Рабочая программа по биологии. 10 класс
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

Иванова Галина Серафимовна

Рабочая программа составлена на основе авторской программы И. Б. Агафоновой,  В. И. Сивоглазова «Программа среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классы. Базовый уровень». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_10_klass_2017-2018_uch._god.docx104.41 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Салымская средняя общеобразовательная школа №1»

Приложение к основной образовательной программе

  среднего  общего образования,

реализующей Федеральный компонент ГОС

среднего общего образования, 

утверждённой

приказом директора НРМОБУ «Салымская СОШ № 1»

№ 537-0 от «29» августа 2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

БИОЛОГИЯ

 (наименование учебной дисциплины)

среднее общее, базовый уровень

(уровень образования)

10 класс

(классная параллель)

Составлена на основе авторской программы

Программа среднего (полного) общего образования по биологии. 10-11 классы. Базовый уровень. Авторы: И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов / Программы для общеобразовательных  учреждений к комплекту учебников, созданных под  руководством Н.И. Сонина. Биология 5-11 классы / сост. И. Б. Морзунова. – М.: Дрофа, 2011г.                                     

(полное наименование программы)

Учебник

Биология: Общая биология. 10 кл. Базовый уровень: учебник / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2015г.

(название, автор, издательство, год издания)

Количество часов всего:  10 классы – 70 часов; в неделю: 2 часа

Иванова Галина Серафимовна, учитель биологии и химии, первая категория

(ФИО, квалификационная категория)

п. Салым

2017 – 2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа

Рабочая  программа по биологии для 10  класса составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации:

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012  №273  – ФЗ.
  • Федеральный компонент государственного стандарта среднего  общего образования.
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования.
  • Положение «О структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин НРМОБУ «Салымская СОШ №1».

Программно-методическое обеспечение

  • Авторская программа И. Б. Агафоновой,  В. И. Сивоглазова «Программа среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классы. Базовый уровень» / Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина. Биология. 5-11 классы./ сост. И.Б Морзунова. - М.: Дрофа, 2011г.
  • Биология. Общая биология. 10 класс. Базовый уровень: учебник / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2015
  • Методическое  пособие к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой   «Общая биология. 10 класс. Базовый уровень»/ В.Н. Мишакова, И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазова - М.:Дрофа, 2016г.

Цели  и задачи обучения

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Содержание курса биологии призвано обеспечить учащимся достаточную базу для продолжения образования в вузе, сформировать навыки поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога. Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.

Преподавание на ступени среднего (полного) общего образования направлено на реализацию деятельностного,  практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов: овладение содержанием, значимым для продолжения образования в сфере биологической науки; освоения учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение биологическими методами исследования. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.

Изучение биологии на ступени среднего общего образования направлено на достижение следующих целей  и задач:

  • освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; о методах научного познания;
  • овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
  • воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Описание места учебной дисциплины в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации  для обязательного изучения учебного предмета «Биология» на этапе  среднего общего образования в 10-11 классах отводит 70 часов (из расчета 2 часа в неделю).  Согласно действующему учебному плану НРМОБУ «Салымская СОШ №1», рабочая программа для 10-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 70 часов в год: 2 часа в неделю; для 11-го класса - 35 часов (1 час в неделю). В ней предусмотрено проведение 5 лабораторных  и 5 практических работ в 10 классе, 2 лабораторных  и 8 практических работ в 11 классе. 

Содержание тем учебной дисциплины

Введение (1 ч)

Раздел I. Биология как наука. Методы научного познания. (3 ч)

Тема 1.1. Краткая история развития биологии. Система биологических наук. (1 час).

Объект изучения биологии – живая природа. Краткая история развития биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной системы мира. Система биологических наук.

Демонстрация. Портреты ученых. Схемы: «Связь биологии с другими науками»,  «Система   биологических наук».

 Тема 1.2. Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы (2 часа).

Сущность жизни. Основные свойства живой материи. Живая природа как сложно организованная иерархическая система, существующая в пространстве и во времени. Биологические системы. Основные уровни организации живой материи. Методы познания живой природы.

Демонстрация. Схемы: «Уровни организации живой материи», «Свойства живой материи».

Раздел II. Клетка (15 часов)

Тема 2.1. История изучения клетки. Клеточная теория (1 час).

Развитие знаний о клетке. Работы Р. Гука, А. Ван Левенгука, К.Э. Бэра, Р.Броуна, Р. Вирхова. Клеточная теория М. Шлейдена и Т. Шванна. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Демонстрации. Схема «Многообразие клеток».

Тема 2.2. Химический состав клетки (5 часов).

Единство элементного химического состава живых организмов как доказательство единства происхождения живой природы. Общность живой и неживой природы на уровне химических элементов. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, их роль в жизнедеятельности клетки и организма. Неорганические вещества. Вода как колыбель всего живого, особенности строения и свойства. Минеральные соли. Значение неорганических веществ в жизни клетки и организма.

Органические вещества — сложные углеродсодержащие соединения. Низкомолекулярные и высокомолекулярные органические вещества. Липиды. Углеводы: моносахариды, полисахариды. Белки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Принципиальное строение и роль органических веществ в клетке и в организме человека.

Демонстрация Диаграммы: «Распределение химических элементов в неживой природе», «Распределение химических элементов в живой природе». Периодическая таблица элементов. Схемы и таблицы: «Строение молекул белка», «Строение молекул  ДНК», «Строение молекул РНК», « Типы РНК», «Удвоение молекулы ДНК»

 Тема 2.3. Строение эукариотической и прокариотической клеток (4 часа).

 Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, рибосомы. Функции основных частей и органоидов клетки. Основные отличия в строении животной и растительной клеток

.Хромосомы, их строение и функции. Кариотип. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.

Прокариотическая клетка: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в природе. Строение бактериальной клетки.

Демонстрация. Схемы и таблицы: «Строение эукариотической клетки», «Строение животной клетки», «Строение растительной клетки», «Строение хромосом», «Строение прокариотической клетки».

