Рабочая программа по биологии. 9 класс Крискунов
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Иванова Елена Николаевна

Рабочая программа по биологии. 9 класс. Крискунов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_2018_god_9_klass.docx365.31 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Desktop\Scan.jpg

Пояснительная записка 

   Рабочая учебная программа по биологии для 9 класса составлена на основе  Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной учебной программы по предмету «Биология» (авторы: В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой - М.: Дрофа,2010г.) и учебного плана МАОУ СОШ № 16 р.п. Приютово на 2017-2018 учебный год.

 

Целью программы является формирование у каждого учащегося биологического мышления и экологической культуры. 

Задачи:

 - освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой природы;

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе.

 Общая  характеристика учебного предмета

       Биология изучает живой мир нашей планеты. Поэтому биологию называют наукой о живом мире. Она изучает разнообразие, строение и функции живых существ и природных сообществ, распространение, происхождение и развитие организмов, их связей друг с другом и с неживой природой. В настоящее время биология представляет собой комплексную науку, состоящую из ряда самостоятельных научных дисциплин со своими объектами исследования. Так, растения изучает ботаника, животных - зоология, анатомо-физиологические свойства человека – биология человека, бактерий – микробиология и т.д.  Изучение курса «Общая биология» проводится в течение одного учебного года в 9 классе. Это обусловлено тем, что для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях жизни, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Хотя в содержании курса включены основы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих процессов и роли их в культуре человечества. Настало время, когда от каждого из нас зависит будущее нашей планеты. Поэтому современный человек не может считать себя образованным, если он не знаком с основами биологических знаний.

 Сведения об учебно-методическом комплексе 

1. Криксунов, Е. А., Пасечник, В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: учеб. для общеобразовательных учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2013. - 303 с.

        2. Пасечник, В. В. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Введение в общую биологию и экологию»: пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2006. - 126 с;

 Планируемые результаты изучения учебного предмета

     Знать/ понимать

- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

      Уметь

- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных
групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний,
иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

-оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

-рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде

Содержание курса. Рабочая программа рассчитана на 33 рабочие недели (66 часов в год при двухчасовой недельной нагрузке)

Кол-во часов

по рабочей

программе

Номера уроков

Тема

1

3

1-3

Введение

10

4-13

Раздел 1. Уровни организации живой природы.

Молекулярный уровень

14

14-27

Клеточный уровень

15

28-42

Организменный уровень

2

43-44

Популяционно-видовой уровень

6

45-50

Экосистемный

3

51-53

Биосферный

8

54-60

Раздел 2. Эволюция органического мира

Основы учения об эволюции

5

61-65

 Возникновение и развитие жизни на Земле.

1

66

Заключительный урок по курсу Введение в общую биологию и экологию.

2

11,14,37,38,43,48,61

Лабораторные работы

3

13,20,27,31,42,50,60,65

Уроки обобщения изученного материала

Всего

66 часов

 

                                                                                                                                                                                   

 

Литература.


Дополнительной литературы для учителя:
Иорданский Н. Н. Эволюция жизни. М.: Академия, 2001.
Медников Б. М. Биология. Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 2006.


Дополнительная литература для учащихся:
Пасечник В. В., Швецов Г. Г. Биология. Введение в общую биологию.: Рабочая тетрадь. 9 кл. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 95 с.: ил.


Научно-популярная литература для учащихся:
Ауэрбах Ш. Генетика. М.: Атомиздат, 1966.
Энциклопедия для детей.Т.2. Биология. 5-е изд., Э68 перераб. и доп./ Глав.ред. М. Д. Аксенова.- М.: Аванта+, 1998. – 704с.:ил.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А. Х. Тамбиев; – М.: ООО «Фирма “Издательство АСТ”»; ООО «Астрель», 1999 – 464с.: ил.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле /; – М.: ООО «Фирма “Издательство АСТ”»; ООО «Астрель», 2001 – 400

                                                                           

                                                                       

                                                                                           Поурочное планирование

                                                    В.В. Пасечник, «Ведение в общую биологию и экологию. 9 класс»:

Тема урока.

Тип урока

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Вид контроля

Планируемые результаты освоения учебного материала

Дата проведения

Примечание

План

Факт

«Введение». (3часа).

1.

Инструктаж по ТБ на уроках биологии

Биология – наука о живой природе.

УИНМ

Рассказ с элементами беседы.

Использование дополнительного материала заданий занимательного характера.

Биологический диктант

Знать и уметь распознавать уровни жизни, царства живого, дифференцированные и интегрированные биологические науки, методы изучения живой природы,  описание, исторический метод, гипотезы и законы

2.

