Урок "Среда обитания организмов. Экологические факторы".
методическая разработка по биологии на тему

Пряженикова Светлана Вячеславовна

Методическая разработка включает: Текст урока и самоанализ урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_6kl.doc41 КБ
Microsoft Office document icon samoanaliz_uroka_v_6.kldoc_.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК № 57

ТЕМА: СРЕДА ОБИТАНИЯ ОРГАНИЗМОВ.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Образовательные: раскрыть понятие « среда обитания организмов» , выяснить ее экологические факторы; показать влияние факторов неживой природы на организмы.

Развивающие: развитие известных учащимся понятий о многообразии организмов; показать зависимость влияния факторов среды на строение и жизнедеятельность организмов; формирование умений работать с печатным словом, видеофильмом, таблицами.

Воспитательные: дать понятие о среде обитания организмов и экологических факторах как основе экологического воспитания школьников для сохранения многообразия видов на Земле.

ОБОРУДОВАНИЕ: видеофильм « Среда обитания организмов» , таблицы « Класс рыбы», « Класс птицы», «Класс млекопитающие».

ХОД УРОКА:

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  МОМЕНТ: 2 мин.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку. ( учебные принадлежности).

2.ЗАПИСЬ  ДОМАШНЕГО  ЗАДАНИЯ: 1 МИН.

На доске- учебник стр. 156-157

                  Рабочая тетрадь стр.43.

3.ПРОВЕРКА  ЗНАНИЙ  И  УМЕНИЙ: 5-7 мин.

Работа с понятиями по разделу « Жизнедеятельность организмов»

В форме биологического диктанта по двум вариантам.

1 вариант                                                     2 вариант

Питание-                                                      Пищеварение-

Дыхание-                                                     Обмен веществ и энергии-

Размножение-                                             Оплодотворение-

Зигота-                                                          Гаметы-

Фотосинтез-                                                 Вегетативные органы-

Двойное оплодотворение-                          Дробление-

Проросток-                                                   Опыление-

Проверка уровня усвоения учащимися понятий из раздела « жизнедеятельность организмов».

4.ИЗУЧЕНИЕ  НОВОГО  МАТЕРИАЛА: 20 мин.

А) Запись темы на доске и в тетрадях.

Б) Вступление к теме- показ фрагмента видеофильма « Среда обитания организмов».

В) Составление объясняющей схемы на доске учителем и в тетрадях учениками.

ОБЪЯСНЯЮЩАЯ   СХЕМА

                                         ЭКОЛОГИЯ-наука о взаимоотношениях орг-ов и среды

                                          взаимосвязь  

ОРГАНИЗМЫ                                                СРЕДА-часть природы в которой живет орг-м

 Царства                                                          ОБИТАНИЯ

1.растения                                                       1.водная

2.животные                                                     2.наземно-воздуш.

3.бактерии                                                       3.почвенная

4.грибы                                                            4.др. организм

5.вирусы

                                                                       ФАКТОРЫ СРЕДЫ

 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ-компоненты                                                      среды воздействующие на организм

                                                                        1.ФАКТОРЫ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ

                                                                           Вода, свет, температура, дождь, ветер

                                                                         2.ФАКТОРЫ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

                                                                             Влияние организмов друг на друга

                                                                         3. ВЛИЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Г)Работа с учебником-

Составление и заполнение таблицы:

« Влияние физических факторов на живые организмы».

Физический фактор

Влияние на организм

1.СВЕТ

Сезонная периодичность у растений-созревание плодов и семян летом

Сезонная периодичность у животных-осенняя линька.

2.ВОДА

Длинные корни у растений пустынь

Запасы жира у верблюда.

3.ТЕМПЕРАТУРА

Холоднокровные при понижении температуры малоподвижны.

У птиц- перья, у млекопитающих--шерсть, защита от низкой температуры.

Проверка заполнения таблицы по вопросам:

1.Как влияет вода на строение и жизнедеятельность организмов?

