Конспект урока "Решение задач на группы крови", биология 10 класс
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему

Елена Николаевна Макарова. Пригоры

Конспект урока с примерами задач по генетике на группы крови

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_zadach_na_gruppy_krovi.docx88.02 КБ

Предварительный просмотр:

Макарова Елена Николаевна, учитель географии и биологии

Тема: Решение задач на группы крови и резус-фактор

Образовательные цели:

Продолжить формирование понятийного аппарата в области генетики и умения им пользоваться

Освежить знания учащихся о резус-факторе, группах крови, их типах, особенностях и физиологической основе

Сформировать у учащихся четкое представление о наследовании групп крови и резус-фактора

Научить учащихся решать задачи на группы крови и резус-фактор

Дать представление об использовании знаний о группах крови в различных областях жизни

Развивающие цели:

Развитие умения самостоятельной работы с текстом

Развитие внимания (при объяснении алгоритма решения задач)

Развитие памяти и умения применять полученные знания (в ходе решения задач)

Развитие умения обращаться к ранее изученному материалу

Воспитательные цели:

Воспитание ответственного отношения к самостоятельной работе

Воспитание критической оценки результатов одноклассников

Воспитание критического отношения к своим способностям и знаниям в ситуации выбора

Оборудование: презентация, информационные листы,

Ход урока:

1. Организационный момент

– приветствие учителя, объявление темы и целей урока (2 минуты)

2. Актуализация знаний (5 минут)

А) работают устно  по кратким заданиям на доске.

1 ряд

2 ряд

1. Как назвать организм ааВВ

1. Как назвать организм ВВсс

2. Расщепление при моногибридном скрещивании в F2

2. Расщепление при дигибридном скрещивании в F2

3. А – карие глаза, а – голубые. Фенотипы аа, АА и Аа.

3. А – кудрявые волосы, а – гладкие. Фенотипы АА, Аа и аа.

4. Какие гаметы образует Ввсс

4. Какие гаметы образует ВВСс

5. Может ли у кареглазых родителей быть голубоглазый сын?

5. Может ли у пары с гладкими волосами быть дочь с кудрявыми?

Термин «группа крови» у всех на слуху. Ребята, что вы знаете о группах крови и что вы хотите узнать?

Мозговой штурм «Значение знаний о группах крови»:

        Ребята, ответьте на вопрос: для чего надо знать свою группу крови? Приведите, как можно больше предположений.

 У учащихся на столах лежат распечатки с информацией по группам крови и резус-фактору.

Цель – ответить на вопросы, представленные на этом же листе ниже. Затем вопросы быстро проверяются и происходит проверка – тест. Работают по вариантам. Затем меняются и происходит взаимопроверка. (8 минут)

Информационный лист для самостоятельной работы

1) История открытия групп крови

Краткая история переливания крови

 Проблема: в каком веке начали переливать кровь?

1492 г. – Римский папа Иннокентий VIII переливает кровь трех десятилетних мальчиков.

1666 г. – лондонский анатом Роберт Лоуэр. 1-й удачный опыт переливания крови на животных – собаках.

1667 – Жан Дени, профессор из Монпелье, переливает кровь ягненка душевнобольному. Всего Дени произвел 6 переливаний, но 2 закончились неудачно (!) и против него был возбужден уголовный процесс. Он был оправдан, но переливание крови во Франции было запрещено на 150 лет.

1818 – британский акушер и хирург Джеймс Бланделл успешно переливает кровь человека человеку и заявляет о пагубности переливания человеку крови животных. Таким путем он спас жизнь обескровленной роженицы.

1914 – русский врач Вадим Юревич синхронно с бельгийцами и американцами предлагает консервировать кровь раствором цитрата натрия. Это делает возможным заготовку донорской крови впрок.

1926 – по инициативе врача, писателя и философа Александра Богданова в Москве был открыт первый в мире Институт переливания крови.

1940 – уехавший в США от нацистов Карл Ландштейнер и его коллеги Александр Винер и Филипп Левин открыли резус-фактор.

1950 – изобретены пластиковые контейнеры, позволяющие разделять цельную кровь на компоненты и проводить терапию компонентами крови.

1983 – в СССР испытана «голубая кровь», созданная в Институте биофизики в Пущине. Две ампулы ввели 5-летней Ане Гришиной, которая была при смерти после тяжелейшей травмы и переливания несовместимой крови. Аня выжила и стала биологом.

1985 – против создателей «голубой крови» было открыто уголовное дело за опыты на людях. Профессор Феликс Белоярцев покончил с собой.