Методы исследования в биологии.

КУ

Вводная беседа.

Работа с терминами

Фронтальный опрос

Познакомиться с методами применяемыми в биологии. Наука, гипотеза, эксперимент, наблюдение, закон, теория, факт.

3

Сущность жизни и свойства живого.

УКУЗ

Рассказ с элементами беседы.

Биологический диктант

Называть признаки живого организма, характеризовать эти свойства; проводить сравнение живого и неживого.

Раздел 1. Уровни организации живой природы.

1 Молекулярный уровень (10 часов).

4

 Молекулярный уровень.

УИНМ

Лекция с элементами беседы

Беседа.

Устный опрос по таблице

Знать  свойства и значение элементов, входящих в состав живого. Обосновывать процессы и механизмы, происходящие в живых организмах.

5.

Углеводы.

КУ

Самостоятельная работа с учебником, составление и заполнение таблицы, работа с понятиями

Составление таблицы

Называть вещества, входящие в состав углеводов, знать их функции, классификацию, общую формулу, приводить примеры. Обосновывать принадлежность углеводов к биополимерам.

6

Липиды.

КУ

Частично-поисковый.

Беседа, рассказ

Устный опрос по таблице

Называть вещества, входящие в состав липидов, знать их функции, классификацию, общую формулу, приводить примеры. Обосновывать принадлежность липидов к биополимерам.

7

Состав и строение белков.

КУ

Работа с понятиями

Тест

Называть мономеры белковых молекул и его составляющие, уровни организации, перечислять функции белков, объяснять процесс образования пептидной цепи

8

Функции белков.

КУ

Самостоятельная работа с учебником, составление и заполнение таблицы, работа с понятиями

Инд. опрос

Перечислять функции белков, объяснять их значение. каталитическая, пластическая, двигательная, транспортная, защитная, регуляторная, сигнальная и др.

9

Нуклеиновые кислоты.

УКПЗ

Применение специальной терминологии

Фронтальный опрос

Давать определение терминам. Перечислять типы нуклеиновых кислот, называть составляющие мономеров ДНК и РНК, характеризовать особенности строения нуклеиновых кислот, обосновывать значение НК в организме.

10

АТФ и другие органические соединения.

УКПЗ

Актуализация знаний

Решение задач.

Знать определение терминам. Перечислять составляющие нуклеотида АТФ (АДФ, АМФ)  различные группы витаминов, характеризовать особенности строения молекул, объяснять роль витаминов в организме.

11

Биологические катализаторы.

Инструктаж по ТБ

Л/р Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках».

КУ

Рассказ с элементами беседы, составление таблицы, выполнение лаб. работы

Опрос, карточки

Перечислять факторы, обеспечивающие скорость ферментативных реакций, характеризовать свойства ферментов, объяснять образование комплекса «фермент-вещество»

12

Вирусы.

УИНМ

Составление схем, работа с понятиями, с дополнительными источниками.

Устный опрос по таблице

Перечислять элементы, входящие в состав вирусной частицы, способы борьбы со СПИДом, характеризовать особенности строения и функции вирусов, особенности различных вирусных заболеваний и их профилактики. Объяснять принадлежность вирусов к живым организмам.

13

Обобщение «Молекулярный уровень организации живого»

УОСЗ

Работа с учебником и другими источниками информации

К/р., тест.

Определяют понятия, дают оценку роли естественных наук,

2. Клеточный уровень (14 часов).

14

Основные положения клеточной теории.

 Инструктаж по ТБ Л/р Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом й теории.

УИНМ

Работа с терминами, выполнение лаб. работы

Беседа.

 Оформление лаб. работы

Знать фамилии великих ученых-микроскопистов, характеризовать основные положения клеточной теории, приводить сравнения про- и эукариотических клеток, животных и растений.

15  

Клеточная мембрана.

КУ

Работа с терминами, схемами, таблицами.

Фронтальный опрос

Уметь и знать термины, характеризовать строение клеточной мембраны, функции, способы проникновения веществ.

16

Ядро

КУ

Работа с терминами, схемами, таблицами

Викторина.

Презентация

Знать понятии темы, называть и описывать строение ядра

Знать и называть органоиды клетки, характеризовать строение ЭПС и других органоидов, объяснять наличие большого числа митохондрий в молодых клетках и в клетках с большими энергетическими затратами.

17

ЭПС. Рибосомы.

Комплекс Гольджи.

КУ

Работа с терминами, схемами, таблицами

Устный опрос по таблице

Знать и называть органоиды клетки, характеризовать строение ЭПС и других органоидов, объяснять наличие большого числа митохондрий в молодых клетках и в клетках с большими энергетическими затратами.

