Урок биологии 7 класс с использованием ИКТ. "КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА. КРОВЬ". ( Виртуальная экскурсия в музей «изобретений» природы)
учебно-методический материал по биологии (7 класс) на тему

Мутурнюк Ирина Николаевна

КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА. КРОВЬ. 7 КЛАСС
(урок с использованием ИКТ).

Виртуальная экскурсия в музей «изобретений» природы

 

 

 

Цель: проследить эволюцию кровеносной системы  и обобщить знания учащихся.

Задачи:

образовательные: вспомнить особенности строения кровеносной системы животных разных групп; изучить состав крови, её функции;

развивающие: развивать умение выявлять различия в строении сердца, системы кровообращения разных групп животных;

воспитательные: формировать правильное представление об эволюционном изменении органов кровообращения, воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krovenosnaya_sistema._krov._7_klass.rar733.3 КБ

Предварительный просмотр:

КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА. КРОВЬ. 7 КЛАСС
(урок с использованием ИКТ).

Виртуальная экскурсия в музей «изобретений» природы

Цель: проследить эволюцию кровеносной системы  и обобщить знания учащихся.

Задачи:

образовательные: вспомнить особенности строения кровеносной системы животных разных групп; изучить состав крови, её функции;

развивающие: развивать умение выявлять различия в строении сердца, системы кровообращения разных групп животных;

воспитательные: формировать правильное представление об эволюционном изменении органов кровообращения, воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.

Оборудование: слайдовая презентация, карточки с терминами, кружки зелёного и красного цветов.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма урока: урок-экскурсия.

ХОД УРОКА

В добрый час, ребята!
Будем, ребята, беречь доброту,
Будет, ребята, беречь красоту,
Будем дерзать, будем творить,
Улыбку познанья Уроку дарить!
Учитель: Пожелайте всего доброго друг другу!
Ученики желают друг другу добра.
Нашим гостям.
Чтобы гости захотели
К нам на урок прийти опять.
Ученики приветствуют учителей.

Учитель. Сегодня мы проведём необычный  урок - отправимся в музей «изобретений» природы. У природы много чудес и разных «изобретений», но нас пока интересует одно из них - кровеносная система. (Объявляет тему урока -«Кровеносная система. Кровь»)

Совершая экскурсию по залам, мы узнаем, как изменялась кровеносная система, состав крови в процессе эволюции животных.

Начнём экскурсию с проверки необходимых терминов и понятий по данной теме.

Учитель показывает на карточках термины, учащиеся дают им определения.

Термины: сердце, вены, кровообращение, венозная кровь, артерии, незамкнутая кровеносная система, желудочек, предсердие, замкнутая кровеносная система, артериальная кровь, капилляры.

Учитель. Вспомнив необходимые понятия, я предлагаю вам войти в первый зал.

ЗАЛ № 1 «ПЛЕНЁННОЕ МОРЕ»

В этом зале мы найдём ответ на вопрос: Что делает кровь внутри организма?

Также мы узнаем:

Состав крови.

Функции крови.

Эволюцию состава крови.

Учитель. Представим, что мы уменьшились в 100 тысяч раз и оказались внутри кровеносного сосуда. Итак, совершим путешествие по кровяному руслу.

Многие считают, что кровь - это однородная красная жидкость. Действительно, на 55 % кровь  состоит из жидкости - плазмы, но не красной, а светло-желтой. А плазма на 90 % состоит из воды, остальное - растворённые в ней соли, белки, витамины, вредные вещества, которые предстоит выбросить из организма.

Оказавшись в кровяном потоке, можно заметить, что кровь - не жидкость, а текучая ткань. Вокруг нас со всех сторон плывут особые клетки крови. Их называют форменными элементами:

  • Красные кровяные клетки - эритроциты (именно они придают крови красный цвет). Имеют округлую или овальную форму. Позже в процессе эволюции эти клетки тоже будут изменяться. Эритроциты доставляют кислород от легких ко всем клеткам организма. В них содержится белок гемоглобин. Когда кровь проходит через легкие, гемоглобин присоединяет молекулы кислорода. Без «пассажира» - кислорода - гемоглобин имеет тёмно-красный цвет, а приняв его - ярко-алый. Соответственно меняется и цвет крови: из бедной кислородом и тёмной она превращается в богатую кислородом и алую. Совершая путешествие через организм, эритроциты отдают кислород тканям.
  • Лейкоциты - бесцветные клетки, похожие на «амёб». Выдвигая ложноножки, они двигаются сами по себе. Захватывая ложноножками чужеродные вещества, микробы, они поедают их, защищая организм, а сами погибают.
  • Тромбоциты - кровяные пластинки. Это не клетки, а «осколки» специальных клеток. Они защищают организм от потери крови, закрывая рану.

Учитель предлагает учащимся составить в тетради схему «Состав крови». Затем провернем правильность выполнения работы.

