Среда обитания организмов и ее факторы
презентация к уроку по биологии (11 класс) по теме

Семенова Ирина Николаевна

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА №153 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА

 

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО БИОЛОГИИ

 

«СРЕДА ОБИТАНИЯ ОРГАНИЗМОВ И ЕЕ ФАКТОРЫ»

(раздел 5 «Основы экологии», 11 класс)

 

Составитель: учитель биологии Семенова И. Н.

 Санкт-Петербург

2011 год

 

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Образовательная – познакомить учащихся с понятием среды обитания, факторами, регулирующими распределение растений и животных;
  2. Развивающая – формирование умения писать конспект, делать выводы из массы новых фактов и имеющихся знаний, формирование навыков самостоятельной работы с учебником;
  3. Воспитательная – экологическое воспитание (слайд 2).

 ПЛАН УРОКА:

I. ОПРОС (УСТНЫЙ) по теме: «Что изучает экология?» (слайд 3)

  1. Что изучает экология?
  2. Какова роль экологии в настоящее время и почему ее необходимо изучать?
  3. Какие научные направления в экологии вам известны?

II. ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

  1. СРЕДА ОБИТАНИЯ.
  2. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ.
  3. НЕКОТОРЫЕ АБИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ.
  4. ОПТИМУМ, СТРЕССОВЫЕ ЗОНЫ, ПРЕДЕЛЫ УСТОЙЧИВОСТИ.

ЗАДАНИЕ – начертить в тетрадь схему действия экологического фактора.

  1. ЗАКОН ЛИМИТИРУЮЩИХ ФАКТОРОВ.
  2. ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

ЗАДАНИЕ – объясните, что характеризуют кривые толерантности? Почему они бывают с острыми и пологими пиками?

  1. АДАПТАЦИЯ ОРГАНИЗМОВ.

 III. ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ

      1. Что такое экологические факторы? Какие группы экологических факторов вам известны?

  1. Какие среды обитания организмов вам известны?
  2. Что такое толерантность?
  3. В чем сущность закона лимитирующих факторов?
  4. Что такое адаптация?

 ЗАДАНИЕ на дом – стр. 294-299. Привести примеры адаптаций (приспособленности) у животных и растений, живущих в сходных условиях (письменно).

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sreda_obitaniya_organizmov.ppt699.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное общеобразовательное учреждение вечерняя (сменная) школа №153 Фрунзенского района Открытый урок по биологии «Среда обитания организмов и ее факторы» (раздел 5, 11 класс) Учитель биологии Семенова И.Н. Санкт-Петербург 2011 год

Слайд 2

Цели урока : Образовательная – познакомить с понятием среды обитания, факторами, регулирующими распределение растений и животных; Развивающая – формирование умения писать конспект, делать выводы из массы новых фактов и имеющихся знаний, самостоятельная работа с учебником; Воспитательная – экологическое воспитание

Слайд 3

Опрос устный по теме: «Что изучает экология?» Что изучает экология? Какова роль экологии в настоящее время и почему ее необходимо изучать? Какие научные направления в экологии вам известны?

Слайд 4

Среда обитания – это все то, что окружает живое существо в природе. На Земле существуют четыре основные среды обитания, освоенные и заселенные организмами. Это водная среда, наземно-воздушная, почвенная и среда, образуемая самими живыми организмами. Каждая из этих сред имеет свои специфические условия жизни.

Слайд 5

Экологические факторы – компоненты природной среды, влияющие на состояние организма. Различают три группы факторов. Абиотические – компоненты неживой природы: температура, солнечный свет, влажность, соленость, свойства почвы и т.д. Биотические – компоненты живой природы (влияние организмов друг на друга) Антропогенные – влияние человека на живую природу, в результате чего происходит изменение условий обитания живых организмов.

Слайд 6

Свет – солнечное излучение служит основным источником энергии. Ультрафиолетовые лучи – губительны для всего живого; Видимые лучи – необходимы для фотосинтеза и большинство организмов видит в этой части спектра; Инфракрасные лучи – источник тепловой энергии.

Слайд 7

Температура – самый мощный фактор на Земле Все химические процессы, протекающие в организме, зависят от температуры. У организмов с непостоянной температурой тела повышение температуры окружающей среды вызывает ускорение физиологических процессов: обмена веществ, роста и т.д. У птиц и млекопитающих в процессе эволюции выработалась способность к поддержанию постоянной температуры тела – это приспособление обеспечивает некоторую независимость от условий среды.

Слайд 8

Влажность Вода играет исключительно важную роль в жизнедеятельности организмов. Поддержание воды на определенном уровне составляет одну из основных физиологических функций организма.

Слайд 9

Оптимум, стрессовые зоны, пределы устойчивости. Точка, при которой наблюдается максимальный рост, называется оптимумом. Весь интервал фактора от минимума до максимума, при котором еще возможен рост, называют диапазоном устойчивости. Точки, ограничивающие пригодные для жизни условия, называют пределами устойчивости. Между зоной оптимума и пределами устойчивости по мере приближения к последним организм испытывает все нарастающий стресс – стрессовые зоны, или зоны угнетения.

Слайд 10

Закон лимитирующих факторов. Этот закон был впервые изучен и сформулирован Юстусом фон Либихом в 1840 году в ходе его наблюдений за влиянием на растения химических удобрений. Закон лимитирующих факторов: даже единственный фактор за пределами своего оптимума приводит к стрессовому состоянию организма и в его пределе – к гибели. Этот закон еще называют законом минимумов Либиха.

Слайд 11

Толерантность – способность выдерживать изменения условий жизни Это очень важное свойство живого, позволяющее приспособляться к изменяющимся условиям среды.

Слайд 12

Адаптация организмов. Процесс и результат приспособления организмов к условиям окружающей среды называется адаптацией. Многократное воздействие циклических изменений внешних условий привело к возникновению у организмов ряда особенностей образа жизни: диапауза – состояние физиологического покоя, миграции, анабиоз.

Слайд 13

Вопросы для закрепления: Что такое экологические факторы? Какие группы факторов вам известны? Какие абиотические факторы вы знаете? Какие среды обитания вам известны? Что такое толерантность? В чем сущность закона минимумов? Что такое адаптация?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по экологии на тему "Среда обитания организмов и ее факторы"

Вашему вниманию представлен урок биологии в 11 классе на тему  "Среда обитания организмов и ее факторы" по программе В.В.Пасечника. Разработка урока содержит конспект и презентацию....

Урок природоведения «Три среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания».

Урок природоведения для 5 класса.Цели и задачи:-способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;-выявить особенности каждой среды обитания;-определить, как...

Урок по теме: "Среды обитания организмов. Факторы среды"

Урок по теме "Среды обитания организмов. Факторы среды" .для учащихся 5 класса, является вводым уроком в разделе "Среды жизни"...

УРОК БИОЛОГИИ. 11 класс. Что изучает экология. Среда обитания организмов и её факторы.

Раскрывает понятие «экология», формирует у учащихся представления об экологии как науке,  углубляет знания о среде обитания, экологических факторах и закономерностях влияния их на организмы и окр...

Экология.Среда обитания организмов и ее факторы.

Экология -это раздел биологии, занимающейся изучением всего комплекса взаимоотношений отдельных организмов или сообществ с окружающим миром или средой.Наука о взаимоотношениях организмов между собой и...

Методическая разработка урока для 5 класса по теме «Среды обитания организмов . особенности сред обитания организмов».

Урок освоения новых знаний и умений. На уроке предусмотрено использование:Учебник Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. «Просвещение»...


 

Комментарии

Носова Марина Владимировна

Интересный материал.