Рабочая программа по биологии. 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Иванова Галина Серафимовна

Рабочая программа составление на основе авторской программы Н.И Сонина по биологии для 8 класса «Биология. Человек. 8 класс».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_8_klass_2017-2018_uch._god.docx108.42 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Салымская средняя общеобразовательная школа №1»

Приложение к основной образовательной программе

  основного общего образования,

реализующей Федеральный компонент ГОС

основного общего образования, 

утверждённой

приказом директора НРМОБУ «Салымская СОШ № 1»

№ 537-0 от «29» августа 2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Биология

 (наименование учебной дисциплины)

основное общее

(уровень образования)

8 классы

(классная параллель)

Составлена на основе авторской программы:

Н.И Сонин   «Биология. Человек. 8 класс» /Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина. Биология. 5-11 классы./ сост. И.Б Морзунова. - М.: Дрофа, 2011.

(полное наименование программы)

Учебник

Биология. Человек. 8 класс: учебник для общеобразовательных учебных учреждений / Н.И. Сонин, М.Р. Сапин – М.: Дрофа, 2016.

(название, автор, издательство, год издания)

Количество часов всего: 70 часов;  в неделю:  2 часа

Иванова Галина Серафимовна, учитель биологии и химии, первая категория

(ФИО, квалификационная категория)

п. Салым

2017– 2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа

Рабочая  программа по биологии для 8 класса составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации:

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012  №273  – ФЗ.
  • Федеральный компонент государственного стандарта основного  общего образования;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования;
  • Положение «О структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин НРМОБУ «Салымская СОШ №1».

                                 Программно-методическое обеспечение

  • Авторской программа Н.И Сонина по биологии для 8 класса «Биология. Человек. 8 класс» /Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина. Биология. 5-11 классы./ сост. И.Б Морзунова. - М.: Дрофа, 2011.
  • Биология. Человек. 8 класс: учебник для общеобразовательных учебных учреждений / Н.И. Сонин, М.Р. Сапин – М.: Дрофа, 2016.
  • Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек»  8 класс. – М.: Дрофа, 2016.         
  • Спиридонова Н.Ю. Биология. 8 класс. Учебно-методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина "Биология. Человек. 8 класс"— М.: Дрофа, 2010.
  • Н.Б.Ренева, Н.И. Сонин и др. «Биология. Человек» 8 класс: Методическое пособие    

к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2011.

  • Поурочные планы по учебнику Н. И. Сонина,  М. Р. Сапина «Биология. Человек. 8 класс»/ авт.-сост. Т. В. Козачек.— Волгоград: Учитель, 2010.
  • Биология. Человек. 8 класс. Тестовые задания. / Гуленков С.И. - М.: Дрофа, 2011.

   Цели   и задачи обучения

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде. 

Изучение  биологии  на  базовом  уровне  основного общего  образования  направлено  на  достижение  следующих  целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Задачи:

  • обеспечить усвоение учащимся основных положений биологической науки о строении, жизнедеятельности организмов изучаемых царств живой природы организмов, изучаемых царств живой природы и человека; об их индивидуальном и историческом развитии; о системе органического мира; структуре и функционировании экологических систем, об изменениях под влиянием деятельности человека;
  • обеспечить понимание научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роли и места человека в биосфере его активной роли как социального существа;
  • добиться понимания практического значения биологических знаний как научных основ сельскохозяйственного производства, лесной, рыбной промышленности, биотехнологий, природоохранной деятельности, современных отраслей производства, в которых используются биологические системы;
  • осуществлять гигиеническое и половое воспитание учащихся в органической связи с их нравственным воспитанием;
  • формировать умения учебного труда как важного условия нормализации учебной нагрузки учащихся, прочности усвоения ими основных знаний, необходимости условия успешного решения задачи, развития логического мышления школьников, их воспитания.

Место учебной дисциплины в учебном плане

 Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации  для обязательного изучения учебного предмета «Биология» на этапе  основного общего образования в 8 классе отводит 70 часов (из расчета 2 часа в неделю).  Согласно действующему учебному плану НРМОБУ «Салымская СОШ №1» рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 70 часов в год: 2 часа в неделю. В ней предусмотрено проведение  8 лабораторных  и  7 практических работ.

Содержание тем учебной дисциплины

Тема 1.  Место человека в системе органического мира  (2 часа)

       Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и физиологов.

Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.

Тема 2.  Происхождение человека (2 часа)

        Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.

Тема 3.  Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час)

         Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека. Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и физиологов.

Тема 4.  Общий обзор строения и функций организма человека (5 часов)

         Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

Демонстрация схем систем органов человека.

Лабораторная работа № 1. Изучение микроскопического строения тканей.

Практическая работа №1. Распознавание на таблицах органов и систем органов.