• Какие функции выполняет кровь?

Учащиеся, прослушав информацию и прочитав текст о функциях крови, записывают в тетрадь. Функции крови»

Учитель. Итак, какие функции выполняет кровь? (транспортную, регуляторную, защитную)

Мы узнали, что кровь - это особая ткань, представляющая собой сложнейший мир, населённый миллиардами живых клеток, каждая из которых выполняет свою работу.

• Все ли животные имеют кровь красного цвета?

Оказывается, у некоторых моллюсков кровь бесцветна и по составу ближе к морской воде. У других моллюсков (например, головоногих) она имеет голубой цвет. Кислород у них переносит не
гемоглобин, содержащий железо, а другой белок,
содержащий медь. У дождевого червя кровь красного цвета и содержит гемоглобин. Но он не собран в эритроциты, а растворён в крови. Из-за этого  кровь может переносить мало кислорода. Позвоночным животным кислорода надо больше. Но если увеличить количество растворённого гемоглобина, кровь станет слишком вязкой. Природа выходит из затруднения, «собирая» гемоглобин в клетки - эритроциты.

• Используется ли кровь животных человеком?

На столах у вас находятся буклеты, найдите раздел «Знаете ли вы, что ... » И прочитайте об использовании крови животных человеком.

Мы посетили зал, который называется «Плененное море». Почему он так назван?

Оказывается, учёные обнаружили удивительное сходство в составе солей крови и морской воды. Получается, что живые организмы сохранили внутри
себя частицу вод древнего океана.

ЗАЛ № 2 «УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ»

Вопрос, на который мы ответим: Как изменялась кровеносная система в процессе эволюции  животных?

Мы узнаем:

  1. Животных, у которых впервые возникла кровеносная система.
  2. Изменения в строении кровеносной системы в процессе эволюции.
  • Все ли животные имеют кровь и кровеносную систему?
  • У каких изображённых животных впервые появляется кровеносная система?
  • К какому типу относятся дождевые черви?
  • Что представляет кровеносная система дождевого червя? (Замкнутая, имеются брюшной, спинной и кольцевые сосуды, роль сердца выполняют пять пар пульсирующих кольцевых сосудов)
  • Какие изменения происходят в кровеносной системе моллюсков? (Появляется сердце - одно из «изобретений» природы; незамкнутая) 
  • У каких животных, кроме моллюсков, кровеносная система незамкнутая?
  • К какому типу они относятся? (Членистоногие)

Учитель. Природа на этом не останавливается, и в процессе эволюции возникают другие « изобретения » - замкнутая кровеносная система,
усложняется строение сердца, появляется второй круг кровообращения.

Кровеносная система хордовых животных

Представители от каждой группы берут карточку с названием класса хордовых животных и отвечают на вопросы учителя.

  • Какие изменения происходят в кровеносной системе рыб? (Кровеносная система замкнутая, сердце двухкамерное, один круг кровообращения)
  • Как движется кровь по системе кровообращения у рыб? (Рассказ с использованием слайда, рисунка или таблицы) (Из сердца кровь у рыб
    течёт к голове, где в жаберных капиллярах nа-
    сышается кислородом. Оттуда она течёт по
    всему телу. Органы тела получают насыщен-
    нию кислородом кровь)

Учитель. Но вот животные выходят на сушу.

  • Какие изменения претерпевает их кровеносная
    система?
    (Малый, или лёгочный, круг кровообращения - ещё одно «изобретение» природы в сердце три камеры. Если бы лёгкие образовались па месте жабр, то сохранился бы один
    круг кровообращения. Н о легкие земноводных развились из выростов глотки: появился малый круг.)
  • Какая кровь попадает к клеткам органов тела?
    (Смешанная, так как желудочек один, а предсердий два. Кислород пополняется также при помощи кожного дыхания земноводных)
  • Какие изменения происходят в кровеносной системе пресмыкающихся? (В желудочке сердца появляется неполная перегородка. но кровь остаётся смешанной) 
  • Что представляет собой кровеносная система птиц? (Сердце четырехкамерное с правой дугой аорты, полное разделение артериальной и венозной крови)
  • Есть ли различия в строении кровеносной системы птиц и млекопитающих? (Сердце четырехкамерное с левой дугой аорты, а у птиц - с правой)
  • Докажите, что увеличение числа камер сердца повышает уровень организации животного.

Вывод формулируют учащиеся, учитель обобщает и дополняет.

За время эволюции кровеносная система усложнилась. Из незамкнутой она стала замкнутой, в замкнутой системе усложнилась структура сердца,  появилось два круга кровообращения.

Таким образом, эволюция системы кровообращения шла по пути создания высокоспециализированной кровеносной системы, которая обеспечивает все клетки тела необходимыми для их жизни условиями.

