Эволюция кровеносной системы. Кровь.
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Данный урок рассматривается в разделе" Строение, индивидуальное развитие, эволюция"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon evolyuciya_krovenosnoy_sistemy.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Эволюция кровеносной системы. Кровь.

Цель:

  1. Проследить эволюцию кровеносной системы от кольчатых червей до млекопитающих;
  2. Выявить усложнения кровеносной системы в процессе эволюции;
  3. Изучить состав крови и ее функции.

Задачи:

Образовательная: 

  1. Учащиеся должны знать состав и функции крови;
  2. Иметь представления об усложнении кровеносной системы в процессе эволюции;
  3. Понимать взаимосвязь строения и функций кровеносной системы.

Развивающая: 

  1. Развитие логического мышления о ходе эволюции кровеносной системы;
  2. Умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, систематизировать знания о взаимосвязи строения и функций сердца;
  3. Активизировать познавательную деятельность учащихся через разные формы организации работы на уроке.

Воспитательная: 

  1. Продолжить развитие коммуникативного умения работать в группах;
  2. Умение выражать свою мысль;
  3. Применять свои знания на практике;
  4. Формирование правильного восприятия окружающей природы

Оборудование: таблицы “Схема кровообращения позвоночных животных”, “Сердце”, изображения рыбы, лягушки, ящерицы, птицы, млекопитающего и схемы строения сердца позвоночных животных.

Ход урока:

 Учитель: Послушайте отрывок из сказки Кэрола Доннера “Тайны анатомии” и скажите, о каком процессе, происходящем в нашем организме, идет речь. Герои сказки Вольняшка, Макс и Молли.

“…Они влетели в левое предсердие, а оттуда сквозь двустворчатый клапан – в огромный левый желудочек. Его бугристые стенки мощно сжались, и их выкинуло в широченный кровеносный сосуд.

Аорта! – взвизгнул Вольняшка, едва вновь собрался. Аорта чуть растянулась, напряглась и выбросила их в одно из многочисленных своих разветвлений.

Позади них гремело сердце, и после каждого удара они ощущали мощь, которая гнала их вперед… Они повернули раз, другой, третий и поплыли все медленнее.

Ученик: В данном отрывке речь идет о процессе кровообращения.

Учитель: Что такое кровообращение?

Ученик: Кровообращение – это процесс непрерывного движения крови в организме.

Учитель: Кровь это удивительная ткань. И именно ее,  философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы и ее приносили в жертву богам. И по настоящее время существует выражение «Кровь-носительница жизни»

Учитель: почему же кровь носительница жизни?

Учитель: Почему так важно присутствие крови в организме? Какого ее строение, состав, какие функции она выполняет?

Учитель: Сегодня на уроке мы изучим строение и функции кровеносной системы  и крови животных. Проследим, как в эволюции менялось их строение

Слайд 1 (тема)

Учитель: работая  с учебником (стр. 218, 219) и дополнительным материалом, который лежит  у вас на столах ИЗУЧИТЕ СТРОЕНИЕ КРОВИ И ЗАПОЛНИТЕ СХЕМУ.

Учитель:Что же такое кровь?

Ученик: Кровь – это жидкая соединительная ткань, циркулирующая в кровеносной системе.

Учитель: В процессе эволюции изменялся состав и функции крови. У кольчатых червей и моллюсков кровь близка по составу к морской воде и в ней мало лейкоцитов и эритроцитов. То у животных,  освоивших наземный образ жизни, увеличивается число этих клеток, развиваются дополнительные функции.

Учитель: Глядя на составленную схему мы можем выделить основные функции крови. Давайте сделаем вывод какие функции выполняет кровь?

Функции крови:

  1. Транспортная:
  1. перенос кислорода
  2. доставка питательных веществ, витаминов к клеткам тела
  3. удаление из тканей конечных продуктов обмена

  2. Защитная

  1. защита организма от инфекций и чужеродных тел
  2. защита от кровопотери
  1. Регуляторная – регуляция температуры тела.

Учитель: Где находится кровь в организме животных? (В кровеносной системе)

Учитель: Из чего состоит кровеносная система? Задание. Изучив по слайдам строение КС животных

Слайд 3 (строение КС)

Ученик: КС состоит из сердца и сосудов, которые представлены артериями, венами и капиллярами.

Слайд 3 (строение КС)

Артерии- это сосуды, несущие кровь от сердца.

Слайд 4 (артерии)

Вены- это сосуды, несущие кровь к сердцу

Слайд 5 (вены)

Капилляры- тонкие трубочки со стенками из одного слоя клеток.

