Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Обучение биологии в 6 классе должно быть направлено на достижение обучающимися следующих личностныхрезультатов:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни;
· реализация установок здорового образа жизни;
· сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
· анализировать, сравнивать, делать выводы и др.;
· эстетического отношения к живым объектам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_bio.docx | 208.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты освоения учебного предмета биология
Обучение биологии в 6 классе должно быть направлено на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
- анализировать, сравнивать, делать выводы и др.;
- эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения учениками 6 класса программы по биологии являются:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения, понятия, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы.
- умение работать с разными источниками биологической информации (в тексте учебника, биологический словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию.
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью.
- умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения учениками 6 класса программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (питания, дыхания, выделения, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организмов).
- приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
- объяснение роли биологии практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- различие на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растения и животных;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы на основе сравнения;
- выявление взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, системой органов и их функциями;
- овладение методами биологической науки: наблюдения и описания биологических объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни.
- В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
- освоение приёмов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
5. В эстетической сфере:
выявление эстетических достоинств объектов живой природы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Количество часов, отведенных на изучение предмета.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа предусматривает изучение биологии в 6 классе в объеме 34часов из расчета 1 час в неделю. Из них резервное время 3 часа
Изменения, внесенные в авторскую программу.
Резервные часы распределены следующим образом:
1 ч на тему «Органы и системы органов», 1 ч на изучение темы « Передвижение веществ в организме», 1ч на тему «Размножение» и 1 ч на изучение темы « Рост и развитие», т.к. данные темы содержат большой материал и достаточно сложный, что требует для усвоения дополнительного времени.
Биология. Живой организм. 6 класс (Концентрический курс)
(34 ч, 1 ч в неделю)
Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (12 ч, из них 1 ч резерв)
Тема1.1 Основные свойств живых организмов (1ч)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.
Тема 1.2 Химичекий состав клеток (2ч)
Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
Лабораторные и практические работы
Определение состава семян пшеницы
Тема 1.3 Строение растительной и животной клеток.
Клетка – живая система (2 ч)
Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток.
Лабораторные и практические работы
Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)
Тема 1.4 Деление клетки (1ч)
Деление – важнейшее свойство клеток. Значение деления для роста и развития многоклеточного организма. Два типа деления. Деление – основа размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза и его биологическое значение.
Демонстрация
Микропрепарат «Митоз». Микропрепараты хромосомного набора человека, животных и растений.
Тема 1.5 Ткани растений и животных (1ч)
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.
Лабораторные и практические работы
Ткани живых организмов
Тема 1.6 Органы и системы органов (3ч + 1 ч резерв)
Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка – зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды, их значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений. Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.
Лабораторные и практические работы
Распознавание органов растений и животных
Тема 1.7 Растения и животные как целостные организмы (1ч)
Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.
Предметные результаты обучения
Обучающиеся должны знать:
- суть понятий и терминов
- основные органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и системы органов растений и животных
- что лежит в основе строения всех живых организмов
- строение частей побега, основных органов и систем органов животных, указывать их значение.
Обучающиеся должны уметь:
- распознавать и показывать на таблицах основные органоиды клетки, растительные и животные ткани, основные органы и системы органов растений и животных
- исследовать строение основных органов растения
-устанавливать основные черты различия в строении растительной и животной клетки
- устанавливать взаимосвязь между строением побега и его функциями
- исследовать строение частей побега на натуральных объектах, определять их на таблицах
- обосновывать важность взаимосвязи всех органов и систем органов для обеспечения целостности организма
Метапредметные результаты обучения
Обучающиеся должны уметь:
- работать с дополнительными источниками информации;
- давать определения
- работать с биологическими объектами
Раздел 2. Жизнедеятельность организмов (21 ч, из них 3 ч резерв)
Тема 2.1 Питание и пищеварение (2ч)
Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.
Демонстрация
Действие желудочного сока на белок. Действие слюны на к5рахмал. Опыты, доказывающие образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями, роль света и воды в жизни растений.
Тема 2.2 Дыхание (2ч)
Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.
Демонстрация
Опыты, иллюстрирующие дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.
Тема 2.3 Передвижение веществ в организме(2ч + 1 ч резерв)
Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение и функции. Гемолимфа. Кровь и ее составные части (плазма, клетки крови).
Демонстрации
Опыт, иллюстрирующий пути передвижения органических веществ по стеблю растения. Микропрепараты «Строение клеток крови лягушки» и «Строение клеток крови человека».
