Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Шакирова Закия Барыевна

Настоящая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы. Настоящая программа базируется на  биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе, и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов», изучаемых в 6 и 7 классах соответственно. Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­вания по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_8_klass.docx59.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Бриентская средняя общеобразовательная школа»

Кваркенского района Оренбургской области

ПРИНЯТО

На заседании методического объединения______________________________________________________

Протокол  №_______ от ___________

Руководитель МО_________________

СОГЛАСОВАНО

зам.директора по УВР

__________________________________________________

«_______» ________________________20____г

УТВЕРЖДАЮ

Директор ___________________________________________________________________________________

«_______» __________________________20____г

Рабочая программа учебного предмета

Биология 8 класс

на 2017/2018 учебный год

(базовый уровень)

Разработана

учителем географии и биологии

Шакировой Закией Барыевной,

1 квалификационная категория

2017-2018 уч.год

Примерная  программа основного общего образования по биологии;

Программа основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина,2011г //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6- 11 классы. - М.: Дрофа, 2011//.
Учебник: Н.И.Сонин. «Биология. Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / Н.И.Сонин,  М.Р. Сапин.- М.: Дрофа, 2011г. -287с

Количество часов в неделю: 2 часа

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы. Настоящая программа базируется на  биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе, и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов», изучаемых в 6 и 7 классах соответственно. Темы 1, 2 и 3 подлежат изучению, но не включены в Требования к уровню подготовки выпускников.

   Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2011//.  Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.

   В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, также с возрастными особенностями развития учащихся. Результаты обучения формулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

        освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

        овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

        развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

        воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

        иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

При изучении курса «Человек и его здоровье» эти цели конкретизируются в рамках рассматриваемого материала:

        освоение знаний о человеке как биосоциальном существе;

        овладение умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма, влияния факторов здоровья и риска; наблюдения за состоянием собственного организма;

        развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации;

        воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;

        использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Изучение биологии в 8 классе предусматривает решение следующих задач:

Обучения: создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно исследовательской компетентностей:

  • обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартов биологического образования
  •  продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести наблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности через лабораторные работы и систему особых домашних заданий
  •  продолжить развивать у учащихся умения: конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу.

Развития:

создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков.

Воспитания:

способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, формированию у школьников коммуникативной компетентности, особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием, воспитывать независимость через учебный материал.

Валеологические:

  • создать комфортные условия для учащихся в соответствии с санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2.№ 1178-02);
  •  адаптировать личность к жизни в обществе.
  • правильно чередовать количество и виды преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.)
  • включать в план урока оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минуты релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.
  • соблюдать комфортный психологический климат на уроке.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса                                                        

знать/понимать        

  • признаки биологических объектов:  генов и хромосом; клеток и организма человека;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;
  • особенности  организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

объяснять: родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
  • выявлять изменчивость организмов,
  • сравнивать биологические объекты;
  • анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;  травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

     Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой  ( лабораторных работ - 8 , практических работ – 7).

Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.Курс завершают уроки обобщения и систематизации знаний. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию  информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной  учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:

Н.И. Сонин. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8  класс. - М.: Дрофа, 2015.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов и другие структурные компоненты организма человека, задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений/или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.      

В программу добавлен 1 час из резервного времени на изучение темы «Внутренняя среда организма»                                                      

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Название темы

Количество часов

Лабораторные  работы

Практические работы

Тема 1. Место человека в системе органического мира

2

-

-

Тема 2. Происхождение человека

2

-

-

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

1

-

-

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека

4

1

1

Тема 5. Координация и регуляция

10

89

/8888888888888888888888888888888888888888888888

30

1

1

Тема 6. Опора и движение

8

2

1

Тема 7. Внутренняя среда организма

4

1

-

Тема 8. Транспорт веществ

4

1

1

Тема 9. Дыхание

5

-

1

Тема 10. Пищеварение

5

1

1

Тема 11. Обмен веществ и энергии

2

-

-

Тема 12. Выделение

2

-

-

Тема 13. Покровы тела

3

-

-

Тема 14. Размножение и развитие

3

-

-

Тема 15. Высшая нервная деятельность

5

-

-

Тема 16. Человек и его здоровье

4

1

1

Резерв

4

-

-

ИТОГО

68

8

7

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(68 часов, 2 часа в неделю)

Тема 1 . Место человека в системе органического мира (2 часа)

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

■        Демонстрация 1 скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.

