Технологическая карта урока биологии в 10 классе по теме "Неклеточные формы жизни: вирусы"
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме

Сердюк Ольга Романовна

Технологическая карта урока "Неклеточные формы жизни: вирусы" соответствует требованиям ФГОС второго поколения и реализует системно-деятельностный подход

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon virusy.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 14

Тема

Неклеточные формы жизни: вирусы

Целевые ориентации урока

  1. Предметные:  обеспечить усвоение учащимися знаний о строении вирусов и их роли в природе и жизни человека; раскрыть особенности внутриклеточного паразитизма
  2. Метапредметные: содействовать формированию умений и навыков анализировать информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать интерес к учению через ИКТ
  3. Личностные:   содействовать воспитанию у учащихся толерантности, бережного отношения к своему здоровью

Основное содержание темы

Вирусы – неклеточная форма жизни, их строение и размножение. Вирусы как возбудители болезней. Жизненный цикл бактериофага. ВИЧ. СПИД.

Термины и понятия

Вирус. Бактериофаг. ДНК. РНК. Капсид. Ретровирусы. ВИЧ. СПИД. Эндоцитоз, экзоцитоз.

Планируемые результаты

Личностные умения:

формирование познавательных интересов;

осознание ценности здоровья и безопасного образа жизни;

формирование личностного отношения к изучению материала.



Метапредметные умения

Познавательные:

Общеучебные: умение осуществлять смысловое чтение; умение отделять главное от второстепенного; умение работать с различными источниками информации

Логические: поиск и выделение необходимой информации;  установление причинно-следственных связей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений;


Регулятивные: умение определять цели урока и ставить задачи; умение соотносить то, что уже известно и освоено с тем, что ещё неизвестно; развитие навыков самооценки

Коммуникативные: умение слушать учителя, строить эффективное взаимодействие со сверстниками при выполнении заданий, умение находить общее решение

Предметные умения

Ученик должен знать: строение вируса, сущность процесса размножения вирусов внутри клетки живых организмов, определение ключевых понятий


Ученик должен уметь: пользоваться терминологией, объяснять причины заболевания СПИДОМ, использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики вирусных заболеваний

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Экология человека, информатика,

валеология

Информационный материал:  информационные тексты, таблицы, рисунки учебника, видеофрагменты.

Демонстрационный материал:   таблица «Вирусы»

Интерактивный материал:  Мультимедийное приложение к учебнику В. И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой «Общая биология. Базовый уровень» (издательство ООО «Дрофа»,2011)

Раздаточный материал:   карточки с таблицей  суждений

Фронтальная,

индивидуальная  

групповая

парная

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ, направленная на реализацию системно-деятельностного подхода

I этап. Мотивация к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Результат деятельности

-мотивировать учащихся к изучению темы «Вирусы»;

-стимулировать эмоционально-ценностное отношение к ситуации на примере познавательной задачи;

- проявлять позитивное отношение к процессу;


-помочь осознать необходимость приобретения новых знаний о вирусах

Задание 1.  Задумывались ли вы над тем, что человечеству с самого начала его существования угрожали серьезные враги. Являлись они неожиданно, коварно, не бряцая оружием. Враги разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, кори, атипичной пневмонии, СПИДа и других болезней. Ребята, когда я готовилась к сегодняшнему уроку, среди прочей информации мне встретилась такая, что заставила меня ужаснуться. Согласно статистическим данным на 1 июня 2011  года из 7,1  млрд. человек, живущих на Земле примерно 34 млн. заражены ВИЧ. В Китае, например, около 86 тыс. человек больны СПИДом, а к концу года могут быть заражены ВИЧ около 700 тыс. человек. В России, по данным Роспотребнадзора, в период с 1.01.1987 по 1.01.2013г. выявлено 720014 случаев ВИЧ, из них уже умерли около 30000 чел. В Оренбургской области выявлено 31943 ВИЧ-инфицированных, умерло от ВИЧ-инфекции 5203 человека, от СПИДа – 1300 человек.

О чем мы будем с вами говорить сегодня на уроке? (О вирусах)

Почему же до сих пор (несмотря на то, что медицина достигла больших высот) эпидемии гриппа выводят из строя миллионы людей, нет лекарств против СПИДа?

Какой проблемный вопрос можно поставить? (Ответ учащихся). 
Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?

Что для этого надо знать, чтобы противостоять вирусам? Представьте себя в роли тех людей, которые должны защитить человечество от вирусов? Какие знания о вирусах вам необходимы, чтобы выполнить эту важную миссию? Какую цель ставите перед собой на уроке? 

