Главные вкладки

    Рабочая программа по биологии (6 класс) на тему:
    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 6 класс В.В. Пасечник 34 часа

    Иванова Лидия Александровна

    Пояснительная записка

    Рабочая  программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, приказ  Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями   на основе программы авторского коллектива под руководством  В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы. ФГОС» - М.: Дрофа, 2015.)

    Курс рассчитан на 1 час в неделю, всего 34 часа в год

    ·          

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл b_-_6.docx35.51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа №3 имени Героя Советского Союза Н.Ф.Гастелло   города Долгопрудного

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

     «Биология»

    6 класс

     (базовый уровень)

    Составитель: учитель биологии

    высшей квалификационной категории

    Иванова Лидия Александровна

    2017 год

    Пояснительная записка

    Рабочая  программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, приказ  Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями   на основе программы авторского коллектива под руководством  В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы. ФГОС» - М.: Дрофа, 2015.)

    Курс рассчитан на 1 час в неделю, всего 34 часа в год

    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    ОСВОЕНИЯ КУРСА

    Предметные:

    • Определять понятия биологических терминов;
    • Освоят знания о строении,  жизнедеятельности и средообразующей роли растений, о методах познания растительного организма.
    • Овладеют умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
    • Развивать познавательные интересы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
    • Воспитывать позитивно- ценностное отношение к живой природе, культуры поведения в природе;
    • Иcпользовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями,   оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей;  соблюдение правил поведения в окружающей среде.

    Метапредметные:

    • Определять понятия
    • анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

    — осуществлять описание изучаемого объекта;

    — определять отношения объекта с другими объектами;

    — определять существенные признаки объекта;

    — классифицировать объекты;

    — проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.

    — различать объем и содержание понятий;

    — различать родовое и видовое понятия;

    — определять аспект классификации;

    — осуществлять классификацию.

    • работать с текстом, выделять в нем главное
    • выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними
    • применять  инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа объекта
    • работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.
    • , выделять в нем главное..
    • устанавливать цели лабораторной работы  Анализировать  увиденное
    • различать и описывать объекты ;
    • — объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;
    • — изучать органы растений в ходе лабораторных работ;
    • соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами
    • умению организовать выполнение лабораторной работы
    • умению  организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

    • устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней
    • обмениваться  знаниями для принятия эффективных совместных решений
    • представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме
    • работать в составе групп
    • слушать учителя и отвечать на вопросы лабораторной работы.
    • работать по плану
    • соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
    • Выполнять  лабораторные работы и обсуждать их результаты
    • Выделять  и осознать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения
    • — под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов

    Личностные:

    Учащиеся должны:

    — соблюдать правила поведения в природе;

    — уметь реализовывать теоретические познания на практике;

    — понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

    — проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

    — испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями;

    — признавать право каждого на собственное мнение;

    — проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

    — уметь отстаивать свою точку зрения;

    — критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;

    — понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

    — уметь слушать и слышать другое мнение;

    — уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

    СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    • Содержание курса полностью соответствует авторской программе.

    Тематический план

    Название раздела, темы

    Количество часов

    Количество контрольных работ (лабораторных, практических или диктантов и т.д.)

    1.

    Раздел 1.Строение покрытосеменных растений

    14

    12  лаб. раб

    1 пр.

    2.

    Раздел 2. Жизнь растений

    10

    1(экс.)

    3 лаб. раб

    3.

    Раздел 3. Классификация растений

    6

    1(экс.)

    2 лаб. раб

    4.

    Раздел 4. Природные сообщества

    3

    1(экс.)

    5.

    Итого

    33+2 резерв

    3экскурсии

    17 лабораторных работ

    Биология. Многообразие покрытосеменных растений.

     6 класс

    (34 часов, 1 час в неделю)

    Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений

    (15 часов)

    Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.

    Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

    Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.

    Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.

    Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

    Демонстрация

    Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.

    Лабораторные и практические работы

    Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.

    Понятия «однодольные растения», «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «семяножка», «микропиле»

    «главный корень», «боковые корни», «придаточные корни», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система» «корневой чехлик», «корневой

    волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения». «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни». «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение». «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование»  «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», « мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды», « ситовидные трубки», «волокна», «световые листья», «теневые листья», «видоизменения листьев». «травянистый стебель», «деревянистый стебель», «прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползучий стебель» «видоизмененный побег», «корневище», «клубень», «луковица». «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики», « чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двойной околоцветник», «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», «однодомные растения», «двудомные растения». «околоплодник», «простые плоды», «сборные плоды», «сухие плоды», «сочные плоды», «односемянные плоды», «многосемянные плоды», «ягода», « костянка», «орех», « зерновка», «семянка», «боб», «стручок», «коробочка», «соплодие».

    Обобщающий урок по теме. Строение и многообразие покрытосеменных растений

    Раздел 2. Жизнь растений (10 часов)

    Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

    Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.

    Демонстрация

    Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.

    Лабораторные и практические работы

    Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.