18

Лизосомы.

Митохондрии. Пластиды.

КУ

Работа с учебником и другими источниками информации

Составление таблицы

Знать элементы, входящие в состав клеточного центра и органоидов движения, давать сравнительную характеристику прокариот с эукариотами, выделять признаки примитивности прокариот по сравнению с эукариотами.

19

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.

УКПЗ

Работа с учебником

Составление таблицы

Уметь распознавать животную и растительную клетку, клетку гриба. Находить отличительные признаки эукариот, сравнивать строение и делать выводы.

20

Обобщающий «Строение клетки»

УОСЗ

Анализ информации, выделение главного

Работа с дидактическими карточками

Уметь распознавать органоиды клетки прокариот, сравнивать со строением клеток эукариот и делать выводы.

21

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм

УИНМ

Логика происходящих событий

Составление опорного конспекта

Знать определения терминов характеризовать обмен веществ, обосновывать взаимосвязь ассимиляции и диссимиляции.

22

Энергетический обмен.

КУ

Учить планово изучать материал.

Сравнивать процессы

Фронтальный опрос

Знать определение терминов, называть вещества – источники энергии, продукты реакций, описывать строение АТФ.

23

Фотосинтез. Хемосинтез.

УИНМ

Сравнивать процессы, составлять схемы.

Составление таблицы

Знать определения терминов, называть типы питания, фазы и продукты фотосинтеза, группы гетеротрофов. Приводить примеры автотрофов, гетеротрофов и организмов со смешанным типом питания.

24

Автотрофы. Гетеротрофы.

КУ

Учить работать с таблицами

Решение задач

Называть органы растения, где происходит процесс фотосинтеза, фазы его, анализировать содержание фотолиза, сравнивать фото- и хемосинтезы.

25

Синтез белков в клетке.

УКНЗ

Уметь обобщать и систематизировать полученные знания.

Фронтальный опрос.

Давать определения терминам, называть этапы биосинтеза белка, характеризовать  и  объяснять роль генетического кода, ферментов, матричную функцию ДНК, смысл избыточности генетического кода.

26

Деление клетки. Митоз.

КУ

Учить систематизировать информацию, строить схемы, определять формы размножения

Устный опрос по таблице

Давать определения терминам, называть фазы митоза, характеризовать механизм деления клетки, объяснять биологический смысл митоза.

27

Обобщающий «Клеточный уровень организации живого».

УОСЗ

Обобщать, систематизировать делать выводы.

Тест

Давать определения терминам и понятиям. Сравнивать, анализировать

3. Организменный уровень (15 часов)

28

Размножение организмов.

УИНМ

Учить систематизировать информацию, строить схемы, определять формы размножения.

Фронтальный опрос

Бесполое размножение, почкование, вегетативное, споры.

29

Мейоз

КУ

Учить анализировать, выделять главное 

Беседа

Устный опрос по таблице

Характеризовать стадии гаметогенеза, сущность и стадии мейоза, процесса оплодотворения. Проводить сравнительную характеристику хромосомного набора соматических и половых клеток.

30

Индивидуальное развитие организмов.

УКПЗ

Обобщать, систематизировать делать выводы

Составление таблицы

Характеризовать периоды онтогенеза. Процессы, происходящие в каждом из периодов знать процессы, происходящие в постэмбриональный период, приводить примеры прямого и непрямого постэмбрионального развития.

31

Обобщающий «Размножение организмов»

УОСЗ

Обобщать, систематизировать делать выводы

Биологический диктант

Давать определения терминам и понятиям. Сравнивать, анализировать

32

Закономерности наследования признаков, установленные

Г. Менделем.

УИНМ

Учить использовать знания основных понятий генетики для объяснения законов, открытых Г. Менделем 

Карточки

Устный опрос по таблице.

Решение задач

Характеризовать предмет изучения генетики, генетические термины, генетические символы и термины, суть гибридологического метода, правиле единообразия гибридов первого поколения, законе чистоты гамет, правиле расщепления, решать задачи на моногибридное скрещивание

33

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.

КУ

Умение решать генетические задачи

Фронтальный опрос.

Решение задач

Характеризовать законы

наследственности. Объяснять взаимосвязь генотипа и фенотипа организмов, практического значения анализирующего скрещивания. Решать задачи данного типа.

34

Дигибридное скрещивание. 

Закон независимого наследования признаков.

УКПЗ

Учить использовать специальную систему записи результатов скрещивания при дигибридном скрещивании

Решение задач

Характеризовать законы наследственности. Раскрывать сущность закона независимого наследования генов. Решать задачи данного типа. Характеризовать виды взаимодействия аллельных генов.