Тема 5.  Координация и регуляция (12 часов)

         Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

        Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

     Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

     Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

     Демонстрация схем строения эндокринных желез; таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.

     Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.

Лабораторная работа №2. Изучение головного мозга человека .

Лабораторная работа №3. Изучение изменения размера зрачка.

Тема 6. Опора и движение (8 часов)

    Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

    Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

     Нарушения опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы.
Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.

Лабораторная работа №4. Изучение внешнего строения костей.

Лабораторная работа №5. Выявление влияния   статической и динамической  работы на утомление мышц.

Практическая работа №2. Измерение массы и роста своего организма.

Тема 7. Внутренняя среда организма (3 часа)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.

Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета

Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.

Лабораторная работа № 6. Изучение микроскопического строения крови.

Тема 8.  Транспорт веществ (7 часов)

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Сердечно-сосудистые заболевания, их причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечении.

Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.

Практическая работа №3. Измерение кровяного давления.

Практическая работа №4. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.

Практическая работа №5. Изучение приемов оказания первой помощи при кровотечении.  

Тема 9.  Дыхание (5 часов)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Реанимация.
Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.

Практическая работа №6. Определение частоты дыхания*.

Тема 10. Пищеварение (6 часов)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.

Регуляция процессов пищеварения. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Приемы оказания первой помощи при пищевых отравлениях.
Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.

Практическая работа №7.  Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал.

Лабораторная работа № 7. Определение норм рационального питания.

Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 часа)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Энергетические затраты и пищевой рацион. Нормы питания. Значение правильного питания для организма. Нарушения обмена веществ. Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Тема 12. Выделение (2часа)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Заболевания органов мочевыделения и их профилактика.

Демонстрация модели почек.

Тема 13. Покровы тела (4 часа)

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Уход за кожей, волосами, ногтями. Болезни и травмы кожи. Приемы оказания помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Профилактика повреждений кожи. Гигиена кожи.
 Демонстрации
: рельефная таблица «Строение кожи»; приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах и обморожениях.

Тема 14. Размножение и развитие (3часа)

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Тема 15. Высшая нервная деятельность (6 часов)

Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К.Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь.

Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

Практическая работа №8. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

Повторение и обобщение -2 часа.

Перечень педагогических технологии преподавания учебной дисциплины

При организации учебного процесса на уроках химии используются следующие педагогические технологии:

                           - личностно-ориентированные,

                           - информационно-коммуникационные,

                           - объяснительно-иллюстративного обучения,

                            - дифференцированного обучения,

                            - развивающего обучения,

                            - проблемного обучения,

                            - проектно-исследовательские,

                           - здоровьесберегающие. 

Результаты освоения учебной дисциплины и требования к уровню  подготовки обучающихся

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Биология» приведены в разделе календарно – тематического планирования «Планируемый результат», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на  реализацию деятельностного,   практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими  ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  • изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Критерии и нормы результатов обучения

       Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.

      Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.

            Критерии выставления отметок за устные работы

отметка

характеристика

Отметка «отлично» (5 баллов) выставляется, если:

  • последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал; даёт ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии;
  • показывает понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  • умеет выделять главное, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами;
  • самостоятельно анализирует и обобщает теоретический материал, результаты проведенных наблюдений и опытов;
  • свободно устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутри- предметные связи;
  • уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении новых, ранее не встречавшихся задач;
  • излагает учебный материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя;
  • рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет упорядоченную систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу;
  • допускает в ответе недочеты, которые легко исправляет по требованию учителя

Отметка «хорошо» (4 балла) выставляется, если:

  • показывает знание всего изученного учебного материала;
  • дает в основном правильный ответ; учебный материал излагает в обоснованной логической последовательности с приведением конкретных примеров, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов в использовании терминологии учебного предмета, которые может исправить самостоятельно при помощи учителя;
  • анализирует и обобщает теоретический материал, результаты проведенных наблюдений и опытов с помощью учителя;
  • соблюдает основные правила культуры устной речи;
  • применяет упорядоченную систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ.

Отметка «удовлетворительно»  (3 балла) выставляется, если:

  • демонстрирует усвоение основного содержания учебного материала, имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению учебного материала;
  • применяет полученные знания при ответе на вопрос, анализе предложенных ситуаций по образцу;
  • допускает ошибки в использовании терминологии учебного предмета;
  • показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений;
  • выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки;
  • затрудняется при анализе и обобщении учебного материала, результатов проведенных наблюдений и опытов;
  • даёт неполные ответы на вопросы учителя или воспроизводит содержание ранее прочитанного учебного текста, слабо связанного с заданным вопросом;
  • использует неупорядоченную систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ.

Отметка «неудовлетворительно» (2 балла) выставляется, если:

  • не раскрыл основное содержание учебного материала в пределах поставленных вопросов;
  • не умеет применять имеющиеся знания к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  • допускает в ответе более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Отметка «плохо» (1 балл) выставляется, если:

  • не может ответить ни на один из поставленных вопросов

за письменные работы:

отметка

характеристика

Отметка «отлично» (5 баллов) выставляется, если:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов, либо допустил не более одного недочета.

