Урок "Кровеносная система. Кровь" Биология 7 класс
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Сюрина Галина Анатольевна

Урок с использованием составления технологической карты урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_biologiya_7_kl_krovenosnaya_sistema._krov.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Относовская СОШ

Вяземского района Смоленской области

Конспект урока

Биология 7 класс

Тема «Кровеносная система Кровь»

Учитель: Сюрина Г.А.

Технологическая карта урока

Тема урока: Кровеносная система. Кровь.

Тип урока: урок «открытия нового знания».

Вид урока: урок смешанного типа

Цели урока:

  • проследить эволюцию кровеносной системы от дождевых червей до млекопитающих;
  • выяснить наличие замкнутой и незамкнутой кровеносных систем у различных групп животных;
  • проследить связь строения сердца со сложностью организации животных;
  • изучить состав крови и функции клеток крови;
  • развивать навыки анализа и умения обобщать.

УУД

Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Оборудование: учебники, рабочие тетради.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Приветствие учащихся, создание доброжелательной рабочей атмосферы в классе, проверка готовности рабочего места

Отвечают на приветствие.

Проверяют готовность к уроку: наличие учебников, тетрадей, дневника, письменных принадлежностей.

Актуализация знаний

Давайте вспомним тему предыдущего урока.

Вспоминают материал предыдущих уроков

Выполнение теста.

Вопрос № 1

Наружное пищеварение свойственно:

Простейшим

Паукам

Перепончатокрылым

Вопрос № 2 

Питаются только пищей животного происхождения:

Всеядные и плотоядные

Паразиты и хищные

Хищные и падальщики

Паразиты и всеядные

Вопрос № 3 

Ферменты – это:

Особые пищеварительные кислоты

Биологические катализаторы – ускорители процессов

Особые пищеварительные соки

Вопрос № 4 

Найдите ошибочное высказывание:

Кишечнополостные – многоклеточные животные с кишечной полостью

Пищеварительная система круглых червей имеет вид трубки, подразделенной на переднюю, среднюю и заднюю кишку с анальным отверстием на конце тела

У медуз появляется специальная пищеварительная железа – печень, способствующая лучшему перевариванию пищи

Вопрос № 5 

Слюнные железы впервые появились у:

Рыб

Земноводных

Пресмыкающихся

Вопрос № 6 

Отметьте процесс, сопровождающийся выделением энергии:

Разложение сложных веществ до более простых

Построение сложных органических соединений из простых

Вопрос № 7 

Клоака имеется у всех перечисленных, кроме:

Земноводных

Круглоротых

Высших млекопитающих

Рептилий

 Птиц

Вопрос № 8 

Источником энергии млекопитающих является:

Солнечный свет

Пища

Электричество

Неорганические вещества

Вопрос № 9 

Найдите ошибку:

Обмен веществ неотделим от превращения энергии в организме

Большую роль в обмене веществ играет газообмен

Все реакции обмена веществ и превращения энергии протекают при участии каких-либо биологических катализаторов, например – пищеварительных желез

Вопрос № 10 

Выберите верное утверждение:

В связи с наземным образом жизни у круглоротых появляются слюнные железы, смачивающие добычу слюной

Все пресмыкающиеся имеют ядовитые зубы

Желудок птиц подразделен на два отдела: железистый и мускулистый

Вопрос № 11 

Слепо замкнутую пищеварительную систему имеют:

Кишечнополостные

Иглокожие

Членистоногие

Хордовые

Вопрос № 12 

В эволюции анальное отверстие впервые появляется у:

Головоногих моллюсков 

Членистоногих

Брюхоногих моллюсков 

 Ракообразных 

Первичнополостных червей

Плоских червей

Хордовых

Определение темы урока и постановка целей

В течение нескольких уроков мы изучаем эволюцию строения и функций органов и их систем. Систему органов, которую мы будем изучать сегодня, вы хорошо знаете.

Знакомство с ней началось у нас не с первых уроков, т .к. она отсутствует у простейших, кишечнополостных, плоских и круглых червей.

Впервые мы начинаем говорить о ней при изучении типа Кольчатые черви, а именно с дождевого червя. Еще одна подсказка:

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/09/s_589c870a214e9/552271_1.png

рассмотрите животных разных типов и классов. Определите принадлежность животных к типу и классу, начиная с первого и дайте заключение о какой системе органов пойдет сегодня речь.

Ваши предложения: что бы вы хотели узнать на уроке?

Отвечают на вопросы:

1. Тип Кольчатые черви, класс Олигохеты;

2. Тип Моллюски, класс Брюхоногие;

3. Тип Членистоногие, класс Паукообразные;

4. Тип Хордовые, класс Ланцетники;

5. Тип Хордовые, класс Костные рыбы;

6. Тип Хордовые, класс Земноводные;

7. Тип Хордовые, класс Птицы;

8. Тип Хордовые, класс Млекопитающие.

Речь пойдет о кровеносной системе.

Формулируют тему урока:

«Кровеносная система. Кровь».

