Интегрированный урок по биологии и обществознанию «Развитие ребенка после рождения»
план-конспект урока по биологии на тему

Целью урока является знакомство  учащихся с понятиями «интерес» и «склонность», «индивид» и «личность» и  воспитание  гражданской позиции  и правовой  культуры учащихся на примере выборов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по биологии и обществознанию

«Развитие ребенка после рождения»

Автор работы:

Волкова Ирина Ивановна

  МБОУ Гимназии №1

г. Светлоград

       учитель биологии

Пояснительная записка.

Интегрированный урок по биологии и обществознанию  для учащихся

 8 классов в рамках изучения индивидуального  развития организма человека.

Актуальностью данной работы является пропаганда повышения уровня правовой культуры будущих избирателей, актуализации интереса к проблемам связанным с избирательным правом и избирательным процессом, в рамках изучения развития человека и становления человека после рождения.

Целью урока является знакомство  учащихся с понятиями «интерес» и «склонность», «индивид» и «личность» и  воспитание  гражданской позиции  и правовой  культуры учащихся на примере выборов.

Задачи урока:

1. Раскрыть физиологические основы гигиены новорождённых и грудных детей, обосновать правила ухода за ними.

2. Показать изменения мужского и женского организма в состоянии пубертата и обосновать правила гигиены.

3. Дать понятие о психологических особенностях человека: темпераменте и характере.

4. Сформировать у учащихся представление об избирательном праве, избирательной системе, действующей в России, принципах участия граждан в выборах;

  1. Формировать у учащихся активную жизненную позицию, донести до их сознания необходимость участия каждого гражданина в выборах органов власти.

Форма урока: интегрированный урок.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения, применяемые на уроке:

1. По источнику знаний:

  • Словесные (вступительное слово учителя, сообщение учащихся).
  • Наглядный (опорный конспект, таблица сравнительной характеристики).

2. По характеру познавательной деятельности учащихся:

  • Объяснительно-иллюстративный.
  • Научно-исследовательский.
  • Проблемного изложения.

Элементы педтехнологий, используемых в ходе урока.

  • Технология дифференцированного подхода.
  • Технология проблемного обучения.
  • Игровые технологии.
  • Проблемное обучение

Ожидаемые результаты:

  • Повышение уровня правовой культуры будущих избирателей;
  • Повышение  представление об избирательном праве, избирательной системе, действующей в России, принципах участия граждан в выборах;
  • Сформировать у учащихся активную жизненную позицию, донести до их сознания необходимость участия каждого гражданина в выборах органов власти.
  • Актуализация  роли  гражданина в демократическом обществе.
  • В демократическом обществе гражданин имеет больше возможностей реализовать свои цели, но вместе с тем и несет большую ответственность за судьбу государства, в котором живет.
  • . Сформировать представление о самом процессе выборов и в целом об избирательной кампании и ее целях.

Цель: познакомить учащихся с понятиями «интерес» и «склонность», «индивид» и «личность», воспитать гражданскую позицию в жизни человека и правовую культуру учащихся на примере выборов.

Задачи:

1. Раскрыть физиологические основы гигиены новорождённых и грудных детей, обосновать правила ухода за ними.

2. Показать изменения мужского и женского организма в состоянии пубертата и обосновать правила гигиены.

3. Дать понятие о психологических особенностях человека: темпераменте и характере.

    4. Сформировать у учащихся представление об избирательном праве, избирательной системе, действующей в России, принципах участия граждан в выборах;

  1. Формировать у учащихся активную жизненную позицию, донести до их сознания необходимость участия каждого гражданина в выборах органов власти.

Форма урока: интегрированный урок.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения, применяемые на уроке:

1. По источнику знаний:

  • Словесные (вступительное слово учителя, сообщение учащихся).
  • Наглядный (опорный конспект, таблица сравнительной характеристики).

2. По характеру познавательной деятельности учащихся:

  • Объяснительно-иллюстративный.
  • Научно-исследовательский.
  • Проблемного изложения.

Элементы педтехнологий, используемых в ходе урока.

  • Технология дифференцированного подхода.
  • Технология проблемного обучения.
  • Игровые технологии.
  • Проблемное обучение

Основные понятия: пубертат, индивид и личность, темперамент и характер, экстраверты и интроверты, самооценка, избирательное право, активное, пассивное право граждан, дееспособность.