Лабораторные и практические работы
Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю
Тема 2.4 Выделение. Обмен веществ и энергии (2 ч)
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.
Тема 2.5 Опорные системы (1ч)
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.
Демонстрация
Скелеты млекопитающих. Распилы костей. Раковины моллюсков. Коллекции насекомых.
Лабораторные и практические работы.
Разнообразие опорных систем животных
Тема 2.6 Движение (2ч)
Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы обеспечивающие движение живых организмов.
Лабораторные и практические работы.
Движение инфузории туфельки. Перемещение дождевого червя.
Тема 2.7 Регуляция процессов жизнедеятельности (2ч)
Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.
Тема 2.8 Размножение (2ч + 1 ч резерв)
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
Демонстрация
Способы размножения растений. Разнообразие и строение соцветий.
Лабораторные и практические работы
Вегетативное размножение комнатных растений.
Тема 2.9 Рост и развитие (2ч + 1 ч резерв)
Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития живых организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.
Демонстрация
Способы распространения плодов и семян. Прорастание семян.
Лабораторные и практические работы
Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале)
Тема 2.10 Организм как единое целое (1ч)
Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Регуляторная деятельность нервной и гуморальной систем. Организм функционирует как единое целое. Организм – биологическая система.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- суть понятий и терминов по теме
- органы и системы, составляющие организмы растений и животных
Учащиеся должны уметь:
- определять и показывать на таблице органы и системы составляющие организмы растений и животных
-объяснять сущность основных процессов жизнедеятельности организмов
- обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой
-сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов
- наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы
- исследовать строение отдельных органов организмов
-фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц
Соблюдать правила поведения в кабинете биологии
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь
-организовывать свою учебную деятельность
-планировать свою деятельность под руководством учителя
- составлять план работы
- участвовать в групповой работе
- осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях
- работать с текстом параграфа и его компонентами
- составлять план ответа
- составлять вопросы к тексту
-узнавать объекты на таблицах
- оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников
Раздел 3. Организм и среда (2ч)
Тема 3.1 Среда обитания. Факторы среды (1ч)
Влияние факторов неживой природы (температуры, влажности, света) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов.
Демонстрация
Коллекции иллюстрирующие экологические взаимосвязи живых организмов.
Тема 3.2 Природные сообщества (1ч)
Природное сообщество. Экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.
Демонстрация
Модели экологических систем, коллекции, иллюстрирующие пищевые цепи и сети.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- суть понятий и терминов по теме
- как тот или иной фактор среды может влиять на живые организмы
- характер взаимосвязей между живыми организмами в природном сообществе
-структуру природного сообщества
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь
-организовывать свою учебную деятельность
-планировать свою деятельность под руководством учителя
- составлять план работы
- участвовать в групповой работе
- осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях
- работать с текстом параграфа и его компонентами
- составлять план ответа
- составлять вопросы к тексту
-узнавать объекты на таблицах
- оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников
Личностные результаты обучения
- формирование ответственного отношения к обучению
- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ
- развитие навыков обучения
- формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.
- формирование доброжелательного отношения к мнению других
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни
- осознание значения семьи в жизни человека
- уважительное отношение к старшим и младшим товарищам
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Название раздела, темы | Количество часов | Лабораторные и практические |
1 четверть 9 часов | ||
Раздел 1. Строение и свойства живых организмов | 12ч (1 ч резерв) | 4 |
1.Основные свойства живого организма | 1 | |
2.Химический состав клеток | 2 | 1. «Определение состава семян пшеницы» |
3.Строение растительной и животной клеток | 2 | 1. «Строение клеток живых организмов» |
4. Деление клетки | 1 | |
5.Ткани растений и животных | 1 | 1. «Ткани живых организмов» |
6.Органы и системы органов | 2 | |
2четверть 7 часов | ||
6.Органы и системы органов | 2 (1ч резерв) | 1. «Распознавание органов растений и животных» |
7.Растения и животные как целостные организмы | 1 | |
Раздел 2. Жизнедеятельность организмов | 21 ч (3ч резерв) | 5 |
1 Питание и пищеварение | 2 | |
2 Дыхание | 2 | |
3 четверть 10 часов | ||