Цель: знать состав, строение и особенности жизнедеятельности вирусов


Задание 2.  Определите правильность суждения о вирусах(если согласны, ставьте - (+), если нет - (-)

Суждения (вопросы)

До изучения темы

После изучения темы

1. Вирусы – это обноклеточные организмы



2. Вирус в переводе с латинского означает «эпидемия»



3. Заболевание герпес можно вылечить с помощью антибиотиков



4. Вирусы – это внутриклеточные паразиты



5. ВИЧ-инфицированная мать рождает ВИЧ-инфицированного ребёнка



6. К группе ретровирусов относятся вирусы, содержащие РНК



7. Вирусы возникли  на Земле раньше бактерий




Итак, в ходе заполнения таблицы появились вопросы, поэтому  я предлагаю поработать так, чтобы к концу урока найти ответы на все интересующие вас вопросы

Личностные умения:

вызвать личностный интерес к данной теме, определить значимость темы для каждого ученика.













  1. Определение темы урока





2. Обсуждение целей урока







3.Заполнение второй графы  таблицы  (индивидуально).
















II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания

на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Результат

деятельности

Блок А.

Цели:

  1. ввести понятия-вирус, вирусология, капсид, бактериофаг
  2. развивать критическое мышление

Задание 1.(З) Посмотреть видефрагменты: 1.История вирусологии.  Строение вируса. 3.Бактериофаги.

Задание 2.(П )Обратиться к таблице верных и неверных суждений. Какие суждения вы можете объективно  оценить после просмотра видеофрагментов? Какие вопросы остаются нерешёнными?

Познавательные умения:

поиск и выделение необходимой информации

Регулятивные умения:

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, организация своей учебной деятельности

Коммуникативные умения:

с достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Предметные умения:

знакомство с понятиями:  вирус, вирусология, капсид, бактериофаг

Блок Б.

Цели:

  1. актуализировать знания о строении вируса и их размножении внутри клеток
  2.  ввести понятия: ВИЧ. СПИД. Эндоцитоз. Экзоцитоз  

Смысловое чтение текста, поиск в группах ответа на вопросы (П)

Задание для 1 группы. "Вирусы - это плохие новости в хорошей упаковке из белка"

Внимательно изучите текст учебника "Общая биология" В.И. Сивоглазова, И.Б.Агафоновой на стр.  100-101

Ответьте на вопрос: Почему вирусы называют паразитами на генетическом уровне?


 Задание для 2 группы.  «Вирусы - самозванные диктаторы и двигатели эволюции»

Внимательно прочитайте текст учебника "Общая биология" В.И. Сивоглазова, И.Б.Агафоновой на стр. 101-102 о размножении вируса, изучите рис. 47 на стр. 101. Используя рисунок и сведения текста, выделите этапы заражения вирусом клетки.


Задание для 3 группы.  "Жизнь похожа на коробку спичек. Обращаться несерьезно - опасно".

Внимательно прочитайте текст на стр.102-103.  Определите:

Какие организмы могут поражаться вирусами?

Какие заболевания они вызывают?

Пути передачи вирусов?

Предложите меры и способы профилактики вирусных заболеваний.

Познавательные умения: умение работать с текстом, выделять в нём главное, строить логические цепи рассуждений.

Регулятивные умения:  контролировать своё время и управлять им. Коммуникативные умения: готовность к обсуждению разных точек зрения и выра
ботке общей (групповой) позиции; умение   устанавливать   и   сравнивать   разные   точки
зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор


Предметные умения:  знакомство с понятиями:  ВИЧ, СПИД, эндоцитоз, экзоцитоз

Блок В.

Цель:

  1. актуализировать знания о строении вируса и их размножении внутри клеток


 Задание 1. После завершения работы группы готовятся к выступлению. Заслушивается выступающий от  каждой группы.  Выступление каждой группы заканчивается формулировкой вывода по рассмотренному вопросу и фиксированием его в тетрадях учащихся.


















Познавательные умения: умение давать определения понятиям,выстраивать доказательства, строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные умения: умение соотносить то, что известно с тем, что неизвестно

Коммуникативные умения: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Предметные умения:  строение вируса, сущность процесса размножения вирусов внутри клетки живых организмов, определение ключевых понятий

Блок Г.  Дополнение

Цели:

  1. показать пути передачи ВИЧ
  2. определить меры профилактики СПИДа



Задание 1.(З) Посмотреть видефрагмент 4. Жизненный цикл ВИЧ.


Задание 2.(П) Ответить на вопросы:

Что такое СПИД, и какой вирус его вызывает? (ВИЧ).

Каковы пути передачи данного вируса?