Лабораторные работы:1. Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом на готовых препаратах.

Практическая работа № 1. Сравнение строения клеток растений и животных, бактерии.

Тема 2.4. Реализация наследственной информации в клетке. (2 часа)

ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код, его свойства. Ген. Биосинтез белка.

Демонстрация. Таблица «генетический код», схема «биосинтез белка».

Тема 2.5. Вирусы (1 час)

Вирусы – неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

Демонстрация. Схема «строение вируса», таблица «Профилактика СПИДа».

Раздел III. Организм (33 часа)

Тема 3.1 Организм — единое целое. Многообразие живых организмов (1 час)

Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колонии одноклеточных организмов.

Демонстрация. Схема «Многообразие организмов».

Тема 3.2 Обмен веществ и превращение энергии (4 часа)

Энергетический обмен — совокупность реакций расщепления сложных органических веществ. Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий.

Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Особенности обмена веществ у животных, растений и бактерий. Пластический обмен. Фотосинтез.

Демонстрация. Схема «Пути метаболизма в клетке».

Тема 3.3 Размножение (6 часов)

Деление клетки. Митоз — основа роста, регенерации, развития и бесполого размножения. Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения.

Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у животных и растений. Биологическое значение оплодотворения. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Демонстрация. Схемы и таблицы: «Митоз и мейоз», «Гаметогенез», «Типы бесполого размножения», «Строение яйцеклетки и сперматозоида».

Тема 3.4 Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3 часа)

Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Основные этапы эмбриогенеза. Причины нарушений развития организма.

Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье; его значение для будущих поколений людей. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Периоды постэмбрионального развития.

Демонстрация. Таблицы: «Основные стадии онтогенеза», «Прямое и непрямое развитие». Таблицы, фотографии, диаграммы и статистические данные, демонстрирующие последствия влияния негативных факторов среды на развитие организма.

Тема 3.5. Наследственность и изменчивость (13 часов)

Наследственность и изменчивость — свойства организма. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Г. Мендель — основоположник генетики. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Закон чистоты гамет. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя — закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание.

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков.

Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие генов.

Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование.

Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации. Типы мутаций. Мутагенные факторы.

Значение генетики для медицины. Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Демонстрация. Схемы, иллюстрирующие моногибридные и дигибридные скрещивания; сцепленное наследование признаков; перекрест хромосом; наследование, сцепленное с полом. Примеры модификационной изменчивости. Материалы, демонстрирующие влияние мутагенов на организм человека.

Лабораторная работа №2.Изучение  изменчивости растений и животных, построение вариационной кривой.

Практическая работа № 2. Составление простейших схем скрещивания (родословных).

Практическая работа № 3. Решение  генетических задач

Практическая работа № 4. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.

Тема 3.6 Основы селекции. Биотехнология (4 часа)

Основы селекции: методы и достижения. Генетика — теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Основные достижения и направления развития современной селекции.

Биотехнология: достижения и перспективы развития. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Демонстрация. Карта-схема «Центры многообразия и происхождения культурных растений». Гербарные материалы и коллекции сортов культурных растений. Таблицы: «Породы домашних животных», «Сорта культурных растений». Схемы создания генетически модифицированных продуктов, клонирования организмов. Материалы, иллюстрирующие достижения в области биотехнологии.

Практическая работа № 5.  Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

Раздел 4. Вид (17 часов)

Тема 4.1 История эволюционных идей (5 часов)

История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работ К. Линнея, учения Ж. Б. Ламарка, теории Ж. Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Демонстрация. Карта-схема маршрута путешествия Ч. Дарвина. Гербарные материалы, коллекции, фотографии и другие материалы, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных.

Тема 4.2 Современное эволюционное учение (10 часов)

Вид, его критерии. Популяция — структурная единица вида, единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования.

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов. Доказательства эволюции органического мира.

Демонстрация. Схема, иллюстрирующая критерии вида. Таблицы и схемы: «Движущие силы эволюции», «Образование новых видов», «Сходство начальных стадий эмбрионального развития позвоночных». Гербарии, коллекции и другие наглядные материалы, демонстрирующие приспособленность организмов к среде обитания и результаты видообразования. Таблицы, муляжи и другие наглядные материалы, демонстрирующие гомологичные и аналогичные органы, их строение и происхождение в онтогенезе; рудименты и атавизмы.

Лабораторная работа № 3 Описание особей вида по морфологическому критерию.

Лабораторная работа № 4 Выявление изменчивости у особей одного вида.

Лабораторная работа № 5 Выявление приспособлений организмов к среде обитания.

 Раздел 4. Вид (12  часов) 11 класс

Тема 4.3 Происхождение жизни на Земле (5 часов)

Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф. Реди, Л. Пастера. Гипотезы о происхождении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина — Холдейна. Усложнение живых организмов на Земле в процессе  эволюции.        

Демонстрация. Схемы: «Возникновение одноклеточных эукариотических организмов», «Эволюция растительного мира», «Эволюция животного мира». Репродукции картин, изображающих флору и фауну различных эр и периодов. Окаменелости, отпечатки организмов в древних породах.      Практическая работа № 1 Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни на Земле.      

Тема 4.4 Происхождение человека (7 часов)

Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира (класс Млекопитающие, отряд Приматы, род Люди). Эволюция человека, основные этапы. Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества.

Демонстрация. Схема «Основные этапы эволюции человека». Таблицы, изображающие скелеты человека и позвоночных животных.

Практическая работа № 2 Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

Практическая работа № 3 Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих.

Раздел 5. Экосистемы (20 часов)

Тема 5.1 Экологические факторы (5 часов)

Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов. Закономерности влияния экологических факторов на организмы. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые  

отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

Демонстрация. Наглядные материалы, демонстрирующие влияние экологических факторов на живые организмы. Примеры симбиоза в природе.      

Тема 5.2 Структура экосистем (6 часов)

Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества — агроценозы.