Формулируют цели урока.

«Открытие нового знания»

Давайте вспомним, у каких животных впервые появилась кровеносная система и каковы особенности ее строения?

Кровеносная система беспозвоночных (Самостоятельная работа учащихся с текстом и рисунками 25 и 163 учебника). Выполняют задание 1 стр. 109 рабочей тетради.

Кровеносная система позвоночных животных. (Самостоятельная работа учащихся с текстом и рисунком 164 учебника).

Выполнить задание 5 в рабочей тетради:

Дайте определение понятий.

  1. Артериальная кровь –
  2. Венозная кровь –
  3. Круг кровообращения –
  4. Сердце -

Состав и функции крови.

Используя представленные таблицы и изучив текст учебника стр.218-219, выполнить задания 12, 13 в рабочей тетради стр.112, 113.

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/09/s_589c870a214e9/552271_2.png

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/09/s_589c870a214e9/552271_3.png

У кольчатых червей. Замкнутая кровеносная система.

Кровеносная система моллюсков не замкнутая, есть сердце.

  1. Кровь, обогащенная кислородом.
  2. Кровь, насыщенная углекислым газом.
  3. Система замкнутых кровеносных сосудов, по которым течет кровь.
  4. Специальный орган, обеспечивающий движение крови.

12) Кровь

Плазма Форменные элементы

↓ ↓

Вода Лейкоциты

Соли Эритроциты

Питат. вещ-ва Тромбоциты

13) Функции крови:

Транспортная

Регуляторная

Защитная

Включение нового знания в систему знаний и повторение

Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика кровеносных систем позвоночных животных.

Холоднокровные

Класс Ланцетники 1 круг кровообращения, сердца нет.

1 круг кровообращения, сердца нет.

Класс Рыбы 1 круг кровообращения, двухкамерное сердце.

1 круг кровообращения, двухкамерное сердце.

Класс Земноводные 2 круга кровообращения, трехкамерное сердце, без перегородки.

2 круга кровообращения, трехкамерное сердце, без перегородки.

Класс Пресмыкающиеся 2 круга кровообращения, трехкамерное сердце, с неполной перегородкой.

2 круга кровообращения, трехкамерное сердце, с неполной перегородкой.

Теплокровные

Класс Птицы 2 круга кровообращения, четырехкамерное сердце.

2 круга кровообращения, четырехкамерное сердце.

Класс Млекопитающие 2 круга кровообращения, четырехкамерное сердце

2 круга кровообращения, четырехкамерное сердце.

Рефлексия деятельности

Организуется фронтальная беседа.

- что нового узнали сегодня на уроке?

- подводя итог, давайте сформулируем вывод об эволюции системы кровообращения.

Высказывают свое мнение.

Эволюция системы кровообращения шла по пути создания высокоспециализированной кровеносной системы, обеспечивающей всем клеткам тела необходимые для их жизни условия.

Итог урока

Подведение итога урока.

Д/з: §-41, задание10, 11 в рабочей тетради

Записывают Д/з.


Литература

  1. Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология: Животные. 7 кл.: учебник – М.: Дрофа, 2016
  2. Латюшин В.В., Ламехова Е.А. Биология: Животные. 7 кл.: рабочая тетрадь к учебнику Латюшина В.В., Шапкина В.А. «Биология: Животные. 7 кл.»– М.: Дрофа, 2016
  3. Латюшин В.В., Уфимцева Г.А.. Биология: Животные. 7 кл.: методическое пособие к учебнику Латюшина В.В., Шапкина В.А. «Биология: Животные. 7 кл.»– М.: Дрофа, 2016
  4. http://testedu.ru/test/biologiya/7-klass/organyi-pishhevareniya-obmen-veshhestv-i-prevrashhenie-energii.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачетная системе в классах с углубленным изучением математики.

 Вы познакомитесь с опытом работы учителей МОУ лицея № 82 по введению зачетной системы за 3 года....

Воспитательная система 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида "Путь к здоровью"

Презентация и анализ результативности функционирования ВСК в МКС(К)ОУ СКОШ VIII вида....

воспитательная система 5 класса

Воспитательная система класса  - это комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь которых обуславливает формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и развития членов классного...

Обобщающий урок по теме "Опорно-двигательная система" 8 класс

Тема: «Обобщение: опорно-двигательный аппарат». Цели урока:  озвучивают дети1. обобщить и систематизировать знания, распределение физических нагрузок в течение дня.2. формирование умения пр...

Контрольная работа "Кровеносная и дыхательная система" 8 класс

Контрольная работа в 8 классе по разделам "Кровеносная и дыхательная система" разработана  по учебнику Колесов Д.В. и др. Биология. Человек. 8 кл. М: Дрофа, 2006...

Урок "Реки. Части реки. Речная система." 6 класс.

Цель урока: сформировать понятия «река», «речная система», «бассейн», «водораздел», «пороги», «водопады». Раскрыть взаимосвязь между рельефом, горными породами и текучими водами. Продолжить формирован...