Опорный конспект по теме "Тип Членистоногие. Класс Насекомые"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Бурова Светлана Сергеевна

Опорный конспект по теме "Класс Насекомые"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opornyy_konspekt._klass_nasekomye.docx600.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тип Членистоногие

        Класс Насекомые

        

        Насекомые – самый многочисленный класс животных. Он включает около 1,5 млн видов! Наука, изучающая эту многообразную группу, называется энтомология.

        Насекомые играют очень важную роль в окружающем нас мире, поскольку населяют все возможные среды обитания: воздух, почву, пресные водоемы и даже являются паразитами человека и других животных. Распространиться повсеместно и образовать такое количество видов им позволили особенности их строения.

        Характерные черты класса:

1) 3 отдела тела: голова, грудь и брюшко.

2) 3 пары ходильных ног. Кроме того, у многих имеются крылья, позволяющие им летать.

3) органы дыхания – трахеи.

4) 1 пара усиков.

        Размеры насекомых небольшие – от 1-2 мм до 30 см. Тело их покрыто наружным хитинизированным скелетом, который накладывает ограничения на рост насекомого. Но при этом он является хорошей защитой при своей небольшой массе.Также он предохраняет животное от потерей воды, что очень полезно в засушливых условиях.

        У насекомых различают 3 отдела тела: голову, грудь и брюшко. Голова подвижно соединяется с грудью, чего не было у ракообразных и паукообразных. На голове располагается пара усиков и ротовой аппарат. Ротовой аппарат насекомых образован видоизмененными конечностями и в наиболее общем случае состоит из:

  • Верзней губы (складка кутикулы),
  • 2 верхних челюстей,
  • 2 нижних челюстей,
  • Нижней губы.

У насекомых могут быть самые разнообразные типы ротового аппарата. Наиболее примитивным (простым) является грызущий, в котором находятся все 3 пары видоизмененных конечностей. Такой тип ротового аппарата имеется у жуков. При видоизменениях нижних челюстей или верхних челюстей, губ возникают другие типы ротового аппарата: колюще-сосущий (комар), сосущий (бабочки), лижущий (мухи) и др.https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0abc/0007f9fb-3d95fd77/5/hello_html_2144389.png

        Каждый тип ротового аппарата приспособлен для определенного типа пищи:  грызущий – для твердой пищи, колюще-сосущий (как у комара) – для питания кровью или соками растений. Лижущий, как у пчел – для слизывания жидкого нектара. Таким образом, с помощью разнообразных типов ротового аппарата насекомые  могут более эффективно добывать пищу. То есть у разных видов возникает пищевая специализация.

        На груди у насекомых 3 пары ходильных ног. Строение ног насекомых также разнообразно и зависит от того, каким способом они передвигаются. Наиболее примитивный тип ног – бегательный. Это ноги средней длины, тонкие, с удлиненной голенью. Такие ноги у таракана, мухи. При изменении бегательных ног образуются новые типы конечностей.

Так, у кузнечика, блохи задняя пара ног очень длинная – такие ноги называются прыгательными. С помощью них кузнечики и блохи могут прыгать на большие расстояния.

        У жука-плавунца и водяного клопа задняя пара ног покрыта волосками и образует широкую поверхность – весло. Это плавательные ноги.

        У медведки передние ноги короткие и мощные – копательные. Таким образом, конечности тоже приспособлены к среде обитания насекомого.

http://as6400825.ru/biologiya_6/79.jpg

        На спинной стороне груди  у большинства насекомых располагаются 2 пары крыльев. Крылья представляют собой двойные тонкие пластинки кутикулы, между которыми находятся жилки, содержащие трахеи и нервы. У жуков передние крылья плотные, хитинизированные – надкрылья, а задние крылья тонкие, прозрачные. У мух, слепней только одна пара крыльев, а вторая пара преобразована в жужжальца – органы равновесия.http://old-animal.ru/images/pic/pic_3_112.jpg

        Брюшко состоит из 6 – 11 сегментов и конечностей не несет. У самок на заднем конце брюшка могут иметься придатки в виде яйцеклада или жала.

ПС. По типу питания среди насекомых встречаются растительноядные, всеядные, хищники, кровососы и др. Тип ротового аппарата зависит от характера потребляемой пищи.

В ротовую полость открываются протоки слюнных желез, далее располагается глотка → пищевод → желудок → средняя кишка имеет слепые выросты, в которых происходит всасывание пищи. Печени у насекомых нет, ее роль выполняют стенки средней кишки и ее слепые выросты → задняя кишка → анальное отверстие на последнем членике брюшка.

ВС. Как и у пауков, у насекомых имеются мальпигиевы сосуды – слепо оканчивающиеся трубочки на границе между средней и задней кишкой.

