Рабочая программа биология 10 класс 2015-2016 год базовый уровень
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для 10 класса (базовый уровень) ставит целью обеспечение подготовки школьников к реализации своего дальнейшего образовательного и профессионального пути по выбранному направлению, связанному с биологическим образованием.
Цели изучения учебного предмета
- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Сведения о программе
Рабочая программа по биологии для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего общего образования по биологии: Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана - Граф, 2010. – 176с. (Авторы: Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.М. Константинов, В.С. Кучменко, А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, Н.М. Чернова и др.)
Обоснование выбора программы
Структура рабочей программы предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека. Особое внимание уделено развитию экологической и валеологической культуры у молодежи; ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности, развитие индивидуальных способностей, формирование современной картины мира в мировоззрении учащихся.
Информация о количестве учебных часов
Рабочая программа рассчитана на 35 часов в соответствии с календарным учебным графиком МБОУ СМШ «Спектр» № 65 г. Липецка на 2015-2016 учебный год (1 час в неделю по учебному плану МБОУ СМШ «Спектр» № 65 г.Липецка на 2015-2016 учебный год).
Формы организации образовательного процесса
Урок (ознакомления с новым материалом, закрепления изученного, применения знаний и умений, обобщения и систематизации знаний, проверки и коррекции знаний и умений, комбинированный), экскурсия, практическая работа, самостоятельная работа. В рамках этих форм организуются коллективная, групповая, индивидуальная, фронтальная работа учащихся как дифференцированного, так и недифференцированного характера.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
- Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
- Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
- Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
Виды и формы контроля
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Информация об используемом учебнике
Для реализации рабочей программы используется базовый учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. /Под ред. Пономаревой И.Н. Биология (базовый уровень) 10, Вентана - Граф, 2012.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно - тематическое планирование по биологии 10 класс (1ч)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Элементы дополнит-го содержания | Д/З | Дата проведения | |
По плану | факт | |||||||||
10 А | 10 А | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Раздел 1. Введение в курс биологии (6ч) | ||||||||||
1. | Содержание и структура курса общей биологии | 1 | УИПЗ | Биология, пограничные области, законы развития | Знать: основные термины темы. Уметь:объяснять, почему 21 век считается веком биологии | §1. | ||||
2. | Основные свойства жизни | 1 | КУ | Свойства жизни. Признаки живого. Понятие «биосистема». Обмен веществ, раздражимость, подвижность, рост, развитие, размножение, передача свойств по наследству, связь со средой. Динамическая устойчивость. Онтогенез. | Знать связь философии и биологии на первых этапах развития биологической науки Уметь: характеризовать систему растений и животных К. Линнея; анализировать труды Линнея | §2 | ||||
3. | Уровни организации живой материи. | 1 | КУ | Уровни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно – видовой, биогеоценотический, биосферный. | Знать: основные структурные компоненты биосферы. Уметь: характеризовать клетку, организм и популяцию как биосистемы; определять уровни организации жизни. | Схема. | §3 | |||
4. | Значение практической биологии. | 1 | КУ | Предмет биологии, ее задачи; интродукция, акклиматизация, биотехнология, генная инженерия, бионика. Связь науки и практики. | Уметь: приводить примеры использования знаний в области биологии для охраны окружающей среды; характеризовать явления акклиматизации, интродукции. | Тест. | §4 | |||