Отметка «хорошо» (4 балла) выставляется, если:

  • выполнил работу полностью, но допустил в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, либо не более двух недочётов

Отметка «удовлетворительно»  (3 балла) выставляется, если:

  • выполнил не менее половины работы, допустив при этом:
  • не более двух грубых ошибок;
  • либо не более одной грубой и одной негрубой ошибки и один недочет;
  • либо три негрубые ошибки;
  • либо одну негрубую ошибку и три недочета;
  • либо четыре-пять недочетов.

Отметка «неудовлетворительно» (2 балла) выставляется, если:

  • выполнил менее половины работы;
  • либо допустил большее количество ошибок и недочетов, чем это допускается для отметки «удовлетворительно».

Отметка «плохо» (1 балл) выставляется, если:

  • не приступал к выполнению работы, либо выполнил менее 10 % объема работы.

за выполнение тестовых работ:

Отметка «5»  - от 90 – 100% выполненного тестового занятия

Отметка «4» -  от 76 – 90 % выполненного тестового занятия

Отметка «3» -  от 50 – 75 % выполненного тестового занятия

Отметка «2» от 0 – 49 % выполненного тестового занятия

Оценивание  индивидуального проекта (реферат, презентация и т.д.):

Критерий постановки цели, гипотезы, планирование путей её достижения

(максимум 3 балла)

Цель не сформирована

0

Цель определена, но план её достижения отсутствует

1

Цель определена, дан краткий план её достижения

2

Цель определена, ясно описана, дан подробный план её достижения

3

Критерий глубины раскрытия темы проекта

(максимум 3 балла)

Тема проекта не раскрыта

0

Тема проекта раскрыта фрагментарно

1

Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы.

2

Тема проекта раскрыта, исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы

3

Критерий разнообразия источников информации, целесообразность их использования (максимум 3 балла)

Использована неподходящая информация

0

Большая часть представленной информации не относится к теме работы

1

Работа содержит незначительный объём подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников

2

Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников

3

Критерий личной заинтересованности автора, творческий подход к работе

(максимум 3 балла)

Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора

0

Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода

1

Работа самостоятельная, демонстрирующая серьёзную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества

2

Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта

3

Критерий соответствия требованиям оформления письменной части

(максимум 3 балла)

Письменная часть проекта отсутствует

0

В письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и чёткая структура, допущены серьёзные ошибки в оформлении

1

Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать её соответствующую структуру

2

Работа отличается чётким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами

3

Критерий качества проектного продукта (максимум 3 балла)

Проектный продукт отсутствует

0

Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям)

1

Продукт не полностью соответствует требованиям качества

2

Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям)

3

Отметка «5»  - 16-18 баллов

Отметка «4» - 13-15 баллов

Отметка «3» -  10-12 баллов

Отметка «2» - менее 10 баллов

Отметка «1» - работа не выполнена

За практические (лабораторные) работы

отметка

характеристика

Отметка «отлично» (5 баллов) выставляется, если:

  • самостоятельно определил цель работы;
  • самостоятельно выбрал и подготовил для работы необходимое оборудование;
  • выполнил работу в рациональной последовательности и полном объеме с безусловным соблюдением правил личной и общественной безопасности;
  • получил результаты с заданной точностью; оценил погрешность измерения (для обучающихся IX-XI классов);
  • грамотно, логично описал проведенные наблюдения и сформулировал выводы из результатов опыта (наблюдения);
  • экономно использовал расходные материалы;
  • обеспечил поддержание чистоты и порядка на рабочем месте.

Отметка «хорошо» (4 балла) выставляется, если:

  • самостоятельно определил цель работы;
  • самостоятельно выбрал и подготовил для работы необходимое оборудование;
  • выполнил работу в полном объеме с безусловным соблюдением правил личной и общественной безопасности, но не в рациональной последовательности;
  • выполнил не менее двух остальных требований, соответствующих отметке «отлично».

Отметка «удовлетворительно» (3 балла) выставляется, если:

  • самостоятельно определил цель работы;
  • выбрал и подготовил для работы необходимое оборудование с помощью учителя;
  • выполнил работу не менее чем на половину с безусловным соблюдением правил личной и общественной безопасности;
  • выполнил не менее одного требования из числа остальных, соответствующих отметке «отлично».

Отметка «неудовлетворительно» (2 балла) выставляется, если:

  • не смог определить цель работы и подготовить необходимое оборудование самостоятельно;
  • выполнил работу менее чем на половину, либо допустил однократное нарушение правил безопасности.

