Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Савина Виктория Владимировна

Рабочая программа по биологии (68 часов).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическое планирование

по биологии

На 2017-2018 учебный год

8 класс

количество часов 68 в год, 2 часа в неделю

планирование составлено на основе

сборника программ для общеобразовательных учреждений автор И.П.Пономарева, М.: Вентана – Граф, 2011

Составитель: учитель биологии Савина В.В.

г. Москва

Пояснительная записка.

         Рабочая программа составлена с  учётом Федерального Государственного стандарта, учитывая новые методы, технологии и требования, предъявляемые к учебной деятельности в преддверии ФГОС ООО, примерной программы основного общего образования по биологии и программы основного общего образования по биологии  для 8 класса «Человек и его здоровье» авторов А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки  обучающихся.

     Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю.

     Рабочая программа для 8 класса включает в себя сведения о биосоциальной природе человека, предмете и методах анатомии, физиологии и гигиены, строении и функционировании основных органов их систем, индивидуальном развитии человека, наследственных и приобретённых качествах личности, поведении и психике.

      Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

      Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, экскурсий, опытнической работы, что дает возможность, направлено воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

      Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и оцениваются по усмотрению учителя.

Нумерация лабораторных и практических работ  дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.     Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки зачёты.

                 Цели изучения предмета:

     освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

     овладение умениями применять биологические  для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

    развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

    воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

   использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказании первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ –инфекции.

 Задачи:

      - Изучение всех разделов биологии, их экологизация;

      - Гигиеническое воспитание учащихся;

      -Формирование знаний о предмете биологии;

      - Теоретическом и практическом значении биологических знаний для человека;

      - Рациональное природопользование

Нормативно- правовые документы:

 -. Программа Государственная- Министерства Образования Российской Федерации

 - Обязательный минимум содержания основного общего биологического образования

 - Требования к уровню подготовки выпускников

Учебно- методический комплекс:

     - учебник авторов А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш 8 класс, издательство М.: Вентана – Граф, 2015г.  

     - рабочая тетрадь к учебнику А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маш 8 класс.», издательство М.: Вентана – Граф, 2015г.  

Тематическое планирование

№ п/ п

Тема

Кол-во часов

Лабораторные

работы

Практические работы

Контрольные работы

1.

Введение

1

2.

Общий обзор организма человека

4

2

1

3.

Опорно-двигательная система

8

1

2

1

4

Кровь. Кровообращение

9

1

3

5.

Дыхательная система

6

2

2

1

6.

Пищеварительная система

6

1

7.

Обмен веществ и энергии

4

1

1

8.

Мочевыделительная система

2

9.

Кожа

3

10.

Эндокринная система

3

1

11.

Нервная система

6

3

1

12.

Органы чувств. Анализаторы

5

2

1

13

Поведение. Психика

6

2

14.

Индивидуальное развитие организма

5

Итого

68

7

16

6

12. Литература:

      - Т. С. Сухова « Контрольные и проверочные работы по биологии 6-8 класс

        издательство « Дрофа», 2000 г.

      - Т. С. Сухова «Тесты. Биология 6-11 класс»

        издательство « Дрофа», 2000 год

      - В.В.Балабанова « Открытые уроки. Биология»

        издательство « Учитель», Волгоград,2001

      - В. В. Резникова « Зачеты по биологии»

        издательство « Лист», М., 1999 г.

     - Л. И. Шурхал «Задания для самостоятельной работы по биологии.

       Раздел животные» издательство «Школа- Пресс», М., 2001 г.

Multimedia – поддержка курса «Биология. Анатомия. Физиология человека».

     - Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004;

     - Биология. Человек.  8 класс. Образовательный комплекс. (электронное учебное издание), Фирма «1С», Издательский центр «Вентана – Граф», 2007;

     - Анатомия 8-9 классы. Электронный атлас для школьника. ЗАО «Новый Диск» «Интерактивная линия», 2004 г.;

     - Биология. Анатомия и физиология человека. Мультимедийное учебное пособие. ЗАО «Просвещение», 2003 г.

     - Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия 8  класс «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»

Требования к уровню подготовки учащихся

       В результате изучения биологии в 8 классе ученик должен

знать/понимать

  1. признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом;
  2. сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
  3. особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

         уметь

  1. объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  2. изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  3. распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах опасные для человека растения и животные;
  4. сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов и делать выводы на основе сравнеия;
  5. анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  6. проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

         использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  2. оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  3. рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  4. проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Сокращенные термины:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний (УИиПЗНЗ)

Урок актуализации знаний –                              УАЗ

Урок изучения нового материала -                    УИНМ      

Урок обобщения и систематизации знаний -   УОИСЗ      

Урок комплексного применения знаний  -       УКПЗ

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

дата

        Тема/раздел

кол час

д/з

тип

 урока

Оборудование

Мониторинг

Элементы содержания

         Базовый

         уровень

Уровень

возможно

стей

1

1 неделя сентября

Науки о человеке. Биологическая и социальная природа человека.

1

§1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний (УИиПЗНЗ)

ПК, мультимедийный проектор

Двойная биосоциальная природа человека. Характеристика предмета и методы наук анатомии, физиологии, гигиены и психологии. Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья

Называть методы изучения организма человека, их значение для использования в общественной жизни

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей

Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма

1(2)

1 неделя сентября

Структура тела. Место человека в живой природе.

1

§2

Урок актуализации знаний

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них

Сравнивать человека с представителями класса Млекопитающие и отряда Приматы, клетки растений и животных, ткани человека и делать вывод на основе их сравнения

Определять принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу Млекопитающие.

Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью, сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки

Называть органоиды, процессы жизнедеятельности клетки, роль ферментов в процессе обмена веществ, основные группы тканей человека, органы и системы органов человека.

Изучать микроскопическое строение тканей,

Соответствие строения тканей выполняемым функциям,

взаимосвязь органов и систем органов как основа целостности организма

уровни организации организма,

нервно-гуморальная регуляция деятельности организма, распознавание на микропрепаратах разных видов тканей,

обоснование взаимосвязи строения и функций тканей.

2(3)

2 неделя сентября

Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность.

1

§3

УИиПЗНЗ

ПК, мультимедийный проектор, микролаборатория

Лаб. работа №1 «Действие фермента каталазы на пероксид водорода»

Клеточное строение организма человека. строение и процессы жизнедеятельности. Рост и развитие, возбудимость. Роль ферментов в обмене веществ клетки.

3(4)

2 неделя сентября

Ткани

1

§4

УИиПЗНЗ

ПК, мультимедийный проектор, микролаборатория

Лаб. работа №2 «Клетки и ткани под микроскопом»

Ткани животных и человека. межклеточное вещество. Нейрон: тело, дендриты, аксон.

4(5)

3 неделя сентября

Системы органов в организме. Уровни организации организма.

1

§5

Урок обобщения и систематизации знаний

Пр.р  №1 «Получение мигательного рефлекса»

Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Ткань,

1(6)

3 неделя сентября

Значение опорно-двигательной системы. Строение , состав и соединение костей

1

§6

(УИиПЗНЗ)

ПК, мультимедийный проектор, микролаборатория

Лаб. Работа №3

«Микроско-пическое строение кости. Состав костей».

Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы. Строение и состав костей, типы их соединений, связанных с функциями.

Называть особенности строения скелета человека, его отделов, функции системы

Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью

Распознавать на таблицах, макетах основные части скелета, свободных конечностей

Использовать знания  для соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки, оказания первой помощи при травмах, проведения наблюдений за состоянием собственного организма

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями костей, скелета.

Уметь показывать сходство и отличия скелета человека и млекопитающих,

знать названия костей и мышц человека, меры первой помощи при переломах, ушибах костей и растяжениях и вывихах суставов

2(7)

4 неделя сентября

Скелет головы и туловища.

1

§7

УИиПЗНЗ

Скелет головы: отделы черепа (мозговой, лицевой), кости черепа (височная, затылочная, теменная, лобная, скуловая). Скелет туловища. Позвоночник, его отделы, грудная клетка. Особенности скелета, связанные с развитием мозга и речи.

3(8)

4 неделя сентября

Скелет конечностей.

1

§8

УИиПЗНЗ

Скелет поясов: плевой, тазовый и свободных конечностей. Плечо: плечевая кость, предплечье: локтевая и лучевая кости, кисть: запястье, пястье и фаланги пальцев, бедро: бедренная, голень: больше и малоберцовая, стопа: плюсна, предплюсна, фаланги

4(9)

5 неделя сентября -              1 неделя октября

Первая помощь при травмах скелета.

