Работа с учебником на уроках биологии
учебно-методический материал по биологии на тему

Работа с учебником

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_uchebnikom.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с учебником на уроках биологии

       В настоящее время очень остро стоит вопрос о воспитании учащегося, как всесторонне развитой личности. В связи с этим необходимой становится и биологическая грамотность учеников школ. Задачи, стоящие перед школьным биологическим образованием, реализуются через учебные программы и учебники, разработанные на основе  нормативов, допущенных Министерством образования и науки РФ.

      Содержание школьного предмета биологии отражено в учебнике, являющемся одним из важных источников знаний и средством обучения учащихся. Так как система использования учебника является частью общей системы учебно-воспитательного процесса на уроке, то она обусловлена целями обучения, возможностями содержания учебников  биологии, спецификой отдельных тем и подготовленностью учителя. В то же время, система отражает место учебника и его роль в учебном процессе на современном этапе. Учебник является системообразующим компонентом учебно-методического комплекса предмета

биологии.

       При организации работы учащихся с различными структурными компонентами учебника  выделяется три группы приемов:

1 группа - приемы работы с аппаратом ориентировки в содержании учебника: введением, оглавлением, условными обозначениями к заданиям, инструкцией "Как пользоваться учебником".

Усвоение приемов первой группы предполагает развитие у учащихся умений ориентироваться в учебнике, быстро находить необходимый материал в тексте, запоминать главное из основного текста. Эти умения  являются "организационными", так как  используются  для организации внимания и учебной деятельности учащихся.

2 группа - приемы работы с текстом;

Приемы второй группы используются при изучении школьниками текстов учебника в процессе приобретения биологических знаний и воспитания позитивных отношений к природе путем анализа, сравнения, классификации изучаемого материала, установления причинно-следственных связей и доказательства по тексту, оценки текста на полноту содержания и т.д. Формируемые умения этой группы именуем как "интеллектуальные", способствующие развитию мыслительной деятельности учащихся.

3 группа - приемы работы с аппаратом усвоения учебного материала и организации учебной деятельности учащихся: вопросами, заданиями, иллюстрациями, инструкциями к практическим работам.

Усвоение приемов третьей группы направлено на формирование у школьников умений практического характера - уметь самостоятельно выполнить практическую работу по инструкции учебника, готовить опыт к демонстрации, находить ответ на вопрос, составлять схемы, таблицы, пользоваться рисунками. Умения данной группы условно называем «практическими».

     В процессе обучения следует использовать такие приемы работы с учебником, которые осуществляют реализацию основных функций учебника  (обучающую,

воспитывающую и развивающую) и способствуют формированию у учащихся биологических знаний, учебных умений и позитивных отношений к природе; направлены на развитие самостоятельности в добывании знаний; обеспечивают тесную связь между  умственной и конкретной практической учебной деятельностью; приобщают учащихся к  самообразованию.

     Рассмотрим в качестве примера такой методический прием, как работа с текстом учебника. Под этим приемом понимают чтение текста учебника вслух с последующим комментированием или ответами на вопросы учителя. Наиболее активно данный прием используется в начальной школе при обучении детей чтению и пониманию текста; в средней и старшей школе он используется реже, хотя эффективность его весьма высока.

   Этот прием работы с текстом учебника должен применяться не реже одного раза в каждой теме. Это связано с двумя особенностями современных школьников. Во-первых, они очень мало читают и скорость чтения низкая. Скорость чтения вслух у десятиклассника сравнима со скоростью чтения ученика 6-7 класса, в то время как объем предложений к изучению информации к старшим классом увеличивается в 2,5 раза. Таким образом, налицо противоречие между требованиями обучения и возможностями школьников. Во-вторых, биологический язык содержит большое число специфических терминов, которое трудно не только понять, но и просто произнести вслух. Чтение вслух на уроке позволяет выявить учащихся, для которых это умение представляет явную трудность. Кроме того, у учителя появляется возможность управлять процессом усвоения знаний и организовывать отработку правильного понимания биологических терминов.

   Первый этап в такой работе – это прием аудирования, чтения вслух в классе с последующим комментарием учителем или учениками. При чтении вслух учитель, в процессе комментария, формулирует главную мысль.