Отметка «плохо» (1 балл) выставляется, если:

  • не смог определить цель работы и подготовить необходимое оборудование, либо допустил неоднократные нарушения правил безопасности и был отстранен от выполнения работы.

Виды ошибок и недочетов при выполнении работ

Грубыми считаются ошибки в результатах выполнения работ (отдельных заданий), обусловленные:

  • незнанием основных понятий, законов, правил, классификаций, формул, единиц измерения величин;
  • незнанием алгоритмов (последовательности) решения типичных учебных задач;
  • неумением определить цель работы и не допускать отклонения от нее в ходе выполнения работы;
  • некорректностью вывода (отсутствием логической связи между исходными посылками и выводимых из них заключением);
  • нарушением правил безопасности при выполнении работ;
  • небрежным отношением к учебно-материальной базе, повлекшим поломку (выход из строя) приборов, инструментов и другого оборудования.

К негрубым относятся ошибки в результатах выполнения работ (отдельных заданий), обусловленные:

  • невнимательностью при производстве вычислений, расчетов и т.п. (ошибки в вычислениях);
  • недостаточной обоснованностью (поспешностью) выводов;
  • нарушением правил снятия показаний измерительных приборов, не связанным с определением цены деления шкалы;
  • некритическим отношением к информации (сведениям, советам, предложениям), получаемой от других участников образовательного процесса и иных источников;
  • нарушением орфоэпических, орфографических, пунктуационных и стилистических норм русского языка при выполнении работ (кроме работ по русскому языку).

Недочётами при выполнении работ считаются:

  • несвоевременное представление результатов выполнения работы (превышение лимита времени, отведенного на ее выполнение);
  • непоследовательностью изложения текста (информации, данных);
  • нарушение установленных правил оформления работ;
  • использование нерациональных способов, приемов решения задач, выполнения вычислений, преобразований и т.д.;
  • небрежность записей, схем, рисунков, графиков и т.д.;
  • использование необщепринятых условных обозначений, символов;
  • отсутствие ссылок на фактически использованные источники информации.

Учебно-тематический план, включающий практическую часть программы

n/n

Название разделов  и  темы                  

Количество

часов

Лабораторные

работы

Практические работы

1.

Тема 1. Место человека в системе  у органического мира

2

2.

Тема 2. Происхождение человека            

2

3.

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

1

4.

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека

5

1

1

5.

Тема 5. Координация и регуляция          

12

2

6.

Тема 6.Опора и движение                  

8

2

1

7.

Тема 7. Внутренняя среда организма        

3

1

8.

Тема 8. Транспорт веществ                

7

3

9.

Тема 9. Дыхание                          

5

1

10.

Тема 10. Пищеварение                  

6

1

1

11.

Тема 11. Обмен веществ и энергии            

2

12.

Тема 12. Выделение                        

2

13.

Тема 13. Покровы тела                    

4

14.

Тема 14. Размножение и развитие            

3

15.

Тема 15. Высшая нервная деятельность      

6

1

16.

Повторение и обобщение

2

ИТОГО

70 часов

8

7

Распределение часов по четвертям

Четверть

Количество часов

Количество часов и причины опережения или отставания

по КТП

факт

1

Всего

16

2

 Всего

16

3

Всего

20

4

Всего

18

Итого

70


Календарно-тематическое планирование

п/п

Название раздела, тема урока

         Дата

Планируемые результаты

Коррекция

план

факт

Тема 1. Место человека в системе органического мира. (2 часа)

1.

1. Введение. Место человека в системе органического мира.

Вводный инструктаж по ТБ.

05.09

Определять принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу млекопитающих, отряду приматы.

Называть  место человека в системе органического мира; черты сходства человека и животных;

их роль в эволюции человека.

Сравнивать человека с представителями класса млекопитающих и отряда приматы и делать вывод на основе сравнения.

Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью.

Распознавать на моделях, скелете, таблицах, рисунках отделы скелета, кости, его образующие, у человека и животных.

2.

2. Черты сходства человека и животных.

07.09

Тема 2. Происхождение человека. (2 часа)

3.

1. Биологические и социальные факторы антропогенеза.

12.09

Называть: - биологические и социальные факторы антропогенеза;

- основные этапы эволюции человека, их особенности;

-   отличительные признаки расы.

 Объяснять совершенствование человека в процессе его эволюции;

Характеризовать стадии эволюции человека, расы человека;

Объяснять происхождение и единство рас;

Распознавать на таблицах, рисунках расы человека, их исторические формы.

Проводить самостоятельный поиск биологической информации по проблеме происхождения и эволюции человека.

4.

2. Этапы развития человека. Расы человека.

14.09

Тема 3.  Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека. (1 час)

5.

Науки   о   человеке. Методы изучения  организма человека.

19.09

Называть  методы изучения организма человека, их значение для использования в собственной жизни.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Тема 4. Общий обзор  строения и функции организма человека. (5 часов)

6.