Демонстрация. Схема «Пространственная структура экосистемы (ярусность растительного сообщества)». Схемы и таблицы, демонстрирующие пищевые цепи и сети; экологические пирамиды; круговорот веществ и энергии в экосистеме.

Лабораторная работа № 1 Выявление антропогенных изменений в экосистемах

Лабораторная  работа №2  Исследование изменений в экосистемах.        

Практическая работа № 4  Сравнительная характеристика природных экосистем.

Практическая работа № 5   Составление схем передачи вещества и энергии в экосистеме.

Тема 5.3 Биосфера — глобальная экосистема (4 часа)

Биосфера — глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере.    

Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ (на примере круговорота воды и углерода).

Демонстрация. Таблицы и схемы: «Структура биосферы», «Круговорот воды в биосфере», «Круговорот углерода в биосфере». Наглядный  материал, отражающий видовое разнообразие живых организмов биосферы.    

Тема 5.4 Биосфера и человек (4 часа)

Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды.    

Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.

Демонстрация.  Таблицы,  иллюстрирующие  глобальные экологические проблемы и последствия деятельности человека в окружающей среде. Карты национальных парков, заповедников и заказников России.

Практическая работа № 6  Решение экологических задач.

Практическая  работа № 7 Анализ и оценка последствий деятельности человека в окружающей среде.

Практическая  работа № 8 Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения. 

Перечень педагогических технологий преподавания  учебной дисциплины.

Для развития у учащихся интереса к изучаемому предмету,  повышения качества знаний используются современные инновационные технологии такие, как:

  • Технология уровневой дифференциации направлена на углубление содержания образования.
  • Технология проблемно-развивающего обучения ориентирована на освоение способов самостоятельной деятельности при решении проблемных ситуаций, развитие познавательных и творческих способностей учащихся.
  • Технология педагогики сотрудничества основана на личностно-ориентированном подходе в обучении и способствует развитию коммуникативных умений в отношениях «учитель-ученик», формированию общечеловеческих ценностей
  • Информационно-коммуникационные технологии, основанные на использовании в учебном процессе ПК для мониторинга и диагностики, реализации индивидуального обучения, мультимедийного моделирования, проектирования.
  • Здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и их психическую поддержку.

Результаты освоения учебной дисциплины и требования к уровню  подготовки обучающихся

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Биология» приведены в разделе в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который  полностью соответствует стандарту. Требования направлены на  реализацию деятельностного,   практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими  ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

В результате изучения биологии на уровне среднего общего образования обучающийся должен: 

знать/понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;
  • уметь
  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • описывать особей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Критерии и нормы оценки результатов обучения

      Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.

      Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.

            Критерии выставления отметок за устные работы

отметка

характеристика

Отметка «отлично» (5 баллов) выставляется, если:

  • последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал; даёт ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии;
  • показывает понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  • умеет выделять главное, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами;
  • самостоятельно анализирует и обобщает теоретический материал, результаты проведенных наблюдений и опытов;
  • свободно устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутри- предметные связи;
  • уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении новых, ранее не встречавшихся задач;
  • излагает учебный материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя;
  • рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет упорядоченную систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу;
  • допускает в ответе недочеты, которые легко исправляет по требованию учителя

Отметка «хорошо» (4 балла) выставляется, если:

  • показывает знание всего изученного учебного материала;
  • дает в основном правильный ответ; учебный материал излагает в обоснованной логической последовательности с приведением конкретных примеров, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов в использовании терминологии учебного предмета, которые может исправить самостоятельно при помощи учителя;
  • анализирует и обобщает теоретический материал, результаты проведенных наблюдений и опытов с помощью учителя;
  • соблюдает основные правила культуры устной речи;
  • применяет упорядоченную систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ.

Отметка «удовлетворительно»  (3 балла) выставляется, если:

  • демонстрирует усвоение основного содержания учебного материала, имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению учебного материала;
  • применяет полученные знания при ответе на вопрос, анализе предложенных ситуаций по образцу;
  • допускает ошибки в использовании терминологии учебного предмета;
  • показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений;
  • выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки;
  • затрудняется при анализе и обобщении учебного материала, результатов проведенных наблюдений и опытов;
  • даёт неполные ответы на вопросы учителя или воспроизводит содержание ранее прочитанного учебного текста, слабо связанного с заданным вопросом;
  • использует неупорядоченную систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ.

Отметка «неудовлетворительно» (2 балла) выставляется, если:

  • не раскрыл основное содержание учебного материала в пределах поставленных вопросов;
  • не умеет применять имеющиеся знания к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  • допускает в ответе более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Отметка «плохо» (1 балл) выставляется, если:

  • не может ответить ни на один из поставленных вопросов

за письменные работы:

отметка

характеристика

Отметка «отлично» (5 баллов) выставляется, если:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов, либо допустил не более одного недочета.

Отметка «хорошо» (4 балла) выставляется, если:

  • выполнил работу полностью, но допустил в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, либо не более двух недочётов

Отметка «удовлетворительно»  (3 балла) выставляется, если:

  • выполнил не менее половины работы, допустив при этом:
  • не более двух грубых ошибок;
  • либо не более одной грубой и одной негрубой ошибки и один недочет;
  • либо три негрубые ошибки;
  • либо одну негрубую ошибку и три недочета;
  • либо четыре-пять недочетов.

Отметка «неудовлетворительно» (2 балла) выставляется, если:

  • выполнил менее половины работы;
  • либо допустил большее количество ошибок и недочетов, чем это допускается для отметки «удовлетворительно».

Отметка «плохо» (1 балл) выставляется, если:

  • не приступал к выполнению работы, либо выполнил менее 10 % объема работы.