Что из ниже предложенного списка  является  опасным, а что безопасным:


1. Укус комара

  1. Пользование общественным туалетом
  2. Поцелуй в щеку
  3. Уход за больным СПИДом
  4. Пользование чужой зубной щеткой
  5. Нанесение татуировки
  6. Прокалывание ушей
  7. Множественные половые связи
  8. Переливание крови
  9. Укус постельного клопа
  10. Плавание в бассейне
  11. Объятия с больным СПИДом

 

Познавательные умения: умение устанавливать причинно-следственную связь.

Регулятивные умения: внесение необходимых дополнений и корректив случае расхождения с эталоном

Коммуникативные умения:  умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом.


Предметные умения:  объяснять причины заболевания СПИДОМ, использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики вирусных заболеваний

Блок К. Диагностика качества освоения темы

Цели


  1. обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности вирусов
  2. установить степень усвоения учащимися темы

Задание 1.(З)Можем ли  мы оценить верность суждений о вирусах в конце урока? Хватает ли у нас знаний? (Окончательное заполнение третьей графы таблицы)

Задание 2. (У) Как вы думаете, мы нашли с вами ответ на поставленный вопрос? Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?

  1.  (Ответы учащихся:  - Вирусы микроскопичны
  2.  Вирусы – неклеточные формы жизни
  3. Вирусы очень быстро и спонтанно приспосабливаются к новым условиям, т.е.  мутируют
  4. Могут долгое  время  находится в скрытой форме.)

Познавательные умения: умения решать поставленную проблему, делать выводы и умозаключения.

Регулятивные умения:  внесение необходимых дополнений и корректив случае расхождения с эталоном

Коммуникативные умения:

вступать в диалог, а также участвовать в коллективном
обсуждении проблем, владеть монологической и диалогичес
кой формами речи

Предметные умения:  строение вируса, сущность процесса размножения вирусов внутри клетки живых организмов, определение ключевых понятий

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель деятельности

Варианты заданий

Результат деятельности

• научить школьников:

- применять полученные знания;

- оценивать результат учебной деятельности

  1. развивать критическое мышление

     Задание 1. (П) Посмотреть видефрагмент 6. Ответить на вопросы теста (тест состоит из 6 пунктов, нужно выбрать один ответ из четырёх) 

   Задание 2.(У) Написать синквейн на тему «Вирус»

1. Тема

2. 2 прилагательных

3. 3 глагола

4. Краткая фраза, отражающая суть темы

5. Ключевое слово темы


Познавательные умения: умение отделять главное от второстепенного, осуществлять анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные умения: сличение способа действия и его результата с заданным эталоном

Коммуникативные умения: умения работать индивидуально

Предметные умения: определение ключевых понятий.

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

Научить школьников:

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат своей деятельности

Самоанализ

  1. Выделите не менее 4-х видов (форм)  деятельности, в которых вы принимали участие на уроке

  2. Сформулируйте предложение об уроке, которое будет начинаться со слова «Оказывается …»


Самооценка

И в завершении нашего урока выскажите свое мнение о нем, о своем самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками:

 - Сегодня я узнал …        

- Я удивился …

- Теперь я умею …

- Я хотел бы …


Домашнее задание:

  1. Параграф 14, ответить на вопросы после параграфа
  2. Выбрать одно из заданий:

А) написать памятки учащимся о профилактике одного из  вирусных заболеваний.

Б) провести мини-исследование по вопросу: почему то, что поражает компьютерные программы,  тоже назвали вирусом?


Познавательные умения: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной  форме.

Регулятивные умения: формирование адекватной самооценки

Предметные умения: определение ключевых понятий.

Коммуникативные умения:

использование   адекватных  языковых   средств   для     отображения в  форме речевых высказываний  своих чувств, мыслей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока биологии 5 класс ФГОС

Технологическая  карта  содержит пошаговые дйствия учителя и учащихся на уроке. Материал интересен тем.кто впервые работает в данном проекте....

Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС

Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС...

Технологическая карта урока биологии 5 класс.

Предмет: БиологияКласс: 5 классБазовый учебник: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012. – 141 с.Тема урока: «Биолог...

Технологическая карта урока. Биология. 6 класс.

Тема: Взаимосвязи живых организмов....

Технологическая карта урока биологии 7 класс

Тип урока:  урок открытия нового знанияЦели урока: ознакомление с общей характеристикой класса, многообразием и особенностями строения и поведения отрядов акул, скатов, химерообразных...

Технологическая карта урока в восьмом классе Тема "Каузатив - формы, образование и употребление"

Урок был проведен мной в рамках семинара "Реализация деятельностного подхода в достижении метапредметных  результатов в предметной области", состоявшегося на базе гимназии № 526 9 апреля 2015 год...

технологическая карта урока биологии 5 класс по теме "Жизнь в морях и океанах"

Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Жизнь в морях и океанах" Технологическая карта соответствует программе Сонина Н.И.....