  Второй этап в такой работе – прием постановки вопросов к тексту. Работа эта позволяет выявить понимания,  прочитанного учениками, а также сформированность у них такого умения, как выявление главного и второстепенного. Сначала ученики должны составить максимальное число вопросов к тексту, затем разбить их на две группы: спрашивающие об основном и второстепенном. Подобная работа позволяет сформировать умение выделить в тексте основные мысли.

  Можно также предложить сравнить вопросы, поставленные учащимися самостоятельно, с вопросами, помещенными в конце параграфа. Это позволяет связать текст параграфа с вопросами после него, показать значимость этих вопросов для выявления главных мыслей.

    Третий этап – прием выделения главной мысли в утвердительной форме (тезиса). Тезис – кратко сформулированные основные положения текста, сжатое изложение основных, главных его идей, вбирающих в себя существенное в учебном материале. То есть наблюдается логический переход от одной формы работы с текстом – постановки вопросов к другой – тезисному конспекту.

Обучение умениям пользоваться учебником начинается еще в начальной школе. На уроках ботаники необходимо продолжить формирование, так как выработка этого умения позволяет сократить время на выполнение учащимися домашнего задания. Наиболее эффективно использование текстов учебника ботаники для закрепления объяснения  учителя, а если материал позволяет, то и при изучении нового материала. Здесь можно предложить работу с иллюстрациями. При закреплении знаний учащихся можно дать задание: Найти в тексте материал необходимый для ответа на определенный вопрос  позволяющий раскрыть то или иное понятие.

        Самостоятельная работа по теме «Правила полива растений» проводиться по учебнику после объяснения  материала. Вопросы задания ориентируют учащихся не на конкретизацию правил, а на их объяснение. Задание: Прочитайте в учебнике статью «Поглощение корнем воды» и ответьте на вопросы: 1. Почему овощные и цветочные растения поливать лучше вечером? 2.  Зачем необходимо поливать комнатные растения? 3. Почему не следует поливать растения холодной водой?

Учебник можно использовать для обобщения и проверки знаний, приведения их в систему.

Например, проверочная работа по теме «Цветы и плод» позволяет выяснить знания учащихся о строении и биологическом знании главных частей цветка, о процессах опыления и оплодотворения, образования плода и семян. Здесь можно дать задание по вариантам. Например, Задание:ΙΙΙ – варианта. 1. С какой целью в сельском хозяйстве используют пасынкование растений? 2. Почему следует скашивать траву на сено в начале её цветения? 3. Решите задачу: во время цветения  яблонь стояла дождливая погода. Почему это огорчало садоводов?

Большое значение для усвоения учащимися содержание курса ботаники имеют по составлению схем и таблиц на основе работы  с текстом. Такая работа способствует  приведению разрозненных фактов в систему,  позволяет выделить главное. В том случае, когда я не имею возможности  показать опыт, провожу самостоятельную работу с рисунком учебника,  определяя  её заданием. Задание. 1. Рассмотрите рисунок, показывающий, что рост растения зависит от запаса питательных веществ, находящихся в семядолях  и объясните опыт. 2. Сделаете вывод, почему для посева необходимо брать крупные семена. Аналогичную работу можно провести при объяснении материала о листорасположении.  Самостоятельная работа с рисунком может иметь место и при проверке знаний. Рисунки  помогают проверить глубину усвоения понятий и имеют поисковый характер. Например, рассмотрите рисунок «Сравнительная длина корней культурных растений» и выясните, какие из указанных растений обладают  наибольшей длиной корневой системы и какие наименьшей. Какие растения в связи с этим  будут нуждаться в более плодородной почве? Какие из указанных растений будут  способны переносить засуху и почему?

При обучении зоологии школьники должны овладеть умением ориентироваться в учебнике с помощью  оглавления, пользоваться предисловием, указателем основных терминов, составлять план изученного материала, устно излагать основное содержание параграфа, использовать рисунки в качестве иллюстраций к тексту, находить в нем материал необходимый для ответа на вопрос. В учебнике зоологии часто встречается описательный  текст - это оказывает положительное влияние на развитие познавательной самостоятельности. Он более прост и доступен для учащихся. Поэтому на своих уроках часто использую самостоятельную работу со словами написанных курсивом по заданию.

  1. Выпишите или найдите слова написанные курсивом.
  2. Устно объясните их значение.
  3. Научитесь их правильно произносить и запомните, как их правильно писать.