за выполнение тестовых работ:

Отметка «5»  - от 90 – 100% выполненного тестового занятия

Отметка «4» -  от 76 – 90 % выполненного тестового занятия

Отметка «3» -  от 50 – 75 % выполненного тестового занятия

Отметка «2» от 0 – 49 % выполненного тестового занятия

Оценивание  индивидуального проекта (реферат, презентация и т.д.):

Критерий постановки цели, гипотезы, планирование путей её достижения

(максимум 3 балла)

Цель не сформирована

0

Цель определена, но план её достижения отсутствует

1

Цель определена, дан краткий план её достижения

2

Цель определена, ясно описана, дан подробный план её достижения

3

Критерий глубины раскрытия темы проекта

(максимум 3 балла)

Тема проекта не раскрыта

0

Тема проекта раскрыта фрагментарно

1

Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы.

2

Тема проекта раскрыта, исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы

3

Критерий разнообразия источников информации, целесообразность их использования (максимум 3 балла)

Использована неподходящая информация

0

Большая часть представленной информации не относится к теме работы

1

Работа содержит незначительный объём подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников

2

Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников

3

Критерий личной заинтересованности автора, творческий подход к работе

(максимум 3 балла)

Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора

0

Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода

1

Работа самостоятельная, демонстрирующая серьёзную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества

2

Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта

3

Критерий соответствия требованиям оформления письменной части

(максимум 3 балла)

Письменная часть проекта отсутствует

0

В письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и чёткая структура, допущены серьёзные ошибки в оформлении

1

Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать её соответствующую структуру

2

Работа отличается чётким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами

3

Критерий качества проектного продукта (максимум 3 балла)

Проектный продукт отсутствует

0

Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям)

1

Продукт не полностью соответствует требованиям качества

2

Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям)

3

Отметка «5»  - 16-18 баллов

Отметка «4» - 13-15 баллов

Отметка «3» -  10-12 баллов

Отметка «2» - менее 10 баллов

Отметка «1» - работа не выполнена

За практические (лабораторные) работы

отметка

характеристика

Отметка «отлично» (5 баллов) выставляется, если:

  • самостоятельно определил цель работы;
  • самостоятельно выбрал и подготовил для работы необходимое оборудование;
  • выполнил работу в рациональной последовательности и полном объеме с безусловным соблюдением правил личной и общественной безопасности;
  • получил результаты с заданной точностью; оценил погрешность измерения (для обучающихся IX-XI классов);
  • грамотно, логично описал проведенные наблюдения и сформулировал выводы из результатов опыта (наблюдения);
  • экономно использовал расходные материалы;
  • обеспечил поддержание чистоты и порядка на рабочем месте.

Отметка «хорошо» (4 балла) выставляется, если:

  • самостоятельно определил цель работы;
  • самостоятельно выбрал и подготовил для работы необходимое оборудование;
  • выполнил работу в полном объеме с безусловным соблюдением правил личной и общественной безопасности, но не в рациональной последовательности;
  • выполнил не менее двух остальных требований, соответствующих отметке «отлично».

Отметка «удовлетворительно» (3 балла) выставляется, если:

  • самостоятельно определил цель работы;
  • выбрал и подготовил для работы необходимое оборудование с помощью учителя;
  • выполнил работу не менее чем на половину с безусловным соблюдением правил личной и общественной безопасности;
  • выполнил не менее одного требования из числа остальных, соответствующих отметке «отлично».

Отметка «неудовлетворительно» (2 балла) выставляется, если:

  • не смог определить цель работы и подготовить необходимое оборудование самостоятельно;
  • выполнил работу менее чем на половину, либо допустил однократное нарушение правил безопасности.

Отметка «плохо» (1 балл) выставляется, если:

  • не смог определить цель работы и подготовить необходимое оборудование, либо допустил неоднократные нарушения правил безопасности и был отстранен от выполнения работы.

Виды ошибок и недочетов при выполнении работ

Грубыми считаются ошибки в результатах выполнения работ (отдельных заданий), обусловленные:

  • незнанием основных понятий, законов, правил, классификаций, формул, единиц измерения величин;
  • незнанием алгоритмов (последовательности) решения типичных учебных задач;
  • неумением определить цель работы и не допускать отклонения от нее в ходе выполнения работы;
  • некорректностью вывода (отсутствием логической связи между исходными посылками и выводимых из них заключением);
  • нарушением правил безопасности при выполнении работ;
  • небрежным отношением к учебно-материальной базе, повлекшим поломку (выход из строя) приборов, инструментов и другого оборудования.

К негрубым относятся ошибки в результатах выполнения работ (отдельных заданий), обусловленные:

  • невнимательностью при производстве вычислений, расчетов и т.п. (ошибки в вычислениях);
  • недостаточной обоснованностью (поспешностью) выводов;
  • нарушением правил снятия показаний измерительных приборов, не связанным с определением цены деления шкалы;
  • некритическим отношением к информации (сведениям, советам, предложениям), получаемой от других участников образовательного процесса и иных источников;
  • нарушением орфоэпических, орфографических, пунктуационных и стилистических норм русского языка при выполнении работ (кроме работ по русскому языку).

Недочётами при выполнении работ считаются:

  • несвоевременное представление результатов выполнения работы (превышение лимита времени, отведенного на ее выполнение);
  • непоследовательностью изложения текста (информации, данных);
  • нарушение установленных правил оформления работ;
  • использование нерациональных способов, приемов решения задач, выполнения вычислений, преобразований и т.д.;
  • небрежность записей, схем, рисунков, графиков и т.д.;
  • использование необщепринятых условных обозначений, символов;
  • отсутствие ссылок на фактически использованные источники информации.

Учебно-тематический план, включающий практическую часть программы

№n/n

Наименование разделов и тем

Количество часов на раздел

Лабораторные работы

Практические работы

1.

Введение

1

2.

Раздел I. Биология как наука. Методы научного познания.

3

Тема 1.1. Краткая история развития биологии. Система биологических наук. 

1

Тема 1.2. Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы

2

3.