3 Передвижение веществ в организме | 3 (1ч резерв) | 1. «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю» |
4. Выделение. Обмен веществ и энергии | 2 | |
5. Опорные системы | 1 | 1. «Разнообразие опорных систем животных» |
6. Движение | 2 | 1. « Движение инфузории туфельки» «Перемещение дождевого червя» |
7. Регуляция процессов жизнедеятельности | 2 | |
4 четверть 8 часов | ||
8. Размножение | 3 (1ч резерв) | |
9. Рост и развитие | 3 (1ч резерв) | 1. «Прямое и непрямое развитие насекомых» |
10. Организм как единое целое | 1 | |
Раздел 3. Организм и среда | 1 | |
1.Среда обитания. Факторы среды. Природные сообщества | 1 |
Приложение
Календарно-тематическое планирование предмета биология в 6 А,В классе
№п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Планируемые образовательные результаты | Контроль за достижением целей и задач | Инфор мационное пространство | Домашнее задание | Дата проведения урока | Выполнение программы практической части | |||||
предметные | метапредметные | личностные | базовое | Дополни тельное | По плану | фактически | По плану | фактически | ||||||
Раздел 1. Строение и свойства живых организмов 12ч (1 ч резерв) | ||||||||||||||
Тема 1.1 Основные свойства живых организмов 1ч | ||||||||||||||
1 | Многообразие живых организмов. Основные свойства | 1 | Комбинированый урок | Выделение отличительных признаков живых организмов. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. | Умение доказывать единство строения растительных и животных организмов. | Выступление групп | презентация | §1 ,читать и пересказывать | Упр 1-10 стр 11 | 7.09 | |||
Тема 1.2 Химический состав клеток 2ч | ||||||||||||||
2 | Содержание химических элементов в клетке | 1 | . Комбинированный | Знать вещества входящие в состав клетки | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы | Познавательный интерес к естественным наукам | Взаимоконтроль, терминологический диктант | презентация | §2 ,читать и пересказывать Стр. 12-13 | Упр 1-6 стр 17 | 14.09 | |||
3 | Органические вещества Лабораторная работа №1 «Определение состава семян пшеницы» | 1 | Комбинированный | Ознакомление с методами исследования живой природы и приобретение элементарных навыков их использования | Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух | Понимание значимости научного исследования природы | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | презентация | §2,читать и пересказывать Стр. 13-17 | Упр 7-11 стр 17 | 21.09 | |||
Тема 1.3 Строение растительной и животной клеток 2ч | ||||||||||||||
4 | Клетка - элементарная единица живого | Изучение нового материала | Знать основные органоиды клетки Уметь описывать основные признаки строения клетки | Познавательные УУД: Выделяют основные признаки строения клетки. Называют основные органоиды клетки и описывают их функции. Личностные УУД: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Регулятивные УУД: Объясняют роль органических и неорганических веществ в жизни живых организмов. Работают с учебником (текстом и иллюстрациями). Коммуникативные УУД: Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи | Познавательный интерес Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении задач | §3 ,читать и пересказывать | Упр 1-7 стр 24 | 28.09 | |||||
5 | Различия в строении растительной и животной клеток. Лабораторная работа №2 «Строение клеток живых организмов» | 1 | комбинированный | Знание и различение на таблицах основных частей клеток (ядра, оболочки, цитоплазмы). | Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. | Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов. | Проверка учителем выполнения и оформления ЛР. | §3,читать и пересказывать | Упр 8-14 стр 24 | 5.10 | ||||
Тема 1.4 Деление клетки 1ч | ||||||||||||||
6 | Деление клетки | 1 | Комбинированный | Определяют понятия «митоз», «мейоз». Характеризуют и сравнивают процессы митоза и мейоза. Обосновывают биологическое значение деления | Познавательные УУД: Умеют заменять термины определениями. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Строят логические цепи рассуждений Личностные УУД: Готовы к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности Регулятивные УУД: Составляют план и последовательность действий. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы Коммуникативные УУД: Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка | Познавательный интерес Коммуникативная компетентность в общении, творческой деятельности | Взаимопроверка в группах. Работа с таблицами, схемами. | видеоурок | §4,читать и пересказывать | Упр 1-10 стр 28 | 12.10 | |||
Тема 1.5 Ткани растений и животных 1ч | ||||||||||||||
7 | Типы тканей растений и животных. Лабораторная работа №3 «Ткани живых организмов» | Комбинированный | Формирование знаний основных типов тканей и их функций. Умение характеризовать и описывать строение различных тканей | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы. Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Понимание значимости строения клеток тканей в соответствии с их функциями | беседа | §5,читать и пересказывать | Упр 1-16 стр 35 | 19.10 | |||||
Тема 1.6 Органы и системы органов 4ч (1ч резерв) | ||||||||||||||
