ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЫ УЧЕБНИКА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
статья по биологии (8 класс) на тему

Хайбулина Карина Владимировна

Введение Федерального государственного стандарта основного общего образования по различным предметным областям предусматривает использование средств информационных технологий в учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektronnaya_forma_uchebnika.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Опубликовано в сборнике IX Всероссийской научно-методической конференции с международным участием

«Актуальные проблемы химического и биологического образования»

ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»

20-21 апреля 2018 г., г. Москва

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЫ УЧЕБНИКА  НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Введение Федерального государственного стандарта основного общего образования по различным предметным областям предусматривает использование средств информационных технологий в учебной деятельности. Так, согласно ФГОС ООО, а именно в части требований  к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой [3].  

Так использование электронной формы учебника на уроках биологии позволяет организовать учебную деятельность, реализуя новые подходы к обучению, сохраняя преемственность с его печатным изданием. Однако в настоящее время по ряду причин  ЭФУ мало используется на уроках биологии. При этом новая форма предоставляет возможность учителю внести существенные изменения в образовательную деятельность за счет дополнительных ресурсов, заложенных в нее. Рассмотрим использование ЭФУ УМК «Линия жизни» на примере урока в 8 классе параграфа «Строение организма человека (1)»  относящегося к главе Общий обзор организма человека.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: сформировать у обучающихся представление о строении организма человека.

Задачи урока:

- продолжить формирование представлений об уровнях организации живого;

- сформировать представления о строении клеток и тканей человека, их функциях;

- научить характеризовать особенности строения организма человека на различных уровнях организации; определять основные ткани организма человека на предложенных микропрепаратах или их изображениях.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: обучающиеся получают представления об уровнях организации живого; о строении клеток и тканей человека, их функциях; знакомятся с особенности строения организма человека на различных уровнях организации; учатся определять основные ткани организма человека на предложенных микропрепаратах или их изображениях.

Метапредметные: совершенствуют навыки работы с текстом учебника, проводить его анализ, находить информацию о строение организма человека и интерпретировать её; сотрудничать с одноклассниками в процессе изучения темы и  обсуждения полученных результатов лабораторной работы. Совершенствуют навыки исследовательской деятельности, включая умения наблюдать, классифицировать, анализировать, сравнивать.

Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для обучающихся объектов.  Основные понятия урока: уровни организации человека, межклеточное вещество, эпителиальная мышечная, соединительная и нервная ткани.

Перечень оборудования: интерактивная доска, ПК, проектор, планшеты или мобильные ноутбуки, микроскопы, УМК «Линия жизни».

 Деятельность обучающихся: работа с текстом и иллюстрациями ЭФ и печатного учебника, выполнение заданий в рабочей тетради, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении темы и выполнении лабораторной работы «Изучение микроскопического строения тканей живых организмов».

 Деятельность учителя: будет строится в соответствии следующей структурой урока.

1. Организационный момент. Приветствие, проверка готовности к уроку, создание психологической атмосферы урока, включение обучающихся в деловой ритм урока.

2. Мотивация учебной деятельности. Подготовка к осознанному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса, преобразование содержания обучения в личностно значимое. Для этого можно использовать Рубрику. Вы узнаете: о строении клеток и тканей человека, их функциях; об  органах и системах органов организма человека; об основных процессах жизнедеятельности организма человека; о механизмах нервно-гуморальной регуляции как основе жизнедеятельности организма.

 И вы научитесь: характеризовать особенности строения организма человека на различных уровнях организации; определять основные ткани организма человека на предложенных микропрепаратах или их изображениях; проводить самонаблюдения некоторых рефлексов, характеризовать условия их проявления.

3. Актуализация опорных знаний. Для этого можно использовать вопросы из рубрики учебника. Вспомните: Что такое вещество и физическое тело? Какие частицы являются наименьшими единицами строения вещества и что они образуют? Что такое клетка? Каково ее строение? Какие вещества ее образуют?

4. Изучение нового материала. Главный этап урока — овладение обучающимися новыми знаниями и способами действий.

На этом этапе урока учитель объясняет  обучающимися строение организма человека. Рассматривает уровни организации, атомно-молекулярный, клеточный, тканевый, органный, системный и организменный уровень  сопровождая свое объяснение демонстрацией иллюстраций из галереи изображений ЭФУ на интерактивной доске или экране.