Раздел II. Клетка

15

2

1

Тема 2.1. История изучения клетки. Клеточная теория

1

Тема 2.2. Химический состав клетки

5

Тема 2.3. Строение эукариотической и прокариотической клеток

4

Л. р. №1

П. р.№ 1

Тема 2.4. Реализация наследственной информации в клетке.

2

Тема 2.5. Вирусы

1

Повторение и обобщение.

Контроль знаний.

2

4.

Раздел III. Организм.

33

4

Тема 3.1. Организм – единое целое. Многообразие организмов.

1

Тема 3.2. Обмен веществ и преобразование энергии.

5

Тема 3.3. Размножение

6

Тема 3.4. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

3

Тема 3.5. Наследственность и изменчивость

13

Л. р. №2

П. р. № 2

П. р. № 3

П. р. № 4

Тема 3.6.Основы селекции. Биотехнология.

3

П. р. № 5

Повторение и обобщение.

Контроль знаний.

2

5.

Раздел VI. Вид

17

Тема 4.1. История эволюционных идей.

5

Тема 4.2 Современное эволюционное учение

10

Л. р. №3

Л. р. №4

Л. р. №5

Повторение и обобщение

2

Всего

70

5

5

11 класс

№ n/n

Наименование разделов и тем

Количество часов на раздел

Лабораторные работы

Практические работы

1.

Введение

      1

2.

Раздел VI. Вид

12

2

Тема 4.3. Происхождение жизни на Земле

5

П. р. № 1

Тема 4.4. Происхождение человека

5

П. р. № 2

П. р. № 3

Повторение и обобщение.

Контроль знаний.

2

3.

Раздел V. Экосистема.

20

2

4

Тема 5.1. Экологические факторы.

5

Тема 5.2. Структура экосистем.

6

Л. р. № 1

Л. р. № 2

П. р. № 4.

П. р. № 5.

Тема 5.3. Биосфера—глобальная экосистема

     4

Тема 5.4. Биосфера и человек. Повторение и обобщение.

     4

     1

П. р. № 6,7,8

Контроль знаний.

1

Всего

34

2

8

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ЧЕТВЕРТЯМ

10 класс

Четверть

Количество часов

Кол-во часов и

причины

опережения или

отставания

по

КТП

факт

1

16

2

16

3

20

4

18

Итого

70


Календарно-тематическое планирование. 10 класс

п/п

Название раздела, тема урока

Дата

Планируемые результаты

Коррекция

план

факт

Введение - 1 час.

1.

1. Введение. Биология как наука. Вводный инструктаж по ТБ.

05.09

Давать определение термину биология;

Приводить примеры дифференциации и интеграции биологических наук.

Называть: 

- естественные  науки,   составляющие биологию;

Объяснять:

- роль биологии в формировании научного мировоззрения;

- роль биологических теории, идей гипотез в формировании естественно-научной картины мира.

Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания - 3 часа

2.

 1.Краткая история развития биологии. Методы биологии.

05.09

Называть: 

- естественные  науки,   составляющие биологию;

- вклад   ученых   (основные открытия) в развитие биологии   на   разных   этапах  ее становления;

- методы исследований живой природы.

3.

2.Сущность жизни и   свойства  живого.

12.09

Давать  определение понятию жизнь.

Перечислять:

- уровни организации живой материи;

- основные свойства живого.

4.

3.Уровни организации жизни.

12.09

Давать  определение понятию жизнь.

Перечислять:

уровни организации живой материи; основные свойства живого.

Раздел  2.  Клетка - 15 часов

5.

1. Клеточная теория. История    изучения клетки.

19.09

Давать определения ключевым понятиям.

Называть   и   описывать

этапы   создания   клеточной теории.

Называть

- положения современной клеточной теории;

- вклад ученых в создание клеточной теории.

Объяснять роль клеточной теории в формировании естественно-научной картины мира.

*Приводить   доказательства к положениям клеточной теории.

6.

2. Химический   состав клетки. Неорганические вещества.

19.09

Давать определения ключевым понятиям.

Перечислять    биоэлементы,   микроэлементы,  ультрамикроэлементы.

Приводить примеры биохимических эндемий.

Сравнивать      химический состав тел живой и неживой природы и делать выводы на основе сравнения.

Объяснять единство живой и неживой природы

*Прогнозировать последствия для организма недостатка этих элементов: минеральных веществ и воды.

7.

3.Органические вещества.      Общая характеристика. Липиды.

26.09

Давать определения ключевым понятиям.

Описывать элементарный состав углеводов и липидов.

Приводить   примеры   углеводов и липидов различных групп.

Характеризовать биологическую роль липидов и углеводов в обеспечении жизнедеятельности клетки и организмов.

Находить  информацию  о липидах и углеводах в различных   источниках   и   критически оценивать ее

*Прогнозировать последствия для организма недостатка углеводов и липидов.

8.

4. Органические вещества. Углеводы.

26.09

9.

5. Органические вещества. Белки.

03.10

Давать определения ключевым понятиям.

Называть:

элементарный   состав   и мономеры белков; функции белков.

Описывать      проявление функций белков.

Перечислять причины денатурации белков.

Объяснять   механизм   образования белков.

Характеризовать   биологическую    роль    белков    в обеспечении жизнедеятельности клетки и организмов.

Находить информацию о белках в различных источниках

*Объяснять, опираясь на знания специфичности белковых молекул, трудности при пересадке органов и тканей.

10.

6.Органические вещества.    Нуклеиновые       кислоты.

03.10

Давать определения ключевым понятиям.

Называть:

- типы нуклеиновых кислот;

- функции нуклеиновых кислот.

Выделять различия в строении и функциях ДНК и РНК.

Находить информацию о нуклеиновых кислотах в различных источниках.

* Прогнозировать последствия для организма недостатка или изменения структуры нуклеиновых кислот.

11.

7.Эукариотическая клетка. Цитоплазма.

Л. р. №1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах». Инструктаж по ТБ.

10.10

Давать определения ключевым понятиям.

Называть мембранные и немембранные органоиды клетки.