Тема 2. Происхождение человека (2 часа)

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

■        Демонстрация 2 модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час)

Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

■        Демонстрация 3 портретов великих ученых — анатомов и физиологов.

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов.

Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

■        Демонстрация 4 схем систем органов человека.

Лабораторные и практические работы

Л.Р №1.Изучение микроскопического строения тканей*.

П.р №1 Распознавание на таблицах органов и систем органов*.

Тема 5. Координация и регуляция (10 часов)

Гуморальная регуляция

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

■        Демонстрация 5 схем строения эндокринных желез; Таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.

Нервная регуляция

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

  • Демонстрация 6  моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.
  • Лабораторные и практические работы

П.р №2 Изучение головного мозга человека (по муляжам)*.

Л.р№2 Изучение изменения размера зрачка*.

Тема 6. Опора и движение (8 часов)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

■ Демонстрация 7 скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.

■ Лабораторные и практические работы

Л.р №3 Изучение внешнего строения костей*.

Л.р №4 Измерение массы и роста своего организма*.

П.р№3  Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц*.

Тема 7. Внутренняя среда организма (4 часа)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.

Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.

Демонстрация 8 схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.

Лабораторная работа

Л.р №5 Изучение микроскопического строения крови*.

Тема 8. Транспорт веществ (4 часа)

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

■        Демонстрация 9  моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.

■        Лабораторные и практические работы
Л.р №6 Измерение кровяного давления*.
П.р №4 Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений*.

Тема 9. Дыхание (5 часов)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

■        Демонстрация 10 моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.

■        Практическая работа

П.р №5 Определение частоты дыхания*.

Тема 10. Пищеварение (5 часов)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.

■        Демонстрация 11 модели торса человека, муляжей внутренних органов.

■        Лабораторные и практические работы
Л.р №7  Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал*.

П.р №6 Определение норм рационального питания*.

Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 часа)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Тема 12. Выделение (2 часа)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

■        Демонстрация 12 модели почек.

Тема 13. Покровы тела (3 часа)

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

■        Демонстрация 13 схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.

Тема 14. Размножение и развитие (3 часа)

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Тема 15. Высшая нервная деятельность (5 часов)

Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Тема 16. Человек и его здоровье (4 часа)

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

■   Лабораторные и практические работы

Л.р №8  Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений*.

П.р №7 Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье*.            

Резервное время — 4 часа

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ         КОМПЛЕКТ

1. Учебник: Н.И.Сонин. «Биология. Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / Н.И.Сонин,  М.Р. Сапин.- М.: Дрофа, 2011г. -287с

2.  Н.И. Сонин. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8  класс. - М.: Дрофа, 2015.

3.  Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 - 11 классы - М.: Дрофа, 2011. - 138 с;

4. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. ЭД. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа, 2007г.

5. Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Человек»/авт.-сост. Т.В. Козачек.- Волгоград:Учитель,2007.-328с.

Дополнительная литература:

1. Биология.  Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / А. С. Батуева [и др.]. – 4-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2002.

2. Биология. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. М. С. Гиляров. – 3-е изд. – М. : Большая Российская энциклопедия, 1998.

3. Биология. Человек : учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А. С. Батуев [и др.] ; под ред. А. С. Батуева. – 7-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2001.

4. Все о здоровом образе жизни : пер. с англ. Readerۥs Digest Good Health Fact Book (Отпечатано во Франции), 1998.

5. Гарибьян, Р. Б. Анатомия и физиология человека / Р. Б. Гарибьян, Н. Г. Марков. – М. : Учпедгиз, 1957.

6. Заяц, Р. Г. Биология для поступающих в вузы / Р. Г. Заяц, И. В. Рачковская, В. М. Стамбровская. – 6-е изд., стереотип. – Минск : Высшая школа, 2002.

7. Зверев, И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека : пособие для учащихся / И. Д. Зверев ; под ред. д-ра биолог. наук Л. В. Латманизовой. – М. : Просвещение, 1971.

8. Лемеза, Н. А. Биология для поступающих в вузы / Н.  А.  Лемеза,  Л. В. Камлюк, Н. Д. Лисов ; под общ. ред. Н. А. Лемезы. – Минск : Юнипресс, 2002.

9. Пугал, Н. А. Лабораторные и практические занятия по биологии : Человек и его здоровье : 8 кл. / Н. А. Пугал, Т. А. Козлова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

10. Резникова, В. З. Биология : Раздел «Человек и его здоровье» : методическое пособие для учителя / В. З. Резникова, В. И. Сивоглазов. – М. : Издательский Дом «ГЕНЖЕР», 1998.