1. Клеточное строение организма.

21.09

Называть органоиды клетки. Распознавать на таблицах и описывать  основные органоиды клетки.

Сравнивать клетки растений, животных, человека.

Характеризовать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки.

7.

2. Ткани. Л. р. № 1 «Изучение микроскопического строения тканей» Инструктаж по ТБ.

26.09

Давать определения понятию: ткань.

Изучать микроскопическое строение  тканей.

 Рассматривать готовые микропрепараты и описывать ткани человека.

Называть основные группы тканей.

Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями.

Распознавать на рисунках, таблицах, микропрепаратах типы тканей.

8.

3. Органы человеческого организма.  Пр. р. № 1«Распознавание на таблицах органов и систем органов».  

28.09

9.

4.  Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

03.10

Давать определения понятиям: ткань, орган и система органов.

Называть органы и системы органов человека.

Распознавать на таблицах и описывать органы и системы органов человека.

Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма.

10.

5. Обобщение знаний по теме: «Общий обзор организма человека».

05.10

Тема 5: Координация и регуляция. ( 12 часов)

11.

1. Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции.

10.10

Называть: - особенности строения и работы желез эндокринной системы;- железы внутренней секреции;

- железы внешней секреции.

 Различать железы внутренней секреции и железы внешней секреции. Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы.

12.

2. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

12.10

Давать определение понятию: гормоны.  Называть заболевания, связанные с гипофункцией и гипофункцией эндокринных желез.

Характеризовать роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, развитии и поведении организма.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на

 здоровье. Устанавливать взаимосвязь между функциями нервной и эндокринной систем.

13.

3. Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы.

17.10

Называть особенности строения нервной системы(отделы, органы);

Принцип деятельности нервной системы;

Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы человека.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной системы.

14.

4. Рефлекторная регуляция органов и систем органов.

19.10

Давать определения понятию: рефлекс, рефлекторная дуга, рецепторы, безусловный рефлекс, условный рефлекс.

Называть: принцип деятельности нервной системы.

Характеризовать: - сущность регуляции

жизнедеятельности организма;

- роль нервной системы в организме.

Составлять схему рефлекторной дуги простого рефлекса.

15.

5. Строение и функции спинного мозга.

24.10

Называть:

-особенности строения спинного мозга;

- функции спинного мозга.

Распознавать и описывать на таблицах основные части

спинного мозга.

 Различать функции соматической и вегетативной нервной системы.

Характеризовать: роль спинного мозга в регуляции

жизнедеятельности организма.

16.

6. Строение и функции отделов головного мозга. Л. р. №2 «Изучение головного мозга человека».  Инструктаж по ТБ.

25.10

Называть:

- особенности строения головного мозга;

-отделы головного мозга;

-функции отделов головного мозга.

Распознавать и описывать на таблицах основные части головного мозга.

Характеризовать  роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности и поведения организма.

17.

7. Большие полушария головного мозга.

 07.11

18.

8. Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы.

08.11

Давать определения понятиям:  органы чувств, рецептор, анализатор.

Называть: органы чувств человека, анализаторы, особенности строения органов обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов.

Характеризовать роль органов чувств и анализаторов в жизни человека.

Анализировать и оценивать: воздействие факторов риска для здоровья;влияние собственных поступков на здоровье.

19.

9. Строение, функции и гигиена органов зрения. Л. р. № 3 «Изучение изменения размера зрачка». Инструктаж по ТБ.

14.11

Называть: особенности строения органа зрения и зрительного анализатора; заболевания, связанные с нарушением работы органов зрения.

Распознавать и описывать на таблицах основные части органа зрения и зрительного анализатора. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов зрения и зрительного анализатора.

20.

10. Органы слуха и равновесия. Предупреждение нарушений слуха.

16.11

Называть заболевания, связанные с нарушением работы органов зрения.

Анализировать и оценивать:

- воздействие факторов риска для здоровья;

-влияние собственных поступков на здоровье. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов зрения, профилактики вредных привычек.

21.

11. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

21.11

Называть:

- особенности строения органа слуха и слухового анализатора.

Распознавать и описывать на таблицах основные части органа слуха и слухового анализатора.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов слуха, профилактики вредных привычек

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

22.

12. Обобщение знаний по теме: «Координация и регуляция»

23.11

Тема 6. Опора и движение.(8 часов)

23.

1. Строение и значение скелета человека.

27.11

Называть: особенности строения скелета человека;функции опорно-двигательной системы.

Распознавать на таблицах основные части скелета человека.

Устанавливать связь между строением частей скелета и выполняемыми функциями;

Доказывать сходство млекопитающих животных и человека.

24.

2. Состав и строение костей. Типы соединения костей.

Л. р. № 4 «Изучение внешнего строения костей». Инструктаж по ТБ.  