2.Как влияет температура на строение и жизнедеятельность организмов?

3.Каких животных называют холоднокровными? Примеры.

4.Каких животных называют теплокровными? Примеры.

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ  ЗНАНИЙ: 10мин.

Показ фрагмента видеофильма о влиянии физических факторов на моржей, тюленей.

Проверка умения работать с видеофильмом, делать выводы об особенностях строения организма в зависимости от факторов  среды.

Беседа с учащимися по вопросам:

1.Какие особенности строения связаны с водной средой обитания?

2.Какие особенности строения связанны с низкой температурой среды?

 

Сообщения учащихся о влиянии факторов среды на организмы.

Беседа по вопросам:

1.Какие животные и как приспособились к недостатку влаги?

2.Какие животные и как приспособились к употреблению соленой воды?

6.ПОДВЕДЕНИЕ  ИТОГОВ  УРОКА: 2мин.

1.Повторили понятия по разделу « Жизнедеятельность организмов», в форме самостоятельной работы, за нее каждый получит оценку после проверки.

2.Познакомились с новыми понятиями: среда обитания, экологические факторы; увидели влияние факторов неживой природы на организмы.

За работу на уроке оценки получили:

«5»-                                                               за

«4»-                                                               за    

«3»-                                                               за



Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ  УРОКА  В  6 «Б»  КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ: « СРЕДА ОБИТАНИЯ ОРГАНИЗМОВ.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ».

УРОК № 57.

РАЗДЕЛ: «ОРГАНИЗМ И СРЕДА. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА».

1.ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА.

В 6 «Б» классе обучается 22 человека.

С классом работаю первый год.

Успеваемость за три четверти 2008-2009 учебного года- 100%.

КЗ по четвертям:1 четверть-77%

                             2 четверть-73%

                             3 четверть-77%

Ребята в классе работоспособные.

Есть группа сильных учеников, способных обобщать полученные знания, делать выводы: это Кравченко Антон, Евсеева Ольга, Гембах Анастасия.

Есть группа слабых учеников: Тюкалов Вадим, Аникин Дмитрий, Микушева Виктория.

2.ТИП УРОКА.

По типу это комбинированный урок: повторение полученных знаний с элементами самостоятельной умственной деятельности.

Знания полученные на уроке будут использоваться в последующие годы обучения биологии в разделах « Зоология», « Анатомия и физиология человека», « Общая биология».

3.ЗАДАЧИ УРОКА.

Мною были поставлены цели и задачи:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: раскрыть понятие « среда обитания организмов», выяснить ее экологические факторы, показать влияние факторов неживой природы на организмы.

РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие известных учащимся понятий о многообразии организмов, показать зависимость  влияния факторов среды на строение и жизнедеятельность организмов, формирование умений работать с книгой, видеофильмом, таблицами.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: дать понятие о среде обитания организмов и экологических факторах как основе экологического воспитания школьников для сохранения многообразия видов на Земле.

4.СТРУКТУРА УРОКА.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ-1 минута.

Включает в себя приветствие учеников, проверка готовности к уроку, нацелен на организацию учеников на работу.

ЗАПИСЬ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ- 1 минута.

Этот этап проведен раньше, т. к. дети часто в конце урока не записывают домашнее задание в дневник.

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ-5-7 минут.

Проведена самостоятельная работа учащихся с понятиями по разделу

« Жизнедеятельность организмов», в форме биологического диктанта по двум вариантам.

Цель –проверить уровень усвоения учащимися понятий из данного раздела.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА-20 минут.

На этом этапе показан фрагмент видеофильма « Среда обитания организмов», затем учитель на доске , ученики в тетради составляли схему, где отражены новые понятия: среда обитания, Экология, факторы среды, их виды.

Были повторены понятия: царства живых организмов, виды среды обитания.

Путем составления схемы показаны взаимосвязи между всеми понятиями темы.