35

Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана.

УКПЗ

Умение решать генетические задачи

Решение задач

Характеризовать законы Томаса Моргана. Решать задачи данного типа.

36

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

УКПЗ

Умение решать генетические задачи

Решение задач

Характеризовать сущность закона Моргана. Объяснять механизм сцепленного наследования.

37

Практическая работа. «Решение генетических задач»

УОСЗ

Умение решать генетические задачи

Решение задач

Закрепление алгоритмов решения основных генетических задач

38

Модификационная изменчивость.

Инструктаж по ТБ.

«Составление вариационного ряда и кривой»

УИНМ

Работа с раздаточным материалом

Устный опрос по таблице

Характеризовать свойства живых организмов, наследственность и изменчивость, объяснить взаимосвязь генотипа и условий среды. Характеризовать норму реакции организма на внешние условия.

39

Мутационная изменчивость.

КУ

Работа с раздаточным материалом

С/р в рабочей тетради

Характеризовать формы изменчивости, выделять основные различия между модификациями и мутациями, перечислять виды мутаций и факторы. Приводить примеры.

40

Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова.

КУ

Обобщать и систематизировать материал 

Творческие работы

Объяснительно-иллюстративный метод с использованием  гербарных экземпляров, муляжей

41

Основные методы селекции растений, животных, микроорганизмов.

УКПЗ

Обобщать и систематизировать материал

Составление таблицы

Характеризовать основные методы селекции, гибридизации, явлении гетерозиса, объяснить методику, позволяющую преодолеть стерильность межвидовых и родовых гибридов.

42

Обобщающий  «Организменный уровень организации живого».

УККЗУ

Уметь обобщать и систематизировать полученные знания.

к/работа

Приводить примеры.

4. Популяционно- видовой уровень (2 часа)

43

Критерии вида.

Инструктаж по ТБ

 Л/р Изучение морфологического критерия вида.

УИНМ

Решение биологических задач

Беседа.

Рабочая тетрадь

Характеризовать вид, его критерии. Раскрывать биологические механизмы, препятствующие обмену генов между видами, объясняя бесплодность межвидовых гибридов.

44

Популяции. Биологическая классификация

УКПЗ

Работа с книгой, дополнительным материалом

Составление таблицы

Характеризовать  и определять

 абиотические, биотические, антропогенные факторы и принадлежность организмов  к условиям среды обитания

5. Экосистемный уровень (6 часов)

45

Сообщество, экосистема, биогеоценоз.

УИНМ

Работа с таблицами, схемой учебника

Фронтальный опрос

Знать определения, называть сообщества. Характеризовать их, свойства и задачи, проводить сравнительную характеристику сообществ, экосистем, биогеоценозов.

46

Состав и структура сообществ.

КУ

Работа с таблицами

Составление опорных конспектов

Знать определения, называть группы организмов, перечислять связи в экосистемах; характеризовать пространственную и морфологическую структуру, приводить примеры и составлять цепи питания.

47

Межвидовые отношения в экосистеме.

КУ

Совершенствовать умение работать с коллекциями, таблицами, дополнительной литературой 

Беседа

Рабочая тетрадь.

Устный опрос по таблице

Знать определения, характеризовать чистую, первичную, вторичную  продукцию, плодородие экосистем, решать простейшие экологические задачи.

48

Потоки вещества и энергии в экосистеме. Инструктаж по ТБ Л/ р Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме

УКПЗ

Развитие наблюдательности, умение применять полученные знания на практике

Составление таблицы, выполнение лаб. работы

Знать определения, характеризовать потоки энергии и вещества в экосистеме количественное изменение энергии в процессе переноса ее по пищевым цепям, пирамиды численности и массы..

49

Саморазвитие экосистемы.

УККЗУ

Развитие логического мышления путем решения проблемных

Био. диктант

Знать термины, называть виды биогеоценозов, характеризовать экологическую сукцессию, ее природу и механизмы, стадии сукцессии, ее значении. Давать характеристику деятельности человека как одному из регулирующих факторах в экосистемах.

50

Обобщающий «Экосистемный уровень организации живого»

УОСЗ

Уметь обобщать и систематизировать полученные знания 

Тест

Определять  отдельные формы взаимодействий в конкретной экосистеме. Объяснять взаимосвязи  организмов и окружающей среды, типы взаимодействия.

6. Биосферный уровень (3 часа)

51

Биосфера.

УИНМ

Учить сравнивать процессы, делать выводы, решать биологические

Фронтальный опрос.