Выделять особенности строения  эукариотической клетки.

*Сравнивать строение растительной и животной клеток.

Описывать органоиды цитоплазмы и их значения в жизнедеятельности клетки.

Раскрывать взаимосвязь строения и функции мембраны клетки.

 Различать механизм пиноцитоза и фагоцитоза.

*Устанавливать взаимосвязь между строением  и функциями органоидов клетки.

*Прогнозировать последствия жизнедеятельности клетки нарушения функции ее органоидов.

12.

8.Эукариотическая клетка. Органоиды цитоплазмы.

10.10

13.

9.Клеточное ядро. Хромосомы.

17.10

Давать определения ключевым понятиям.

Описывать строение ядра эукариотической  клетки.

Перечислять функции структурных компонентов ядра.

Характеризовать строение и состав хроматина.

Находить информацию о строении клетки и различных источниках.

*Прогнозировать последствия для жизнедеятельности клетки утраты ядра.

14.

10. Прокариотическая клетка. Пр. р. № 1 «Сравнение строения клеток растений, животных и бактерий".

17.10

Давать определения ключевым понятиям.

Называть: Части и органоиды прокариотической клетки; экологическую роль бактерий.

Описывать влияние болезнетворных микроорганизмов на состояние макроорганизма.

Выделять различия  в строении клеток эукариот и прокариот.

Раскрывать сущность процесса спорообразования у бактерии. Использовать приобретенные знания о бактериях в повседневной жизни для профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

15.

11. Реализация наследственной информации в клетке. Транскрипция. Генетический код.  

24.10

Давать определение ключевым понятиям.

Называть основные свойства генетического кода.

Описывать процесс биосинтеза белка.

Характеризовать сущность  процесса передачи наследственной информации.

16.

12.Реализация наследственной информации в клетке. Трансляция.

24.10

17.

13. Неклеточная форма жизни. Вирусы.

07.11

Давать определение ключевым понятиям.

Описывать процесс проникновения вируса в клетку.

Объяснять сущность воздействия вирусов на клетку.

Использовать приобретенные знания о вирусах в повседневной жизни для профилактики вирусных заболеваний.

18.

14. Повторение и обобщение по теме: «Клетка»

07.11

Знать основные положения клеточной теории

Знать строение и признаки клеток прокариот и эукариот: химический состав  и строение органоидов;

Знать биологическую  терминологию  по цитологии;

Уметь объяснять единство живой и неживой природы, общность происхождения живых организмов;

Устанавливать взаимосвязи строения молекул, органоидов клетки; Распознавать и описывать клетки растений и животных; Выявлять отличительные признаки отдельных организмов;

Сравнивать клетки растений, животных, грибов и бактерий  и делать выводы на основе на основе сравнения.

19.

15. Промежуточный контроль по теме: «Клетка»

14.11

Раздел  3. Организм- 33 часа

20.

1.Организм – единое целое. Многообразие живых организмов.

14.11

Давать определения ключевым понятиям;

Приводить примеры одноклеточных и многоклеточных организмов.Отличить по строению одноклеточные и  многоклеточные организмы

21.

2.Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

21.11

Давать определения ключевым понятиям;

Объяснять роль АТФ в обмене в клетке;

Называть этапы энергетического обмена.

Характеризовать:

- сущность и значение обмена веществ;

- этапы энергетического обмена в клетке на примере расщепления глюкозы.

22.

3.Энергетический обмен.

21.11

23.

4. Пластический обмен. Типы питания.

28.11

Давать определения ключевым понятиям;

описывать типы питания живых организмов;

 Приводить  примеры гетеротрофных и автотрофных организмов.

Характеризовать сущность фотосинтеза.

Доказывать. Что организм растения – открытая энергетическая система

24.

5. Фотосинтез.

28.11

25.

6. Повторение и обобщение по теме: «Метаболизм- основа существования живых организмов».

05.12

Знать сущность обмена веществ и превращения энергии в клетке и организме, пластический и энергетический обмен, питание, фотосинтез, хемосинтез, дыхание, брожение;Уметь устанавливать взаимосвязи пластического и энергетического обмена, светового и темновых реакций фотосинтеза.Уметь сравнивать  обмен веществ у растений, животных, человека, пластический и энергетический обмен, фотосинтез и хемосинтез.

26.

7.Деление клетки. Митоз.

05.12

Давать определения ключевым понятиям;

Описывать процесс удвоения ДНК, последовательно фазы митоза

Объяснять:

- значение процесса удвоения ДНК;

- сущность и биологическое значение митоза.

27.

8.Бесполое размножение.

12.12

Давать определения ключевым понятиям;

Доказывать, что размножение - одно из важнейших свойств живой природы

 Сравнивать бесполое и половое  размножение и делать выводы на основе сравнения.

* Аргументировать свою точку  зрения о значении для эволюции жизни на Земле появления полового размножения.

28.

9.Половое размножение.

12.12

29.

10.Образование половых клеток. Мейоз.

19.12

Давать определение ключевым понятиям;

Называть стадии гаметогенеза.

Описывать

- строение половых клеток;

- процесс мейоза.

Выделять отличия мейоза от митоза.

Объяснять биологический смыл и значение  мейоза.

30.

11. Оплодотворение. Оплодотворение у животных.

19.12

Давать определение ключевым понятиям;

Называть типы оплодотворения;

Характеризовать сущность и значение оплодотворения

Выделять отличия между типами оплодотворения.

31.

12.Двойное оплодотворение у цветковых растений.

26.12

32.

13.Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональное развитие.

26.12

Давать определение ключевым понятиям;

Называть

-периоды онтогенеза,

- типы постэмбрионального развития;

-причины нарушения развития организмов.

Описывать процесс эмбриогенеза.

33.

14. Индивидуальное развитие организмов. Постэмбриональное развитие. Повторный инструктаж по ТБ.

16.01

34.

15. Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье.