11. Сапин, М. Р. Анатомия человека : учеб. для студ. биол. и мед. спец. вузов : в 2 кн. / М. Р. Сапин, Г. Л. Билич. – М. : Высшая школа, 1996.

12. Сборник нормативных документов. Биология / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М. : Дрофа, 2004.

13. Сонин, Н. И. Биология. Человек. 8 класс : рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» / Н. И. Сонин, И. Б. Агафонова. – М. : Дрофа, 2012.

14. Сонин, Н. И. Биология. Человек. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. – М. : Дрофа, 2012.

15. Хрипкова А. Г. Физиология человека : пособие для факультативных занятий в IX–X кл. / А. Г. Хрипкова [и др.]. – М. : Просвещение, 1971.

16. Цузмер, А. М. Человек. Анатомия, физиология, гигиена : учеб. для 8 кл. сред. шк. / А. М. Цузмер, О. Л. Петришина. – М. : Просвещение, 1986.

3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 Тема курса.

Кол-

во

часов

Тип урока.

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Вид контроля.

Измерители

Дата

план

факт

Тема 1. Место человека в системе органического мира (2 часа)

1/1

Место человека в системе органического мира.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Человек – представитель хордовых. Человек, как представитель отряда приматов.

Определить принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу млекопитающих, отряду приматы.

Вопросы со свободным ответом.

2/2

Особенности человека.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рудименты. Атавизмы.

Характеризовать особенности строения человека

Таблица

Тема 2. Происхождение человека (2 часа)

3/1

Происхождение человека. Этапы его становления.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Эволюция человека. Рамапитек. Австралопитек. Человек умелый. Человек прямоходящий. Неандерталец. Кроманьонец. Человек разумный.

Сравнивать человека с представителями класса Млекопитающие

Таблица

4/2

Расы человека, их происхождение и единство.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Раса, расизм, экваториальная раса, евразийская раса, азиатско– американская раса.

Описать механизм образования расы

Индивидуальный, фронтальный опрос, тестовый

Тема 3. История развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час)

5/1

История развития знаний о строении и функциях организма человека.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Анатомия человека. Физиология человека. Гигиена. Ученые: Гиппократ, Аристотель, Клавдий Гален, Авиценна, В.Гарвей,

А. Левенгук, Н.И.Пирогов.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Уметь работать с источниками информации

Сообщение, Индивидуальный, фронтальный опрос

Тема 4. Общий обзор организма человека (4 часа)

6/1

Клеточное строение организма.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Клетка – структурная и функциональная единица тела человека. Органоид.

Называть :

органоиды клетки,

процессы жизнедеятельности .

Индивидуальный, фронтальный опрос

7/2

Ткани.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

 Группы тканей: эпителиальные, соединительные,

мышечные, нервная.

Называть основные группы тканей.

Индивидуальный, фронтальный опрос

8/3

Ткани. Л.Р. №1 «Изучение микроскопического строения тканей».

1

Комбинированный урок

Ткань. Группы тканей: эпителиальные, соединительные,

мышечные, нервная.

Сравнивать ткани человека и  делать выводы

Индивидуальный, фронтальный опрос

9/4

Органы. Системы органов. Организм. П.Р.№1«Распознавание на таблицах органов и систем органов человека».

1

Комбинированный урок

Система органов. Аппарат органов. Живой организм.

Распознавать органы и системы органов

Индивидуальный, фронтальный опрос тестовый

Тема 5. Координация и регуляция(10 часов)

10/1

Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат

 человека, его особенности.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Железы внутренней секреции, железы смешанной секреции, гормоны, щитовидная железа, надпочечники, половые железы, гипофиз.

Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма.

Индивидуальный, фронтальный опрос

11/2

Роль гормонов в обменных процессах. Нервно – гуморальная регуляция, её нарушения.

1

Урок изучения нового материала

Гуморальная регуляция. Диабет. Тироксин. Гипофиз – гормон роста.

Половые гормоны. Инсулин. Надпочечники.

Показать роль гормонов в обменных процессах.

Уметь работать с источниками информации.

Сообщение

Индивидуальный, фронтальный опрос

12/3

Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Нейрон. Нервный импульс. Синапс. Рефлекс. Рефлекторная дуга.

Давать определения понятиям: ткань, орган, система органов,

рефлекс.

