Урок по теме: "Среды обитания организмов. Факторы среды"
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме
Урок по теме "Среды обитания организмов. Факторы среды" .для учащихся 5 класса, является вводым уроком в разделе "Среды жизни"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок на тему "Среды обитания. Факторы среды" по природоведению 5 кл | 35.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель биологии Егорова Т.В.
Тема урока: Среды обитания организмов. Факторы среды.
Учебник – Природоведение-5 кл. А. А. Плешаков, Н. И. Сонин, “Дрофа”, Москва, 2011 г.
Цели урока:
Обучающие: закрепить знания о многообразии живых организмов, сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах, познакомится с факторами среды.
Развивающие: учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи развивать воображение учащихся; развивать поисково-информационные умения.
Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету; прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с понятием среда, с различными средами обитания организмов.
- Сформировать понятие факторы среды обитания.
- Выяснить особенности приспособленности организмов к среде обитания.
- Определить уровень усвоения школьниками учебного материала по теме урока.
Тип урока: комбинированный урок с использование ИКТ (информационно – коммуникационных технологий).
Оборудование: компьютер, проектор, презентация “Среды обитания организмов”, картины с изображением растений, животных.
Метод: словесный, наглядный, частично-поисковый.
ХОД УРОКА
Добрый день мои юные друзья. Я рада видеть ваши умные и добрые лица. На нашем уроке присутствуют гости. Давайте все вместе поприветствуем гостей.
Я готова начать работу и надеюсь на ваше сотрудничество и творческий подход к делу. Вы готовы?
На прошлом уроке мы изучали с вами тему «Многообразие живых организмов». Давайте повторим пройденный материал. (Учащиеся выполняют задание. После выполнения обмениваются работами и проверяют всем классом. (Слайд 1 с ответами)
Далее следует устный контроль.
-Какие организмы относятся к одноклеточным организмам? Почему?
-Чем тело многоклеточных организмов отличается от одноклеточных?
-Какие организмы относят к царству грибов? (дрожжи, съедобные и не съедобные грибы, трутовик)
Обращаем внимание учащихся на проектор, где изображены животные разных классов.
-По каким признакам объединили животных в классы? Слайд 2
(Ответ: Млекопитающие выкармливают детенышей молоком, для них характерно живорождение, волосяной покров, наружное ухо, есть зубы. Птицы-имеют клюв без зубов, оперение, передние конечности в форме крыльев, на ногах чешуя, откладывают яйца. Рыбы- обитают в воде, тело покрыто чешуёй, обтекаемая форма тела, есть плавники, развиваются из икринки или живорождением. Земноводные обитают на земле и в воде, кожа голая, имеются перепонки на лапках, развиваются из икринок.)
Много интересного, необычного и загадочного таит в себе прекрасный мир живой природы. (Зачитать эпиграф к уроку) Слайд 3
Любите родную природу:
Озера, леса и моря,
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Давайте же, люди все вместе
Мы к ней относится добрей
Молодцы. Откройте тетради и запишите тему урока «Среды обитания организмов. Факторы среды.» Слайд 4
-Как вы думаете, с чем нам предстоит познакомиться? Что изучить? Как бы вы сформулировали цели нашего урока?(Ответы учащихся: Нам предстоит узнать, что такое среда обитания. Познакомится с факторами среды обитания. Узнать чем отличаются среды жизни.)
Правильно, ребята, цель нашего урока познакомиться с понятием среда, с различными средами жизни и их отличительными особенностями, узнать какие факторы среды существуют. Рассмотреть как приспособились животные к своей среде обитания.
-Почему же все организмы разные? Почему они отличаются друг от друга? Слайд 5
( Ответ: живут в разных местах. Кто в лесу, кто в воде.)
В самом деле, условия обитания влияют на внешний вид, внутреннее строение, особенности поведения всех живых организмов, как животных, так и растений.
-Скажите, а что окружает рыбу? (Вода)
-А что окружает человека? (Воздух)
-А дождевого червя? (Почва)
-Ребята, а что можно назвать средой обитания? (Выслушиваем мнение учащихся, после чего записываем определение в тетрадь.)
Среда обитания-это все то, что окружает организм.
-Посмотрите на слайд 6 и скажите какие среды обитания занимают эти животные? (изображены фотографии животных голубь, рыба, лось)
(Ответ: водную, наземную, почвенную)
-Есть еще одна среда в которой могут жить вот эти организмы. Слайд 7 (фото паразитических червей, вшей, блох)
-Что это за среда? (Живые организмы).