1

§9

Урок обобщения и систематизации знаний

ПК, мультимедийный проектор

Профилактика травматизма. приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы.

5(10)

5 неделя сентября -              1 неделя октября

Мышцы и их строение, значение

1

§10

УИиПЗНЗ

ПК, мультимедийный проектор

Пр.р  №2 «Утомление при статической работе»

Основные мышцы человека: гладкие, поперечно-полосатые, жевательные и мимические. Мышцы туловища и конечностей. Дыхательные мышцы. динамическая и статическая работа  мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.

6(11)

2 неделя октября

Работа мышц.

1

§11

УИиПЗНЗ

DVD- плеер, телевизор

7(12)

2 неделя октября

Нарушение осанки и  плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы.

1

§12, 13

Урок обобщения и систематизации знаний

ПК, мультимедийный проектор

Пр.р  №3 «Осанка и плоскостопие»

Осанка. Роль физического труда и физических упражнений в развитии скелета и мышц для предупреждения искривления и плоскостопия.

8(13)

3 неделя октября

Контрольная работа № 1 по теме «Опора и движение».

1

Урок контроля и оценки знаний

контр. работа  №1

1(14)

3 неделя октября

Анализ итогов контрольной работы. Внутренняя среда. Значение крови и её состав.

1

§14

(УИиПЗНЗ)

ПК, мультимедийный проектор, микролаборатория

Лаб. Работа №4

«Сравнение крови человека с кровью лягушки»

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Свёртывание крови.

Называть составляющие внутренней среды организма, крови, виды иммунитета, группы крови, резус –фактор, особенности строения сердца, кровеносных сосудов, органов лимфатической системы

Объяснять проявление иммунитета у человека, роль гормонов в организме

Характеризовать сущность процесса свертывания крови, транспорта веществ, кругов кровообращения, лимфообращения, движения крови по сосудам, автоматизма сердца

Описывать работу сердца

Сравнивать  кровь человека и лягушки

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями крови

Использовать знания  для соблюдения мер профилактики СПИДа,  инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек, для оказания первой помощи при повреждениях сосудов.

Уметь раскрывать связь сердца с его функцией, показывать связь местной и центральной регуляции, разъяснять суть приемов восстановления сердечной деятельности при клинической смерти

определять кровяное давление

2(15)

4 неделя октября

Иммунитет

1

§15

Урок актуализации знаний

Иммунитет. Иммунная система человека (костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезёнка). Антитела и антигены. Иммунная реакция. Вакцинация.

3(16)

4 неделя октября

Тканевая совместимость и переливание крови.

1

§16

УИиПЗНЗ

ПК, мультимедийный проектор

Группы крови.  переливание крови. Групповая совместимость крови. Тканей. Резус-фактор.

4(17)

5 неделя октября

Строение и работа сердца. Круги кровообращения.

§17

УИиПЗНЗ

Строение и функции кровеносной системы Строение сердца: Околосердечная сумка, створчатые клапаны. сердечный цикл, фазы сердечного цикла. Сокращение предсердий, желудочков, пауза. Круги кровообращения

5(18)

5 неделя          октября

Движение лимфы.

1

§18

УИиПЗНЗ

ПК, мультимедийный проектор

Пр.р  №4 «кислородное голодание»

Строение и функции лимфатической системы. Лимфа.  Функции  лимфоузлов. Значение лимфообращения.

6(19)

2 неделя ноября

Движение крови по сосудам.

1

§19

УИиПЗНЗ

ПК, мультимедийный проектор

Пр.р  №5 «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа».

Артериальное давление. Пульс. Частота сердечных сокращений. Перераспределение крови в организме. Симпатический и блуждающий нерв. Автоматизм сердечной мышцы.

7(20)

2 неделя ноября

Регуляция кровообращения.

1

§20

УИиПЗНЗ

Нейрогуморальная регуляция работы сердца и сосудов. Гуморальная регуляция.

8(21)

3 неделя ноября

Гигиена сердечно-сосудистой системы

1

§21

Урок обобщения и систематизации знаний

ПК, мультимедийный проектор

Пр.р  №6 «Функциональная сердечно-сосудистая проба»

Седечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение. Функциональная проба. Вреднее привычки. Влияние курения и потребления спиртных напитков на работу сердца и сосудов. Гипертония, гипотония, Инсульт, инфаркт, некроз. Фонендоскоп, тонометр.