5. | Методы биологических исследований. | 1 | КУ | Методы: наблюдение, измерение, описание, эксперимент, моделирование, мониторинг. | Уметь: объяснять, с какими методами биологических исследований знакомы, и применять их на практике. | Биологический диктант. | §5 | |||
6. | Живой мир и культура. | 1 | УОСЗ | Культура, анимизм, тотемизм. Замысел, проект, назначение. Знаковые системы. | Уметь: характеризовать творчество в истории человечества; объяснять влияние труда и искусства друг на друга и их взаимодействие с биологией и природой. | Фронтальный опрос. Учебник, с. 24: «Проверьте себя». | §6 | |||
Раздел 2. Биосферный уровень жизни (9ч) | ||||||||||
7. | Учение о биосфере. | 1 | УИПЗ | Биосфера, В.И. Вернадский, функции живого вещества. Структура биосферы, ее свойства. | Уметь: обосновывать, почему биосферу относят к биосистемам; характеризовать живое вещество. | Сообщения «Особенности живого вещества» | §7 | |||
8. | Гипотезы возникновения жизни (живого вещества). | 1 | КУ | Гипотезы возникновения жизни А.И. Опарина и Дж. Холдейна. Биогенез и абиогенез. Этапы возникновения жизни. | Уметь: обосновывать процессы возникновения живого на Земле; сравнивать идеи А.И. Опарина и Дж. Холдейна о происхождении жизни; характеризовать физико – химические события образования Мирового океана; отличать первичную атмосферу Земли от современной атмосферы. | Беседа, сообщения «Физические явления в истории Земли» | §8 | |||
9. | Биологическая эволюция. Этапы эволюции биосферы. | 1 | УИПЗ | Роль прокариот, А.Н. Северцов, ароморфозы, автотрофы, хемо- и фотосинтезирующие бактерии, хлорофилл, фотосинтез, эукариоты. Эры Земли | Знать: основные этапы биологической эволюции (до выхода на сушу). Уметь: объяснять, почему прокариоты не дали такого большого многообразия живых форм, как эукариоты. | Сообщения «Начало истории жизни» | Эволюция биосферы. | §9 | ||
10. | Биосфера как глобальная биосистема и экосистема. Биологический круговорот. | 1 | КУ | Биосфера как биосистема. Продуценты, консументы, редуценты. Глобальная экосистема. Биологический круговорот. | Уметь: приводить примеры видов – продуцентов и видов – консументов; обосновывать значение круговорота веществ в биосфере. | Биологический диктант. | §10 | |||
11. | Круговорот веществ в природе. | 1 | КУ | Круговорот углерода, фосфора, азота, воды. Поток энергии. | Уметь: характеризовать связь между круговоротом веществ и возникновением биосферы; обосновывать главное условие сохранения устойчивости биосферы; объяснять, что такое глобальная экосистема. | Самостоятельная работа с учебником, стр. 58-60 | §11 | |||
12. | Человек как житель биосферы. | 1 | КУ | Ноосфера, этапы, способы воздействия человека на биосферу. Биологическое разнообразие. | Уметь: объяснять, почему человека считают геологической силой в биосфере; характеризовать природоохранную деятельность человека. | Тест | §12 | |||
13. | Особенности биосферного уровня организации живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле. | 1 | КУ | Биосферный уровень, свойства биосферы, структурные компоненты биосферы | Знать, как возник биосферный уровень организации живой материи. Уметь: характеризовать основные процессы существования биосферы. | Беседа | §13 | |||
14. | Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы. | 1 | ЛУ | Человек как фактор загрязнения окружающей среды | Уметь: объяснять, почему земледелие и скотоводство – это факторы нарушения устойчивости биосферы. | Биологический диктант | §14 | |||
15. | Экологические факторы и их значение. | 1 | УОСЗ | Среды жизни. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Ограничивающий фактор. | Уметь: различать абиотические и биотические факторы; объяснять выработку приспособлений у организмов; характеризовать условия жизни организмов в биосфере. | Тест, стр. 73-75 | Оптимальное и сигнальное действие экологических факторов. | §15 | ||
Раздел 3. Биогеоценотический уровень жизни (8ч) | ||||||||||
