разработка урока по теме"Среды жизни планеты Земля" 5 класс
план-конспект урока (биология, 5 класс) по теме

Копшева Татьтяна Викторовна

урок разработан в соответствии  с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sredy_zh_izni.docx27.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Среды жизни планеты Земля.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.  

Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.

Цель:  создать условия для изучения сред жизни планеты Земля.

Задачи:

- образовательные: создать условия для

- систематизации знаний учащихся об условиях существования жизни на земле;

-знакомства с различными средами жизни и экологическими факторами среды;

-установления взаимосвязи организмов и условий их обитания в природных сообществах.

- развивающие:  анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органические веществ в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

- воспитательные:  осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.

Планируемые  результаты учебного занятия:

Предметные:  

- знать  среды жизни на Земле, ;

- уметь устанавливать взаимосвязь организма со средой обитания;

- уметь    охарактеризовать проявление свойств живого на разных материках.

Метапредметные:

- регулятивные: - самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе  информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

- познавательные: - работать  с учебником;

- находить отличия;

- составлять схемы-опоры;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Личностные:  

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

  1. Продолжить формирование умения работать  с учебником.
  2. Продолжить формирование умения находить  отличия, составлять схемы-опоры,  работать с информационными текстами,    объяснять значения новых слов,  сравнивать и выделять признаки.  
  3. Продолжить формирование  навыков  использовать рисунки, символы, схемы для структурирования информации.            

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
  2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
  3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД        

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
  2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
  3. Продолжить формирование умения определять критерии изучения химического состава клетки.
  4. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  5. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
  6. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

  1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
  2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
  3.  Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
  4. Оценивать собственный вклад в работу группы.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: частично-поисковый.

Информационно-технологические ресурсы:  учебник, рабочая тетрадь, презентация, карточки, гербарные образцы водных, наземных и паразитических растений, изображения растений разных сред.  

Основные термины и понятия:  водная, почвенная, наземно-воздушная, организменная среды жизни.

Сценарий урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые ууд

1 этап

Организационный момент. Определение темы занятия. Мотивация. Актуализация.

организационный

Отмечает присутствующих. Приветствует учащихся.  

 сотрудничество с учителем и учащимися

Определение темы урока

 

Предлагает

-гербарные образцы листьев ели, сосны

-изображения зайца, рыбы.

Задает вопрос: где живут ели и сосны? А где рыбы и зайцы?

Работа в парах.Строят речевые высказывания.

Обсуждают, преобразовывают практическую задачу в познавательную.

Отвечают на вопрос.

Отслеживает общие признаки для всех   объектов, на основании которых определяет тему.

Устанавливают причинно-следственные связи.

Озвучивание темы урок

Показывает слайд 1.с темой урока

 Сравнивают свой вариант темы с эталоном.

Коррекция своих  выводов

Составление плана изучения поставленной темы

Вопрос:  что бы вы хотели узнать по теме вопроса?

Слайд 2.

Высказывают свои идеи

Коррекция своих ответов

Мотивация

Определение значимости знаний о средах жизни  организмов

Обсуждение вопроса: Зачем необходимы знания о средах жизни?

Работа в группах.

Умение точно формулировать свою мысль.

-Взаимодействие  в групповом коллективе для принятия эффективных совместных решений.

Актуализация знаний

 Фронтальный опрос:

1.на какие царства ученые разделяют живую природу?

2. Что такое фауна?

3. Что такое флора?

4. Какие организмы носят название простейших?

5. Какие грибу вы знаете?

6. Является ли грибом плесень?

7. Назовите пример бактерии?

8. Где растут лишайники?

9 Разделите  предложенных животных на две группы и озаглавьте каждую  группу животных?  (инфузория  , бабочка, радиолярия, лиса)

Слайд 3.

 Классифицируют вещества и процесс.

Сравнивают ответы с эталоном.

Взаимодействие с учащимися, формирование речевых навыков.,  осознание уровня знаний.

3-Й этап   Первичное осмысление и применение знаний.

Формирование понятия среда жизни.

Вопрос:

1.Почему рыба не может жить на суше, зайчик в воде, водоросли в нашем огороде?

2. Дайте определение среды жизни организма? Слайд 4.

3. Какие среды жизни вы знаете?

4. Какие условия жизни важны для жителя определенной среды обитания? Слайд 5

1. Высказывают свою точку зрения  и аргументируют  её.

2.Оценивают предложенное определение.

 6. предлагают варианты определения

Умение аргументировать, критически осмыслить предложенное.

 Умение точно формулировать свою мысль.

Умение слушать собеседника.

Самооценка.

   

Формирование знаний о средах жизни и условиях, отличающих одну среду жизни от другой.

1. слайд 6, гербарные образцы водорослей.

(Водная среда)

-определите среду жизни;

-определите какие животные и растения могут проживать в этой среде ;

2.слайд 7 гербарные образцы растений.(наземно-воздушная)

определите среду жизни;

-определите какие животные и растения могут проживать в этой среде ;

3.слайд 8. (почвенная)

определите среду жизни;

-определите какие животные и растения могут проживать в этой среде ;

4. слайд 9 (организменная )

Рассказ учителя об этой среде обитания

Работа в парах:

5.укажите главное отличие водной среды жизни от наземно-воздушной?

6. сравните условия обитания почвенной и водной среды обитания?

 

Работа в парах.  

 Оценка с эталоном ответа.

формируется умение работать с различными источниками информации.

Применять полученные знания в нестандартной ситуации. Формируются умение оценивать правильность выполнения заданий, формируются навыки самооценивания  

Первичное закрепление знаний.

Работа с рабочими тетрадями стр.49,50 упр.2,3

Выполняют упражнение в рабочей тетради, взаимпроверка

– контроль;

– коррекция;

– оценка.

4-й  этап РЕФЛЕКСИЯ

Оцените по 5-бальной шкале (не для журнала!) свои знания

5 – я дал ответы на все вопросы

4 – я дал ответы почти на все вопросы

3 - я смог ответить только на половину вопросов

2 – я смог ответить только на некоторые вопросы

1 – я должен изучать тему с самого начала

Если вам на уроке было комфортно, вам урок понравился, то   если не понравился – синий.

Какое у вас настроение после урока? (смайлики)

Оценивают качество усвоение знаний и умений, планируют дальнейшие действия для усвоения материала

Домашнее задание.

Записывает на доске  и комментирует дифференцированное домашнее задание.

Слушают учителя, задают вопросы на уточнение, выбирают вид задания, фиксируют информацию в дневник.

Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.

Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по теме Численность населения планеты 6 класс

Презентация предназначена для сопровождения по теме  Численность населения планеты 6 класс...

Разработка урока по теме «Географическая оболочка планеты» в 7 классе по технологии В.Ф. Шаталова и модульной технологии

Использовали опорные конспекты по теме "Географическая оболочка планеты" и применили модуль к этой теме....

разработка урока по теме"Среды жизни планеты Земля" 5 класс

в данной разработке урока дана технологическая карта урока в соответствии с требованиям ФГОС...

Разработка урока на тему "Среда обитания организмов

Тема урока: Основная среда обитания организмовЦели:образовательные – продолжить развитие знаний учащихся о среде обитания, а также раскрыть взаимосвязи между живыми организмами и окружающей средой.раз...

Методическая разработка (открытый урок) по теме «Среды жизни планеты Земля»

Открытый урок «Среды жизни планеты Земля», ориентированный на учащихся 5-х классов, изучающих предмет «Биология»....