Оборудование: ТСО:  программное обеспечение Power point (приложения к уроку).

Диаграммы с результатами выборов, бумажная модель «идеальный кандидат», фломастеры, ватманы по количеству групп, раздаточный материал.

Источники: Конституция РФ, Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ” (извлечения).

ПЛАН УРОКА


п/п

Этап урока

Время
(мин.)

Методика
 проведения

1.

Организационный момент. Введение в тему, проблему.

1

Вступительное слово учителя. Беседа с классом.

2.

1 этап урока. Развитие ребенка после  рождения.

13

Работа с таблицей и схемами. Дискуссия.

3.

Индивидуальные особенности человека.

7

Заполнение схемы, работа с рисунками.

4.

2 этап урока. Анализ избирательной ситуации в Петровском районе.

6

Работа с диаграммами. Обсуждение.

5.

Избирательное право. Избирательные системы.

5

Анализ схем.

6.

 Основные стадии избирательного процесса.

5

Работа со схемой. Дискуссия.

7.

Идеальный кандидат.

4

Работа в группах: подготовка к защите проекта. Обсуждение.

8.

Подведение итогов урока.

1

Выводы в заключительном и обобщающем слове учителя. Обмен мнениями. Оценка урока.

9.

Домашнее задание.

1

I. Проверка знаний.

1. Рассказать об общих особенностях болезней, передающихся половым путём.

2. Сравнить пути заражения СПИДом и сифилисом и меры профилактики этих заболеваний.

II. Новый материал

1 этап урока

Учитель: 80% женщин, баюкая грудных детей, держат их на левой руке. Это характерно для самок горилл, шимпанзе и орангутангов.

Девочки начинают разговаривать раньше, чем мальчики.

Таблица и схемы представлены в приложениях 1 и 2. Учитель характеризует каждый период жизни человека.

Периоды

Возраст

Характеристика

Новорожденный

1-10 дней

Вскармливание ребенка молозивом

Грудной

возраст

10 дн. - 1 год

Вскармливание молоком. Рост увеличивается в 1,5 раза, масса - в 3 раза. В 6 месяцев прорезываются молочные зубы.

Раннее детство

1-3 года

В 2 года заканчивается прорезывание молочных зубов.

Первое детство

4-7 лет

В 6 лет появляются первые постоянные зубы.

Второе детство

М.: 8-12 лет

Д.: 8-11 лет

Появляются половые различия, рост увеличивается в длину, начинают развиваться вторичные половые признаки.

Подростковый возраст

М.: 13-16 лет

Д.: 12-15 лет

Половое созревание, вторичные половые признаки. Скачок роста - пубертатный скачок.

Юношеский возраст

М.: 17-21 год

Д.: 16-20 лет

Завершается процесс роста и формирование организма.

Зрелый возраст

I период

М.: 22-35 лет

Д.: 21-35 лет

Форма и строение тел остаются практически неизменными (постоянными).

II период

М.: 35-60 лет

Д.: 35-55 лет

Пожилой

возраст

М.: 61-74 года

Д.: 56-74 года

Масса и длина тела уменьшаются за счет атрофических изменений в тканях и уменьшения в них воды.

Старческий

возраст

75-90 лет

Изменение длины и массы тела, его старение.

Долгожители

90 лет и более

Геронтология - наука об особенностях строения и жизнедеятельности организма пожилых и старых людей.

Половое созревание - период, когда организм становится способным к половому размножению.

Половое созревание мальчиков

Половое созревание девочек

Учитель: все мы разные и у каждого свой тип телосложения, пользуясь описанием типов телосложения, определите свой тип и запишите в тетрадь.

Слайд

Типы телосложения:

  • астенический (слабое развитие жира, преобладание длины тела, стройность, легкость)
  • нормостенический (усредненные параметры)
  • гиперстенический (преобладание поперечных размеров, упитанность, не высокий рост)

Учитель: используя 63 параграф учебника, запишите в рабочую тетрадь определение «характер»

Характер - совокупность устойчивых черт личности, которые складываются в процессе воспитания, деятельности, общения с людьми и обусловливают типичное для данного человека поведение.

Слайд.

Учитель: словом «индивид» обозначают отдельного человека со всеми его физическими и психическими  особенностями. Чем более ярким индивидом является человек, тем больше он выделяется из среды других людей своеобразием и неповторимостью.

