Главные вкладки

    Урок в 10 классе по теме "Неклеточные формы жизни. Вирусы" (конспект урока + презентация)
    план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме

    Представлен конспект урока в 10 классе с презентацией  по теме "Неклеточные формы жизни. Вирусы"!. Рассмотрены особенности строения и размножения вирусов, представлена их классификация.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon biologiya_10_klass.zip1.93 МБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока биологии в 10 классе.

    Выполнила: учитель биологии Кожевникова Маргарита Михайловна

    МКОУ ХМР «СОШ д.Согом»

    Тема урока: Неклеточные формы жизни. Вирусы.

    Цель урока: Формирование знаний о неклеточных формах жизни – вирусах, их строении, классификации, эволюционном происхождении, размножении. Знакомство с историей развития вирусных заболеваний, некоторыми вирусными инфекциями.

      Задачи урока:  

    1. Расширить знания о вирусах как неклеточных  формах жизни, их строении, размножении, классификации, о роли в жизни человека, познакомить с историей открытия вирусов, рассмотреть специфический механизм взаимодействия вируса и клетки, некоторые вирусные инфекции

    2. Формировать навыки в решении поставленных задач, анализа и сравнения новой информации, самостоятельного поиска и анализа информации  о вирусных заболеваниях.

    1. Орг. момент.
    2. Подготовка к восприятию новой темы.

    С самого первого момента появления человека на Земле ему угрожала постоянная опасность. Его враги были очень малы, но приводили к серьезным последствиям. Их жертвы погибали от оспы, чумы, гриппа, СПИДа. Кто же были эти враги? О чем мы будем говорить сегодня? (О вирусах).

    1. Сообщение темы, целей и задач урока.

    Итак, тема нашего урока: «Неклеточные формы жизни. Вирусы».  (слайд 1)

    Откуда появились вирусы, какое они имеют строение, где обитают, как размножаются? Почему вирусы – возбудители заболеваний так опасны? Почему с ними трудно вести борьбу и сложно полностью их уничтожить? Почему вирусы называют неклеточными формами жизни?  Сегодня на уроке мы ответим на эти вопросы.

    1. Изучение нового материала.

    - Каким же образом люди узнали о вирусах? Как и кем были открыты эти формы жизни?

     «История открытия вирусов» сообщение учащегося + презентация. (слайд 2 - 6).

    - Но ученые не сразу признали природу вирусов. С момента их открытия возникло немало вопросов: это существа или вещества, они живые или неживые? И сегодня мы должны ответить на эти вопросы и сделать вывод о происхождении вирусов.

    Пока вирусов было известно немного, ученые их классифицировали следующим образом: вирусы животных, вирусы растений, вирусы бактерий. Но в дальнейшем выяснилось, что такая классификация является неточной. Были открыты вирусы, поражающие и животных, и растения. Среди каждой этой группы набиралось еще много других групп, и была нужна более совершенная классификация.

    В 60-е годы прошлого века  техника вирусологических исследований достигла уже весьма высокого уровня. В это время появляются методы, чуть ли не в буквальном смысле позволяющие разглядеть каждый отдельный вирус в лицо  Так что новые классификации стали строиться на принципиально иной основе.

    -  Давайте познакомимся с современной классификацией вирусов (слайд 7)

    По составу можно вирусы делятся на две группы: ДНК- содержащие и РНК – содержащие.

    Откуда же произошли вирусы? Существует несколько гипотез происхождения вирусов. Согласно первой из них, вирусы произошли от бактерий в результате их упрощения в процессе эволюции. Согласно второй, вирусы – потомки древних, доклеточных структур, перешедших к паразитическому образу жизни. Согласно третьей – вирусы – клеточные генетические структуры, ставшими относительно автономными, но сохранившими зависимость от клеток.

    -  Давайте познакомимся со строением вирусов. (слайд 8).

    Размеры вирусов колеблются от 20 до 300 нм. В среднем они в 50 раз меньше бактерий. Их нельзя увидеть в световой микроскоп, так как их длины меньше световой волны.

    Вирусы состоят из различных компонентов:

    а) сердцевина – генетический материал (ДНК или РНК). Генетический аппарат вируса несет информацию о нескольких типах белков, которые необходимы для образования нового вируса.

    б) белковая оболочка, которую называют капсидом.

    в) дополнительная липопротеидная оболочка. Она образована из плазматической мембраны клетки-хозяина. Она встречается только у сравнительно больших вирусов (грипп, герпес).

    Вирусы способны к размножению, они обладают определенной наследственностью, воспроизводя себе подобных. Наследственные признаки вирусов можно учитывать по сектору поражаемых хозяев и симптомам вызываемых заболеваний. Они также обладают и изменчивостью. Можно наблюдать как генетическую изменчивость, связанную с изменением наследственного вещества, так и фенотипическую изменчивость, связанную с проявлением одного и того же генотипа в разных условиях.