И так существует несколько сред обитания. Запищим схему в тетрадь. Слайд 8
Среда
Водная Почвенная Наземно-воздушная Живые организмы
-Скажите, а условия жизни в каждой среде одинаковы? (Нет одной много воды, в другой мало света.. Учащиеся перечисляют, после чего все выше перечисленное мы объединяем в экологические понятия факторы среды или экологические факторы. ) Записываем определение в тетрадь.
Фактор среды-это фактор прямо или косвенно влияющий на организм.
Так как природа делится на живую и не живую, то и факторы различают не живой и живой природы. Запишите схему в тетрадь. Слайд 9
Факторы неживой природы Факторы живой природы Влияние человека
(абиотические) (биотические) (антропогенные)
Свет, температура, Растения, животные Человек
давление, влажность
Сегодня мы охарактеризуем среды жизни по следующим абиотическим факторам: наличие кислорода, света, воды, постоянная или непостоянная температура.
Откройте учебник на странице 118-119. Прочтите текст и выполните задание по карточке. (задание получат три группы 1-водная среда, 2- почвенная среда, 3- наземно -воздушная среда) Слушаем представителей от групп.
Мы забыли еще одну среду охарактеризовать. Какую? (Живые организмы).
Кислорода-нет
Света – нет
Воды – достаточно
Температура – постоянная.
У вас на рабочих местах есть фотографии животных.
-Определите среду обитания организмов, и какие приспособления у животных появились в ходе эволюции?
-Охарактеризуйте организмы на ваших фотографиях. (Ответ: Крот живет в почвенной среде, в почве мало света и темно, поэтому у него нет глаз. Зато его ноги приспособились рыть землю, они плоские как лопаты. У меня прекрасный нюх, который помогает мне отыскивать пищу. В почве ему уютно и тепло. Слушаем детей.)
-Предлагаю вам прослушать стихотворение. (читает ученик) Слайд 10
Три клада у природы есть
Три ее основы.
Вода, земля и воздух
Целы они –все возродится снова.
- О чем говорится в стихотворении? Что автор подразумевает под кладом? Что нужно беречь и хранить? (Клады – это среды обитания)
-Ребята всегда ли человек бережно относится к природе, которая его окружает? (Дети говорят о пожарах, загрязнении водоемов, о мусоре)
-Правильно. Я вам предлагаю написать несколько правил о поведении в природе. Каждая группа пишет о своей среде обитания 1-водная среда, 2- почвенная среда, 3- наземно -воздушная среда. (Дети пишут: Ходить в лесу тропинками. Не выбрасывать мусор в лесу. Не ломать деревьев....)
Выслушиваем представителя от группы.
Учащиеся читают стихи заранее выученные:
1 ученик:
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей;
В увеселительных походах
Не растопчи её полей,
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши:
2 ученик
Она – твой давний добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги её напропалую,
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую.
Нас много, а она одна.
3 ученик
Как яблоко на блюде, у нас Земля одна.
Не торопитесь, люди, всё выскрести до дна.
Немудрено добраться до скрытых тайников,
Разграбить все богатства у будущих веков.
4 ученик
Мы общей жизни зёрна, одной судьбы родня.
Нам пировать позорно в счёт будущего дня.
Поймите это, люди, как собственный приказ,
Не то Земли не будет у каждого из нас.
Закрепление материала: (ученики выполняют тест)
Домашнее задание: стр 118-119.
Рефлексия:
Учащимся предлагается оценить свою деятельность на уроке, дать оценку полученным знаниям, их значимости в дальнейшей деятельности.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Я понял что….
Сегодня на уроке:
1)Мне было комфортно, я узнал много нового и интересного
2)Мне было трудно, я ничего нового не узнал
3) Мне было скучно
Подведение итогов и выставление оценок за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по теме: «СРЕДА ОБИТАНИЯ ОРГАНИЗМОВ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ» 7 класс.
данная разработка предназначена для учащихся 7 класса....
План - конспект "открытого" урока по теме "Среда обитания животных. Степени сравнения имён прилагательных".
Этот урок предназначен для обучающихся 4 класса, которые изучают английский язык по учебнику "Английский с удовольствием". Это урок обобщения и систематизации знаний. С помощью этого урока можно проко...
урок по теме "Среды обитания"
Урок разработан с учетом здоровьесберегающих технологий....
конспект урока по теме: "Среда обитания организмов"
Конспект урока с приложением...
Разработка урока на тему "Среда обитания организмов
Тема урока: Основная среда обитания организмовЦели:образовательные – продолжить развитие знаний учащихся о среде обитания, а также раскрыть взаимосвязи между живыми организмами и окружающей средой.раз...
Урок по теме "Среды обитания организмов"
Урок по теме "Среды обитания организмов" расчитан для обучающихся 5 класса...
Конспект урока на тему : "Среды обитания организмов"
Конспект урока...