1996 – препарат, созданный Белоярцевым и его коллегами, прошел новые клинические испытания и получил допуск к применению в России.

2003 – в Стокгольме, в институте Karolinska, испытан порошок из крови. Его можно хранить несколько лет, разбавлять и переливать пациенту.

Таким образом, переливание крови пытались применить издавна, но иногда оно сопровождалось успехом, а иногда приводило к гибели тех, кому переливали кровь.

 

         в 1901 г. немецкий ученый Эрлих и его ученик Карл Ландштейнер открыли три группы крови, а затем чешский ученый Я. Янский открыл еще IV группу крови. Таким образом, все население земного шара имеет 4 разные группы крови

         Великое открытие Ландштейнера было в 1930 году отмечено присуждением Нобелевской премии.

         Таким образом, все население земного шара имеет 4 разные группы крови.

Резус-фактор был впервые обнаружен в 1940 году у обезьян макак – резусов и потому был так назван. Этот фактор (а на самом деле это большая группа – около 20 веществ) присутствует в эритроцитах большинства (около 85%) людей планеты. У 15% людей такого фактора нет, однако в их эритроцитах были обнаружены анти-резус факторы.

При переливании крови, несовместимой по резус-фактору, особенно, если это делается не в первый раз, происходит реакция агглютинации эритроцитов.

Особенно опасен резус – конфликт, который может возникнуть между матерью с – резус-фактором и ее + ребенком при беременности. Плод выделяет вещества, на которые у матери выделяются анти-резус факторы (антитела). Эти антитела разрушают эритроциты и кровеносную систему ребенка. Особенно опасна такая ситуация при второй и последующих беременностях (анти-резус вещества накапливаются).

Существование групп крови основано на содержании в эритроцитах и плазме крови веществ – агглютиногенов (изоантигенов) и агглютининов (изоантител).

В эритроцитах содержатся агглютиногены типа А и В, вещества, которые под действием агглютининов типа http://festival.1september.ru/articles/504967/Image5263.gif и ? плазмы неподходящего донора склеивают эритроциты в комочки. Такая реакция называется гемоагглютинация (склеивание крови).

Условно агглютиногены эритроцитов можно назвать “бумагой”, которая склеивается под действием “клея” - агглютинина плазмы.

Нужно добавить, что это “склеивание” происходит только между одноименными агглютиногенами и агглютининами: А + а, В + β. Разноименные вещества (например, А и β не влияют друг на друга).

В эритроцитах 1 группы нет агглютиногенов, но в плазме содержатся агглютинины а и β.

В эритроцитах 2 группы содержатся А-агглютиногены и агглютинин β  в плазме.

В третьей группе – наоборот – в эритроцитах В-агглютиноген, а в плазме агглютинин а.

Наконец, эритроциты 4 группы содержат А и В-агглютиногены, но в плазме нет агглютининов.

Отсюда понятна проблема переливания крови. Одноименные плазма и эритроциты не должны встретиться, иначе произойдет склеивание эритроцитов.

Так, кровь 1 группы подходит всем, но сама может принять только кровь такой же группы. Кровь 2 и 3 групп подходит тем же группам или 4. Кровь 4 группы нельзя переливать никому, за исключением людей с той же группой. Однако, кровь 4 группы принимает все группы крови при переливании.

3. Изучение нового материала.

Множественный аллелизм- существование в популяции более двух аллелей данного гена.

Кодоминирование- это такое взаимодействие аллельных генов, при котором у гетерозигот в фенотипе присутствует продукт обоих генов

Учитель рассказывает о наследовании групп крови, заполняется таблица

Группа крови  (фенотип)

 Агглютиногены –белки эритроцитов

 Агглютинины – белки плазмы

Генотипы

1 (0)

00

a и β

i0 i0

2 (А)

A

β

I A IA   или    IA i 0

3 (В)

B

a

I BI B   или  IB i 0

4 (АВ)

AB

00

IA IB

Решение задач

Алгоритм решения задачи вам уже почти понятен. Разбираем задачу на доске. Задачи на листочках.

Первую задачу учитель Первую задачу учитель показывает сам. Затем решаем самостоятельно. Две следующие на доске. Комментируют учащиеся.

1. У мальчика I группа, у его сестры – IV. Что можно сказать о группах крови их родителей?

Решение

Генотип мальчика – j0j0, следовательно, каждый из его родителей несет ген j0.

Генотип его сестры – JAJB, значит, один из ее родителей несет ген JA, и его генотип – JAj0 (II группа), а другой родитель имеет ген JB, и его генотип JBj0 (III группа крови).

