урок по теме "Как развивалась жизнь на Земле"
план-конспект урока по биологии по теме

Шартон Ольга Михайловна

урок биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_razvivalas_zhizn_na_zemle.rar361.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Как развивалась жизнь на Земле.

Цель урока: 

Создать условия для активизации познавательной активности учащихся; для формирования умений самостоятельно приобретать знания, работать с источниками информации.

Задачи:

  • Образовательные- сформировать представление о происхождении жизни, о живых организмах существовавших  в разные периоды развития жизни на Земле.
  • Развивающие–развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умения анализировать, обобщать материал, делать выводы, сравнивать
  • Воспитательные– прививать навыки коммуникативного общения, формировать уважительное отношение учащихся ко всему живому на Земле, к природе.  

Тип урока: 

 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Оборудование: учебник, тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, гербарные экземпляры.

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие учащихся. 

   Ну-ка посмотри дружок,

Ты готов начать урок

Все ль на месте, все ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка

2. Вводная часть.

Ребята, изучая тему «Земля», мы выяснили, что наша планета уникальная, единственная и неповторимая в Солнечной системе, я хочу узнать у вас, а в чем заключается уникальность нашей планеты? Правильно, на ней есть живые организмы, жизнь.  Человек издавна задавался вопросом, а как на Земле развивалась жизнь. Попробуем и мы с вами выяснить этот вопрос. Сообщение темы урока.

Постановка цели урока совместно с учащимися. Где возникла жизнь, как она развивалась, животные прошлого.

Мне в руки попала записка палеонтолога. А вы знаете кто такой палеонтолог? Но в этой записке не хватает слов. Ваша задача прослушать и вставить недостающие слова..

3) 550 млн. лет назад

Развитие жизни на Земле началось 3,5 млр. лет назад, в океане, где для этого были благоприятные условия. Самыми древними ископаемыми живыми организмами считаются строматолиты- скопления синезеленых водорослей. Строматолиты обогатили атмосферу Земли кислородом. Жизнь в древних океанах Земли была сосредоточена у самого дна. Здесь обитали разнообразные многоклеточные животные, питавшиеся органическими остатками. Одни из них неподвижно прикреплялись к грунту, другие неторопливо перемещались по дну или плавали в нескольких сантиметрах над ним. Их общей чертой были мягкие покровы и отсутствие твердого скелета .Примерно 5оо млн. лет назад в океане уже водились разнообразные водоросли и всевозможные животные: медузы, кораллы, морские лилии. Особенно много было трилобитов.2-75 см. жили у дна, где медленно плавали и ползали. Древние рыбы- динихтисы. Первые наземные растения- псилофиты появились на Земле 420 млн. лет назад. Они заселили участки суши по берегам водоемах. Первые растения не имели листьев, а их стебли были покрыты чешуйками.

Закрепление:  Текст записки: «Жизнь на Земле зародилась ________________. Это произошло _______ млр. лет назад. 500 млн. лет назад в океане водились ________________________________________________________ .По дну ползали дальние родственники раков _______________________ . В воде плавали хищные рыбы ____________ .проверка – один читает, читаем по цепочке. остальные проверяют. Подсчет баллов.

4) А сейчас мы с вами перенесемся в следующий период развития жизни на 350 млн. лет назад и узнаем какие же изменения произошли на нашей Земле. А поможет нам в этом наш помощник – учебник. Чтение текста на стр. 96 4 абз.

Закрепление: беседа по вопросам

  1. Какой климат был на Земле 350 млн. лет назад? (влажным и теплым, а значит было много болот)
  2. Какие растения росли на Земле? (были пышные леса из хвощей, плаунов, папоротников. Слайда 8). А сейчас они есть на Земле? Они видоизменилисьПоказ соврем. Хвощей из гербария.
  3. Как называется этот период в истории Земли? (Каменноугольный)
  4. А почему он так называется?
  5. Какие животные жили в лесах?(пауки, скорпионы, стрекозы) слайд 9. Встать и показать как машут крыльями.
  6. Какие животные жили в многочисленных болотах? (стегоцефалы, произошли от рыб).

Стегоцефалы- это древние пресмыкающиеся, родственники лягушек.

5) Рассказ учителя. Шло время… На смену земноводным пришли произошедшие от них пресмыкающиеся, которых называют древними ящерами. Это период в развитии земли называют Юрским периодом. Поначалу они были невелики и напоминали современных ящериц. Их сухая кожа, покрытая плотными роговыми чешуйками, препятствовала испарению влаги. Именно это позволило пресмыкающимся прочно обосноваться на суше. 130 миллионов лет назад на Земле царствовали настоящие гиганты- динозавры, бродили стада диплодоков. Динозавры это одна из групп древних наземных пресмыкающихся. Существующие в то время летающие и морские ящеры к динозаврам не относятся. А можем ли мы сейчас в зоопарке увидеть динозавра? Они вымерли 65 млн. лет назад. Ученые выдвигают разные гипотезы (падение метеорита,  изменение климата, нехватка пищи, появление млекопитающих). но гипотезы – это всего лишь предположения, а истинная причина вымирания динозавров – так и останется тайной.

