конспект урока «Эволюция кровеносной системы. Кровь». 7 класс
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Бешевец Елена Евгеньевна

Выявление усложнения кровеносной системы животных в процессе эволюции через прослеживание  её строения от кольчатых червей до млекопитающих; изучить состав крови и ее функции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_biologii_na_temu_evolyutsiya_krov_sistemy.docx192.95 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по биологии на тему «Эволюция кровеносной системы. Кровь». 7-й класс , подготовила и провела Бешевец Е.Е., учитель высшей категории МБОУ «СОШ № 174» Советского района г Казань

Цель:

  • Выявить усложнения кровеносной системы животных в процессе эволюции через прослеживание  её строения от кольчатых червей до млекопитающих; изучить состав крови и ее функции.

Задачи:

Образовательная: 

  • Учащиеся должны знать состав и функции крови;
  • Иметь представления об усложнении кровеносной системы в процессе эволюции;
  • Понимать взаимосвязь строения и функций кровеносной системы.

Развивающая: 

  • Развитие логического мышления о ходе эволюции кровеносной системы;
  • Умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, систематизировать знания о взаимосвязи строения и функций сердца;
  • Активизировать познавательную деятельность учащихся через разные формы организации работы на уроке.

Воспитательная: 

  • Продолжить развитие коммуникативного умения работать в группах;
  • Умение выражать свою мысль;
  • Применять свои знания на практике;
  • Формирование правильного восприятия окружающей природы.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.      

Технологии: коммуникативно – диалоговая деятельность, ИКТ, элементы игровой, здоровьесберегающей технологии  

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, листы с заданиями

Ход урока:

  1. Актуализация знаний и умений:

Домик сделанный из сетки

Называют дети… (клеткой)

Живет в теле животных множество маленьких клеток. И есть среди них три брата: эритроцит, лейкоцит и тромбоцит (слайд 1). Кто может назвать какая система является домом этих клеток? (КС) (V) И решили наши герои отправится в прошлое, чтобы, познать историю возникновения, развития и функционирования их дома – кровеносной системы. И нас они пригласили с собой в путешествие, чтобы по дороге мы отвечали на вопросы, выполняли задания. Поедем? (…) Чтобы отправиться в путь, нам предстоит выполнить первое задание: у каждого путешествия есть название маршрута. Давайте сформулируем тему урока.

  1. Сообщение темы и целей урока: (слайд 2) Тема урока: «Эволюция кровеносной системы. Кровь». Цель? Познакомиться со строением и значением КС.
  2. Формирование новых знаний: Наши герои знают как их зовут, но не знают значения их имен. Поможем им. Как дать определение: Эритроцит, лейкоцит, тромбоцит? (слайд 3) (V)

Какую работу они совершают в организме? Попробуйте найти ответ на этот вопрос в загадке:

По реке бежит вода,  Ярко – красная она.                                                                                       Корабли по ней плывут,    Пищу органам везут,                                                                         Кислород они подвозят,  Углекислый газ увозят.                                                                                    И умеют воевать –  От микробов защищать.  

(запись в тетрадь) (V)

img1

Молодцы! Отправляемся дальше в водную среду. Нас встречают животные (слайд 5), которых наши герои  не знают. А вы можете их назвать? (амёба, медуза). Есть ли у них кровеносная система? (нет) А почему? (просто устроены)

Поехали дальше. Посетим почвенную среду. Что это за животное нас здесь встречает? (дождевой червь) (слайд 6)  Он рассказал нашим  героям о строении его КС:  она замкнутая, т.е. кровь двигается только по сосудам и не выливается в полость тела, состоит из спинного и брюшного сосудов, которые соединены кольцевыми сосудами. От длинных сосудов отходят мельчайшие сосудики – капилляры. Мы говорим до свидание дождевому червю и отправляемся в путь.

Следующая остановка: «Наземно – воздушная среда».( слайд 7) Посмотрите на небо, сколько здесь насекомых летает. Кто это? (……) У них КС незамкнутая, т.е кровь из сосудов выливается в полость тела, омывает их и возвращается обратно. А чтобы проделать такой путь, ей помогает сердце своим сокращением.

Эритроциту, лейкоциту и тромбоциту всё так интересно, они торопят нас идти дальше, но мы устали и хотим отдохнуть. Поиграем?

Физкультминутка. Игра называется «Вставай, сиди». Я говорю утверждения, а вы, если с ним согласны, то встаете, если нет, то сидите..

  1. Ящерица дышит легкими.
  2. Рыба покрыта перьями
  3. У позвоночных животных внутренний скелет
  4. У голубя между пальцами плавательные перепонки      
  5. По потребляемой пищи животных подразделяют на растительноядных , хищных, всеядных.