Знать определения, называть среды жизни и приспособленность организмов; характеризовать среды жизни, особенности различных сред жизни, приспособления живых организмов. Приводить примеры особенности приспособления живых организмов к жизни в определенной среде.

52

 Круговорот веществ в биосфере.

КУ

Учить устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать

Фронтальный опрос

Знать определения, характеризовать особенности воздействия живых организмов на среду обитания. Знать определения, называть биогенные элементы, перечислять биохимические циклы.

53

 Эволюция биосферы.

УКПЗ

Учить сравнивать, анализировать, делать выводы.

Составление таблицы

Знать определения, характеризовать типы эволюциончных изменений, главные линии эволюции. Объяснять разницу понятий параллелизм и конвергенция, проводить сравнение двух линий эволюции (идиоадаптации и дегенерации)

Раздел 2. Эволюция органического мира.

7. Основы учения об эволюции (8 часов)

54

Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина

УФНЗ

Учить работать с дополнительной литературой

Устный опрос по вопросам

Давать определение понятию «эволюция». Выявлять и описывать предпосылки учения Ч. Дарвина.

55

Изменчивость организмов. Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения

УФНЗ

Учиться анализировать результаты, на их основе делать выводы

Фронтальный опрос

Уметь объяснять причину многообразия домашних животных и культурных растений. Роль изменчивости в эволюционном процессе.

56

Борьба за существование и естественный отбор. Формы естественного отбора

КУ

Учить выделять главное, анализировать

Фронтальный опрос

Характеризовать борьбу за существование, формы борьбы, роль естественного отбора и его формы. Проводить сравнение стабилизирующего и движущего отборов. Обосновать адаптацию как результат действия естественного отбора.

57

Изолирующие механизмы

УФНЗ

Учить составлять опорные схемы, работать над биологическими

Индивидуальный опрос

Дать характеристику основным изолирующим механизмам

58

Видообразование. Макроэволюция

КУ

Анализ, сравнение

Фронтальный и индивидуальный опрос

Уметь давать характеристику понятиям микроэволюция, пояснить основные формы видообразования, приводить примеры. Изоляция.

Характеризовать роль в видообразовании различных механизмов изоляции

59

Основные закономерности эволюции.

УФНЗ

Учить сворачивать информацию, выделять главное, составлять факты  с изученным материалом

Био. диктант

Уметь давать характеристику основным понятиям, уметь приводить примеры

60

Обобщающий урок по теме: «Основы учения об эволюции»

УККЗ

Уметь обобщать и систематизировать полученные знания

Тестирование по теме эволюционное учение

Уметь применять знания в повседневной жизни

                                                                                             8. Возникновение и развитие жизни на Земле (5 часов)

61

Гипотезы возникновения жизни. 

Инструктаж по ТБЛ/р Изучение палеонтологических доказательств эволюции

КУ

Учить сопоставлять и анализировать материал

Сообщение

Устный опрос

Лаб. работа

Характеризовать основные гипотезы возникновения жизни.

62

Развитие представлений о происхождении жизни.

УЗЗ

Учить систематизации знаний

Фронтальный опрос

Называть этапы развития представлений о возникновении жизни, характеризовать основные этапы развития жизни на Земле.

63

Развитие жизни на Земле. Эра древней жизни. Протерозой и палеозой.

КУ

Учить составлять таблицу

Фронтальный опрос

Характеризовать состояние органического мира на протяжении архейской эры, важнейшие ароморфозы архейской, протерозойской и палеозойской эр. Объяснять смену господствующих групп растений и животных.

64

Развитие жизни в мезозое и кайнозое.

УКЗУ

Учить сравнивать, анализировать, учить составлять таблицу.

Фронтальный и индивидуальный опрос

Характеризовать состояние органического мира на протяжении мезозоя, основные ароморфозы и идиоадаптации  мезозоя, развития жизни в кайнозое, основные направления эволюции растений и животных.

65

Обобщающий урок «Развитие жизни»

УОСЗ

Развитие наблюдательности, умение применять полученные знания на практике

Тест

Объяснять смену господствующих групп растений и животных.

.

66

Заключительный урок по курсу «Введение в общую биологию и экологию». 9 класс»

УОСЗ

Работа с таблицами, схемами, терминами

Фронтальный опрос

Применять полученные знания в повседневной жизни

                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 9 класс 2 часа в неделю Учебник Пасечник/Каменский/Крискунов

Программа  разработана на основеПримерной программы основного общего образования по  биологии для 6-11классов общеобразовательных учреждений (авторы : В. В. Пасечник, А.А.Каменский, Е.А.Крис...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...