8 | Понятие «орган». Органы цветкового растения | 1 | Изучение нового материала. | Знание основных зон корня, их строение в соответствии с функциями | Познавательные УУД: использовать разнообразные приемы работы с информацией. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. | Понимание значимости структуры корня в соответствии с его ролью | беседа по итогам работы или отчёт по заданию | презентация | §6 ,читать и пересказывать,стр 36-39. | Упр 1-6 стр 49 | 26.10 | |||
9 | Стебель как осевой орган побега. Лист. Цветок. | 1 | Комбинированный | Знание строения основных органов растения | Познавательные УУД: Называют части побега. Характеризуют строение и функции органов растения Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнении и классификации Личностные УУД: Учатся идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта, принимать решение и реализовывать его Доброжелательное отношение к окружающим Регулятивные УУД: Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата Коммуникативные УУД: Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?) | Понимание строения основных органов растений | беседа по итогам работы или отчёт по заданию | видеоурок | §6,читать и пересказывать стр. 40-45 | Упр 7-10 стр 49 | 2.11 | |||
10 | Плоды. Семена. | 1 | Изучение нового материала. | Знать основные типы плодов и их значение. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками. | Представление о разнообразии плодов и их значении. | беседа по итогам работы или отчёт по заданию | презентация | § 6 стр. ,читать и пересказывать стр 46-48 | Упр 11-15 стр 49 | 16.11 | |||
11 | Системы органов. Лабораторная работа №4 «Распознавание органов у растений и животных» | 1 | Комби- ниро- ванный | Умение описывать основные системы органов животных. | Познавательные УУД: Описывают основные системы органов животных и называют составляющие их органы. Обосновывают важное значение взаимосвязи систем органов в организме Личностные УУД: Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности Регулятивные УУД: Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Выделяют и формулируют познавательную цель Коммуникативные УУД: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат | Понимание роли систем органов в жизнедеятельности организма | Практическая работа | § 7,читать и пересказывать | Упр 1-6 стр 55 | 23.11 | ||||
Тема1.7 Растения и животные как целостные организмы 1ч | ||||||||||||||
12 | Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах | 1 | Комбинированный | Умение устанавливать взаимосвязь между отдельными частями растений и животных. | Познавательные УУД: Устанавливают взаимосвязь между клетками, тканями, органами в организме. Приводят примеры в растительном и животном мире, доказывающие, что организм единое целое Личностные УУД: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: Определяют основную и второстепенную информацию. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки | Осознание взаимосвязи между частями растений и животных | беседа по итогам работы или отчёт по заданию | презентация | §8-9,читать и пересказывать | Упр 1-7 стр 58 | 30.11 | |||
Раздел 2. Жизнедеятельность организмов 21ч (3ч резерв) | ||||||||||||||
Тема 2.1 Питание и пищеварение 2ч | ||||||||||||||
13 | Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма | 1 | Комбинированный | Знать основные понятия и термины по теме Знать особенности питания растений: воздушное и корневое питание. | Познавательные УУД: Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации Раскрывают сущность воздушного и почвенного питания растений. Обосновывают биологическую роль зелёных растений в природе Личностные УУД: Формируют экологическое сознание сознание и позитивное отношение к органическому миру Регулятивные УУД: Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Предвосхищают результат и уровень усвоения Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнении и классификации. Коммуникативные УУД: С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Представление об особенностях питания растений | беседа по итогам работы или отчёт по заданию | презентация | § 10 ,читать и пересказывать стр. 62-63 | Упр 1-6 стр 72 | 7.12 | |||
14 | Особенности питания животных | 1 | Комбинированный | Знание основных видов питания животных | Познавательные УУД: Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. Умеют заменять термины определениями Личностне УУД: Есть устойчивый познавательный интерес к становлению смыслообразующей функции познавательного мотива Регулятивные УУД: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения Коммуникативные УУД: Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Интересуются чужим мнением и высказывают свое | Овладение интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.). | беседа по итогам работы и отчёт по заданию | презентация | §10,читать и пересказывать стр. 64-71 | Упр 7-12 стр 72 | 14.12 | |||
Тема 2.2 Дыхание 2ч | ||||||||||||||
15 | Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ. | 1 | Комбинированный | Знание сущности процесса дыхания. | Познавательные УУД: Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты Устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста Личностные УУД: Готовы и способны к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности Регулятивные УУД: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Оценивают достигнутый результат Коммуникативные УУД: Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие | Знание процесса дыхания у растений | Беседа, взаимоконтроль, самоконтроль. | презентация | §11,читать и пересказывать | Упр 1-4 стр 77 | 21.12 | |||