29.11

Знать: состав и свойства костей;

Уметь характеризовать строение  и свойства костей;Уметь характеризовать типы соединений костей, их строение и  функции;

Устанавливать связь между строением частей скелета и выполняемыми функциями;

25.

3. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением.

05.12

Знать: основные виды повреждения: ушибы, растяжения, переломы

Уметь оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах.

26.

4. Мышечная система. Основные группы мышц, их функции.

07.12

Распознавать на таблицах основные группы мышц человека.

Раскрывать сущность биологического процесса работы мышц.

Описывать и объяснять результаты опыта по выявлению влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мышц.

Использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний опорно-двигательной системы.

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы

27.

5.Работа мышц. Л. р. № 5 «Выявление влияния   статической и динамической  работы на утомление мышц» Инструктаж по ТБ.

12.12

28.

Значение физической культуры в правильном формировании опорно-двигательной системы.

14.12

29.

7. Заболевания  опорно-двигательной системы и их профилактика. Пр. р. №2

«Измерение массы и роста своего организма». Инструктаж по ТБ.

19.12

30.

8. Обобщение знаний по теме: «Опора и движение».

21.12

Использовать приобретённые знания и умения для:

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

 -соблюдения мер профилактики нарушения осанки.

Тема 7. Внутренняя среда организма (3 часа)

31.

 1. Внутренняя среда организма. Кровь, ее функции.

Л.р. № 6

«Изучение микроскопического строения крови». Инструктаж по ТБ.

26.12

Называть признаки биологических объектов:

-составляющие внутренней среды организма;

- составляющие крови(форменные элементы);

- составляющие плазмы.

Характеризовать сущность биологического процесса свертывания крови.

 Рассматривать готовые микропрепараты крови человека и лягушки.

Сравнивать кровь человека и лягушки и делать выводы на основе их сравнения.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями крови.

32.

2. Иммунитет. Инфекционные заболевания.

28.12

Давать определение понятию иммунитет.

Называть виды иммунитета.

Объяснять проявление иммунитета у человека.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных и простудных заболеваний.

33.

3. Группы крови. Переливание крови. Донорство. Повторный инструктаж по ТБ.

Называть особенности организма человека, его строения и жизнедеятельности: свою группу крови, резус –фактор.

Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья.

Находить в различных источниках биологическую информацию по проблеме пересадки органов и тканей, об использовании донорской крови.

Тема 8. Транспорт веществ  (7 часов)

34.

 1. Кровеносная система. Сердце, его строение и регуляция деятельности.

Называть:

- особенности строения биологического объекта- сердца.

Распознавать и описывать на таблицах:  

- систему органов кровообращения;

 - органы кровеносной системы.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями сердца.

35.

2. Большой и малый круги кровообращения.

Давать определения понятиям: аорта, артерии, капилляры, вены.

Называть признаки(особенности строения) биологических объектов-кровеносных сосудов; -органы лимфатической системы.

Распознавать и описывать в таблицах: систему органов кровообращения;систему лимфообращения;

Характеризовать: сущность большого и малого кругов кровообращения; сущность биологического процесса-лимфообращения.

Устанавливать взаимосвязь между кровеносной и лимфатической системой.

36.

3. Работа сердца.

 Пр.р. №3 «Измерение кровяного давления».

 Инструктаж по ТБ.

Описывать сущность биологического процесса: работу сердца.

Характеризовать сущность биологических процессов: статическая и динамическая работа сердца, нервная и гуморальная регуляция работы сердца и кровеносных сосудов; автоматизм сердечной мышцы.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма

37.

4. Движение крови  по сосудам.

Пр. р. №4 «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений». Инструктаж по ТБ.

Давать определения понятиям: артериальное давление, пульс.

Характеризовать сущность биологического процесса- движения крови по сосудам.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

38.

5.Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

Анализировать и оценивать воздействие факторы риска на здоровье, нормальную работу сердечно-сосудистой системы.

Использовать приобретенные знания для:

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

- профилактики вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании). 

Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при травмах ( повреждения сосудов).

39.

6.Пр.р. № 5  «Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений». Инструктаж по ТБ.

40.

7. Обобщение знаний по темам: «Внутренняя среда организма. Транспорт веществ».

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья.

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

Тема 9. Дыхание

5 часов

41.

 1. Строение органов дыхания.

Значение дыхания.

Называть особенности строения организма человека- органы дыхательной системы.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы дыхательной системы человека.

Характеризовать сущность биологического процесса дыхания.

*Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания.

42.

2. Газообмен в лёгких и тканях. Регуляция дыхания.

Пр.р. №6 «Определение частоты дыхания».

Характеризовать:

 - сущность биологического процесса дыхания;

- транспорта веществ.

*Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания.

*Устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и кровообращения.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

43.

3. Дыхательные движения. Жизненная ёмкость лёгких.