9(22)

3 неделя ноября

Первая помощь при кровотечениях

1

§22

УИиПЗНЗ

ПК, мультимедийный проектор

Типы кровотечений и способы их остановки.

1(23)

4 неделя ноября

Значение дыхания. Органы дыхательной системы.

1

§23

УИиПЗНЗ

Строение и функции органов дыхания. верхние дыхательные пути гортань, трахея, бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы. Голосообразование. Связь с кровеносной системой.

Называть особенности строения органов дыхания, заболевания органов дыхания, прием оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего

Характеризовать сущность биологического процесса дыхания. транспорта веществ

Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания, между процессами дыхания и кровообращения

Диффузия, гемоглобин, альвеолярный воздух, модель Дондерса. Эмфизема лёгких.

Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Реанимация: искусственное дыхание, непрямой массаж сердца.

Раскрывать значение биологического окисления, показывать роль органов дыхания для поддержания в альвеолах легких постоянства газового состава.

Связь дыхательной и кровеносной системы.

2(24)

4 неделя ноября

Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях.

1

§24

УИиПЗНЗ

ПК, мультимедийный проектор, микролаборатория

Лаб. Работа №5

«Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»

Механизм вдоха и выдоха. Роль гуморального и нервного факторов в регуляции дыхательных движений, диффузия. « Ворота легких», Легочная плевра, пристеночная плевра, плевральная полость.

Оксигемоглобин, карбоксигемоглобин, наркогенные вещества, смог.

Жизненная емкость легких. Флюорография.

3(25)

1 неделя декабря

Дыхательные движения.

1

§25

УИиПЗНЗ

ПК, мультимедийный проектор

Лаб. Работа №6

«Дыхательные движения»

4(26)

1 неделя декабря

Регуляция дыхания.

1

§26

УИиПЗНЗ

Пр.р  №7 «Измерение обхвата грудной клетки».

5(27)

2 неделя декабря

Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания.

1

§27, 28

Урок обобщения и систематизации знаний

ПК, мультимедийный проектор

Пр.р  №8 «Определение запылённости воздуха в зимнее время»

Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего

6(28)

2 неделя декабря

Контрольно-обобщающий урок

1

Урок контроля и оценки знаний

контр. работа

№2

1(29)

3 неделя декабря

Значение, состав пищи.  Пищеварение.

1

§29

(УИиПЗНЗ)

ПК, мультимедийный проектор

Питание. Пищевые продукт и питательнее вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамин, вода. пища как биологическая основа жизни. Значение пищи, ее состав.

Называть питательнее вещества и пищевые продукты, особенности строения органов пищеварения

Характеризовать сущность процесса пищеварения, роль ферментов в пищеварении

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения

Использовать знания для

- проведения наблюдений за состоянием собственного здоровья,

- соблюдения мер профилактики заболеваний органов пищеварения,

- профилактики вредных привычек

- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями

Форма и функции зубов. Ферменты, их свойства и роль.  Методы  И. П. Павлова при исследовании желудочно-кишечного тракта. История условных и безусловных рефлексов. Взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции органов пищеварения. Режим питания.

2(30)

3 неделя декабря

Строение  органов пищеварения.

1

§30

УИиПЗНЗ

Строение и функции органов пищеварения. пищеварительный канал: ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник и пищеварительные желез: пень, поджелудочная железа, слюнные железы.

3(31)

4 неделя декабря

Строение зубов. Пищеварение в ротовой полости.

1

§31, 32

УИиПЗНЗ

микролаборатория

Лаб. Работа №7

«Действие ферментов слюны и желудочного сока на крахмал и белки»

Типы зубов их внутреннее строение.  Пищеварительные железы. Пищеварение в ротовой полости: слюна, птиалин, мальтоза, крахмал, глюкоза.

4(32)

4 неделя декабря

Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения

1

§33

УИиПЗНЗ

ПК, мультимедийный проектор

Нейрогуморальная регуляция.

Пищеварение в желудке. Желудок, слои желудка. пищеварительные фермент желудка. желудочный сок. Пепсин.

5(33)

3 неделя января

Пищеварение в  кишечнике. Всасывание. Барьерная роль печени.

1

§34

УИиПЗНЗ

ПК, мультимедийный проектор

Роль ферментов в пищеварении. Переваривание пищи в 12-ти перстной кишке. всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Барьерная роль печени. Аппендицит.