Индивидуальный, фронтальный опрос

Проект

13/4

Спинной мозг.

1

Урок изучения нового материала

Спинномозговая жидкость. Центральный канал. Функции спинного мозга.

Называть особенности строения спинного мозга.

Индивидуальный, фронтальный опрос

14/5

Строение и функции головного мозга. П .Р.№2 «Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)».

1

Комбинированный урок

Ствол. Мозжечок. Полушария большого мозга. Центры безусловных рефлексов.

Называть особенности строения головного мозга

Индивидуальный, фронтальный опрос

15/6

Полушария большого мозга.

1

Урок изучения нового материала

Кора.Борозды. Извилины. Мозолистое тело. Зоны полушария головного мозга. Доли полушария головного мозга

Называть функции головного мозга. Характеризовать роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности организма.

Индивидуальный, фронтальный опрос

16/7

Анализаторы, их строение и функции. Зрительный анализатор.

Л.Р.№2 «Изучение изменения размера зрачка».

1

Комбинированный урок

Анализатор. Глазное яблоко. Склера. Палочки. Колбочки. Желтое пятно. Слепое пятно. Близорукость. Дальнозоркость.

Давать определения понятиям: орган чувств, рецептор, анализатор.

Индивидуальный, фронтальный опрос

17/8

Анализаторы слуха и равновесия.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Слуховые косточки. Улитка. Вестибулярный аппарат.

Анализировать и оценивать факторов риска для здоровья.

Индивидуальный, фронтальный опрос

18/9

Кожно – мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Болевые рецепторы. Терморецепторы. Обонятельные рецепторы. Вкусовые почки. Дальтонизм.

Называть особенности строения.

Находить в тексте учебника биологическую информацию.

Индивидуальный, фронтальный опрос

19/ 10

Чувствительность анализаторов. Взаимодействие и взаимозаменяемость анализаторов.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Анализатор. Нарушения зрения. Орган слуха. Вестибулярный аппарат. Функции органа слуха. Взаимозаменяемость анализаторов.

Использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний, вредных привычек.

Индивидуальный, фронтальный опрос Тестовый

Тема 6. Опора и движение (8 часов)

20/1

Аппарат опоры и движения, его функция. Скелет человека, его значение, строение.

.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Надкостница. Сустав. Суставная сумка.

Называть особенности строения скелета человека.

Индивидуальный, фронтальный опрос

21/2

Строение и свойства костей.

Л.Р.№3 «Изучение внешнего строения костей».

1

Комбинированный урок

Форма костей. Строение костей. Рост костей.

Установить взаимосвязь между строением и функциями костей.

Индивидуальный, фронтальный опрос

22/3

Типы соединения костей.

1

Комбинированный урок

Непрерывные и прерывные соединения.

Изучить типы соединения костей

Индивидуальный, фронтальный опрос

23/4

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов,  переломах костей.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Растяжение связок. Вывих сустава. Открытый перелом. Закрытый перелом.

Использовать приобретенные знания и умения для соблюдения мер профилактики травматизма

Тестовый, индивидуальный, фронтальный опрос

24/5

Мышцы, их строение и функции.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

 Миофибриллы. Сухожилия. Мимические и жевательные мышцы.

Распознавать на таблицах основные группы мышц человека.

Индивидуальный, фронтальный опрос

25/6

Работа мышц.

П.Р.№3 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц».

1

Комбинированный урок

Динамическая работа. Статическая работа. Мышцы – сгибатели. Мышцы – разгибатели.

Раскрывать сущность биологического процесса работы мышц

Индивидуальный, фронтальный опрос

26/7

Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения. Л.Р.№4 «Измерение массы и роста своего организма»

1

Комбинированный урок

Опорная и защитная функции. Спортивное долголетие. Рефлекторный характер мышечной деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения для соблюдения профилактики нарушения осанки.

Индивидуальный, фронтальный опрос, проект

27/8

Взаимосвязь строения и функций опорно – двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Скорость развития утомления. Различие между статической и динамической работой мышц. Активная часть опорно – двигательного аппарата.

Использовать приобретенные знания и умения для соблюдения профилактики  заболеваний опорно-двигательной системы.

Тестовый, индивидуальный, фронтальный опрос

Тема 7. Внутренняя среда организма (4часа).

28/1

Внутренняя среда организма и её значение.

 

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Тканевая жидкость, кровь, лимфа.

Называть признаки биологических объектов.