16. | Биогеоценоз как биосистема и как особый уровень организации жизни. | 1 | УИПЗ | Биогеоценоз, биоценоз, экосистема. Структурные компоненты. Биотоп. Значение. | Уметь: сравнивать биогеоценотический уровень организации живой материи с биосферным уровнем; объяснять, почему биогеоценозы называют многовидовыми надорганизменными биосистемами. | Фронтальный опрос. | §16 | |||
17. | Биогеоценоз как биосистема и экосистема. | 1 | КУ | Свойства биогеоценозов, учение о биогеоценозе. В.Н. Сукачев. Фитоценоз, зооценоз. Учение об экосистеме. | Знать три основные группы организмов. Уметь: характеризовать понятия «биогеоценоз», «экосистема», «биосистема» | §17 | ||||
18. | Строение и свойства биогеоценоза. | 1 | ЛУ | Трофическая структура; пространственная и видовая структуры. Экологическая ниша. | Знать основные свойства биогеоценоза. Уметь: объяснять устойчивость биогеоценоза; характеризовать значение для эволюции совместного существования видов. | ЛР№1 «Исследование приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе» | §18 | |||
19. | Совместная жизнь видов (популяций) в биогеоценозе. | 1 | КУ | Совместная жизнь видов, их приспособления. Взаимные адаптации.Коадаптации. Многообразие связей. | Уметь: сравнивать понятия «коадаптация» и «коэволюция»; характеризовать роль биогеоценоза в эволюции видов. | Схема; сообщения (стр.91-95) | §19 | |||
20. | Причины устойчивости биогеоценозов. | 1 | КУ | Устойчивость экосистемы. Свойства биогеоценоза: видовой состав, жизненное пространство, средообразующие свойства видов, антропогенное воздействие. | Знать основные свойства биогеоценоза и условия его устойчивости. Уметь: объяснять, в чем ценность богатства видового состава в биогеоценозе. | Саморегуляция, динамика экосистем. | §20 | |||
21. | Зарождение и смена биогеоценозов. | 1 | КУ | Смена биогеоценозов, сукцессии (первичная и вторичная). Типы смен биогеоценозов. | Уметь: сравнивать суточные, сезонные и годичные изменения в биогеоценозе. | Сообщения (учебник, стр. 10-105) | §21 | |||
22. | Сохранение разнообразия биогеоценозов (экосистем). | 1 | УИПЗ | Антропогенное влияние, пути сохранения биогеоценозов. Рекультивация, заповедник. | Знать определения терминов «рекультивация», «заповедник». Уметь: объяснять, каким образом гибель крупных животных сказывается на устойчивости биогеоценозов; характеризовать этапы природопользования, изменение свойств биосферы. | Сообщения «Начало освоения природы людьми» | §22 | |||
23. | Экологические законы природопользования. | 1 | УОСЗ | Экологические законы природопользования | Уметь: объяснять, какой вред биосфере наносит истребление лесов | Учебник, стр. 126-127 «Проверьте себя», тесты. | §23 | |||
24. | Вид, его критерии и структура. | 1 | ЛУ | Вид, его критерии | Уметь: характеризовать вид как биосистему; объяснять, почему репродуктивный критерий считается важнейшим среди других критериев вида и почему необходимо изучать биологические виды. | ЛР№2 «Изучение морфологических критериев вида на живых комнатных растениях и коллекциях животных» | §24 | |||
25. | Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система. | 1 | УИПЗ | Популяция, плотность популяции | Знать, что такое географические, экологические популяции. Уметь: объяснять, каким образом популяции участвуют в круговороте веществ в потоке энергии биогеоценозов; характеризовать понятие «экологическая ниша» | Сообщение «Типы популяций» | §25 | |||
26. | Популяция как основная единица эволюции. | 1 | КУ | Природные популяции, микроэволюция. Движущие силы и факторы эволюции. | Знать понятия «генофонд» и «генотип». Уметь: объяснять, почему вид называют качественным этапом эволюции, а популяцию – единицей эволюции. | §26 | ||||
27. | Видообразование – процесс увеличения количества видов на Земле. | 1 | УИПЗ | Видообразование, биоразнообразие, способы образования видов: географическое, экологическое. Причины вымирания видов. | Знать значение биоразнообразия и законы Конституции РФ о сохранении многообразия видов. Уметь: характеризовать основные причины вымирания видов. | Сообщения «Попытки систематизации биологических видов» | §27 | |||