16 | Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов | 1 | Комбинированный | Знание типов питания животных, строение органов дыхания. | Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: умение применять полученные знания в своей практической деятельности. Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение | Развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы | Беседа | презентация | § 11,читать и пересказывать | Упр 5-8 стр 77 | 28.12 | |||
Тема 2.3 Передвижение веществ в организме 3ч (1ч резерв) | ||||||||||||||
17 | Перенос веществ в организме, его значение Перенос веществ в растениях. Лабораторная работа №5 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю» | 1 | Комбинированный.. | Знать особенности передвижения веществ в растениях. | Познавательные УУД: Раскрывают роль проводящей системы у растений и кровеносной системы у животных организмов. Личностные УУД: Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений Позитивная моральная самооценка. Любовь к природе... Регулятивные УУД: Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. Выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные УУД: Составляют план и последовательность действий. | Понимание Сущности передвижения веществ по стеблю растения | Беседа, практическая деятельность | §12,читать и пересказывать стр.78-79 | Упр 1-4 стр 83 | 18.01 | ||||
18-19 | Кровеносная система, ее строение и функции. | 2 | Комбинированный | Знать строение кровеносной системы Уметь описывать функцию кровеносной системы | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Представление О строение кровеносной системы у различных представителей животного мира | Беседа | презентация | §12,читать и пересказывать стр. 80-83 | Упр 5-9 стр 83 | 25.01-1.02 | |||
Тема 2.4 Выделение. Обмен веществ и энергии. 2ч | ||||||||||||||
20 | Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Выделение у растений и животных. | 1 | Комбинированный | Знание органов выделения у животных. | Познавательные УУД: Отмечают существенные признаки процесса выделения. Выявляют особенности выделения у растений Осуществляют поиск и выделение необходимой информации Личностные УУД: С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Развивают навыки обучения .Регулятивные УУД: Устанавливают причинно-следственные связи. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Коммуникативные УУД: Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?) | Представление о видах выделения у растений и животных | Беседа, взаимоконтроль, самоконтроль | §13,читать и пересказывать | Упр 1-8 стр 90 | 8.02 | ||||
21 | Обмен веществ и энергии | 1 | Комбинированный | Знание значения обмена веществ и энергии | Познавательные УУД: Определяют значение выделения в жизни живых организмов. . Устанавливают взаимосвязь между системами органов организма в процессе обмена веществ. Приводят доказательства того, что обмен веществ – важнейший признак живого Личностные УУД: Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Умение конструктивно разрешать конфликты. Готовность и способность к соблюдению норм и требований школьной жизни. Регулятивные УУД: Устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Сличают свой способ действия с эталоном. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. Коммуникативные УУД: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | Понимание роли обмена веществ и энергии в природе | Беседа, взаимоконтроль, самоконтроль | презентация | §14,читать и пересказывать | Упр 1-18 стр 96 | 15.02 | |||
Тема 2.5 Опорные системы 1ч | ||||||||||||||
22 | Значение опорных систем в жизни организмов Лабораторная работа №6 «Разнообразие опорных систем животных» | 1 | Комбинированный | Знание опорных систем растений и животных | Познавательные УУД: Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Личностные УУД: Умеют вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. Регулятивные УУД Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Коммуникативные УУД: Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции. Составляют план и последовательность действий | Понимание необходимости биологических знаний для осмысления окружающего мира | Беседа, взаимоконтроль, самоконтроль | § 15,читать и пересказывать | Упр 1-7 стр 102 | 22.02 | ||||
Тема 2.6 Движение 2ч | ||||||||||||||
23 | Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности растений и животных, связанных со средой обитания. | 1 | Изучение нового материала | Знание основных способов движения организмов связанных со средой обитания | Познавательные УУД: Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Личностные УУД: Осознают ценности здорового и безопасного образа жизни. Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов Регулятивные УУД: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи Коммуникативные УУД: Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. | Понимание Разнообразных форм движения в соответствии со средой обитания. | отчёт по заданию Беседа, взаимоконтроль, самоконтроль | видеоурок | §16,читать и пересказывать, стр 103-107 | Упр 1-7 стр 113 | 1.03 | |||