Личность - это человек как член общества, обладающий системой уникальных черт, которые определяют свойственный данному человеку ход мыслей и поведения, его отношение к окружающим людям, к стране, к миру в целом. Человек к 18 годам становится совершеннолетним, гражданином своей страны.

2 этап урока.

Учитель: Ещё в античные времена все жители Греции делились на граждан и не граждан.

– Вспомните, какие права были у граждан?

Ответы учащихся:

(граждане принимали участие в управлении государством, они могли избирать стратегов, судей;  присутствовали на народном собрании и обсуждали важные вопросы и т.д.)

Учитель.  Готовясь к сегодняшнему уроку, активисты  вашего класса посетили со мной ТИК и провели анализ последних данных с выборов, давайте предоставим им слово.

Приложение 3  (презентация 1)

ТИК

Общее количество избирателей

Количество избирателей, принявшее участие в выборах

% избирателей принявших участие в выборах.

1

1350

755

55,9

2

1300

817

62,8

3

1300

811

62,4

4

1350

811

60

5

1250

798

63,8

6

1300

754

58

7

1300

846

65

8

1400

917

65,5

9

1400

833

59,5

10

1300

808

62,1

11

1400

822

58,7

12

1400

843

60,2

13

1400

836

59,7

14

1400

895

63,9

15

1300

827

63,6

16

1300

844

64,9

17

1300

748

57,5

18

1300

825

63,4

19

1350

762

56,4

20

1320

840

63,6

Итого

26720

16434

61,5

Учитель. Люди не осознают значимость выборов, плохо представляют себе процедуру их проведения, поэтому не осознают последствия своего неучастия в них, и вы видите это в сводной таблице с последних выборов.

– Как вы думаете, какую цель мы сегодня преследуем?

(ответы учащихся)

Общие данные о результатах выборов в органы местного самоуправления

муниципального образования город Светлоград

Выборы главы муниципального образования город Светлоград по единому избирательному округу признаны состоявшимися и действительными. Избранным главой муниципального образования город Светлоград по единому избирательному округу является Лагунов Вячеслав Олегович

D:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\конкурс по обществу\Фото Лагунов\DSC_9358 copy.jpg

Выборы выборов депутатов Светлоградского городского Совета муниципального образования город Светлоград по одномандатным избирательным  округам признаны состоявшимися и действительными. Избранными  депутатами Светлоградского городского Совета муниципального образования город Светлоград  являются

Таралова Ирина Викторовна.

Кикирнеева Валентина Кирилловна.

Ковтун Юрий Анатольевич.

Черевко Николай Михайлович.

Шевченко Иван Иванович.

Бут Марина Алексеевна.

Селеменев Александр Евгеньевич.

Зубакина Людмила Александровна.

Бородухин Василий Васильевич.

Клочков Николай Николаевич.

Трощий Владимир Васильевич.

Кулев Владимир Иванович.

Чурсинов Владимир Ильич.

Черниговский Леонид Алексеевич.

Бут Наталья Владимировна.

Касич Иван Иванович.

Сердюков Вячеслав Николаевич.

Лангштейн Юрий Михайлович.

Лях Владимир Николаевич.

Раджабов Умалат Камаладинович.

Учитель. Мы граждане демократического государства, а это значит, что мы и есть власть, и наши права и свободы защищены законом. А в каком документе закреплены основные права и обязанности граждан РФ?

Ответы учащихся:

(Основные права и свободы граждан РФ закреплены в Основном законе государства в Конституции)

Учитель.

Давайте обратимся к статье 32 Конституции РФ (раздаточный материал. Приложение 4).

Статья 32
Конституция РФ

  • Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
  • Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
  • Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Учитель

– О каком праве граждан РФ идет речь в статье 32 Конституции РФ?

– Что означает избирать и быть избранным?

Ответы учащихся (граждане РФ имеют право участвовать в управлении страной, как сами, так и через своих представителей; они имеют право избирать органы власти, участвовать в референдумах и быть избранными, т.е. занимать важные посты в государстве)

Учитель. Своим правом избирать вы сможете воспользоваться уже через четыре  года. От того, как вы воспользуетесь этим правом, какой выбор вы сделаете, будет зависеть ваша жизнь и жизнь ваших детей. А чтобы выборы не проходили стихийно, существуют определённые правила их проведения, которые закреплены правом. Известно, что понятие “право” имеет несколько значений. На первой парте лежит словарь, при помощи которого вы мне дадите определение  слову «право».