Далее учащиеся самостоятельно работали с учебником и заполняли таблицу, учились выбирать, анализировать и кратко записывать материал в таблицу, отвечать на вопросы учителя.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ  ЗНАНИЙ-10 минут.

Проверялось умение делать выводы и отвечать на вопросы после просмотра фрагмента видеофильма о влиянии факторов неживой природы на строение и жизнедеятельность определенных организмов.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА-2 минуты.

Учитель подвел итог деятельности учащихся в ходе урока, объявил оценки.

5.ИТОГИ УРОКА.

Урок прошел по плану, что запланировано сделать было выполнено.

Поставленные триединые цели и задачи ( образовательные, развивающие и воспитательные) были достигнуты.

На уроке были применены разнообразные приемы работы учителя и учащихся.

Со стороны учителя это: беседа, рассказ, составление схемы, опрос устный и письменный, использование дидактического материала- видеофильма.

Со стороны учащихся это: слушание, комментирование, объяснение, работа с печатным словом, видеофильмом, заполнение таблицы.

На уроке учитель старался развивать познавательные способности учащихся в ходе: самостоятельной работы с таблицей, переноса информации, анализирования информации.

Контроль усвоения знаний, умений и навыков был организован на всех этапах урока.

Формы контроля: самостоятельная работа по определениям на индивидуальных листочках, составление схемы, заполнение таблицы, устные ответы на вопросы учителя.

В ходе урока учитель старался  соблюдать основные требования. Это: соответствие содержания принципам обучения, воспитательная направленность, принцип доступности, наличие приемов, развивающих умственную деятельность учащихся, логичность урока, разнообразие приемов и методов, наличие межпредметных связей, связь изучаемого материала с предыдущим и последующим, наличие закрепления, повторения и обобщения материала, сочетание коллективных и индивидуальных форм обучения.

Психологическая обстановка на уроке была хорошей.

Учитель старался поддерживать доброжелательные отношения с учащимися.

В целом класс был настроен на учебный процесс позитивно. Поставленные цели были достигнуты.

Результаты урока таковы:

Оценки учащихся за работу на уроке:

«5»-5 чел., «4»-нет, «3»-нет, «2»-нет.

Оценки учащихся по итогам самостоятельной работы прилагаются дополнительно.

6.ПРОБЛЕМЫ УРОКА.

На уроке наблюдалось недостаточное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм обучения, слабый дифференцированный подход, не достаточная сосредоточенность некоторых учащихся, увлеченность процессом деятельности, активность в течение всего урока.

7.ЗАДАЧИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Повышение уровня знаний учащихся, повышение интереса к предмету, развитие индивидуальных способностей учащихся, их творчества, через индивидуальный подход, Развитие коллективных, групповых и индивидуальных форм обучения, познавательной деятельности и активности на уроке, воспитание сознательно-мотивированного отношения к изучению биологии.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Среда обитания организмов и ее факторы

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯШКОЛА №153 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО БИОЛОГИИ «СРЕДА ОБИТАНИЯ ОРГАНИЗМОВ И ЕЕ ФАКТОРЫ»(раздел ...

Открытый урок по экологии на тему "Среда обитания организмов и ее факторы"

Вашему вниманию представлен урок биологии в 11 классе на тему  "Среда обитания организмов и ее факторы" по программе В.В.Пасечника. Разработка урока содержит конспект и презентацию....

Урок по теме: "Среды обитания организмов. Факторы среды"

Урок по теме "Среды обитания организмов. Факторы среды" .для учащихся 5 класса, является вводым уроком в разделе "Среды жизни"...

Тема: Среда обитания и экологические факторы, влияющие на живые организмы.9 класс

Тема: Среда обитания и экологические факторы, влияющие на живые организмы.9 класс...

Тема: Среда обитания и экологические факторы, влияющие на живые организмы.9 класс Презентация

Тема: Среда обитания и экологические факторы, влияющие на живые организмы.9 класс Презентация...