Ответ

У родителей II и III группы крови.

 

2. У матери четвертая группа крови, а у отца третья. Какие группы крови могут быть у их детей? Рассмотрите оба случая – а) отец гомозиготен; б) отец гетерозиготен.

 

3.  «В суде слушается дело по взысканию алиментов. Мать имеет I группу крови, дети – II, III. Может ли быть отцом детей мужчина с IV группой крови?» 

 

4. Один из родителей имеет 3 группу крови, а ребенок 4. Какой может быть группа крови у второго родителя?

 

5. У мальчика – 1 группа крови, а у сестры- 4. что можно сказать о группах крови их родителей?

 

 6. Женщина с 3 группой возбудила дело о взыскании алиментов, имеющего 1 группу, утверждая, что он отец ребенка. У ребенка 1 группа. Какое решение должен вынести суд?

7. Отец имеет третью группу крови (гетерозигота), а мать первую. Какая группа крови может быть у их детей? Рассмотрите оба случая.

8. Может ли пара с первой группой крови иметь ребенка с четвертой группой крови? 

9. Один из родителей имеет вторую группу крови, ребенок – четвертую. Какая группа крови может у второго родителя?

10. Женщина имеет четвертую группу крови, муж первую, а их сын – тоже четвертую. Кому из родителей этот ребенок приходится неродным?  

11. У матери первая группа крови с положительным резус-фактором (гетерозигота), у отца – третья (гомозигота) с отрицательным. Какими могут быть их дети по указанным признакам?

4. Закрепление.

Решить самостоятельно задачи на карточках – все задачи оценены в баллах. 2 учащихся делают на выносных досках и затем проверяем. Листочки с решением сдать учителю. Задачи на 3 и 5 баллов проверяем на доске и учащиеся делают вывод – всего ли достигли, что было запланировано.

Задачи на группы крови для закрепления

Вариант 1

  1. Отец имеет третью группу крови (гетерозигота), а мать первую. Какая группа крови может быть у их детей? Рассмотрите оба случая. (2)
  2. Может ли пара с первой группой крови иметь ребенка с четвертой группой крови? (2)
  3. Один из родителей имеет вторую группу крови, ребенок – четвертую. Какая группа крови может у второго родителя? (3)
  4. Женщина имеет четвертую группу крови, муж первую, а их сын – тоже четвертую. Кому из родителей этот ребенок приходится неродным? (3)
  5. У матери первая группа крови с положительным резус-фактором (гетерозигота), у отца – третья (гомозигота) с отрицательным. Какими могут быть их дети по указанным признакам? (5)

Задачи на группы крови для закрепления

Вариант 2

  1. Мать имеет вторую группу крови (гомозигота), а отец первую. Какая группа крови может быть у их детей? Рассмотрите оба случая. (2)
  2. Может ли пара с четвертой группой крови иметь ребенка с первой группой крови? (2)
  3. Один из родителей имеет третью группу крови, ребенок – первую. Какая группа крови может быть у второго родителя? (3)
  4. Отец имеет первую группу крови, мать – четвертую, их дочь – третью. Родной ли приходится девочка родителям? (3)
  5. У матери первая группа крови с положительным резус-фактором(гетерозигота), у отца – вторая(гомозигота) с отрицательным. Какими могут быть их дети по указанным признакам? (5)

5. Задание на дом

Решить задачи и заполнить таблицу

Таблица «НАСЛЕДОВАНИЕ ГРУПП КРОВИ У ЧЕЛОВЕКА»

 

Группы крови родителей

Группы крови детей

ЖЕНЩИНА

МУЖЧИНА

i0 i0

I A IA  или  IA i 0

I BI B  или  IB i 0 

IA IB

I

I

 

 

 

 

I

II

 

 

 

 

I

III

 

 

 

 

I

IV

 

 

 

 

П

1

 

 

 

 

II

II

 

 

 

 

II

III

 

 

 

 

II

IV

 

 

 

 

Ш

1

 

 

 

 

Ш

П

 

 

 

 

III

III

 

 

 

 

III

IV

 

 

 

 

IV

IV

 

 

 

 

Вопросы для само- и взаимоконтроля

Группы крови

1. Кем и когда открыты группы крови?

2. Какие существуют группы крови?

3. От чего зависит группа крови? Между какими веществами происходит реакция агглютинации?

4. Чем отличаются плазма и эритроциты крови разных групп?

5. Для чего нам знать группу крови? Как следует проводить переливание крови?

