урок по теме "Корень, его строение"
план-конспект урока по биологии на тему

Шартон Ольга Михайловна

урок биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koren.docx31.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Корень, его строение.

Цель урока: Сформировать понятие о корне как о вегетативном органе.

Задачи урока;

Образовательные: создать условия для усвоения знаний о:

  1. Видах корней – уметь распознавать главные, придаточные и боковые корни;
  2. Типах корневых систем – сравнивать корневые системы однодольных и двудольных растений;
  3. Зонах корня, их расположении и функциях.
  4. Провести лабораторную работу.

Развивающие задачи: создать условия для формирования и развития умений:

  1. Сравнивать биологические объекты;
  2. Классифицировать, обобщать;
  3. Выделять главное;
  4. Устанавливать причинно-следственные связи;
  5. Применять на практике полученные теоретические знания, делать выводы и обобщения.

Воспитательные задачи: создать условия для формирования коммуникативных, кооперативных и информационных учебных умений; воспитание бережного отношения к растениям.

Форма организации учебной деятельности. Работа в малых группах. Работа с текстами учебника, гербариями, немыми рисунками в рабочей тетради. Оформление схем и таблиц в тетради.

Методы и методические приемы обучения: частично поисковый, проблемный, наблюдение.

Оборудование: гербарии растений с различными типами корневых систем, таблица «Зоны корня», «Типы корневых систем» живые экземпляры комнатных растений, микроскоп.

Ключевые слова и понятия: , виды корней (главный, боковые, придаточные), типы корневых систем (стержневая, мочковатая), корневой чехлик, корневые волоски, зоны корня, корневое давление

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

  • формирование систематизированных представлений о строении корня и функциях его частей, о зонах корня, о взаимосвязи строения и функций зон корня, об особенностях роста корня;
  • освоение навыков использования методов биологического исследования – наблюдения и описания типов корневых систем, особенностей роста корня, изменений в верхушечной части корня в период роста.
  • соблюдение правил работы в кабинете биологии, обращение с лабораторным оборудованием.

Метапредметные:

—  овладение  составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, наблюдать, делать выводы и заключения, объяснять, защищать свои идеи;

- умение организовывать учебное  сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально ив группе.
—  развитие интереса к работе с дополнительными источниками информации;
Личностные:
—  формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к познанию нового;—  формирование коммуникативной компетентности в процессе  общения  и сотрудничества со  сверстниками в учебно-исследовательской деятельности.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1. Орг. момент

                Проверяет готовность учащихся к уроку

Подготовка оборудования (тетради, учебники и т.д.)

Организационные

регулятивные

2. Актуализация опорных знаний урока.

Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала.

Актуализация и контроль знаний о семени как органе размножения растения; об особенностях строения семян однодольных и двудольных растений об условиях прорастания семян. (фронтальный опрос, выполнение теста).

Приложение 1.

Отвечают на вопросы, выполняют задания теста.

Регулятивные

Познавательные

3. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока.

Обеспечение мотивации учащихся. Подведение детей к формулировке темы и поставленных задач.

Мотивирует учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока.

Выдвигает проблему (задаёт вопрос):

- На обратной стороне этого листа изображён якорь, насос и кладовая растения, как вы думаете, что это?

- Что необходимо знать о корне, чтобы представлять как он выполняет свои функции?

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

- Итак, тема нашего урока: Корень, его строение.

Составляют план действий:

1.определить виды корней, типы корневых систем

2.  узнать внешнее и  внутреннее строение корня и функции различных зон корня.

Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников. Формулируют выводы на основе наблюдений. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Регулятивные (самооценка)

Познавательные (установление причинно-следственных связей, ответы)

Коммуникативные (беседа с учителем)

4. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявления учащимися новых знаний. Развитие умения находить ответы на проблемные вопросы. Подведение к самостоятельному выводу способа действия с информацией.

Физкультминутка

1. Корневые системы растений. Происхождение главного и придаточных корней. Корни, образующие корневую систему: главный, боковые и придаточные. Понятие о стержневой и мочковатой корневых системах. (беседа с опорой на знания, наблюдения и личный опыт учащихся, а также рисунки 39, 40 на стр. 57).