24 | Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов Лабораторная работа №7 .Движение инфузории и дождевого червя. Перемещение дождевого червя | 1 | Комбинированный | Знание способов движения животных. Уметь объяснять роль движения в жизни живых организмов | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. | Понимание Механизмов обеспечивающих движение организмов |
Беседа, взаимоконтроль, самоконтроль, тест, составление схемы на доске,презентации Результаты л.р. | §16,читать и пересказывать | Упр 8-13 стр 113 | 8.03 | ||||
Тема 2.7 регуляция процессов жизнедеятельности 2ч | ||||||||||||||
25 | Жизнедеятельность организмов и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности. | 1 | Изучение нового материала | Знание строение регуляторных систем Умение объяснять роль регуляции | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: развитие навыков оценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией | Понимание роли регуляции в жизни организмов | Беседа, взаимоконтроль, самоконтроль | презентация | §17,читать и пересказывать стр. 114-120 | Упр 1-4 стр 126 | 15.03 | |||
26 | Рефлекс, Раздражимость. Эндокринная система и ее роль. Железы внутренней секреции. | 1 | Изучение нового материала | Знание строения эндокринной системы | Познавательные УУД: Выделяют и формулируют проблему. Устанавливают причинно-следственные связи. Личностные УУД: Формируют основы социально-критического мышления Регулятивные УУД Осознают качество и уровень усвоения Коммуникативные УУД: Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор | Представление о работе эндокринной системы и ее роли в регуляции организма | Беседа, взаимоконтроль, самоконтроль | видеоурок | §17,читать и пересказывать стр.121-126 | Упр 5-12 стр 126 | 22.03 | |||
Тема 2.8 Размножение 3ч (1ч резерв) | ||||||||||||||
27 | Биологическое значение размножения. Виды размножения. Лабораторная работа №8 Вегетативное размножение комнатных растений | Изучение нового материала | Знать роль и значение размножения в природе. | Познавательные УУД: Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнении и классификации. Личностные УУД: Умение конструктивно разрешать конфликты. Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. Регулятивные УУД: Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. Оценивают достигнутый результат. Коммуникативные УУД: Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. | Осознание роли размножения в природе | Беседа, взаимоконтроль, самоконтроль | §18,читать и пересказывать | Упр 1-9 стр 132 | 5.04 | |||||
28-29 | Половое размножение у животных и растений. | 2 | Изучение новой темы | Знание особенностей полового размножения животных и растений. | Познавательные УУД: использовать разнообразные приемы работы с информацией. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. | Овладение интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы). | Беседа, взаимоконтроль, самоконтроль, составление схемы на доске | презентация | §19-20,читать и пересказывать | §19 Упр 1-12 стр 138 §20,упр 1-8 стр 144 | 12.04-19.04 | |||
Тема 2.9 Рост и развитие 3ч (1ч резерв) | ||||||||||||||
30 | Рост и развитие растений. | 1 | Комбинированный | Знание особенностей роста и развития растений | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп | Осознание особенностей развития растений | Беседа, взаимоконтроль, самоконтроль, тест, | презентация | §21,читать и пересказывать | Упр 1-12 стр 149 | 26.04 | |||
31-32 | Особенности развития животных организмов. Лабораторная работа №9 «Прямое и непрямое развитие насекомых» | 2 | комбинированный | Знать особенности развития животных организмов. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям. Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение. | Понимание особенностей развития животных | Беседа, взаимоконтроль, самоконтроль, тест, составление схемы на доске,презентации | презентация | §22,читать и пересказывать | Упр 1-12 стр 154 | 3.05-10.05 | |||
Тема 2.10 Организм как единое целое 1ч | ||||||||||||||
33 | Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме Годовая контрольная работа. | 1 | Комбинированный | Уметь обобщать и делать выводы о жизнедеятельности организма на основе знаний о строении организма. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям. Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение. | Осознание взаимосвязи клеток, тканей и органов в организме | Беседа, взаимоконтроль, самоконтроль | презентация | §23,читать и пересказывать | Выучить основные понятия темы. | 17.05 | |||
Раздел 3. Организм и среда 1ч | ||||||||||||||
Тема 3.1 Среда обитания. Факторы среды. Природные сообщества 1ч | ||||||||||||||
34 | Влияние факторов неживой природы. Природное сообщество. Экосистема. | 1 | Комбинированный | Знать основные факторы среды. Уметь их характеризовать и сравнивать Уметь составлять цепи питания | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Понимание особенностей факторов среды влияющих на приспособленность организмов к среде обитания. | беседа | презентация | §24, §25-26,читать и пересказывать | Выучить основные понятия темы. | 24.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...