Нахождение ответов в тексте на вопросы, составление планов параграфа или его отдельных частей, заполнение таблиц и схем по тексту, поисковая работа по вопросам, работа по тексту с использованием рисунков. Например, На основании рисунка учебника расскажите о питании и передвижении амебы обыкновенной.

1. На основании рисунка учебника расскажите о питании и передвижении амебы обыкновенной.

2. Используя рисунок, расскажите об особенностях  размножения зеленой эвглены. Сравнение, анализ, обобщение и выводы, приемы выработки умений стали  неотъемлемой частью урока зоологии.

На уроках анатомии эти работы не могут занимать значительного места. Сложный материал курса нуждается в хорошем разъяснении его учителем с использованием наглядности. Но для изучения отдельных несложных вопросов, закрепления знаний и упражнение школьников в умениях работать  с книгой, целесообразно организовывать самостоятельные работы с текстом, рисунками, схемами, вопросами учебника. Современная программа по  предмету требует от учащихся умения составлять план параграфа, излагать его содержание, использовать рисунки и находить ответы на вопросы.

Для этого необходимо давать различного рода задания, которые направляют мысль  ученика на выделение главного существенного в изучаемом материале. Например, при  выяснении черт сходства и отличия в строении скелета человека и животных учащиеся могут выполнить такую работу.

Задание.

1. Рассмотрите рисунок в тексте учебника. Установите черты сходства и различия в строении человека, обезьяны и собаки.

2. Установите черты различия в строении стопы человека и животного.

3. Найдите отличия в строении черепа человека и животного.

Самостоятельные работы можно проводить по параграфам, где изложены санитарно-гигиенические  правила по заданиям:

 1. Составьте в тетради правила гигиены.

2. Использую материал учебника, дайте анатомо-физиологическое объяснение этим правилам. Работы с иллюстрациями и таблицами, хотя и ограничены, но все-таки небольшие самостоятельные работы  могут быть проведены либо на уроке, либо рои выполнении домашнего задания. При повторении  изученных тем использую программированные диктанты, например по темам «Кровь», «Кровообращение» и «Пищеварение».

Самостоятельные работы учащихся с учебной книгой приобретают удельный вес при изучении общей биологии. Творческое использование учебника на всех уроках помогает учащимся  глубже понять учебный материал, разобраться в том или ином вопросе. Но методика самостоятельной работы с учебником в старших классах имеет свои особенности. В старших классах целесообразно практиковать состояние конспекта статьи или параграфа, написание аннотаций, раскрытие определений, делать выводы, находить доказательства и т.д. В практике преподавания наиболее часто использую задания общего характера. Однако более эффективны задания, которые направляют познавательную деятельность учащихся на усвоение определенного круга вопросов, развивают мышление. Например, на уроке «Вид и его критерии» главная задача состоит в том, чтобы учащиеся усвоили современное определение вида, четко знали характеристику каждого критерия, необходимость их совместного  использования при определении вида. Здесь хорошо поможет такое задание. Задание: 1. Прочтите текст параграфа, раскройте содержание определения вида.    2. Составьте краткую характеристику критериев вида, проиллюстрируйте ее примерами.

Известно, что однообразная работа утомляет учащихся, снижает интерес к учению, Поэтому надо разнообразить задания и формы работы с учебником. Большой эффект в усвоении материала имеют заполнение и составлении таблиц. Например, при изучении темы «Строение и функции клетки» учащимся предлагаю заполнить таблицу «Митохондрия», «Пластиды» пользуясь текстом учебника.

Задание: Прочитайте текст о митохондриях и пластидах, составьте таблицу,  в которой укажите взаимосвязь строения с функциями.

    Пример задания:

    Учащимся необходимо прочесть текст и сделать в нем определенные пометки в соответствии со своими знаниями и пониманием. Дополняю работу заданием - составить вопросы, расширяющие знания (прямые ответы на эти вопросы в тексте отсутствуют и требуют дополнительной информации), а также вопросы проблемного характера. Провожу конкурсы на лучший вопрос 2-ой и 3-ей категории. Такой метод как самостоятельная работа с учебником может быть репродуктивным. Но при условии, когда учащиеся самостоятельно без участия учителя, по его заданию читают текст и преобразовывают его в план, схему, таблицу, другие формы записи в тетрадях, этот метод становится активным, так как эта работа сопряжена с мыслительными операциями анализа и синтеза, сравнения, выделения главного, конкретизации и обобщения, оно эффективно активизирует и развивает логическое мышление учащихся. Это позволяет дифференцировать работу с учащимися, позволяет сочетать индивидуальную, групповую и фронтальные формы организации учебной деятельности.