Индивидуальный, фронтальный опрос

29/2

Плазма крови, её состав. Форменные элементы крови, их строение и функции. Л.Р.№5 «Изучение микроскопического строения крови».

1

Комбинированный урок

Плазма крови. Гемоглобин. Фагоцитоз. Фагоциты. Фибриноген. Фибрин.

Называть составляющие крови, плазмы.

Индивидуальный, фронтальный опрос

30/3

Иммунитет.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Естественный иммунитет. Искусственный иммунитет.  

Называть виды иммунитета.

Индивидуальный, фронтальный опрос

31/4

Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус – фактор.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Иммунитет. Переливание крови. Группы крови. Резус- фактор. Антитела. Антигены

Называть особенности организма человека: свою группу крови.

Проект, индивидуальный, фронтальный опрос

Тема 8. Транспорт веществ(4 часа).

32/1

Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Кровеносная система. Большой круг кровообращения. Лимфатические сосуды.

Характеризовать сущность биологического процесса – транспорта веществ.

Индивидуальный, фронтальный опрос

33/2

Работа сердца.

1

Урок контроля и оценки знаний

Сердечный цикл. Пауза. Автоматизм.

Описывать работу сердца

Индивидуальный, фронтальный опрос

34/3

Движение крови по сосудам. Л.Р.№6 «Измерение кровяного давления».

П.Р.№4 «Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке.

1

Комбинированный урок

Артериальное давление. Пульсовое давление. Пульс. Артерия. Вена. Капилляр. Предсердие. Желудочек. Клапаны.

Характеризовать сущность биологического процесса – транспорта веществ.

Индивидуальный, фронтальный опрос

35/4

Заболевания сердечно – сосудистой системы их предупреждение.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Причины заболеваний сердечно – сосудистой системы.

Анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье.

Сообщение

Тема 9. Дыхание (5 часов).

36/1

Потребность организма человека в кислороде. Строение органов дыхания.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Дыхательные пути. Альвеола. Гортань. Надгортанник. Щитовидный хрящ. Голосовые связки. Трахея. Бронхи.

Называть особенности строения органов дыхательной системы.

Индивидуальный, фронтальный опрос

37/2

Строение легких. Газообмен в легких и тканях.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Газообмен. Состав выдыхаемого воздуха. Потребность организма в кислороде.

Характеризовать сущность биологического процесса дыхания.

Индивидуальный, фронтальный опрос

38/3

Дыхательные движения. Жизненная ёмкость легких. П.Р.№5 «Определение частоты дыхания».

1

Комбинированный урок

Вдох. Выдох. Диафрагма. Межреберные мышцы.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания.

Индивидуальный, фронтальный опрос, проект

39/4

Регуляция дыхания.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Дыхательный центр. Кашель. Чихание.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания.

Индивидуальный, фронтальный опрос

40/5

Заболевания органов дыхания, их предупреждение.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Грипп. Туберкулёз. Капельная инфекция. Пылевая инфекция. Действие курения на органы дыхания и кровообращения.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье.

Тестовый

Тема 10. Пищеварение(5 часов).

41/1

Пищевые продукты, питательные вещества, их превращение в организме.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Химический состав тела человека. Растительная и животная пища. Питательные вещества.

Характеризовать сущность процесса питания.

Индивидуальный, фронтальный опрос

42/2

Пищеварение в ротовой полости.

1

Комбинированный урок

Пищеварение. Фермент. Пищеварительные соки. Желчь. Перистальтика. Слюнная железа.

Характеризовать роль ферментов в пищеварении.

Индивидуальный, фронтальный опрос

43/3

Пищеварение в желудке и кишечнике. Л.Р.№7   «Воздействие желудочного сока на белки»

1

Комбинированный урок

Желудок, желудочный сок, тонкая кишка, двенадцатиперстная кишка, печень, желчь, толстая кишка, аппендикс. Полостное и пристеночное пищеварение. Всасывание.

Характеризовать роль ферментов в пищеварении

Индивидуальный, фронтальный опрос

44/4

Всасывание.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Эмульгированные жиры. Всасывание.

Индивидуальный, фронтальный опрос

45/5

Рациональное питание П.Р.№6  «Определение норм рационального питания»

1

Комбинированный урок

Белковая, жировая и углеводная пища. Питательные вещества. Рациональное питание.

Проведение наблюдений за состоянием здоровья собственного организма.

Отчет по пр/р

Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 часа).

46/1

Обмен веществ и энергии.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Пластический обмен. Энергетический обмен. Обмен веществ и энергии.

