)

 

Итог урока.

          Что вы узнали на уроке?        - Мы узнали о СПИДе.

    Теперь вы знаете об этом заболевании и сами должны позаботиться о своем здоровье. Важно помнить, что от вашего поведения зависит ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ и ВАША ЖИЗНЬ.

  1. Повторение и закрепление изученного материала.

Тестовая проверка знаний по теме « Кариотическая клетка. Нуклеиновые кислоты»

3.Домашнее задание

1.Параграф 2.11

2. Подготовить сообщение о Д,. И. Ивановском и его работах

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии для 10 класса по теме: "Неклеточные формы жизни - вирусы"

Разработка содержит подробное описание хода урока и презентацию...

Урок в 10 классе по теме "Неклеточные формы жизни. Вирусы" (конспект урока + презентация)

Представлен конспект урока в 10 классе с презентацией  по теме "Неклеточные формы жизни. Вирусы"!. Рассмотрены особенности строения и размножения вирусов, представлена их классификация....

Разработка урока биологии в 10 классе по теме: «Неклеточная форма жизни: вирусы».

Разработка урока биологии в 10 классе по теме: «Неклеточная форма жизни: вирусы». Цели урока: создать условия, способствующие формированию следующих компетенций:Учебно-познавате...

Технологическая карта урока биологии в 10 классе по теме "Неклеточные формы жизни: вирусы"

Технологическая карта урока "Неклеточные формы жизни: вирусы" соответствует требованиям ФГОС второго поколения и реализует системно-деятельностный подход...

Конспект открытого урока биологии в 10 классе по теме «Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"

Муниципальное общеобразовательное учреждениеКаменно-Бродская средняя общеобразовательная школа муниципального района Челно-Вершинский Самарской области    Конспект открытого у...

Урок биологии в 9 классе на тему: "Вирусы-неклеточные формы жизни".

Эпиграф: "Считай несчастным тот день или час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию"      Я.А. КоменскийТип урока: изучение нового материала.Мет...

«Бактерии и вирусы как формы жизни. Значение бактерий и вирусов в природе и в жизни человека»

Материал формирует у учащихся представления о бактериях и вирусах как живых организмах, населяющих все среды жизни; роли и значении бактерий и вирусов в природе и в жизни человека....