Учащиеся. Первое значение этого понятия рассматривается как система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством и выступают регулятором общественных отношений.

Второе значение “право” возможность сделать, получить что-то, обеспечиваемая законом (права и свободы человека – право на отдых, на образование и т.д.)

Есть и третье значение – моральное право. 

Приложение 5 (презентация 2)


ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

— конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти
и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (всенародном голосовании).
Ст.32 Конституции Российской Федерации

 АКТИВНОЕ ПРАВО

 ПАССИВНОЕ ПРАВО

Право избирать в органы государственной власти и местного самоуправления

Право быть избранным в органы
государственной власти и местного самоуправления
ТРЕБОВАНИЯ:
 1. Достижение определенного возраста. ( Президентом - с 35 лет).
 2. Знание проблем государства и определённое время проживания в РФ. (Президент – проживание в России последних 10 лет постоянно).
 3. Один и тот же человек не может одновременно занимать должность в различных ветвях власти (Депутат Государственной Думы не может стать Президентом и наоборот).


имеют граждане, достигшие
18 лет.


ЛИШЕНЫ ЭТОГО ПРАВА:

1. Лица, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
2. Лица, признанные недееспособными (т.е. не способными нести ответственность за свои поступки, психически больные)
.

Ответьте на вопросы:

1). Что такое избирательное право? Какой документ закрепляет это право?
2). Каким бывает избирательное право?
3). Какое право называют активным? Пассивным?
4). Какие лица лишены избирательного права?
5). Какие требования выдвигаются к осуществлению пассивного избирательного права?
6). Что такое референдум? Какие вопросы выносятся на референдум?

Слайд (презентация 2)

Анализ схемы «Избирательные системы» проводится учителем.

 ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
порядок организации, проведения выборов и определения результатов голосования

 ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ

МАЖОРИТАРНАЯ

СМЕШАННАЯ

 Голосование проходит по партийным спискам, места в парламенте распределяются пропорционально количеству набранных голосов.
Избирательный барьер обычно 5%.

 Голосование за конкретного кандидата. Победа:
а) большинство голосов,

б) 50%+1 голос,
в) большинство голосов, 2/3. 

Часть депутатов избирается попропорциональной системе,
часть — по
 мажоритарной.

После анализа схемы проводится беседа по вопросам:

1). Что такое избирательная система?
2). Какие виды избирательных систем существуют в мире?
3). Какая избирательная система действует в России?

СТАДИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учитель. Опираясь на ваши и полученные  знания о выборах, выполните задание 1.  Восстановите цепочку “Этапы выборов”, запишите этапы в тетрадь. (Приложение 6)

1) назначение дня выборов 2) ____________ 3) _____________

4) __________ 5) __________ 6) голосование 7) ---------------------- 8 ) ------------------

Учитель. Давайте теперь проверим стадии избирательного процесса.

1. Назначение дня выборов

2. Составление списка избирателей.
3. Деление на избирательные участки.
4. Выдвижение и регистрация кандидатов.
5.  Предвыборная кампания.
6. Голосование.
7. Подсчет голосов.
8. Объявление результатов.

 Вопросы к классу:

1). Все ли граждане, обладающие активным избирательным правом, реализуют его на практике?
2). По каким причинам люди не ходят на выборы?
3). От чего зависит политическая активность населения?

Работа в группах.

Учитель. Я предлагаю вам выдвинуть из своей группы кандидата на должность    президента класса.  

 Обоснуйте свой выбор, подчеркнув положительные стороны личности кандидата и обозначив позиции, над которыми ему еще нужно работать; составьте сообща его предвыборную программу (из 3-5 первоочередных задач), выступление кандидата перед населением.

Задание группам: Подумайте, какими качествами, личными, деловыми, должен обладать «Идеальный кандидат». Назовите не менее 6 таких качеств. Запишите их на ватманах и представьте их. 
Учитель подводит итог выполненной работы.

III. Закрепление изученного.

Определите, какие принципы избирательного права иллюстрируют данные рисунки. (Презентация 2)

IV. Итог урока

Учитель.