Кроме того, функцию выделения выполняет жировое тело («почка накопления»), которая заполняет пространство между внутренними органами. Здесь продукты обмена веществ накапливаются и не выводятся. Но основная функция жирового тела – накопление питательных веществ. За счет него некоторые насекомые способны голодать до 1 года.

Полость тела, как у всех представителей типа, смешанная (миксоцель), состоит из остатков первичной и вторичной полостей.

http://textarchive.ru/images/1302/2603242/m77f7d53b.png

        ДС представлена трахеями – тонкими хитиновыми трубочками, которые начинаются отверстиями (дыхальцами) по бокам брюшка и уходят вглубь тела. Поступление воздуха в трахейную систему происходит благодаря движениям брюшка.

        КС незамкнутая. Кровь насекомых, как и других членистоногих, смешивается с жидкостью полости тела и образует гемолимфу. Важно понимать, что гемолимфа не участвует в газообмене. Функцию транспорта кислорода и углекислого газа полностью выполняют трахеи.

        Сердце в виде длинной мускулистой трубки расоложено на спинной стороне брющка.

        НС устроена сложно и более выссокоорганизованна, чем у других классов типа. Состоит зи брюшной нервной цепочки, окологлоточного нервного кольца и головного мозга. У насекомых впревые появляется головной мозг, состоящий из 3 отделов: передний, средний и задний. Задний отдел контролирует ротовой аппарат, средний – усики, передний – глаза. В переднем отделе мозга появляются особые выросты – грибовидные тела – они определяют поведение насекомых. Поведение насекомых очень сложное и определятеся прежде всего инстинктами, то есть программами действий.

        Инстинкт – совокупность рефлексов, определяющих важнейшие формы поведения. Например, у пчел наблюдается инстинкт поиска цветков и сбора нектара, забота о потомстве и т.д. Таким образом, поеведение насекомых наиболее сложное из всех классов типа Членистоногие.

        ОЧ. Усики являются органами обоняния и осязания. Причем, по остроте обоняния насекомые превосходят даже собак. Вкусовые органы у них располагаются на частях ротового аппарата.

        Органы зрения у большинства – 2 крупных фасеточных глаза, состоящие из множества мелких глазков (у стрекоз – 28 тысяч простых глазков, у муравьев – всего окол 10 тыс). Цветовое зрение насекомых отличается от нашего. Они не ращзличают красные цвета, но видят в ультрафиолете.

        Многие насекомые способны издавать звуки и слышать их. Органы слуха могут располагаться на ногах, у основания усиков, на брюшке.

        ПолС.  Насекомые раздельнополы, у многих выражен половой диморфизм. Половые органы парные: у самок 2 яичника, 2 яйцевода и семяприемник. У самцов 2 семенника, 2 семяпровода и семяизвергательный канал.

        У насекомых встречается партеногенез – развитие из неоплодотворенной яйцеклетки. Есть и живорождение – когда самка не откладывает яйца, а рождает живых детенышей. Но это явление встречается редко.

        Для насекомых характерно 2 типа развития:

1) с неполным превращением. Из яйца выходит личинка, похожая на родителей и развитие проходит через 3 стадии: яйцо → личинка → имаго (взрослая особь). К таким насекомым относятся тараканы, клопы, саранча.

2) с полным превращением – такое развитие включает 4 стадии: яйцо → личинка → куколка → имаго. Куколка – неподвижная непитающаяся стадия, внутри которой происходит замена личиночных органов на органы взрослого насекомого. К насекомым с полным превращением относятся бабочка, муха, жуки и др.

http://mirfaunas.ru/images/stories/prevracchenie.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опорные конспекты по зоологии - 7 класс

.Целесообразность использования опорных конспектов не вызывает сомнения, т.к., является составной частью технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала, пре...

Конспект урока по биологии по теме "Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Общая характеристика".

Данный урок помогает расширить и углубить знания о типе Членистоногие путем изучения класса насекомых,  выявить наиболее прогрессивные признаки класса в сравнении с ракообразн...

Дидактический материал по биологии. Тема: "Тип Членистоногие. Класс Насекомые"

Дидактический материал по биологии. Тема: "Тип Членистоногие. Класс Насекомые"...

Конспект урока биологии 7 класса "Насекомые"

Урок "Насекомые " - это третий урок в теме "Тип Членистоногие". Изучены общие признаки типа Членистоногие, классов Ракообразные и Паукообразные. В ходе урока чётко прослеживаются этапы комбинированног...

конспект урока по теме "класс насекомые"

конспект урока по теме "Класс насекомые"...

Лабораторная работа по теме Тип Членистоногие Класс Насекомые

Методическая разработка лабораторной работы...

Биология. 7 класс. Тема: Тип Членистоногие. Класс Насекомые

Биология. 7 класс. Тема: Тип Членистоногие. Класс Насекомые...