РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 5 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Пояснительная записка
Рабочая программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями и на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы. ФГОС» - М.: Дрофа, 2015.)
Курс рассчитан на 1час в неделю, всего 34 часа в год
·
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
b-_5_kl_peredelana_po_shablonu.docx | 32.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 имени Героя Советского Союза Н.Ф.Гастелло г. Долгопрудного
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Биология»
5 класс
(базовый уровень)
Составитель: учитель биологии
высшей квалификационной категории
Иванова Лидия Александровна
2017 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями и на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы. ФГОС» - М.: Дрофа, 2015.)
Курс рассчитан на 1час в неделю, всего 34 часа в год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ КУРСА
Предметные:
1. - осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2. – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3. – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4. – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
5. – понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
…….Метапредметные:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
- Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Личностные:
- Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
- Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
- Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Содержание курса полностью соответствует авторской программе
- Тематический план
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Количество контрольных работ (лабораторных, практических или диктантов и т.д.) |
1. | Введение | 6 | 1(экс.) ,пр. - 2 |
2. | Раздел 1. Клеточное строение организмов | 10 | 5 |
3. | Раздел 2. Царство бактерии | 2 | |
4. | Раздел 3. Царство Грибы | 5 | 3 |
5. | Раздел 4. Царство Растения | 9 | 5 |
6. | Резерв Итого | 2 33+2 резерв | 4 демонстрации, 1 экскурсии14лаб. Работ 3прак.раб |
Биология.
Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс
(34 часа, 1 час в неделю)
Введение (6 часов)
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Практические работы
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника
Экскурсии
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрации
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные работы
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ним. Изучение клеток растений с помощью лупы.
Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.
Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи..
Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
Понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы(8 часов)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные работы
Строение плодовых тел шляпочных грибов.
Строение плесневого гриба мукора.
Строение дрожжей
Понятия: «грибница», «головня», «спорынья», «гриб трутовик»
»
Раздел 3. Царство Растения (9 часов)
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные работы
Строение зеленых водорослей
Строение мха (на местных видах).
Строение спороносящего хвоща.
Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
Строение спороносящего папоротника
Понятия: «ботаника», «низшие растения», «слоевище», «таллом», «водоросли», «хроматофор», « ризоиды», «хламодомонада», «хлорелла», « ламинария», « мох», «спора», «сперматозоид», «яйцеклетка», «вай», «корневище», «спорангии», «плаун», «хвощ», «папоротник», «голосеменные», «семя», «фитонициды»,
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет: Биология
Класс: 5
ФИО учителя-предметника: Иванова Лидия Александровна
Количество часов в год: 34
Количество часов в неделю: 1
Количество контрольных работ: 0
Количество практических (лабораторных) работ: 16
Учебник: Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2015 г
№ уроков | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки (и/или коррекция) |
Введение (6 ч) | |||
1 | Биология — наука о живой природе Пр.р. №1-2 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений» | ||
2 | Методы исследования в биологии | ||
3 | Разнообразие живой природы. | ||
4 | Среды обитания живых организмов | ||
5 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы | ||
6 | Экскурсия. Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных | ||
Клеточное строение организмов (10 ч) | |||
7 | Устройство увеличительных приборов Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.» Л.р.№2 «Изучение клеток растения с помощью лупы.» | ||
8 | Строение клетки | ||
9 | Л.р.№3 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.» | ||
10 | Пластиды Л.р.№4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.» Л.р.№5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.» | ||
11 | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества | ||
12 | Жизнедеятельность клетки, поступление веществ в клетку( дыхание, питание) | ||
13 | Жизнедеятельность клетки, ее рост | ||
14 | Деление клетки | ||
15 | Ткани Л.р.№6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.». | ||
16 | Обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов» | ||
Царство Бактерии (2 ч) | |||
17 | Строение и жизнедеятельность бактерий | ||
18 | Роль бактерий в природе и жизни человека | ||
Царство Грибы (5 ч) | |||
19 | Общая характеристика грибов | ||
20 | Шляпочные грибы П.р.№3 «Строение плодовых тел шляпочных грибов. | ||
21 | Плесневые грибы и дрожжи Л.р.№7-8 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.». | ||
22 | Грибы-паразиты | ||
23 | Обобщающий урок по теме «Царство Грибы» | ||
Царство Растения (9ч) | |||
24 | Разнообразие, распространение растений | ||
25 | Водоросли Л.р.№9 «Строение зеленых водорослей.» | ||
26 | Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей | ||
27 | Лишайники | ||
28 | Мхи Л.р.№10 «Строение мха (на местных видах).» | ||
29 | Плауны, хвощи, папоротники. Л.р.№11« Строение спороносящего хвоща» Л.р.№12 «Строение спороносящего папоротника | ||
30 | Голосеменные растения Многообразие голосеменные растения Л.р.№13 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)» | ||
31 | Покрытосеменные растения Л.р.№14 «Строение цветкового растения» | ||
32 | Происхождение растений. | ||
33 | Обобщающий урок по теме «Бактерии, грибы, растения» | ||
34 | Резервное время. Повторение тем Биология | ||
«СОГЛАСОВАНО» Протокол №1 Заседания ШМО учителей математики, физики и информатики, биологии Председатель ШМО ____________ «____» __________2017 года |
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР ____________Наимова Т.М. «____» __________2017 года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа биология 10 класс 2015-2016 год базовый уровень
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по биологии для 10 класса (базовый уровень) ставит целью обеспечение подготовки школьников к реализации своего дальнейшего образовательного и професс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 7 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа
Пояснительная запискаРабочая программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 8 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 68 часов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ школы №3 ООП ООО, Федеральным...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 9 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 68 часов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ школы №3 ООП ООО, Федеральным ком...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 10 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ школы №3 ООП СОО, Федеральным комп...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 11 класс (базовый уровень) Беляев 2 часа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА· Рабочая программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой среднего общего ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 10 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы курса Биология .Общая биология. Базовый уровень. 10 – 11 классы В.В.Пасечник А.А., Каменский , Крикскунов Е.А.(сборник «Б...