Я предлагаю изучить текст на с.56-57 и рисунки 39,40 учебника и выполнить задание 1 на с.27,  в РТ.

Беседа по вопросам:

  1. какие виды корней бывают у растения ?(показ стеблевого черенка с корнем- определить название корня)
  2. Ребята, я хочу задать вам такой вопрос :для чего окучивают картофель, капусту  т.е. присыпают землей нижнюю часть стебля. (увеличение количества придаточных корней, а значит увеличение поверхности всасывания)

Лабораторная работа. “Типы корневых систем”.

Цель: изучить строение корневых систем, научиться распознавать типы корневых систем

Оборудование: гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами.

Ход работы:

1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?

2. Прочитайте в учебнике (параграф 12, стр. 56), какие корневые системы называются стержневыми, какие – мочковатыми.

3. Отберите растения со стержневой корневой системой.

4. Отберите растения с мочковатой корневой системой

6. Заполните таблицу с.28 РТ

- Сейчас мы проведём профилактику искривления позвоночника. физкультминутка:

1. главный корень появляется из зародыша семени

2.Все корни растения называются корневой системой.

3. В мочковатой корневой системе хорошо виден главный корень.

4. придаточные корни появляются от главного корня.

5. придаточные корни отрастают от стебля или от листьев.

Хоть зарядка коротка.

Отдохнули мы слегка.

2. Строение корня. Зоны молодого корня и их функции. (рассказ учителя с элементами беседы). Рост корня. Особенности роста корней.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Работают с материалом учебника. Фиксируют в тетради новые термины и понятия. Выдвигают предположения, высказывают своё мнение. Участвуют в коллективной беседе.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

Самостоятельно работают с текстом и рис. 39, 40 § 12 учебника.

.

Выполняют упражнения

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

Осуществляют систематизацию и обобщение информации в соответствии с поставленной задачей.

Осуществляют профилакти-ку утомляемости.

5. Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Закрепление знаний о корне как главном вегетативном органе, о разнообразии корней; о типах корневых систем и зонах корня.

Приложение 3.

Организует проверку выполнения заданий.

Отвечают на вопросы, участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнени-ями.

Выполняют задание

Осуществляют обобщение и систематизацию знаний. Формулируют выводы.

Рефлексия учебной деятельности

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие затруднения у вас возникли в процессе работы на уроке?

- Довольны ли вы своей работой?

Осуществляют самоанализ деятельности

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами.

Подведение итогов

Оценивается работа учащихся во время урока, комментирование оценок.

Д/З: § 12, вопр. после параграфа на с. 59, задание  3 в рабочей тетради.

Слушают учителя, записывают д/з.

Приложение 1.

Фронтальный опрос:

  1. Какие органы цветковых растений вы знаете?
  2. Какие органы относят к вегетативным?
  3. Какие органы относят к генеративным?
  4. Какой орган мы изучали на прошлых уроках?
  5. Вспомните, какова основная функция семян?
  6. Какие растения называют однодольными, а какие двудольными?
  7. Какие условия необходимы для прорастания семян?
  8.  Что происходит с неживыми семенами при замачивании?
  9.  Почему не все набухшие семена всходят?
  10.  Для чего прорастающим семенам необходима вода?
  11.  От чего зависит глубина посева семян?
  12. Какие растения называются теплолюбивыми, а какие холодостойкими?

Тест по теме «Строение семени. Условия прорастания семян»

1.Первым при прорастании появляется:

А) корешок

Б) стебелек

В) семядоли

2. Во время прорастания зародыш питается:

А) Вообще не питается

Б) Запасными питательными веществами

В) Минеральными веществами почвы

3. Для прорастания семян необходимы:

А) кислород

Б) вода

В) тепло

Г) Все варианты верны

4. Семя имеет:

А) Только запас питательных веществ

Б) Только зародыш

В) Зародыш с запасом питательных веществ

5. Высокая t прорастания нужна для:

А) огурца

Б) пшеницы

В) гороха

Г) ячменя

6. Глубина заделки семян зависит от:

А) Количества воды и воздуха в почве

Б) Размеров семени и структуры почвы
В) Размеров семени и количества воды
7. Потеря всхожести семян – это следствие:

А) Переизбытка воды

Б) Гибели зародыша
В) Недостатка воздуха

8. Органические вещества, содержащиеся в семенах, растение запасает для:

А) Животных и человека

Б) Всех органов растения
В) Зародыша семени

9. Холодостойкими называют растения:

А) Зимующие под снегом зелеными

Б) Растущие в экстремальных условиях

В) Семена которых прорастают при низких t

10. Во время набухания семена увеличиваются за счет:

А) прорастания

Б) недостатка воды

В) впитывания воды

Критерии оценивания:

«5»-  0 -1 ошибка

«4»- 2 ошибки

«3» - 3-4 ошибки

Приложение 2.