    Экскурсия1

    Зимние явления в жизни растений.

    Понятия «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение»  «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой»

    Раздел 3. Классификация растений (6 часов)

    Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

    Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).

    Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

    Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)

    Демонстрация

    Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

    Лабораторные и практические работы

    Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

    «заросток», «предросток», «зооспора», «спорангий» «двойное оплодотворение», «опыление», «перекрестное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление». понятия «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство».Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений

    Раздел 4. Природные сообщества (3 часа)

    Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.

    Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

    Экскурсия2

    Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

    Резерв времени — 1 час.

    Понятия «растительное сообщество», «растительность», «ярусность». «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование». «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты» «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование». 

    КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    Предмет:  Биология

    Класс: 6

    ФИО учителя-предметника:  Иванова Лидия Александровна  

    Количество часов в год:  34

    Количество часов в неделю:  1

    Количество контрольных работ:  0

    Количество практических (лабораторных) работ: 15

    Учебник: Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2015 г

    уроков

    Наименование разделов и тем

    Плановые сроки прохождения темы

    Фактические сроки (и/или коррекция)

    Строение и многообразие покрытосеменных растений (15 часов)

    1

    Строение семян двудольных растений Лр№1

    Изучение строения семян двудольных растений

    2

    Строение семян однодольных растений  Лр№2

    Изучение строения семян однодольных растений

    3

    Виды корней. Типы корневых систем Л р№3

     Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы

    4

    Строение корней Л р№4

    Корневой чехлик и корневые волоски

    5

    Условия произрастания и видоизменения корней

    6

    Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега Л р №5 Строение почек. Расположение почек на стебле

    7

    Внешнее строение листа Лр№6 Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение

    8

    Клеточное строение листа. Видоизменение листьев

    Лр №7 Строение кожицы листа

    Клеточное строение листа

    9

    Строение стебля. Многообразие стеблей

    Л/р 8 Внутреннее строение ветки стебля

    10

    Видоизменение побегов

    Л р №9 Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)

    11

    Цветок и его строение Лр №10 Изучение строения цветка

    12

    Соцветия  Л р №11

    Ознакомление с различными видами соцветий

    13

    Плоды и их классификация  Л р №12

    Ознакомление с сухими и сочными плодами

    14

    Распространение плодов и семян

    15

    Обобщающий урок по теме. Строение и многообразие покрытосеменных растений

    Жизнь растений 10 ч

    16

    Минеральное питание растений

    17

    Фотосинтез

    18

    Дыхание растений

    19

    Испарение воды растениями. Листопад

    Экскурсия Зимние явления в жизни растений

    20

    Передвижение воды и питательных веществ в растении Л р №13

    Передвижение веществ по побегу растения

    21

    Прорастание семян Лр №14

     Определение всхожести семян растений и их посев

    22

    Способы размножения растений

    23

    Размножение споровых растений

    24

    Размножение семенных растений

    25

    Вегетативное размножение покрытосеменных растений Л р№15

     Вегетативное размножение комнатных растений

    Классификация растений 6 ч

    26

    Систематика растений

    27

    Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные

    ЛР16 Выявление признаков семейства по внешнему строению растений

    28

    Семейства Пасленовые и Бобовые растений

    29

             Семейство Сложноцветные 

    30

    Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные. ЛР17 Выявление признаков семейства по внешнему строению растений

    31

    Важнейшие сельскохозяйственные растения Защита проектов

    Природные сообщества

    32

    Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе

    33

    Развитие и смена растительных сообществ Экскурсия Природное сообщество и человек

    34

    Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир

    Защита проектов «Покрытосеменные растения Красной книги г.Долгопрудного»

    «СОГЛАСОВАНО»

    Протокол №1

    Заседания ШМО учителей математики, физики и информатики, биологии

    Председатель ШМО

    ____________

    «____» __________2017 года

    «СОГЛАСОВАНО»

    Заместитель директора по УВР

    ____________Наимова Т.М.

    «____» __________2017 года


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая учебная программа по биологии. 6 класс. В.В. Пасечник.

    Рабочая учебная программа и календарно-тематическое планирование уроков биологии к учебнику В.В. Пасечника "Биология. Бактерии. Грибы. Растения"....

    Рабочая программа Биология 5 класс В.В. Пасечник

    Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС...

    Календарно-тематическое планирование 6 класс В.В. Пасечник (программа "Линия жизни")

    календарно-тематическое планирование для 6 класса по учебнику "Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс". – В.В. Пасечник....

    Рабочая программа по биологии 6 класс В.В. Пасечник 1 ч

    Рабочая программа составлена на основе  Федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования и   учебной программы по биологии авторов В.В. Пасечника,  В....

    Рабочая программа по биологии 6 класс В.В.Пасечник по ФГОС ООО

    Рабочая программа по биологии 6 класс Пасечник В.В. по ФГОС ООО...

    Рабочая программа "Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс" 34 часа УМК Пасечник В.В.

    Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:1. Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Учебник. М.:Дрофа2. Пасечник В.В. Биология. Многообра...