28. | Этапы происхождения человека. | 1 | УИПЗ | Этапы происхождения человека, человек как биологический вид. | Уметь: характеризовать роль микроэволюции в процессе происхождения человека; доказывать ошибочность утверждения, что предками человека являются современные человекообразные обезьяны | §28 | ||||
29. | Человек как уникальный вид живой природы. | 1 | КУ | Антропогенез. Человек разумный, расы человека. Гипотезы о происхождении человека. | Знать о различных расах Уметь: объяснять, в чем проявляется уникальность вида Человек разумный. | §29 | ||||
30. | История развития эволюционных идей. | 1 | УИПЗ | Эволюция, креационизм, трансформизм, теория Ч. Дарвина об эволюции | Знать учение Ж.-Б. Ламарка и Ч. Дарвина. Уметь: объяснять, почему основным механизмом эволюции считают естественный отбор; сравнить искусственный отбор с естественным. | Сообщения стр. 169-175 | §30 | |||
31. | Современное учение об эволюции. | 1 | КУ | СТЭ. В. Иогансен, С.С. Четвериков, Р. Фишер, Дж. Холдейн, Д. Хаксли, Н.И. Вавилов, А.Н. Северцов и др. Движщие силы эволюции. | Уметь: сравнивать эволюционную теорию Ч. Дарвина со СТЭ; объяснять, каким образом естественный отбор направляет ход эволюции. | §31 | ||||
32. | Результаты эволюции и ее основные законы. | 1 | КУ | Эволюция, видообразование, адаптация, закономерности эволюции (необратимость, неповторяемость, направленность, коадаптация) | Знать закономерности эволюции, сущность закона необратимости эволюции. Уметь: характеризовать эволюционные процессы; объяснять, какие процессы являются главным итогом эволюции; сравнивать сущность понятий «эволюция» и «коэволюция» | §32 | ||||
33. | Основные направления эволюции. | 1 | КУ | Биопрогресс, ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация, биорегресс. | Знать сущность терминов «биопрогресс», «ароморфоз», «идиоадаптация», «биорегресс». Уметь: объяснять роль ароморфозов и идиоадаптаций; сравнивать ароморфозы и дегенерации. | §33 | ||||
34. | Особенности популяционно – видового уровня жизни. | 1 | КУ | Популяционно – видовой уровень жизни: структура, процессы, организация, значение. | Знать основные характристики популяционно – видового уровня организации живой материи. Уметь: объяснять, почему уровень называется популяционно – видовым. | §34 | ||||
35. | Всемирная стратегия охраны природных видов. | 1 | УОСЗ | Редкие, исчезающие, охраняемые виды. Красная книга, конвенция. | Знать основные условия устойчивого развития природы и общества. Уметь: объяснять, как сокращение биоразнообразия связано с жизненно необходимыми и культурными потребностями каждого из нас; характеризовать виды своего региона, подлежащие охране. | «Проверьте себя», стр. 202-203 | §35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии , 11 класс, базовый уровень, 2 часа в неделю.
Использовалась программа общеобразовательных учреждений ГЕОМЕТРИЯ 10-11 классы. Составитель: Т.А. Бурмистрова. Москва «Просвещение», 2010 год.Программа включает три раздела:пояснительную записк...
Рабочая программа по физике 9 класс (базовый уровень)
Данная программа расчитана на изучение физики на базовом уровне, но содержит подготовку к экзамену по предмету в форме ГИА....

Рабочая программа по геометрии. 8 класс (Базовый уровень).
Учебник Л.С.Атанасян "Геометрия 7-9 кл" 2ч-в неделю. Рабочая программа по геометрии для 8 класса составлена на основе Примерной программы общего образования и авторской программы ...
Рабочая программа по обществознанию 10 класс (базовый уровень)
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по обществознанию среднего (полно...

Рабочая программа по химии 10 класс (базовый уровень)
Рабочая программа по химии 10 класс (базовый уровень).О.С.Габриелян...

Рабочая программа по истории. 10 класс. Базовый уровень. Составлена на основе программы под редакцией Волобуева О. В.
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематический план....
Рабочая программа по химии 11 класса (базовый уровень) (2 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)
рабочая программа разработана для общеобразовательных школ , изучение химии ведётся на базовом уровне, 2 часа в неделю( 1 час по учебному плану+1 час из школьного компонета)...