44.

4. Заболевания органов дыхания и их профилактика.

Называть заболевания органов дыхания.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек(курени е).

Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья.

Называть приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при отравлении угарным газом при спасении утопающего.

45.

5. Первая помощь при нарушении дыхания. Искусственное дыхание.

Тема 10. Пищеварение (6 часов)

46.

1. Питательные вещества и пищевые продукты.

Питание.

Называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся.

Объяснять роль питательных веществ в организме.

Характеризовать сущность процесса питания.

47.

2. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости.

Называть особенности строения организма человека – органы пищеварительной системы.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека.

Характеризовать сущность биологического  процесса питания, пищеварения.

*Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения.

48.

3. Пищеварение в желудке. Пр. р. №7

«Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал» Инструктаж по ТБ.

Давать определения понятиям: фермент, рефлекс, безусловный и условный рефлекс.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека.

Характеризовать

- сущность биологического  процесса питания, пищеварения;

- роль ферментов в пищеварении.

Описывать и объяснять результаты опытов. Характеризовать сущность  процесса регуляции жизнедеятельности организма.

Использовать приобретенные знания  для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

49.

4. Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

Давать определение понятию:  фермент.

Распознавать и описывать на таблицах  основные органы пищеварительной системы человека.

Характеризовать:

- сущность биологического  процесса питания , пищеварения;

- роль ферментов в пищеварении.

Описывать и объяснять результаты опытов. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения.

Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья.

50.

5. Гигиена питания. Л.р.№7 «Определение норм рационального питания».

Использовать приобретенные знания для

- соблюдения мер профилактики заболеваний органов пищеварения;

- профилактики вредных привычек(курение, алкоголизм)

- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

 - проведения наблюдений за состоянием здоровья собственного организма.

51.

6. Повторение и обобщение по темам: «Дыхание. Пищеварение».

Тема 11.  Обмен веществ и энергии. Витамины.(2 часа)

52.

 1. Обмен веществ и превращение энергии.

Давать определения понятиям: обмен веществ, пластический обмен, энергетический обмен.

Характеризовать:

- сущность обмена веществ и превращения энергии в организме;

- обмен веществ как основу жизнедеятельности организма человека.

53.

2. Витамины, их роль в организме.

Называть основные группы витаминов и продукты, которых они содержатся.

Характеризовать роль витаминов в организме, их влияние на жизнедеятельность.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, а также других заболеваний, связанных с недостатком витаминов  в организме.

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

Тема 12. Выделение.

2 часа

54.

1. Выделение. Органы выделения.

Строение и функции почек.

Назвать особенности строения организма человека- органы мочевыделительной системы, другие системы, участвующие в удалении продуктов обмена.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы выделительной системы человека.

Характеризовать сущность биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ.

*Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов мочевыделительной системы.

55.

3. Образование мочи. Предупреждение заболеваний мочевыделительной системы.

Характеризовать сущность биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ.

*Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов мочевыделительной системы.

Использовать приобретенные знания для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний выделительной системы;

- профилактики вредных привычек.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья.

Тема 13. Покровы тела.(4 часа)

56.

 1. Покровы тела. Строение и функции кожи.

Называть особенности строения организма человека- кожи.

Называть функции кожи.

Распознавать и описывать на таблицах структурные компоненты кожи.

*Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи.

57.

2. Роль кожи в терморегуляции организма.

Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья. .Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний.

58.

3. Гигиена одежды и обуви.

Заболевания  кожи  их предупреждение.

Использовать приобретенные знания  для:

- соблюдения мер профилактики вредных привычек;

- оказания первой помощи при травмах, ожогах и обморожениях.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний кожи и других покровов тела.

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

59.

4.Обобщение знаний по темам: «Обмен веществ и энергии. Выделение. Покровы тела»

Тема 14. Размножение и развитие (3 часа)

60.

 1. Система органов размножения.

Назвать особенности строения женской и мужской половой систем.

Распознавать и описывать на таблицах:

- женскую и мужскую половые системы;

- органы женской и мужской половой систем.

Объяснять причины наследственности.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

61.

2. Внутриутробное развитие организма. Рост и развитие ребенка.

Давать определения понятиям: размножение, оплодотворение.

Характеризовать сущность процессов размножения и развития человека. Использовать приобретенные знания для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ- инфекции;

- вредных привычек(курение, алкоголизм, наркомания)

62.

3.Наследственные     и врожденные заболевания. Планирование семьи.

Объяснять причины проявления наследственных заболеваний.

Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на здоровье.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ- инфекции.

Проводить самостоятельный поиск биологической информации о достижениях генетики в области изучения наследственных болезней человека.

Тема 15. Высшая нервная деятельность (6 часов)

63.

 1. Рефлекс – основа нервной деятельности.

Давать определения понятиям: безусловные рефлексы, условные.