Физминутка:

  1. Развитие жизни началось 3,5 млр. лет назад.
  2. Развитие жизни началось на суше.
  3. Трилобиты- это дальние  родственники раков.
  4. Стегоцефалы- это дальние родственники лягушек.
  5. В каменноугольный период в лесах росли березы и осины.
  6. Период расцвета динозавров называется юрским.

6) Развитие жизни на земле продолжилось, появились цветковые растения, птицы, млекопитающие, человек… Первые млекопитающие появились примерно 170 млн лет назад. Они были невелики и внешне напоминали современных грызунов. Примерно 150 млн лет назад на Земле появились первые птицы. Самой древней из них считается археоптерикс. Внешне он больше всего напоминал покрытого перьями маленького динозавра. Его челюсти были вооружены острыми зубами. А на каждом крыле было развито по три пальца с сильными когтями. Ученые предполагают, что он использовал их, залезая на стволы и ветви деревьев, с которых планировал на землю. Первые растения с цветами появились примерно 130—125 млн лет назад. Яркие цветки привлекали различных насекомых, которые обеспечили надежную транспортировку пыльцы с одного растения на другое

7) 1. Задание 1 Покажи (соедини) линиями когда происходили перечисленные события. Индивид работа. Взаимопроверка в паре.

2. задание . работают в паре, а проверяют меняя пару. (писать только буквы заглавные)

3. работа в паре

Зрительная гимнастика.

8) Среди животных прошлого было много удивительных и неповторимых. Сообщения учащихся.

Учитель: Быстро или медленно развивалась жизнь на Земле? (очень медленно, миллиарды лет)Учитель : Ребята, а как вы думаете, развитие жизни на земле закончилось?

Учитель: Жизнь продолжает развиваться, ученые выводят новые сорта растений, новые виды животных. А некоторые оказались под угрозой исчезновения, в том числе  по вине человека, и наша задача – не допустить исчезновения и вымирания современных растений и животных, а оберегать и охранять их.

4. Подведение итогов урока.

Итог урока: ребята, похвалите себя, что вы узнали на уроке.

в) Выставление оценок.

5- 19 баллов            4- 13 баллов           3- 7 баллов

5. Домашнее задание изучить стр. 96-97.  Ответить на вопросы. Составить кроссворд- творческое задание.

Закрепление:  Текст записки: «Жизнь на Земле зародилась ________________. Это произошло _______ млр. лет назад. 500 млн. лет назад в океане водились ________________________________________________________ .По дну ползали дальние родственники раков _______________________ . В воде плавали хищные рыбы ____________ .проверка – один читает, читаем по цепочке. остальные проверяют. Подсчет баллов.

Закрепление: беседа по вопросам

  1. Какой климат был на Земле 350 млн. лет назад? (влажным и теплым, а значит было много болот)
  2. Какие растения росли на Земле? (были пышные леса из хвощей, плаунов, папоротников. Слайда 8). А сейчас они есть на Земле? Они видоизменилисьПоказ соврем. Хвощей из гербария.
  3. Как называется этот период в истории Земли? (Каменноугольный)
  4. А почему он так называется?
  5. Какие животные жили в лесах?(пауки, скорпионы, стрекозы) слайд 9. Встать и показать как машут крыльями.
  6. Какие животные жили в многочисленных болотах? (стегоцефалы, произошли от рыб).

Стегоцефалы- это древние пресмыкающиеся, родственники лягушек

РАЗМИНКА:

  1. Развитие жизни началось 3,5 млр. лет назад.
  2. Развитие жизни началось на суше.
  3. Трилобиты- это дальние  родственники раков.
  4. Стегоцефалы- это дальние родственники лягушек.
  5. В каменноугольный период в лесах росли березы и осины.
  6. Период расцвета динозавров называется юрским.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Гипотезы о возникновении жизни на Земле"

Презентация предназначена для использования на уроке биологии в 11 классе по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле". В работе рассматриваются 6 основных гипотез. Работа с презентацией предполага...

Тест "Как развивалась жизнь на Земле", 5 класс

Тест "Как развивалась жизнь на Земле" предназначен для учащихся 5-х классов в качестве контроля знаний по теме курса природоведения. Тест рассчитан на 10-12 минут. Можно использовать как для фронтальн...

Разработка урока по природоведению в 5-м классе по теме "Как развивалась жизнь на Земле"

Вызвать интерес к изучению темы, привлечь внимание учащихся к изучению вопроса о возникновении и развитии жизни на Земле....

разработка урока по теме"Среды жизни планеты Земля" 5 класс

в данной разработке урока дана технологическая карта урока в соответствии с требованиям ФГОС...

разработка урока по теме"Среды жизни планеты Земля" 5 класс

урок разработан в соответствии  с требованиями ФГОС...

"Как развивалась жизнь на земле" презентация по природоведению для 5 класса по программе Сонина

Презентация по природоведению. Расчитана на учащихся 5-х классов. Большое количество иллюстраций....

Контроль знаний по теме "Как развивалась жизнь на Земле" 5 класс

Контроль знаний по теме "Как развивалась жизнь на Земле" 5 класс...