6(34)

3 неделя января

Гигиена органов пищеварения

1

§35

Урок обобщения и систематизации знаний

Правила потребления пищевых продуктов. Правила гигиены питания. Укрепление здоровья: рациональное питание, двигательная активность. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита.

1(35)

4 неделя января

Обмен веществ и энергии

1

§36

УИиПЗНЗ

Обмен веществ, его виды и фазы. Превращение в организме белков, жиров и углеводов, воды и минеральных веществ.

Характеризовать сущность обмена веществ и превращения энергии в организме,

обмен веществ как основу жизнедеятельности организма человека, роль витаминов в организме, их влияние на жизнедеятельность.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ, недостатка витаминов, инфекционных  и простудных заболеваний,  рациональной организации труда и отдыха,

Различие и сходства пластического и энергетического обмена. Калорийность.

Нормы питания.

2(36)

4 неделя января

Витамины

1

§38

Урок-конференция

ПК, мультимедийный проектор

Роль витаминов, их значение и виды, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Гипо- и гипервитаминозы, их предупреждение.

3(37)

1 неделя февраля

Энергозатраты человека и пищевой рацион

1

§37

Урок обобщения и систематизации знаний

ПК, мультимедийный проектор

Пр.р  №9 «Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки».

Энергетическая емкость питательных веществ. Определение норм питания. соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Рацион питания. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Роль питания в поддержании здоровья.

4(38)

1 неделя февраля

Контрольно-обобщающий урок

1

Урок контроля и оценки знаний

контр. работа

№3

1(39)

2 неделя февраля

Строение и функции почек

1

§39

УИиПЗНЗ

Значение, строение органов выделения. Нефрон- функциональная единица почки. Удаление мочи из организма: роль мочевой лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.

Называть особенности строения органов мочевыделительной системы.

Характеризовать сущность биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов мочевыделительной системы

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболевание выделительной системы

Механизм мочеобразования. Образование первичной и вторичной мочи. Питьевой режим. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиеническая оценка питьевой воды.

2(40)

2 неделя февраля

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.

1

§40

УИиПЗНЗ

ПК, мультимедийный проектор

Мочеполовые инфекции, мер их предупреждения для сохранения здоровья. предупреждение заболеваний посек. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Фактор риска: переохлаждение. Вреднее и полезнее привычки, их влияние на состояние здоровья.

1(41)

3 неделя февраля

Значение кожи и ее строение

1

§41

УИиПЗНЗ

ПК, мультимедийный проектор

Покров тела. Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек. Строение и функции волос, ногтей. Уход за кожей, волосами, ногтями. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы.

Называть особенности строения кожи человека, функции кожи,

Устанавливать взаимосвязь  между строением и функциями кожи,

Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма,

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях.

Установление связи между макро- и  микроструктурами. Причины, ведущие к закаливанию или простуде.

2(42)

3 неделя февраля

Нарушение кожных покровов и повреждения кожи

1

§42

УИиПЗНЗ

ПК, мультимедийный проектор

Болезни кожи. Меры первой помощи при травмах, ожогах, обморожении и профилактика ранений.

3(43)

4 неделя февраля

Терморегуляция организма. Закаливание.

1

§43

УИиПЗНЗ

DVD- плеер, телевизор

Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Механизмы терморегуляции. Виды закаливания, его роль. Фактор риса: стресс, переохлаждение.

1(44)

4 неделя февраля

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.

1

§44

УИиПЗНЗ

Эндокринная система. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции, их строение и функции.

Называть особенности строения и работы желез эндокринной системы, заболевания, связаннее с гипо- и гиперфункцией эндокринных желез

Различать железы внутренней и внешней секреции,

Характеризовать роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, развитии и поведении организма

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье.

2(45)

1 неделя марта

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма

1

§45

УИиПЗНЗ

DVD- плеер, телевизор

Гормоны. Болезни, связанные с гипофункцией и гиперфункцией желёз.

3(46)

1 неделя марта

Контрольно-обобщающий урок

1

Урок контроля и оценки знаний

контр. работа

№4

1(47)

2 неделя марта

Значение, строение и функционирование  нервной системы.

1

§46

УИиПЗНЗ

Пр.р  №10 «Действие прямых и обратных связей»

Строение, значение и функции нервной системы. Отделы центральной и периферической нервной систем. Рефлекс. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы.