    Все вирусы по своей природе – паразиты. Они способны воспроизводить себя, но только внутри живых клеток.

    Вирусы, как и другие организмы могут приспосабливаться к условиям внешней среды. Многие условия внешней среды влияют на вирус опосредованно через организм хозяина.

    Когда группа вирусов нападает на бактерии, их называют бактериофагами.

    Бактериофагов, поражающих бактерии дизентерии, наблюдал в 1917 году Ф. Д. Эрелль. Ученые их называли “пожирателями” бактерий. Давайте рассмотрим процесс внедрения бактериофагов в клетку бактерии. (слайд 9)

    Свойства бактериофагов разрушать бактерии используется для предупреждения и лечения бактериальных заболеваний. Через 10-15 минут введения бактериофагов в организм возбудителя чумы, брюшного тифа, дизентерии, сальномеллеза обезвреживаются.

    Но у этого метода есть серьезный недостаток. Бактерии более изменчивы в плане защиты от фагов, чем бактериофаги, поэтому бактериальные клетки относительно быстро становятся нечувствительными к фагам.

    - Вирусных заболеваний человека очень много. О многих из них вы слышали: это гепатит, полиомиелит, ОРВИ, бешенство, герпес, грипп. О некоторых из них более подробно расскажут ваши одноклассники.

    Сообщения учащихся о вирусных инфекциях гриппе и СПИДе. (слайды 10 - 16). Во время сообщений остальные учащиеся составляют таблицу.

    Название вируса

    Пути проникновения в организм

    Источники заражения

    Поражающее действие

    1. Закрепление. (Тест)
    1. Назовите неклеточные формы жизни:

    А) прокариоты               б) эукариоты            в) цианеи                     г) вирусы

    1. Какие типы РНК могут входить в состав вирусов:

    А) только одноцепочечные                  б) только двуцепочечные

    в) одноцепочечные и двуцепочечные                г) РНК не может входит в состав вирусов.

    1. Как называются вирусы, поражающие бактерии:

    А) прокариоты       б) бактериофаги        в) рибосомы                г) нуклеотиды

    1. Как называется механизм проникновения вирусов в клетку:

    А) регуляторный       б) рецепторный                  в) рефлекторный     г) вестибуляторный

    1. Какой вирус был открыт самым первым:

    А) вирус табачной мозаики           б) вирус гриппа           в) вирус оспы       г) вирус СПИДа

    1. Кого считают основоположником науки вирусологии:

    А) Д. Ивановского     б) Ф. де Эрреля      в) Л. Пастера      г) Ф Леффлера

    1. С какими клетками взаимодействует вирус гриппа:

    А) клетки печени      б) клетки эпителия носовой полости     в) лимфоциты    г) клетки крови

    1. Как называется белковая оболочка вирусов:

    А) капсула     б) капсид     в) клеточная стенка    г) цитоплазматическая мембрана

    1. Найдите лишнее. Объясните почему.

    Аденовирус, вирус гриппа, амеба дизентерийная, вирус оспы.

    1. Подведение итогов урока.
    2. Домащнее задание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока 6 класс "Животные в нашей жизни" (УМК "Enjoy English" М.З.Биболетова и др.)

    Урок посвящен проблеме редких и исчезающих видов животных, учит стратегиям выполнения заданий по чтению в формате ГИА....

    Конспект урока 2 класс "Литературная первооснова формы рондо. Рондо в музыке"

    Сформировать у учащихся представление о форме рондо в музыке, литературе, живописи. На основе эмоционального многопланового восприятия музыки (слушание, пластическое интонирование), показать особеннос...

    План урока по теме: Атмосферные фронты.Циклоны и антициклоны- интегрированный урок. (8 класс)

    Интегрированный урок- (8 класс) по теме: Атмосферные фронты.Циклоны и антициклоны....

    Конспект урока. 5 класс. "Биология- наука о жизни"

    Первый вводный урок по ФГОС в 5 классе....

    Конспект урока литературы "Роль книги в жизни человека" (вводный урок, 5 класс)

    Конспект вводного урока литературы в 5 классе на тему "Роль книги в жизни человека". Урок разработан с применением технологии развития критического мышления....

    Разработка урока 6 класс УМК Ю.А. Комарова, К. Гренджер. «Урок межпредметных связей. Доисторический период»

    ТемаУрок межпредметных связей. Доисторический период.  (раздел 7)Тип урокакомбинированныйЦельРазвивать умения во всех видах речевой деятельности с опорой на междисциплинарный материал по теме &la...