  1. Какие виды корней бывают у растения ?(показ стеблевого черенка с корнем- определить название корня). Откуда появляются?
  2. Ребята, я хочу задать вам такой вопрос: в начале лета садоводы окучивают некоторые овощи, т.е. присыпают землей нижнюю часть стебля. Кто из вас скажет, зачем они это делают? (увеличение количества придаточных корней, а значит увеличение поверхности всасывания)
  3. Что такое корневая система?
  4. С какими корневыми системами вы познакомились?
  5. Какими корнями образована стержневая корневая система, для каких растений она характерна (двудольные и  голосеменные)
  6. Какими корнями образована мочковатая корневая система? (придаточные, боковые). Для каких растений она характерна? (однодольные, некоторые двудольные подорожник, лютик)

Приложение 3.

Основные понятия

Определение понятий

1.Корни

А) подземные органы растений, всасывающие воду и минеральные соли, удерживающие растение в почве

2.Корневая система

Б) система всех корней растений

3.Главный корень

Г) корень, уходящий в почву глубже всех

4.Боковые корни

В) корни, отходящие по бокам от главного и придаточных корней

5.Придаточные корни

Д) корни, отходящие по бокам от стебля

6.Стержневая корневая система

Ж) система, состоящая из главного и боковых корней

7.Мочковатая

корневая система

Е) система, состоящая из придаточных и боковых корней

1. Роль корневого чехлика в том, что он :

а) обеспечивает передвижение веществ по растению;

б) выполняет защитную роль;

в) придают корню прочность и упругость;

г) участвует в делении клеток.

  2. Самая короткая часть корня:

а) зона деления;

б) зона роста;

в) зона всасывания;

г) зона проведения.

3. Корневые волоски находятся в зоне:

А) роста

Б) деления

В) всасывания

Г) проведения

 4. В поглощении воды и минеральных солей участвует одна из зон корня:

а) зона деления;

б) зона роста;

в) зона всасывания;

г) зона проведения.

5.. Мертвые клетки, по которым  вода и растворённые вещества поднимаются вверх по стеблю к листьям, называются:

а) межклетники;

б) сосуды

в) механическая ткань

г) корневой волосок.

6. Самая длинная часть корня:

а) зона роста;

б) зона деления;

в) зона проведения ;

г) зона всасывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - Первоначальные сведения по строении вещества

Обобщающий урок-игра по теме - Первоначальные сведения по строении вещества...

Блок уроков ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (4 часа) (учебник ФИЗИКА-7, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2003год) 1.Строение вещества. Молекула. (Урок изучения нового материала)

Блок уроков ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (4 часа) (учебник ФИЗИКА-7, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2003год)  1.Строение  вещества. Молекула. (Урок изучения...

Открытый урок по теме " Клетка. Строение клетки"

Открытый урок  учителя биологии ПАСКАРЬ Е.В. по теме: «Клетка, ее строение».Цель урока:познакомить учащихся со структурной единицей организма – клеткой;расширить  представления о ...

Презентация к уроку в 10 классе "Строение клетки.Мембрана.Ядро".

Презентация разработана для урока на тему "Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро." к учебнику В.В.Пасечника для 10 класса. В презентации рассматривается строение и функции мембраны и ядра; характе...

презентация к уроку биологии в 8кл. "строение и работа сердца"

урок+презентация по теме "строение и работа сердца" предназначена для учителей работающих в 8 классах. в уроке определены цели и задачи, приложен тест для индивидуальной работы на уроке, поставлены во...

Проблемная технология. Урок в 8 классе "Строение и работа сердца"

Комбинированый урок с применением проблемной технологии....