Давать определения понятиям: пластический и энергетический обмен.

Схема, индивидуальный, фронтальный опрос

47/2

Витамины.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Витамин А, витамины группы В, витамин С, витамин Д, витамин РР. Авитаминоз.

Называть основные группы витаминов.

Индивидуальный, фронтальный опрос

Тема 12. Выделение(2 часа).

48/1

Выделение. Строение и работа почек.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Нефрон. Фильтрация. Почечная лоханка. Первичная моча. Вторичная моча.

Называть особенности строения органов мочевыделительной системы.

Индивидуальный, фронтальный опрос

49/2

Заболевания почек, их предупреждение.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Восходящая инфекция. Правила личной гигиены. Меры предупреждения почечных заболеваний.

Соблюдение мер профилактики заболеваний выделительной системы.

Проект, индивидуальный, фронтальный опрос

Тема 13. Покровы тела (3 часа).

50/1

Строение и функции кожи. Гигиена кожи.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Эпидермис. Собственно кожа. Потовые железы. Сальные железы. Волосы. Ногти. Защитная и выделительная функции кожи.

Называть особенности строения, функции кожи.

Индивидуальный, фронтальный опрос

51/2

Роль кожи в терморегуляции организма.  

1

Комбинированный урок

Кожа – орган теплоотдачи. Закаливание. Первая помощь при ожогах и обморожениях.

Использование приобретенных знаний для:

соблюдения мер профилактики вредных привычек;

оказания первой медицинской помощи.

Индивидуальный, фронтальный опрос

52/3

Закаливание организма. Уход за одеждой и обувью.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Водные процедуры. Воздушные ванны. Солнечные процедуры.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье.

Сообщение, тестовый

Тема 14. Размножение и развитие (3 часа).

53-54/1-2

Половая система человека.

.

2

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

 Яйцеклетка. Сперматозоид. Маточные трубы. Матка. Зигота. Зародыш. Плод. Беременность. Плацента. Оплодотворение.

Называть особенности строения женской и мужской половой систем.

Индивидуальный, фронтальный опрос

55/3

Возрастные процессы.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Новорожденный и грудной этапы. Детство. Подростковый и юношеский периоды. Зрелый, пожилой и старческий возраст.

Характеризовать сущность процессов развития человека.

Индивидуальный, фронтальный опрос

Тема 15. Высшая нервная деятельность (5 часов).

56/1

Поведение человека. Рефлекс – основа нервной деятельности. Его виды, роль в приспособлении к условиям жизни.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Безусловные и условные рефлексы. Врожденное поведение. Инстинкт. Динамический стереотип.

Давать определение понятиям: безусловные, условные процессы. Называть принцип работы нервной системы.

Индивидуальный, фронтальный опрос

57/2

Торможение, его виды и значение.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Условное и безусловное торможение.

Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма.

Индивидуальный, фронтальный опрос

58/3

Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Сон. Сновидения. Гипноз. Летаргия.

Характеризовать значение сна для организма человека.

Сообщение

59/4

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ощущение. Восприятие. Представление. Память. Мышление.

Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека.

Индивидуальный, фронтальный опрос

60/5

Типы нервной деятельности.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Темперамент. Холерик. Сангвиник. Флегматик. Меланхолик.

Характеризовать типы нервной деятельности.

Индивидуальный, фронтальный опрос

Проект

Тема 16. Человек и его здоровье(4 часа).

61/1

Соблюдение санитарно- гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Соблюдение санитарно- гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

Характеризовать принципы ЗОЖ

Индивидуальный, фронтальный опрос

62/2

Оказание первой доврачебной помощи. Л.р. №8

«Изучение приёмов остановки капиллярного, венозного, артериального кровотечений»

1

Комбинированный урок

Кровотечения: капиллярные, венозные, артериальные, внутренние

Уметь оказывать первую медицинскую помощь

Индивидуальный, фронтальный опрос

63/3

Укрепление здоровья. Факторы риска. Вредные привычки

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Укрепление здоровья. Факторы риска. Вредные привычки

Называть факторы риска, вредные привычки и меры их предупреждения

Индивидуальный, фронтальный опрос

64/4

Человек и окружающая среда. П.р. №7 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье».

Комбинированный урок

Человек и окружающая среда

Характеризовать особенности влияния человека на окружающую среду

Отчет по л/р

Резерв (4 часа).

Итого: по плану-68 часов; дано фактически- ______часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...