разработка урока по теме: «СРЕДА ОБИТАНИЯ ОРГАНИЗМОВ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ» 7 класс.
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме
данная разработка предназначена для учащихся 7 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sreda_obitaniya_organizmov._7_klass.doc | 37 КБ |
sreda_obitaniya.ppt | 1.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Наталья Сергеевна Кащенко.
МОУ СОШ №1 п. Волоконовка, Белгородской области
учитель биологии.
Тема: «СРЕДА ОБИТАНИЯ ОРГАНИЗМОВ.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ»
7 класс.
Задачи:
Образовательная: расширять знания учащихся о среде обитания, ее факторах и их влиянии на организмы; раскрыть разнообразные взаимосвязи и взаимоотношения организмов, а также влияние на них деятельности человека.
Развивающая: развивать умения анализировать, синтезировать, делать выводы, сравнивать; совершенствовать умения работать с учебником, находить в содержании текста и рисунках необходимые ' сведения для выполнения заданий и ответов на вопросы.
Воспитательная: прививать любовь к природе, всему живому, что нас окружает.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: постановка и решение учебной задачи.
Формы работы: индивидуальная, групповая, в парах.
Средства обучения: комнатные растения, гербарные экземпляры растений, таблицы животных, рисунки.
Методы и методические приемы: рассказ, применение знаний, ре шение проблем методом мозгового штурма.
Ход урока
Изучение нового материала.
Учитель: У осла и соловья, У лисы и журавля,
У стрекоз и муравья Жизнь у каждого своя.
Каждый соблюдает точно. Свой режим и дня, и ночи,
И у каждого свое Облюбовано жилье.
Выбирает привереда лишь свое меню обеда,
А в дороге изберут
Каждый собственный маршрут —
У букашки и у птички.
Тем-то каждый и хорош,
Что на прочих не похож.
— Ребята, о чем это стихотворение?
— Да, это стихотворение об условиях, месте, или — по-другому —о среде обитания. Вот об этом мы и поговорим сегодня на уроке.
— Что такое среда обитания?
— Правильно, это часть природы, где живут организмы, которые неразрывно связаны с окружающей средой. Они оказывают друг на друга самое разнообразное влияние. Есть ли наука, которая изучает взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой?
— Да, есть! Эта наука называется ЭКОЛОГИЕЙ.
Экология, друзья,
Наука очень нужная:
Без нее ты ни за грош
В наше время пропадешь,
Ибо каждый знать обязан,
Кто, как, с кем в природе связан,
Чтоб случайно иногда
Ей не принести вреда.
Учитель расшифровывает слово ЭКОЛОГИЯ: ойкос — дом, ло гос — наука, учение. Учащиеся записывают в тетради эту расшиф ровку. Беседа о доме — первой половине этого слова: что дети по нимают под словом дом. Затем возвращаются к первому стихотво рению.
Вывод. Экология — наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между живыми организмами и сре дой, в которой они обитают. (Запись в тетрадях.)
Учитель: Набор условий среды и ресурсов, необходимых для вы живания и размножения, называется экологической нишей. (Под тверждение примерами.)
— Биологи говорят: место, где обитает зверь, — его адрес, а про фессия, или лучше сказать — специальность, — его экологическая ниша.
Волк добивает копытных, у него и свой «инструмент»: быстрые ноги, острые клыки. Хорек тонкий, гибкий, в любую нору залезет.
Крот — землекоп, червяков достает.
Климатические условия, укрытия, пища, состав соседей — все это вместе и составляет экологическую нишу.
Всегда найдутся различия в потребностях даже у похожих живот ных. Хорек и колонок похожи, но один по земле бегает, а другой по деревьям лазает — вот и не мешают друг другу.
Клесты делятся на еловиков и сосновиков — каждый свои шиш ки любит. А вот воробей семенами кормится, мошками и червяками. В этом случае мы говорим, что у воробья — широкая экологическая ниша, а у клестов — узкая. Или, например, у песчаной гадюки ниша тоже узкая. Она может жить только в теплых странах, а гадюка обык новенная — везде, даже на Таймыре.
(Рассказ сопровождается показом тех видов животных, о кото рых идет речь.) Затем учащиеся приводят свои примеры.
Учитель: Работаем в группах: выполняем задания по картин кам — определяем экологические ниши различных животных, а за тем составляем рассказ о среде обитания организмов.
Учитель: Компоненты среды, которые оказывают воздействие на организм, называют факторами среды, или экологическими факто рами.
Разные организмы по-разному реагируют на эти факторы. Но сна чала о факторах.
Различают три группы экологических факторов:
1) факторы неживой природы;
2) факторы живой природы;
3) особый фактор — деятельность человека, его влияние на при роду. (Работа в тетради.)
— Перечислите факторы неживой природы, или физические фак торы.
Дети перечисляют: свет, тепло, ветер, дождь, град, влажность и т.д.
— Выясняем значение света, воды, температуры на организм. (Работа в группах.) Нам помогут в этом рисунки .
Учитель: Зимой и летом, круглый год
У зверя множество забот. Ошибок не простит среда — Знай, где — еда, а где — беда. Но каждый божьей твари дан Природой уникальный дар, Чтоб в той борьбе у них у всех имелись шансы на успех.
— Итак, экологические факторы — это элементы среды, которые способны сами оказывать влияние на живой организм.
Закрепление знаний:
Домашнее задание: учебник «Биология. Животные. 7 клаасс. Латюшин В. В., Шапкин В. А» с. 156-157 учебника.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Среда обитания организмов. Экологические факторы".
Методическая разработка включает: Текст урока и самоанализ урока....
Урок по теме: "Среды обитания организмов. Факторы среды"
Урок по теме "Среды обитания организмов. Факторы среды" .для учащихся 5 класса, является вводым уроком в разделе "Среды жизни"...
Тема: «Среда обитания человека. Экологические факторы»
Разработка урока...
Тема: Среда обитания и экологические факторы, влияющие на живые организмы.9 класс
Тема: Среда обитания и экологические факторы, влияющие на живые организмы.9 класс...
Тема: Среда обитания и экологические факторы, влияющие на живые организмы.9 класс Презентация
Тема: Среда обитания и экологические факторы, влияющие на живые организмы.9 класс Презентация...
конспект урока по теме: "Среда обитания организмов"
Конспект урока с приложением...
Разработка урока на тему "Среда обитания организмов
Тема урока: Основная среда обитания организмовЦели:образовательные – продолжить развитие знаний учащихся о среде обитания, а также раскрыть взаимосвязи между живыми организмами и окружающей средой.раз...