ЗАЛ № 3 «БЕСКРОВНЫЕ ЖИВОТНЫЕ»

Вопрос, на который мы ответим: Все ли животные имеют кровеносную систему?

Учитель. Какие животные не имеют кровеносной системы?

Мы знаем, что все ткани животных должны дышать, получать кислород.

  • Как же перечисленным животным удаётся выйти из затруднения, не имея крови, доставляющей кислород? (У медуз, например, кишечная полость повторяет все изгибы тела, занимая его целиком. Получается так, что любая клетка тела медузы расположена не далее 1мм от воды, насыщенной кислородом. Она получает  кислород прямо из воды. У плоских червей форма тела уплощенная, что также позволяет каждой клетке тела получать кислород из воды. У кольчатых червей и моллюсков строение тела усложняется, кишечная полость уже  не занимает. всё тело целиком. Возникает необходимость во «внутреннем море»; которое омывало бы тело изнутри.)

Так в процессе эволюции возникла кровеносная система.

Учитель предлагает учащимся выполнить тестовую работу.

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА. КРОВЬ»

Вариант I

Задание 1

Выберите правильный ответ.

 1) Кровеносная система впервые появляется:

а) у моллюсков; б) у плоских червей;

в) у кольчатых червей; г) у круглых червей.

2) Сердце карася:

а) двухкамерное;

б) трёхкамерное без перегородки;

в) трёхкамерное с неполной перегородкой;

г) четырёхкамерное.

3)Замкнутую кровеносную систему имеет:

        а) дождевой червь;         б) речной рак;

        в) жук-олень;         г) паук-крестовик.

Задание 2

Выберите правильные утверждения.

1.Эритроциты выполняют защитную функцию.

2.Усложнение в строении сердца пресмыкающихся (по сравнению с земноводными) проявилось в образовании в желудочке неполной перегородки.

3. По венам птиц течёт только венозная, а по артериям - только артериальная кровь.

Вариант II

Задание 1

Выберите правильный ответ.

1) Кровеносная система отсутствует:

а) у членистоногих; б) у моллюсков;

в) у кольчатых червей; г) у иглокожих.

2)Сердце лягушки:

а) двухкамерное;

б) трёхкамерное без перегородки;

в) трехкамерное снеполной перегородкой;

г) четырёхкамерное.

3)Незамкнутую кровеносную систему имеет:

        а) дождевой червь;         б) большой прудовик;

        в) окунь;         г) ящерица.

Задание 2

Выберите правильные утверждения.

1.Лейкоциты выполняют транспортную функцию.

2. У млекопитающих в легкие из правого желудочка поступает артериальная кровь.

3. Гемоглобин способен присоединять и отдавать кислород.

Учитель. Итак, мы вспомнили особенности строения кровеносной системы животных разных групп, рассмотрели, как шла эволюция органов кровообращения, изучили состав крови и её значение.

Учитель подводит итоги урока.

Рефлексия. 

Чемодан, мясорубка,корзина
На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.



Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.



Мясорубка – информацию переработаю.



Корзина – всё выброшу.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ  § 41.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - экскурсия по теме: "Кровеносная система. Кровь."

Урок - экскурсия по теме: "Кровеносная система. Кровь" в 7 классе. Цель урока: проследить эволюцию кровеносной системы животных и обобщить знания обучающихся. Виртуальная экскурсия в музей "изобретени...

презентация к уроку биологии в 7 классе "Кровеносная система. Кровь"

В презентации наглядно видно изменения кровеносной системы от кольчатых червей до млекопитающих. Сравнивается строение сердца, описывается состав крови, предлагаются задания "Угадай" и вопросы для зак...

конспект урока «Эволюция кровеносной системы. Кровь». 7 класс

Выявление усложнения кровеносной системы животных в процессе эволюции через прослеживание  её строения от кольчатых червей до млекопитающих; изучить состав крови и ее функции....

Технологическая карта урока биологии "Кровеносная система. Кровь", 7 класс

Цели:1. Образовательные:Сформировать представления об эволюционном изменении органов кровообращения животных.Проследить эволюцию кровеносной системы  от дождевых червей до млекопитающих.Выяснить ...

Презентация к открытому уроку биологии в 7 классе "Кровеносная система. Кровь"

ОРГАНЫ КРОВЕНОСНОЙ СИСТЕМЫ:1.СЕРДЦЕ – ПРИВОДИТ КРОВЬ В ДВИЖЕНИЕ2.СОСУДЫ:АРТЕРИИ – КРОВЬ ОТНОСЯТ  ОТ СЕРДЦАВЕНЫ –  КРОВЬ ПРИНОСЯТ К СЕРДЦУКАПИЛЛЯРЫ -  МЕЛКИЕ СОСУДЫ, ГД...

Урок "Кровеносная система. Кровь" Биология 7 класс

Урок с использованием составления технологической карты урока...