4 марта 2012 г. Петровский район выбрал своего главу муниципального района  на следующие пять лет. Эти важнейшие для нас выборы проходили на ваших глазах. Общим желанием являлось достижение стабильности в экономике, социальной жизни и последующий постепенный рост благосостояния всех слоев населения нашего района. Поэтому избиратели проголосовали на выборах за человека, способного быть лидером своей малой родины, обладающего опытом руководства городом  и способного отстаивать интересы нашего района на краевом уровне.

V. Рефлексия.

Учитель: Ребята, подумайте и объясните, почему сегодня на уроке мы объединили  биологию и обществознание?

Домашнее задание:

§63, разработать творческий проект “Молодёжь выбирает будущее”.

Положение:

1. Проект должен популяризировать идею участия в выборах.

2. Проект должен быть ориентирован на молодёжь, иметь позитивную направленность и не должен нарушать основы морали и нравственности. Проект может включать в себя лозунги, слоганы, слайды, анимацию.

Выводы

Развитие ребенка после рождения.

1. Учащиеся изучили физиологические основы гигиены новорождённых и грудных детей, ознакомились с  правилами ухода за ними;

2. Учащиеся обобщили знания об изменения мужского и женского организма в состоянии пубертата;

3. Учащиеся изучили психологические особенности человека: темперамент и характер, обозначили границу между понятиями «индивид» и «личность».

Избирательное право гражданина РФ

1. Обобщили знания  об избирательном праве, избирательной системе,   действующей в России, принципах участия граждан в выборах;

2.Актуализировали  роль  гражданина в демократическом обществе;

3.Повышение уровня правовой культуры учащихся - будущих избирателей;

4.Учащиеся сформировали представление о самом процессе выборов и в целом об избирательной кампании и ее целях.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации. М., Юридическая литература, 1993г.
  2. .Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
  3. Внеурочная деятельность учащихся по правовому образованию школьников. Российский фонд правовых реформ. М., 1998.
  4. Коваленко А.И. Правоведение. 10 -11 кл. М., 1998.
  5. Обществознание. Краткий справочник школьника. 9-11 кл. М., « Дрофа», 1998.
  6. Политологический словарь. М., 1971.
  7. Певцова Е. А. Обществознание. М., «Русское слово», 2000.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Результаты выборов в Петровском муниципальном районе 2 марта 2012 года Подготовили: учащиеся 8 класса МБОУ гимназии №1 г. Светлограда

Слайд 2

ТИК Общее количество избирателей Количество избирателей принявшее участие в выборах % избирателей принявших участие в выборах. 1 1350 755 55,9 2 1300 817 62,8 3 1300 811 62,4 4 1350 811 60 5 1250 798 63,8 6 1300 754 58 7 1300 846 65 8 1400 917 65,5 9 1400 833 59,5 10 1300 808 62,1 Итого 26720 16434 61,5

Слайд 3

Выборы главы муниципального образования города Светлограда

Слайд 4

Выборы депутатов Светлоградского городского Совета четвертого созыва

Слайд 5

Избранным главой муниципального образования город Светлоград по единому избирательному округу является Лагунов Вячеслав Олегович


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви». (В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "ВОСТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ)

План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви» Продолжительность урока: 40 мин.Урок:интегрированнный,по хара...

интегрированный урок по биологии и физической культуре на тему : "ЗНАЧЕНИЕ И ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ"

Данный урок хорошо вписался в планирование, как интегрированный урок  биологии и физической культуры.  Урок традиционный, но в него вне...

Метаморфозы человеческого тела (развитие ребенка после рождения)

Конспект урока биологии в 8 классе. Приложением к нему идет мультимедийная презентация...

Тематическое планирование уроков химии, биологии и обществознания. Контрольные работы по химии и биологии.

Календарно - тематическое планирование уроков. Контрольные работы разработаны по вариантам....

Интегрированное мероприятие по биологии и обществознанию по теме: «Человек – биосоциальный вид»

Интегрированное мероприятие по биологии и обществознанию по теме: «Человек – биосоциальный вид»...

Интегрированный урок «Право на жизнь» (обществознание – биология) 9 класс

Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в у...

Методическая разработка интегрированного урока по биологии и химии в 6 классе. Тема: «Вегетативное размножение растений. Почвенные условия, как экологический аспект, для роста и развития растений».

Педагогическая цель данного урока: Сформировать знания  и умения о  различных способах вегетативного размножения цветковых  растений и научиться применять полученные знания  на пра...