В электронной форме выбирается параграф  «Строение организма человека 1»  и демонстрируется при объяснении. Главная иллюстрация (Уровни организации человека). Галерея изображений (общий план строения клетки человека, ткани).  

Далее учитель предлагает обучающимся в группах используя текст печатной формы учебника «Строение организма человека (1)» поработать с рабочей тетрадью на печатной основе письменно ответить на вопросы изучаемого параграфа. Затем обучающиеся, используя ЭФУ, выполняют самостоятельно лабораторную работа «Изучение микроскопического строения тканей живых организмов» работа выполняется в группах и осуществляется по инструктивной карточке которая находится в плитке и является ее объектом «Моя лаборатория». Перед выполнением лабораторной работы учитель проводит инструктаж напоминает о технике безопасности поскольку работа проводится с использованием планшетов или ноутбуков на которых установлена программа. Обучающиеся  выполняют лабораторную работу, используя ЭФУ и  приборы световой или цифровой микроскоп. Каждая группа обучающихся получает один микропрепарат для изучения. Учитель отслеживает ход проведения лабораторной работы и проводит коррекцию в процессе работы.

5. Закрепление материала. Репродуктивное воссоздание изученного материала; систематизация и обобщение; выполнение заданий на изучение главного в новой информации; выполнение творческих заданий на основе изученного; первичная проверка усвоения и понимания материала. После этого учитель предлагает обучающимся продемонстрировать изученный каждой группой микропрепарат на интерактивной доске и ответить на вопросы: «Определите какие функции выполняют ткани изучаемого микропрепарата»? и «Какие органы образованы данными видами ткани»? Так как в процессе работы было изучено каждой группой по одному микропрепарату, а количество тканей изучаемых было четыре: эпителиальная, мышечная, соединительная, нервная группы,  у которых были одинаковые микропрепараты, получают возможность дополнить  и провести коррекцию ответа выступающей группы.

6. Подведение итогов урока. Рефлексия. Установление соответствия между поставленными задачами урока и его результатами, внесение корректив. Анализ учебной деятельности. Озвучивание результатов обучения.

 7. Домашнее задание.  Изучить § 4 учебника. Ответить на вопросы в конце параграфа. Выполнить задание 7 в рабочей тетради.

Новые технологии в области информатизации способствовали улучшенному оформлению учебника и дали возможность преподнести традиционное содержание в более современной форме. ЭФУ позволяет учитывать индивидуальные особенности восприятия обучающихся. В зависимости от способа восприятия информации, школьники могут использовать образовательный контент ЭФУ, применяя различные инструменты. Однако работать с ЭФУ положено определенное количество времени. Руководствоваться следует требованиями действующего СаНПиНа [2].

Список литературы:

1. Пасечник В.В. Биология 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов; под ред. В.В. Пасечника; Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». – М.: Просвещение, 2010. – 255.с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Линия жизни)

2. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10.-М: УЦ Перспектива, 2011.-64 с.

3.  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос.Федерации. – М.: Просвещение, 2015.  – 48 с. – (стандарты второго поколения).

4.  ЭФУ издательство «Просвещение».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока английского языка в 5 классе с использованием электронной формы учебника по теме: "Древние американские племена" (УМК "Starlight 5” К.М.Баранова, Д.Дули)

В технологической карте приведен конспект урока по английскому языку с использованием электронной формы учебника в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарт...

Использование электронной формы учебника на уроках математики в 5 классе

Презентация по теме "Использование электронной формы учебника на уроках математики" представляет обобщение работы по апробации ЭФУ учителя математики Невенкиной И.В. и учителя математики и информатики...

презентация Электронная форма учебников: новая форма-новые возможности.

Электронная форма учебников: новая форма-новые возможности....

Технологическая карта урока с использованием электронной формы учебников биология 9 класс. Тема урока: Покровы тела. Строение и функции кожи

Данная разработка предназначена для проведения урока биология в 9 классе с использованием ЭФУ. УМК  М.Р.Сапин, Н.И.Сонин. Биология. Человек....

Методические рекомендации по применению электронных форм учебников В ОУ

Данные методческие рекомендации содержат описание функциональные возможности ЭФУ, педагогические возможности ЭФУ, технические рекомендации и варианты применеия ЭУ на различных этапах обучения...

Электронная форма учебников: новая форма - новые возможности

Использование электронных учебных пособий...