Называть особенности строения, функции, принцип деятельности нервной системы, отделы и подотделы нервной  систем и их  функции, особенности строения и функции головного и спинного мозга, отделы  головного мозга  и их функции

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной системы

Составлять схему рефлекторной дуги простого рефлекса

Различать функции соматической и вегетативной нервной системы,

Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма, роль нервной систем и гормонов в организме, роль спинного и головного мозга в регуляции жизнедеятельности организма

Устанавливать взаимосвязь между функциями нервной и эндокринной систем.

Основные этапы филогенеза нервной системы. Сходства и различия спинного и головного мозга. Значение ассиметрии полушарий, возможности старой и новой коры.

2(48)

2 неделя марта

Автономный   отдел нервной системы

1

§47

УИиПЗНЗ

Пр.р  №11 «Штриховое раздражение кожи».

Разделение функций в соматическом и автономном отделе нервной системы. симпатический и парасимпатический подотдел.

3(49)

3 неделя марта

Нейрогуморальная регуляция

1

§48

УИиПЗНЗ

ПК, мультимедийный проектор

Нейрогуморальная регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем.

4(50)

3 неделя марта

Спинной мозг

1

§49

УИиПЗНЗ

Спинной мозг, строение и функции. Распределение серого и белого вещества, спинного и головного мозга. Строение нейрона и его синапсов. Нарушение деятельности нервной системы и их предупреждение

5(51)

4 неделя марта

Головной мозг: строение и функции

1

§50

УИиПЗНЗ

ПК, мультимедийный проектор

Пр.р  №12 «Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка»

Головной мозг, строение и функции. Отделы головного мозга, их функции. продолговатый мозг, средний мозг, мозжечок, промежуточный мозг: таламус и гипоталамус. Мост. Большие полушария головного мозга. Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий.

6(52)

4 неделя марта

Контрольно-обобщающий урок

1

Урок контроля и оценки знаний

контр. работа

№5

1(53)

2 неделя апреля

Функции органов чувств. Анализаторы

1

УИиПЗНЗ

УИиПЗНЗ

Органы чувств, их роль в жизни человека. Строение и значение анализаторов. Рецепторы, проводящие пути, чувствительные зоны коры больших полушарий.

Называть органы чувств человека, анализаторы, особенности строения органов зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов, заболевания, связанные с нарушением работ органов чувств.

Характеризовать роль органов чувств и анализаторов в жизни человека.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов чувств и их анализаторами.

Использовать приобретенные знания соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов чувств, профилактики вредных привычек

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье, влияние собственных поступков на здоровье.

Различия между «анализатором» и «органом чувств». Связь зрительных и мышечных компонентов в формировании зрительных образов в коре больших полушарий. Взаимодействие анализаторов и взаимный контроль.

2(54)

2 неделя апреля

Зрительный анализатор

Гигиена зрения. Предупреждение глазных заболеваний.

1

§52

УИиПЗНЗ

ПК, мультимедийный проектор

Пр.р  №13 «Обнаружение слепого пятна»

Орган зрения. вспомогательный аппарат глаза. Строение глаза, его функции.  склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка. Зрачок. Сетчатка. Палочки и колбочки сетчатки. хрусталик, стекловидное тело. зрительный нерв. Зрительный  анализатор. Механизм проектирования изображения на сетчатке.

Нарушение зрения, их профилактика. Заболевания и повреждения  глаз, профилактика. Дальнозоркость. Близорукость. Гигиена зрения.

3(55)

3 неделя апреля

Слуховой анализатор. Анализатор равновесия.

1

§54

УИиПЗНЗ

Пр.р  №14 «Проверка вестибулярного аппарата»

Орган слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего  уха. преддверие и улитка. звукопередающий и звуковоспринимающий аппарат уха. Слуховой анализатор.  Преобразование звуковой энергии в механическую. Нарушение слуха, его профилактика. Гигиена слуха.  Борьба с шумом. Механизм работы вестибулярного анализатора.

4(56)

3 неделя апреля

Органы осязания, обоняния, вкуса.

1

§55

УИиПЗНЗ

ПК, мультимедийный проектор

Орган обоняния, осязания, вкуса, их анализатор. Механизмы кожно-мышечного, обонятельного и вкусового анализаторов. Взаимосвязь ощущений – результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.