Следующая станция «Позвоночные животные» (слайд 8 )

Без рук, без ног,      У реки растет камыш      Бегает среди камней       Он по-рабочему одет                                                                                                                                                 А плавает…         В камыше живет малыш    Не угонишься за ней       Удобно, просто, ловко (рыба)                   Он с зеленой кожицей       Ухватил за хвост, но ах!   На нем малиновый берет  

                              И с зеленой рожицей.         Удрала, а хвост в руках    И пёстрая спецовка

    Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается!   (собака)  

Кровеносная система позвоночных животных имеет еще более сложное строение:

Перед вами КС всех позвоночных животных. (слайд 9) В чем между ними сходство? (сердце, сосуды)

Чем отличаются? (количество камер в сердце: у рыб двухкамерное (желудочек, предсердие); у земноводных трехкамерное (2 предсердия и желудочек); у птиц и млекопитающих четырехкамерное (2 предсердия, 2 желудочка) и кругов кровообращения: у рыб один, у всех остальных два)

(запись в тетрадь): (слайд 10)

img2

  1. Закрепление новых знаний: Я думаю, что наши герои остались довольными от путешествия. Пора обратно в путь. А чтобы вернуться, нам надо ответить на вопросы и выполнить задания.

У всех животных есть кровеносная система?     У кого нет?        У кого впервые она появилась? Мы проследили усложнения кровеносной системы у позвоночных животных в процессе эволюции. Какой вывод можно сделать?(слайд11)

Эволюция шла в направлении создания специализированной кровеносной системы, способной обеспечивать все клетки тела необходимыми для жизнедеятельности веществами.

(слайд 12) возьмите «Мыслительные листы». Первое задание: Перед вами  дождевой червь, пчела, собака  в первом столбике, во втором типы КС. Соедините стрелочками животное и его КС.

Второе задание: тест на нахождение соответствия: нарисованы сердца позвоночных животных в беспорядке. Расставьте буквы в порядке усложнения строения

А – рыбы                                   Г - птицы

Б – земноводные                       Д - млекопитающие

В – пресмыкающиеся

Посмотрите на правильные ответы (слайд      )

Вам понравилось путешествие? Мы говорим до свидания нашим героям, с ними встретимся в 8 классе при более подробном изучении КС человека.

  1. Домашнее задание:  п 40, учить строение КС и определения

МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ЛИСТ

Первое задание: Перед вами  дождевой червь, пчела, собака  в первом столбике, во втором типы КС. Соедините стрелочками животное и его КС.

ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ                                       НЕЗАМКНУТАЯ

ПЧЕЛА                                                              ЗАМКНУТАЯ

СОБАКА

Второе задание: тест на нахождение соответствия: нарисованы сердца позвоночных животных в беспорядке. Расставьте буквы в порядке усложнения строения

А – рыбы        Б – земноводные          В - млекопитающие

МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ЛИСТ

Первое задание: Перед вами  дождевой червь, пчела, собака  в первом столбике, во втором типы КС. Соедините стрелочками животное и его КС.

ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ                                       НЕЗАМКНУТАЯ

ПЧЕЛА                                                              ЗАМКНУТАЯ

СОБАКА

Второе задание: тест на нахождение соответствия: нарисованы сердца позвоночных животных в беспорядке. Расставьте буквы в порядке усложнения строения

А – рыбы        Б – земноводные          В - млекопитающие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 7 классе "Эволюция кровеносной системы"

Эволюция кровеносной системы...

Эволюция кровеносной системы. Кровь.

Данный урок рассматривается в разделе" Строение, индивидуальное развитие, эволюция"...

презентация к уроку биологии в 7 классе "Кровеносная система. Кровь"

В презентации наглядно видно изменения кровеносной системы от кольчатых червей до млекопитающих. Сравнивается строение сердца, описывается состав крови, предлагаются задания "Угадай" и вопросы для зак...

Урок 7 класс тема "Эволюция кровеносной системы"

Проследить эволюцию кровеносной системы от кольчатых червей до млекопитающих,выявить особенности строения, отличительные особенности....

Технологическая карта урока биологии "Кровеносная система. Кровь", 7 класс

Цели:1. Образовательные:Сформировать представления об эволюционном изменении органов кровообращения животных.Проследить эволюцию кровеносной системы  от дождевых червей до млекопитающих.Выяснить ...

конспект урока "Вегетативная нервная система" 8 класс

Тема: Вегетативная нервная системаОбразовательная технология: проблемно-диалогическаяЦель: сформировать представление о значении автономной нервной  системы в жизни человека,  показать ...