Называть принцип работы нервной системы.

Характеризовать: особенности работы головного мозга; биологическое значение условных и безусловных рефлексов; сущность регуляции жизнедеятельности организма.

Использовать приобретенные знания для: рациональной организации труда и отдыха.

64.

2. Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.

Называть особенности высшей нервной деятельности  и поведения человека.

Характеризовать: особенности высшей нервной деятельности и поведения человека( память, эмоции), их значение.

Использовать приобретенные знания для:

Проведения наблюдений за состоянием собственного организма; организации учебной деятельности

( формирования и сохранения знаний и умений, навыков)

65.

3. Торможение, его виды и значение.

Давать определение понятию торможение.

Использовать приобретенные знания для:

 -рациональной организации труда и отдыха;

-проведения наблюдений за состоянием собственного организма

66.

4. Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна.

Характеризовать значение сна для организма человека

67.

5. Типы нервной деятельности.

Называть психологические особенности личности.

Характеризовать роль обучения и воспитания в развитии психики  и поведения человека. Использовать приобретенные знания для:

 -рациональной организации труда и отдыха;

-проведения наблюдений за состоянием собственного организма

68.

8. Человек и окружающая среда. Лабораторная работа № 8  «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье»

Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды.

Проводить самостоятельный поиск биологической информации о влиянии факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек ( курение, алкоголизм, наркомания)

Повторение и обобщение

69.

6. Повторение и  обобщение знаний по курсу биологии 8 класса

Находить в тексте учебника биологическую информацию,  необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы

70.

7. Итоговая контрольная работа по курсу биологии 8 класса


Учебно- техническое обеспечение

№ п.п.

Средства

Перечень средств

1.

Учебно- лабораторное оборудование и приборы

Учебно-лабораторное оборудование

Весы с разновесами

Лупа

Микроскоп учебный

Спиртовка лабораторная

Термометр лабораторный

Капельница с пипеткой

Ложка для сжигания вещества

Мензурка 50 мл

Палочка стеклянная

Пробирка стеклянная

Стекло покровное 18/18

Стекло предметное

Фильтровальная бумага

Цилиндр мерный с носиком

Чашка Петри 100

Штатив для пробирок

Штатив универсальный

   Модели

Торс человека разборная модель

Позвонки набор из 6 шт

Косточки слуховые

Скелет человека разборный

Скелет ящерицы

Скелет конечности лошади на подставке

Скелет овцы на подставке. (передняя и задняя)

Кости черепа человека , смонтированные на одной подставке

Почка разрез

 Модель глазного яблока

Модель сердца

 Набор микропрепаратов

по анатомии и физиологии человека

- класс

Модель – аппликации

Генетика групп крови

Строение спинного мозга

Ухо человека

Пищеварительный тракт

Почка «Микроскопическое строение на разрезы»

Мочевыделительная система

Кишечная воронка с сосудистым руслом

Таз женский, сагиттальный разрез

Расположение органов грудной и брюшной полостей по отношению к скелету

Строение сердца

Железо внутренней секреции

Челюсть человека

Строение глаза

Строение легких

2.

Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся

Печатные пособия:

Таблицы

Строение тела человека.

Химия клетки

Портреты для кабинета биологии

Технические средства обучения:

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Персональный компьютер - рабочее место учителя

Интерактивная доска

Проектор

Телевизор

Мобильный компьютерный класс ( ноутбуки -25 шт.)

Информационные средства:

Электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых  тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы.

3.

Цифровые образовательные ресурсы

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания.

Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004

Интернет-ресурсы

http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» - приложение к «1 сентября» www.bio.nature.ru - научные новости   биологии

 www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

Список используемой литературы

Наименование

Автор

Издательство и год издания

2.

Биология. Экспресс-диагностика. 8 класс. 44 диагностических варианта. Все темы курса

Рохлов В.С.

Национальное образование, 2012

3.

Контрольно- измерительные материалы. Биология: 8 класс/

сост.Е.В. Мулловская.—

М. ВАКО, 2012г.

4.

Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек».

Семенцова В.Н., Сивоглазов В. И.

М.: Дрофа, 2011г

6.

Биология. 8-11 классы. Человек и его здоровье. Подготовка к ЕГЭ и ГИА-9. Тематические тесты, тренировочные задания.

Кириленко А.А.

Легион, 2013

7.

Биология человека в таблицах и схемах. Человек и его здоровье

Бодрова Н.Ф. 

Воронеж (Лакоценин) 2012

8.

Биология человека. В таблицах и схемах.

Резанова Е.А.,Антонова И.П., Резанов А.А.

С.: ИП Милосердов И.В.,  2008

9.

Биология в схемах и таблицах. Эффективная подготовка к ЕГЭ

Ионцева А.Ю., Торгалов А.В

ЭСКИМО, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...