1) Нервная система действует как интегративная система, связывая в одно целое чувствительность, двигательную активность и работу других регуляторных систем (эндокринной и иммунной). Нервную систему подразделяют на два вида — центральную и периферическую.

Головной и спинной мозг относится к центральной нервной системе, а все нервы и нервные окончания, узлы и нервные сплетения, пронизывающие организм, относятся к периферической нервной системе. Центральная нервная система регулирует деятельность всех органов, тканей, передает оперативную информацию организму об изменении условий – внешних и внутренних, анализирует характер и силу раздражения и осуществляет ответные реакции, при этом корректируя работу эндокринной, сердечно — сосудистой, костно-мышечной, дыхательной и других систем.

Периферическая нервная система выполняет функцию проводника между ними, хотя сама находиться за пределами головного и спинного мозга.

Благодаря своим функциям, она делится на соматическую и вегетативную нервную систему. Соматическая нервная система охватывает весь кожный покров и опорно-двигательный аппарат, обеспечивая при этом сенсорную и моторную функции.

Вегетативная нервная система отвечает за деятельность желез внешней и внутренней секреции, внутренних органов, состояние лимфатической и кровеносной системы. Ее функции распространяются на обеспечение дыхания, кровообращения, пищеварения, размножения, веществ в организме и его роста в целом.

А. Используя информацию текста, составьте схему:

           Б.Проанализируйте   информацию текста  и напишите к нему 5 вопросов, которые бы начинались со слов «Зачем?», «Почему?»

2)Пища с высоким содержанием растительных волокон, микроэлементов и витаминов устраняет развитие таких болезней, как инфаркт, инсульт, гипертония, сахарный диабет и рак и значительно увеличивает продолжительность жизни. В рационе питания следует увеличить долю продуктов с высокими биоэнергетическими свойствами (сырые овощи, зелень, фрукты, ягоды, пророщенные зерна, орехи, семечки, мед, нешлифованные крупы с минимальной термической обработкой), причем лучше в натуральном виде и ежедневно. Углеводную и белковую пищу, крахмалы и сладости одновременно лучше не употреблять, особенно людям с заболеванием органов пищеварения.

А. В рацион питания всех людей должны входить в достаточном количестве сырые овощи и фрукты. Почему?

Б. Витамины – не строительный и не энергетический материал нашего тела, но обязательно должны входить в пищевой рацион человека. Почему?

  Таким образом,  конечной целью использования учебника на уроке является подготовка школьников к самообразованию путем  умения  работать  с  учебником  и использовать  эти  умения  при работе  с  другой  литературой, организовывая  свой процесс образования по достижению  целей, а также по формированию  личностных отношений учащихся к процессу познания путем осознания его "смысла" для личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебники на урок биологии.

Рекомендуемые учебники по биологии на 2010-2011 учебный год.Источник интернет....

Презентация к педсовету "Работа с учебником на уроке"

К сожалению, скоротечный современный урок превратился в урок передачи знаний от учителя к ученику. Учебник в такой схеме выступает в роли задачника, из которого ученики берут тексты...

Приёмы работы с учебником на уроках математики.

В активизации умственной деятельности учащихся в процессе обучения видное место занимает работа с учебником. Учебник является важнейшим источником вопросов, задач и заданий, которые учитель ставит пер...

Системное использование учебника на уроках биологии

Доклад "Системное использование учебника на уроках биологии"...

Проект на тему: "Роль учебника на уроке биологии"

Данный проект направлен на повышения уровня обученности и качества знаний по предмету. Для этого используется методический аппарат учебника Биология. Многообразие покрытосеменных растений, 6 класс (Па...

Система работы с учебником на уроках биологии в рамках ФГОС

Учебник - неотъемлемая часть учебно-методического комплекта. Краткий обзор форм работы представлен в данной статье...

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЫ УЧЕБНИКА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Введение Федерального государственного стандарта основного общего образования по различным предметным областям предусматривает использование средств информационных технологий в учебной деятельности. ...