Резус-фактор

1. На каком объекте и когда был открыт резус-фактор?

2. Каким может быть резус-фактор?

3. От чего зависит резус-фактор?

4. Как отличаются эритроциты резус+ и резус- крови и какая реакция между ними происходит?

5. Для чего человеку знать свой резус-фактор? Что такое резус-конфликт и когда он возникает?

Тест в качестве проверки все выполняют самостоятельно на отдельных листочках, которые затем передаются соседу для взаимопроверки.

1 вариант

1. Группы крови были открыты:

а) в 1900

б) в 1940

в) в 1865

2. Агглютиногены находятся в:

а) плазме крови

б) эритроцитах

в) и в плазме, и в эритроцитах

3. Реакция агглютинации происходит между:

а) А и В агглютиногенами

б) А-агглютиногеном и http://festival.1september.ru/articles/504967/Image5264.gif-агглютинином

в) А-агглютиногеном и http://festival.1september.ru/articles/504967/Image5263.gif-агглютинином

4. Кровь первой группы не содержит:

а) ни агглютининов, ни агглютиногенов

б) агглютиногенов в эритроцитах

в) агглютининов в плазме

5. Кровь второй группы можно переливать:

а) 1 и 4

б) 2 и 4

в) 3 и 1

6. Резус фактор был открыт на:

а) обезьянах

б) кроликах

в) морских свинках

7. Резус-фактор находится в:

а) плазме крови

б) эритроцитах

в) и в плазме, и в эритроцитах

8. Резус – конфликт возникает между:

а) резус+ матерью и резус- плодом

б) резус- матерью и резус+ плодом

в) резус- матерью и таким же плодом

2 вариант

1. Группы крови были открыты:

а) Мечниковым

б) Ландштейнером и Янским

в) Пастером

2. Агглютины находятся в:

а) и в плазме, и в эритроцитах

б) эритроцитах

в) плазме крови

3. Реакция агглютинации происходит между:

а) и агглютининами

б) В-агглютиногеном и http://festival.1september.ru/articles/504967/Image5264.gif-агглютинином

в) В-агглютиногеном и http://festival.1september.ru/articles/504967/Image5263.gif-агглютинином

4. Кровь четвертой группы содержит:

а) агглютинины и агглютиногены всех типов

б) агглютиногены А и В в эритроцитах

в) агглютинины и в плазме

5. Кровь третьей группы можно переливать:

а) 1 и 4

б) 2 и 4

в) 3 и 4

6. Резус фактор был открыт в:

а) 1900

б) 1960

в) 1940

7. Резус-фактор находится в:

а) плазме крови

б) эритроцитах

в) и в плазме, и в эритроцитах

8. Резус – конфликт возникает между:

а) резус- матерью и резус+ плодом

б) резус+ матерью и резус- плодом

в) резус- матерью и таким же плодом

Вывод делают учащиеся – чего хотели достичь и достигли ли.

Березка из бисера своими руками Мастер-класс берёза из бисера . спасибо вам большое за Ваш МК.http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSPpmTfVCb1OBeFE4--x4XPIqfyegVqWV8IVH3LLrgchQNU9yiy


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по биологии "Группы крови"для 8 класса

презентация содержит информацию об изучении крови как основной жидкости организма....

Конспект логопедического урока с группой обучающихся 2 класса «Дифференциация звуков ч и щ в слогах, словах, предложениях, тексте».

Представлен материал  для проведения учебного занятия с группой обучающихся  2 -го класса.  Материал состоит : - Конспект  логопедического урока  с группой обуча...

Урок биологии 8 класс к разделу "Кровь. Кровообращение", презентация на тему "Тканевая совместимость. Группы крови".

Данная презентация содержит материал, который полностью расскрывает тему "Тканевая совместимость". На слайдах присутствует информация, которая завладевает вниманием учеников с первых минут урока. В не...

презентация "Решение задач на группы крови"

Презентация к уроку "Решение задач на группы крови" (биология 10 класс)...

конспект урока «Эволюция кровеносной системы. Кровь». 7 класс

Выявление усложнения кровеносной системы животных в процессе эволюции через прослеживание  её строения от кольчатых червей до млекопитающих; изучить состав крови и ее функции....

Опорный конспект к задачам ОГЭ по геометрии 9 класс

Опорный конспект к задачам  ОГЭ по геометрии 9 класс...

Задачи «Наследственность по группе крови». Биология 10-11 класс (генетика)

Задачи «Наследственность по группе крови».Составитель: Сторчакова И.П., МБОУ Манычская СОШ Зерноградского района...