16.01

Давать определение ключевым понятиям;

Называть периоды онтогенеза человека;

- причины нарушения развития организма человека.

Сравнивать зародыши человека и других млекопитающих животных  и делать выводы на основе сравнения.

Объяснять:

- отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека;

- влияние мутагенов на организм человека. Выявлять источники мутагенов в окружающей среде.

35.

16. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

23.01

Давать определение ключевым понятиям;

Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости,

 объяснять  - причины наследственности и изменчивости;

- роль генетики в формировании современной естественно- научной картины мира, в практической деятельности людей;

- значение гибридологического метода Г. Менделя.

36.

17. Моногибридное скрещивание. Законы Г.Менделя.

23.01

Давать определение ключевым понятиям;

Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления

Описывать

- механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания;

- механизм неполного доминирования Анализировать содержание схемы наследования при  моногибридном скрещивании.

Составлять :

-схему моногибридного скрещивания;

-схему анализирующего скрещивания и неполного доминирования.

Определять:

- по фенотипу генотип и, наоборот, по генотипу фенотип;

-по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.

37.

18. Моногибридное скрещивание.

Пр. р. №2

«Составление простейших схем скрещивания».

30.01

38.

19. Дигибридное скрещивание.

Третий закон Г. Менделя – закон независимого наследования.

30.01

Давать определение ключевым понятиям; Описывать механизм проявления закономерности дигибридного скрещивания

Формулировать  закон независимого наследования.

Называть условия  закона независимого наследования.

Составлять схему дигибридного скрещивания.

 Анализировать 

-содержание определений основных понятий;

-схему дигибридного скрещивания.

Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.

39.

20. Анализирующее скрещивание. Пр. р. №3 «Решение генетических задач»

06.02

Давать определение ключевым понятиям; 

Составлять схемы анализирующего скрещивания.

Решать биологические задачи по теме»анализирующее скрещивание»

Объяснять практическое значение анализирующего скрещивания;

Характеризовать проявление анализирующего скрещивания.

40.

21.Хромосомная теория наследственности.

06.02

Давать определение ключевым понятиям;

Формулировать закон сцепленного наследования Т.Моргана

Объяснять

- сущность сцепленного наследования;

-причины нарушения сцепления;

-биологическое значение перекреста хромосом.

Называть основные положения хромосомной теории.

41.

22. Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие генов.

13.02

Давать определение ключевым понятиям;

Описывать строение гена эукариот.

Приводить примеры взаимодействия генов.

42.

23. Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное наследование.

13.02

Давать определение ключевым понятиям;

Называть 

- типы хромосом в генотипе;

- число аутосом и половых хромосом у человека.

Приводить примеры механизмов определения пола

Объяснять:

- причину соотношения 1:1;

- механизм наследования дальтонизма и гемофилии.

Решать простейшие задачи на сцепленное с полом наследование.

43.

24.Закономерности изменчивости.

Наследственная и ненаследственная изменчивость.

20.02

Давать определение ключевым понятиям;

Называть

-различные виды изменчивости, - уровни изменения генотипа, виды мутации.

Характеризовать:

- проявление модификационной изменчивости;

Объяснять механизм возникновения различных видов изменчивости.

44.

25.Модификационная (фенотипическая ) изменчивость.

20.02

45.

26. Л. р.  № 2

«Изучение изменчивости растений и животных, построение вариационной кривой». Инструктаж по ТБ.

27.02

Объяснять результаты учебно-исследовательской работы;

Использовать математические методы статистики в биологии;

Сравнивать свойства мутационной и модификационной изменчивости

46.

27.Наследственная (генотипическая ) изменчивость. Виды мутации.

27.02

Давать определение ключевым понятиям;

Характеризовать:

- виды мутации.

Приводить примеры различных групп мутагенов.

47.

28. Генетика и здоровье человека Пр. р. №4

«Выявление источников мутагенов и оценка возможных последствий их влияния на организм»

06.03

Давать определение ключевым понятиям;

Называть 

- основные причины наследственных заболеваний человека;

- методы дородовой диагностики;

- объяснять опасность близкородственных браков

Объяснять влияние соматических мутаций на здоровье человека.

Выделять задачи медико-генетического консультирования.

Выявлять источники мутагенов в окружающей среде.

*Предлагать постановку эксперимента, доказывающего генетическую обусловленность поведенческих реакций.

48.

29. Селекция, ее задачи и практическое значение.

06.03

Давать определение ключевым понятиям;

Называть основные методы селекции растений и животных,

Характеризовать:

 - роль учения Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений для развития селекции;

- методы селекции растений и животных.

Выделять различия массового и индивидуального отборов.

Объяснять:

-причины затухания гетерозиса;

- причины трудности постановки межвидовых скрещиваний.

49.

30. Основные методы селекции.

13.03

50.

Биотехнология.  Пр. р. № 5 «Анализ и оценка этических аспектов развития исследований в биотехнологии».

13.03

51.

31. Обобщение и систематизация знаний по  теме: «Организм».        

20.03

Давать определение ключевым понятиям;

Приводить примеры промышленного получения и использования продуктов жизнедеятельности микроорганизмов.

Выделять проблемы и трудности генной инженерии.

Выявлять преимущество клонирования по сравнению с традиционными методами селекции.

Анализировать и оценивать значение биотехнологии для развития с/х производства, медицинской, микробиологической и др. отраслей промышленности.

 Использовать приобретенные знания для оценки этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

52.

32. Промежуточный контроль по теме: «Организм»                

20.03

Давать определение ключевым понятиям

 Анализировать -содержание определений основных понятий; Формулировать основные законы наследственности и изменчивости;

Решать генетические задачи на моно- и дигибридные скрещивания, на сцепленное с полом наследование.

Раздел 4. Вид - 17 часов

53.

1.Развитие биологии в додарвиновский период.

03.04.

Давать  определения ключевым понятиям

Называть: естественные  науки,   составляющие биологию; вклад   ученых   (основные открытия) в развитие биологии   на   разных   этапах  ее становления; методы исследований живой природы.

Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения.

54.

2. Вклад  К. Линнея в развитие биологических знаний.

03.04

55.

3.Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка.

10.04

Давать  определения ключевым понятиям.

Формулировать законы «Упражнение и не упражнение органов» и «Наследование благоприятных признаков».

Объяснять единство живой и неживой природы

56.

4. Предпосылки развития теории Ч. Дарвина.

10.04

Давать  определения ключевым понятиям.

 Называть естественно-научные и социально-экономические предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина.

Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения.

57.

5. Эволюционная теория Ч. Дарвина.

17.04

Давать определение ключевым понятиям.

Называть   основные положения

Ч. Дарвина о естественном отборе.

Характеризовать сущность действия искусственного отбора.

Сравнивать искусственный и естественный отбор и делать вывод на основе сравнения.

Объяснять вклад эволюционной теории в формирование современной естественно- научной картины мира.

58.

6. Вид. Критерии вида. Л. р. № 3  «Описание особей вида по морфологическому критерию». Инструктаж по ТБ.

17.04

Давать определение ключевым понятиям.

Характеризовать критерии вида.

Обосновать необходимость определения вида по совокупности критериев.

Составлять характеристику видов с использованием основных критериев.

59.

 7. Л. р. №  4

«Выявление изменчивости у особей одного вида». Инструктаж по ТБ.

24.04

60.

8. Популяция как единица эволюции.

24.04

Давать определение ключевым понятиям.

Характеризовать популяцию как структурную единицу вида, как единицу эволюции.

Находить информацию о популяции в различных источниках и критически ее оценивать.

61.

9. Элементарные факторы эволюции.

01.05

62.

10. Естественный отбор – главная движущая сила эволюции.

01.05

Давать определение ключевым понятиям.

Называть:

Факторы эволюции

Объяснять  причины изменяемости видов.

Выявлять     изменчивость  у особей одного вида

63.

11. Адаптации организмов к среде обитания.

08.05

Давать определение ключевым понятиям.

Называть:

причину борьбы за существование.

Характеризовать

- естественный отбор как результат борьбы за существование;

- формы естественного отбора.

Сравнивать действие движущего и стабилизирующего отбора и делать выводы на основе сравнения.

64.

12. Л. р. № 5 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»

08.05

Давать определения ключевым понятиям.

Характеризовать приспособленность как закономерный результат эволюции; виды адаптации.

Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды:

- механизм возникновения приспособлений;

- относительный характер приспособлений.

Выявлять приспособленность организмов к среде обитания.

Определять относительный характер приспособленности.

Давать определение ключевым понятиям.

Называть способы видообразования и приводить примеры.

Описывать механизм основных путей видообразования.

65.

13. Направления эволюции.

15.05

66.

14. Основные закономерности эволюции

15.05

67.

15. Видообразование как результат эволюции.

29.05

68.

16. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

29.05

69.

17. Обобщение и систематизация знаний по теме: «Вид»

22.05

Давать определения ключевым понятиям.

Характеризовать

- причины  процветания или вымирания видов;

- условия сохранения видов.

Анализировать и оценивать  последствия деятельности человека в окружающей среде.

* Прогнозировать результаты изменений в биосфере в связи с изменением биоразнообразия.

70.

18. Итоговое тестирование по курсу биологии 10 класса

22.05


УЧЕБНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ

№ п.п.

Средства

Перечень средств

1.

Учебно- лабораторное оборудование и приборы

Лабораторное оборудование и приборы :

Весы с разновесами

Лупа

Микроскоп учебный

Спиртовка лабораторная

Термометр лабораторный

Капельница с пипеткой

Ложка для сжигания вещества

Мензурка 50 мл

Палочка стеклянная

Пробирка стеклянная

Стекло покровное 18/18

Стекло предметное

Фильтровальная бумага

Цилиндр мерный с носиком

Чашка Петри 100

Штатив для пробирок

Штатив универсальный

·        Модели     Набор микропрепаратов по общей биологии

Молекулы белка

Структуры ДНК»

2.

Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся

Печатные пособия:

   Таблицы

Портреты для кабинета биологии

Вещества растений. Клеточное строения.

Растение живой организм.

Растение и окружающая среда.

Химия клетки

Технические средства обучения:

· Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

·  Персональный компьютер - рабочее место учителя

- Интерактивная доска

· Проектор

· Телевизор

- Мобильный компьютерный класс ( ноутбуки -15 шт.)

3.

Цифровые образовательные ресурсы

1.Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004

  • 2. Общая биология 10-11 класс. Мультимедийное приложение к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захарова.). Электронное учебное издание.- М.: ООО «Дрофа», 2011.
  • 3. Подготовка к ЕГэ по биологии. Электронное учебное издание. Дрофа, Физикон,2013

Интернет-ресурсы:

  • http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
  • www.bio.nature.ru – научные новости биологии
  • www.edios.ru – Эйдос- центр дистанционного образования
  • www.km.ru/educaition - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».
  • http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Наименование

Автор

Издательство и год издания

Биология. Тесты и задания для поступающих в ВУЗы.

Лернер Г.И.

М.: Аквариум. ГИППВ

Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология».

Пименов А.В., Пименова И.Н.

М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2010;

Общая биология.10-11 классы. Метод. Пособие.

Кулев А.В

СПб.: ПАРИТЕТ, 2010

Общая биология. 10-11 классы: Методическое пособие к учебнику В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина «Общая биология»

Козлова Т.А.

М. : Дрофа, 2011

Биология. 10-11 классы. Тематическое планирование.

Киреева Н.М.

Сивоглазов В.И, Сухова Т.С.,

Волгоград, 2010

Биология в схемах и таблицах

Ионцева А.Ю. , Торгалов А.В

М.: Эскимо, 2014г.

ЕГЭ-2017. Биология. 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ.

Воронина Г.А.,Прилежаева Л.Г.

М.:Астрель, 2017

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...