Слайд 6

 (капилляры) 

Учитель: Все ли организмы имеют кровеносную систему? (Простейшие, губки, кишечнополостные черви с диаметром тела до 1 мм КС не имеют. Процессы жизнеобеспечения ( газообмен, питание и выделение) каждая клетка осуществляет самостоятельно.)

Рассмотрите предложенные иллюстрации животных и вспомните, у кого впервые в процессе эволюции появилась кровеносная система? Назовите систематическую группу этих животных

Слайд

Ученик: У кольчатых червей.

Слайд 7 (дождевой червь)

Учитель: Она у них замкнутого типа, т. е кровь движется только по сосудам и не выливается в полость тела, и состоит из спинного и брюшного сосудов, соединенных между собой кольцевыми сосудами.

Ученик: Рассказ про КС червей.

Учитель: Для моллюсков, членистоногих характерна незамкнутая КС. Что это значит?

Ученик: Рассказ про КС моллюсков. назовите основные органы, образующие кровеносную систему Моллюсков

Слайд 8 (моллюски)

Учитель: Какие типы КС вам известны? (Замкнутая и незамкнутая)

Учитель: У позвоночных животных, к которым относятся рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие, КС устроена по единому плану и характеризуется дальнейшим усложнением строения. Она замкнутая, состоит из сосудов и хорошо развитого сердца, которое состоит из камер- предсердий и желудочков.

У всех ли позвоночных одинаковое число камер?

У вас на столах лежат конверты с пазлами. Ваша задача, собрать и назвать к какой систематической группе организмов относят данное сердце.

Разместите сердца в порядке развития на ступенях.

Ступени

Учитель: А я разместила таким образом. Кто из нас прав? Докажите.

Слайд 9 (строение сердца)

Учитель: Если изменяется строение сердца в ходе эволюции, меняется ли и строение  кровеносной системы?

Видеослайд (рыба)

Учитель: Наибольшего развития достигла КС у птиц и млекопитающих. Они имеют четырехкамерное сердце и замкнутую КС.

Видеослайд (заяц).

Учитель: Как вы думаете с чем связано усложнение КС. (Наземный образ жизни приводит к образованию легких –органа обеспечивающего газообмен между кровью и воздухом)

Учитель: Действительно ли кровь является носительницей жизни?

Слайд 13 (вывод)

Вывод: 

  1. Эволюция системы кровообращения шла по пути создания высокоспециализированной КС, обеспечивающей всем клеткам тела необходимые для их жизни условия.
  2. В связи с наземным образом жизни изменяется и состав крови, развиваются дополнительные функции.

Рефлексия:

Учитель: Мы весь урок произносили очень интересное слова «ЭВОЛЮЦИЯ», так, что же оно означает? (Эволюция- историческое развитие  мира)

Учитель: Действительно ли кровь является носительницей жизни?

У вас на столах лежит лакомый кусочек. Как это связано с нашей сегодняшней темой? (Из крови КРС изготавливают гематоген- препарат, повышающий содержание железа в крови человека)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - экскурсия по теме: "Кровеносная система. Кровь."

Урок - экскурсия по теме: "Кровеносная система. Кровь" в 7 классе. Цель урока: проследить эволюцию кровеносной системы животных и обобщить знания обучающихся. Виртуальная экскурсия в музей "изобретени...

Презентация:"Эволюция кровеносной системы животных".

Данная презентация может быть использована на уроках биологии в качестве демонстрационного материала....

Урок в 7 классе "Эволюция кровеносной системы"

Эволюция кровеносной системы...

Кровеносная система. Кровь. 7 класс

кровеносная система. кровь.Диффузия – процесс:а) выравнивания концентрации кислорода внутри организма и в окружающей его среде; б) поступления кислорода в организм; в) газообмена.2. Всей поверхн...

презентация к уроку биологии в 7 классе "Кровеносная система. Кровь"

В презентации наглядно видно изменения кровеносной системы от кольчатых червей до млекопитающих. Сравнивается строение сердца, описывается состав крови, предлагаются задания "Угадай" и вопросы для зак...

Урок 7 класс тема "Эволюция кровеносной системы"

Проследить эволюцию кровеносной системы от кольчатых червей до млекопитающих,выявить особенности строения, отличительные особенности....

конспект урока «Эволюция кровеносной системы. Кровь». 7 класс

Выявление усложнения кровеносной системы животных в процессе эволюции через прослеживание  её строения от кольчатых червей до млекопитающих; изучить состав крови и ее функции....