5(57)

4 неделя апреля

Контрольно-обобщающий урок

1

Урок контроля и оценки знаний

контр. работа

№6

1(58)

4 неделя апреля

Закономерности работы головного мозга.

1

§58

УИиПЗНЗ

ПК, мультимедийный проектор

Рефлекторный характер деятельности нервной систем. безусловные и условнее рефлекс. Их биологическая роль.

Называть принцип работы нервной системы, особенности ВНД и поведения человека,

Характеризовать  особенности работы головного мозга, биологическое значение безусловных и условных рефлексов, сущность регуляции жизнедеятельности организма, значение сна для организма человека, особенности ВНД и поведения человека (речь, внимание, память, мышление)

Использовать приобретенные знания  для рациональной организации труда и отдыха, проведения наблюдений за состоянием собственного организма,

Организации учебной деятельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков)

Филогенетическая обусловленность врожденных форм поведения, направленных на сохранения вида в целом и приобретенные формы, позволяющие особи приспособиться к постоянно меняющимся условиям среды. Качество воли. Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры и значение языковой среды.

2(59)

5 неделя апреля

Врожденные и приобретенные программы поведения

1

§56, 57

УИиПЗНЗ

Пр.р  №15 «Перестройка динамического стереотипа»

Приобретенные (условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность)  и врожденные (безусловный рефлекс, инстинкт. запечатление) программы поведения. Высшая нервная деятельность. Психология и поведение человека.

3(60)

5 неделя апреля

Биологические ритмы. Сон и сновидения

1

§59

конференция

DVD- плеер, телевизор

Природные биоритмы. Сон и сновидения, фазы сна.

4(61)

1 неделя мая

Особенности В.Н.Д. Речь и сознание. Познавательные процессы

1

§60

УИиПЗНЗ

Биологическая природа и социальная сущность человека. познавательная деятельность мозга. сознание человека. Речь. Роль трудовой деятельности в появлении реи и осознанных действий. мышление, его особенности и развитие. Память, ее виды по срокам хранения и запоминания.

5(62)

2 неделя мая

Воля, эмоции, внимание.

1

§61

комбинир

ПК, мультимедийный проектор

Пр.р  №16 «Изучение внимания при различных условиях»

Базовые и вторичные потребности. Волевые процессы. Внимание, его виды, свойства. Эмоции, их значение. Негативизм и внушаемость.

6(63)

2 неделя мая

Работоспособность. Режим дня.

1

§62

Урок обобщения и систематизации знаний

ПК, мультимедийный проектор

Психология и поведение человека. Особенности  психики человека. изменение работоспособности, борьба с утомлением. Факторы риска: стрессы и переутомление. Режим дня.

1,2 (64)

3 неделя мая

Половая система человека

1

§63, 64

УИиПЗНЗ

Строение мужской и женской половых систем.

Называть особенности строения женской и мужской половой системы, психологические особенности личности,

Объяснять причины наследственности, причины проявления наследственных заболеваний,

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма, для соблюдения мер профилактики заболеваний ВИЧ- инфекции, вредных привычек, для рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Характеризовать сущность процессов размножения и развития человека,  роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека

Анализировать  и оценивать воздействие факторов окружающей среды на здоровье.

Проводить самостоятельный поиск биологической информации о достижениях генетики в области изучения наследственных болезней человека.

Биогенетический закон Геккеля-Мюллера, причины отклонения от него. Закономерности органогенеза. Значение эмбриональных приспособлений к внутриутробной жизни.

3 (65)

3 неделя мая

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.

1

§65

Видео-урок

DVD- плеер, телевизор

Размножение и развитие. Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Жизненные циклы. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о продуктивном здоровье. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

4(66)

4 неделя мая

Наследственные и врожденные заболевания.

1

§66

Урок обобщения и систематизации знаний

ПК, мультимедийный проектор

Наследственные и врожденные заболевания, заболевания, передающиеся половым путем. Инфекции (СПИД, сифилис, гонорея).  Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

5(67)

4 неделя мая

Психологические особенности личности.

1

§67

УИиПЗНЗ

ПК, мультимедийный проектор

Психологические особенности личности человека: темперамент, характер, интересы, склонности, способности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.

6(68)

4 неделя мая

Обобщающий урок

1

Урок обобщения и систематизации знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...